Программа формирования УУД 1-4 класс
учебно-методический материал

Земляная Людмила Валерьевна

программа формирования УУД 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_form._uud_s_1_po_4_kl._2.doc459.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования у обучающихся
универсальных учебных действий

Пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) направлена на конкретизацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)  (Приказ Мин.образования и науки РФ от 6.10.2009г №373).к достижению метапредметных и личностных результатов применительно к особенностям образовательного процесса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Родниковской средней общеобразовательной школе №6 и служит основой для разработки рабочих программ всех учебных предметов, курсов.

Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, методических пособий «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. М., 2008», «Запятая О.В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе. Красноярск, 2011» и других методических материалов.

УУД – это:

1) в широком смысле – умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

2) в узком смысле – это совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

1) обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2) обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Программа формирования УУД позволяет обеспечить реализацию следующих ценностных ориентиров начального общего образования:

• формирование основ гражданской идентичности личности;

• формирование психологических условий развития общения и сотрудничества;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

В программе отдельно выделены четыре вида УУД:

личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);

регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);

коммуникативные (умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); умения коммуникации – работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием).

Планируемые результаты достижения учащимися УУД представлены в таблице 1. В первой колонке указана предполагаемая сформированность УУД к началу обучения в школе. Это необходимо для обеспечения преемственности формирования УУД в начальной школе с дошкольным возрастом. Далее УУД конкретизированы применительно к каждому классу, т.е. представлены в развитии, усложнении от 1 класса к 4. Результаты достижения учащимися УУД на конец 4-го класса ориентированы на преемственность с основной школой. Кроме того, в таблице показана связь формирования УУД с содержанием учебных предметов, приведены типовые задачи формируемых УУД, используемые методы и формы организации учебной работы учащихся.

Планируемые результаты, выделенные в таблице курсивом, получат возможность достичь только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и обладающие более развитыми способностями. В повседневной практике обучения эта группа УУД не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися в силу повышенной сложности этих учебных действий для обучающихся данного возраста (года обучения).

Результаты УУД систематически отслеживаются и учитываются в специальных учетных таблицах, например, таких как № 2. По данной таблице можно проанализировать индивидуальную динамику, а также степень сформированности УУД в учебном коллективе в целом, что позволит целенаправленно организовывать их формирование, вносить необходимые коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.


Таблица 1

Планируемые результаты и наименование типовых задач по формированию универсальных учебных действий у обучающихся

Сформированность УУД на начало 1-го класса

Планируемые результаты формирования УУД к концу 1-го класса

Планируемые результаты формирования УУД к концу 2-го класса

Планируемые результаты формирования УУД к концу 3-го класса

Планируемые результаты формирования УУД к концу 4-го класса

Связь УУД с содержанием учебных предметов, методы и формы организации учебной работы младших школьников

Личностные УУД

  1. Положительно относится к школе как к месту, “где учат и где получают пятерки”.

Хочет пойти в школу, сохранив дошкольный образ жизни

Сопоставляет свое поведение с требованиями, заданными учителем

Сопоставляет свое поведение с

правилами школьника.

Выполняет предложенные поручения в классе под контролем учителя

Выполняет правила поведения школьника.

Самостоятельно выполняет поручения учителя, проявляя инициативу

Положительно относится к школе, выполняет правила поведения обучающихся, ориентируется на образец хорошего ученика.

Делает осознанный выбор поручений в классе

Создание ситуации успеха на занятии, использование системы поощрения, поддержка ребенка в случае его неудачи.

Чередование поручений.

Проигрывание и обсуждение разных ситуаций поведения в школе

  1. Проявляет интерес к школьным занятиям как к новой игре.

Предпочитает социальную оценку своих знаний вместо поощрения в форме сладостей, подарков

Ориентируется на статус школьника (стремится удержать это социальное положение)

Удерживает статус школьника, ориентируется на значимость учения, учится с опорой на внешние мотивы

Удерживает статус школьника, осознает значимость учения, учится с опорой на внешние и внутренние мотивы, объясняет свои мотивы

Задается вопросом: “Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?” – и умеет на него отвечать.

Учится с опорой на внешние мотивы (социального признания, поощрения) и внутренние мотивы (учебно-познавательные).

Учится с опорой на учебно-познавательные мотивы

Применение разноуровневых заданий, заданий по выбору.

Игра, соревнование, конкурс и т. д., отслеживание включенности каждого ученика в учебную работу.

Рефлексия учебной деятельности.

Публичное представление результатов учения

  1. Предпочитает совместные занятия индивидуальным занятиям дома, проявляет познавательную активность.

Проявляет интерес к познавательной литературе, инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности

Задает познавательные вопросы учителю.

Под руководством учителя находит способы решения новой задачи.

Проявляет инициативность, любознательность, интерес к отдельным предметам.

С помощью установок учителя находит способы решения новой задачи.

Находит способы решения новой задачи совместно со сверстниками

Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам.

Находит способы решения новой задачи совместно со сверстниками

Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Задания по выбору.

Интеграция в заданиях, интересных для обучающегося, тем из других предметов.

Совместная разработка алгоритма решения творческих заданий

  1. Ориентируется на оценки взрослых и эмоционально откликается на них

Принимает и ориентируется на предложения и оценки учителей

Принимает и ориентируется на предложения и оценки взрослых и сверстников

Сопоставляет самооценку и оценку другими себя на основе критериев успешности учебной деятельности

Принимает и ориентируется на предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей

Выбор посильных заданий из числа рекомендованных.

Рефлексия деятельности (индивидуальной и коллективной).

Соотнесение внешних мнений с собственными и обсуждение расхождений

  1. Самостоятельно принимает решения в игре.

Уверен в себе

Оценивает свои возможности, ориентируясь на мнение учителя

Оценивает свои возможности, ориентируясь на мнения взрослого и одноклассников.

Делает выбор на основе самооценки

Самостоятельно оценивает свои возможности на основе заданных критериев успешности

Адекватно оценивает свои возможности

Самооценка и взаимооценка с использованием соответствующих средств (“волшебных линеек”, памяток, сигнальных карточек).

Соотнесение внешних оценок с собственными и обсуждение расхождений

  1. Участвует в играх с теми детьми, которые ему нравятся.

В играх учитывает интересы других детей

Привлекает в свои игры детей, которым не симпатизирует, под наблюдением учителя

Привлекает в свои игры детей, которым не симпатизирует.

Участвует в играх разных народов

Учитывает интересы других детей (без контроля взрослых), положительно относится ко всем одноклассникам

В совместных играх и учебе терпим к детям других национальностей и вероисповедания

Прогнозирование поступков и их последствий.

Групповая работа со сменой ролей.

Командные соревнования.

Столкновение и обсуждение мнений.

Проигрывание конфликтных ситуаций

  1. Называет свою национальность, пол, возраст, адрес.

Проявляет доброжелательное отношение к близким людям.

Выполняет элементарные поручения по дому

Проявляет интерес к праздникам класса, школы в качестве зрителя.

Выполняет поручения по классу.

Проявляет уважительное отношение к взрослым

Берет на себя выполнение ролей в мероприятиях под руководством взрослого.

Выделяет себя как члена семьи, рода на генеалогическом древе.

Выбирает поручения по интересу.

Задается вопросами о различиях между национальностями (по поводу культуры и традиций, физических особенностей, языка и т.п.).

Участвует в школьных проектах общественно-полезной направленности.

Поддерживает дружеские отношения с другими детьми

Выделяет свою национальную принадлежность, поддерживает позитивные традиции и участвует в национальных праздниках, проявляет заботу о членах семьи, товарищах

Изучение родословной, выполнение и презентация творческих работ (составление древа семьи, эскизов гербов семьи, школы, поселка, оформление альбомов).

Посещение музеев.

Участие в праздниках класса, школы, поселения.

Совместная разработка планов мероприятий и их сценариев.

Инсценировка характерных фрагментов произведений по изучаемым темам (о мамах, детях, войне и т. д.).

Составление и решение задач на актуальные общественные темы

  1. Перечисляет членов своей семьи

Перечисляет членов своей семьи, указывает адрес места жительства, называет свою страну, край (область, республику).

Называет достопримечательности родного города (села), знает названия улиц

Называет основные даты (события) своей семьи.

Называет достопримечательности родного города (села), знает названия улиц

Рассказывает о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях)

Называет основные исторические факты поселка (города), страны

  1. Узнает флаг Российской Федерации

Изображает флаг России.

Узнает герб России, главных лиц страны

Отличает флаг и герб Российской Федерации от флагов и других стран.

Воспроизводит гимн России

Отличает символику России, края.

Воспроизводит гимн России

Проявляет корректное отношение к символике родного края и страны

10.Следует нормам поведения, принятым в семье.

Различает элементарные случаи проявления добра и зла.

Договаривается со сверстниками о нормах поведения в ролевой игре и выполняет их

Дает нравственную оценку своим поступкам и поступкам других людей под руководством учителя.

Соблюдает элементарные правила этикета и поведения обучающихся.

Договаривается со сверстниками о нормах поведения в ролевой игре и выполняет их

Оценивает совместно со сверстниками свои поступки и поступки других людей, ориентируясь на нормы поведения.

Выполняет нормы поведения в ролевой игре.

Соблюдает элементарные правила этикета и поведения на улице

Самостоятельно оценивает свои поступки и поступки других людей, ориентируясь на нормы поведения.

Соблюдает элементарные правила этикета и поведения  в общественных местах.

Старается договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях

Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными нормами и стремится их выполнять.

Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в других общественных местах.

Договаривается со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях.

Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Решает моральные дилеммы на основе учета позиций партнеров в общении, их мотивов и чувств

Разработка вместе с обучающимися правил поведения в различных ситуациях, правил этикета. Обсуждение выполнения правил, качественная оценка своих поступков и поступков других учащихся.

Ролевые игры

  1. Проявляет чувство стыда, вины, совести

Проявляет чувство стыда, вины, совести

Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести под руководством взрослого

Сдерживает свои эмоции.

Сопереживает другим, оказывает помощь

Регулирует свое эмоциональное состояние.

Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.

Понимает чувства других людей, оказывает помощь

Обсуждение поступков литературных героев.

Прогнозирование поступков и их последствий.

Создание идеальных образцов поведения.

Рефлексия поведения в различных ситуациях, включая конфликтные

  1. Участвует со взрослыми в уходе за домашними животными и растениями

Ухаживает за домашними животными и растениями по правилам под руководством взрослого

Сопоставляет свои действия с экологическими правилами под руководством учителя

Сопоставляет и оценивает  свои действия с экологическими правилами самостоятельно

Соблюдает экологические правила

Изучение экологических тем.

Исследования и наблюдения.

Проектная деятельность.

Экскурсии.

Внеурочные мероприятия по охране природы

  1. Следует правилам личной гигиены по примеру, образцу, инструкции взрослого

Придерживается распорядка дня под руководством взрослого

Сопоставляет свое поведение с режимом дня и делает оценочные суждения. Соблюдает режим дня и санитарно-гигиенические нормы под наблюдением  взрослого

Соблюдает режим дня и санитарно-гигиенические нормы.

Делает оценочные суждения  по поводу  вредных привычек.

Соблюдает правила безопасного для себя и окружающих образа жизни

Соблюдает правила личной гигиены. Сопоставляет свой образ жизни с нормами и ценностями здорового образа жизни.

Придерживается здорового образа жизни

Изучение вопросов здорового образа жизни.

Исследования и наблюдения.

Сопоставление своего образа жизни с положительными примерами.

Спортивные соревнования.

Экскурсии

  1. Эмоционально реагирует на красоту природы и рукотворного мира, любит рисовать, танцевать, петь

Выражает свои эмоции в творческих работах, участвует в творческих мероприятиях под руководством учителя

Выражает свое отношение об услышанном или увиденном произведении искусства по наводящим вопросам

Выражает в рисунке, лепке свое отношение об услышанном или увиденном произведении искусства.

Разрабатывает  

творческие мероприятия совместно с учителем

Эмоционально относится к примерам прекрасного в произведениях художественной культуры

Разрабатывает  

творческие мероприятия совместно со сверстниками

Изучение произведений мировой и отечественной художественной культуры.

Выражение положительных эмоций в творческих работах.

Посещение музеев, театров, выставок с последующим обсуждением увиденного. Экскурсии

Регулятивные УУД

  1. Аккуратно раскладывает свои игрушки, письменные принадлежности в пенале.

Соблюдает гигиенические требования при лепке и рисовании

Содержит в порядке свое рабочее место, портфель, книги и тетради под руководством учителя.

Соблюдает гигиенические требования к осанке под руководством учителя

Соблюдает режим учебной работы под руководством учителя.

Распределяет в ходе занятия учебные принадлежности на рабочем столе в соответствии с принятыми нормами

Организует рабочее место.

Соблюдает режим учебной работы в совместной деятельности

Организует рабочее место.

Соблюдает режим учебной работы

Формирование регулятивных УУД осуществляется на всех учебных предметах и во внеурочной работе в процессе многократного выполнения соответствующих операций: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими обучающимися, а затем – самостоятельно.

Обязательно организуется рефлексия выполнения этих операций. Результаты обсуждаются фронтально (в тех случаях, когда это корректно) или индивидуально с учащимся

  1. Рассказывает о последовательности своих действий в игре, рисовании, лепке

Рассказывает о правилах действия в игре

Сопоставляет правила действия в игре с  правилами действия в учебе (с помощью учителя)

Создает правила действия в учебной деятельности по аналогии с игровой, рефлектирует выполнение этих правил

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную (выявляет правила действия ребенка в игре, создает правила действия на учебных занятиях, рефлектирует выполнение этих действий)

Осуществляет учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану

Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале под руководством учителя.

Осуществляет учебные действия в новом материале по образцу или заданному плану (алгоритму) совместно с одноклассниками (в парах и группах) в сопровождении учителя

Разрабатывает под руководством учителя алгоритм действия с новым учебным материалом.

Самостоятельно осуществляет учебные действия в новом материале по образцу или заданному алгоритму совместно с одноклассниками (в парах и группах)

Совместно с учителем разрабатывает алгоритм действия с новым учебным материалом.

Самостоятельно следует выделенным учителем ориентирам действия в новом учебном материале

  1. Использует разные способы изображения одного и того же предмета (рисование, лепка, конструирование)

Приходит к одному результату, решая задачу разными способами (группировка, счет, сравнение, предметов, их преобразование)

Приходит к одному результату, решая (математическую, лингвистическую) задачу разными способами под руководством учителя.

Отличает способы выполнения учебного действия применительно к характерным ситуациям

Отличает способы выполнения учебного действия применительно к характерным ситуациям

Различает способ и результат учебного действия

  1. Проявляет волевые усилия в игре, рисовании, лепке, если интересно

Соблюдает правила игры.

Выполняет элементарные алгоритмы, инструкции под руководством учителя.

Выполняет задание по образцу

Анализирует учебную задачу, следует последовательности её решения под руководством учителя

Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению

Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению

  1. Делает выбор действий в игре из предложенных вариантов

Дополняет предложенный план действий недостающим

Определяет под руководством учителя количество и порядок действий по решению задачи

Определяет количество и порядок действий по решению задачи в соответствии с условиями ее реализации

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  1. Оценочно относится к выполнению правил игры

Следует алгоритму контроля решения задачи под руководством учителя

Следует алгоритму контроля способа решения задачи совместно с одноклассниками

Сопоставляет свои действия по планированию и контролю решения задачи с установленными  правилами

Следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения задачи

  1. Комментирует свои игровые действия

Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя, сравнивая результат с образцом конкретного задания

Осуществляет по алгоритму пошаговый и итоговый контроль, проговаривая выполняемые учебные действия под руководством учителя

Осуществляет пошаговый и итоговый контроль действий одноклассника (в группе, паре), сравнивая способ его выполнения и результат с эталоном

Осуществляет итоговый и пошаговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.

Описывает возможный результат и способ его достижения

  1. Исправляет указанную ошибку под руководством взрослого.

Корректирует свои действия

Сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку  под руководством взрослого

Находит  ошибку с помощью  взрослого  и исправляет ее самостоятельно.

Обнаруживает с помощью взрослого расхождение между эталоном, реальным действием и его результатом

Корректирует действие по ходу его выполнения.

Исправляет указанную ошибку самостоятельно.

Корректирует с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Корректирует действие по ходу его выполнения.

Корректирует план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Корректирует действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Использует предложения учителя и оценки для создания нового, более совершенного результата

  1. Выполняет практические задачи

Сравнивает цели своих учебных действий с целями одноклассников  под руководством учителя.

Отличает в практической задаче  известное и неизвестное под руководством учителя

Сравнивает цели своих учебных действий с целями одноклассников.

Отличает в познавательной задаче известное и еще неизвестное под руководством учителя

Формулирует познавательную цель под руководством взрослого.

Различает, что известно и усвоено, от того, что еще неизвестно.

Преобразует практическую задачу в познавательную

Формулирует познавательную цель.

В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще им не известно.

Преобразует практическую задачу в познавательную

  1. Обсуждает со взрослым результаты игры, лепки, рисования

Оценивает учебную работу под руководством учителя, используя графическую шкалу

Сопоставляет свои критерии оценки с критериями других учеников

Самостоятельно сопоставляет, аргументирует и оценивает свою работу и работу других

Адекватно оценивает учебную работу на основе заданных критериев, алгоритма.

Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом

Самооценка и взаимооценка с использованием различных средств (“волшебная линейка”, сигнальные карточки, критерии и т. д.).

Соотнесение внешних оценок с собственными и обсуждение расхождений.

Рефлексия деятельности

  1. Эмоционально откликается на успешность или неуспешность своих действий

Обсуждает под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий

Сопоставляет цель, ход и результат деятельности под руководством учителя

Сопоставляет цель, ход и результат деятельности  совместно со  сверстниками, определяет причины успешности и неуспешности  в учебной деятельности

Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности

Познавательные УУД

  1. Проявляет любознательность.

Находит нужную букву в алфавите, соотносит букву с картинкой, цифру с количеством предметов

Находит в тексте ответ на поставленный вопрос, слово в словарике учебника или в словаре.

Находит книгу, иллюстрацию и фотографию по теме (возможно, с помощью взрослого).

Отвечает на вопросы, используя свой жизненный опыт

Находит в тексте ответ на поставленный вопрос.

Находит необходимую информацию в печатных изданиях под руководством взрослого

Осуществляет поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике

Осуществляет поиск необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий

Подготовка вопросов по теме.

Нахождение лишней информации при изучении темы.

Подпись иллюстраций словами из текста.

Составление плана текста.

Заполнение таблиц, составление схем по тексту.

Подготовка рекламы, рассказа о каком-то объекте на основе поиска информации.

Толкование слова с помощью словаря.

Нахождение произведения на заданную тему

  1. Выделяет признаки наблюдаемого объекта

Наблюдает объект (включая его иллюстрацию) под руководством учителя

Называет признаки наблюдаемого объекта

Определяет цель и способ наблюдения с помощью взрослого.

Называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним под руководством взрослого

Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами.

Называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним

  1. Фиксирует в рисунке информацию об окружающем мире и о себе

Копирует необходимую информацию из Интернета под руководством взрослого.

Фиксирует символами результаты своей деятельности и наблюдений за природой

Фиксирует найденную информацию с помощью учителя.

Готовит  небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов при непосредственном участии учителя.

Выступает перед аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой

Представляет при участии учителя изученный материал в виде устных сообщений, реферата, презентаций.

Фиксирует информацию в форме моделей, рисунков, планов, диаграмм, схем, чертежей

Выбирает и записывает (фиксирует) информацию об окружающем мире и о себе, в т. ч. с помощью ИКТ

Выполнение творческих заданий (подготовка сочинений, рефератов, сообщений) с использованием ИКТ.

Обозначение на рисунке характерных признаков предметов или групп предметов

  1. По обложке различает тип книги

Использует для поиска информации оглавление и иллюстрации учебника

Различает элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Использует структуру учебника для ориентирования

Различает типы книг (изданий), виды информации (научная, познавательная) с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Выбирает книги для чтения на основе заглавия, оглавления, аннотации, предисловия, иллюстраций и др. данных

Использует для поиска информации основные компоненты учебника: оглавление, вопросы и задания к учебному тексту, образцы, словарь, приложения, иллюстрации, схемы, таблицы, сноски.

Определяет примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям, аннотации

Использует наглядно-предметный материал для решения задач.

Составляет схемы односложных и двусложных слов, предложений из 2–3-х слов, использует символы для обозначения гласных и согласных звуков

Составляет звуковые схемы, подбирает к ним слова.

Схематически (рисунком) обозначает условие математической задачи под руководством.

Переходит от одной модели к другой с помощью учителя

Составляет звуковые схемы, подбирает к ним слова.

Схематически (рисунком) обозначает условие математической задачи по алгоритму.

Переходит от одной модели к другой с помощью учителя

Использует модели, схемы и другие знаково-символические средства для решения задач

Использует модели, схемы и другие знаково-символические средства для решения задач, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач

Моделирование (состава слова, предложения, звукового состава слова, использование графической формы букв и т. д.).

Работа с готовой моделью, схемой, краткой записью, чертежом, рисунком.

Составление условия задачи по схеме, чертежу, краткой записи.

Преобразование модели (например, на основе видоизменения слова).

Выбор соответствующей схемы к заданию.

Составление модели к правилу, выводу.

Заполнение таблицы “цена-количество-стоимость” и т. п.

  1. Использует предложенный способ выполнения действий

Анализирует задачу под руководством учителя

Выбирает верный способ решения задачи из предложенных вариантов

Решает задачи разными способами

Выбирает эффективный способ решения задачи из ряда предложенных.

Выбирает эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Определение последовательности действий по решению задачи.

Сравнение возможных способов решения задачи и выбор эффективного способа.

Нахождение лишних или недостающих данных в условии задачи.

Изменение вопроса задачи

Выделяет составные части задачи (под руководством учителя).

Использует приемы решения задач по аналогии и образцу

Выделяет совместно с одноклассниками части задачи.

Решает задачи по алгоритму

Использует алгоритмы, схемы, памятки, таблицы для решения задач по рекомендации учителя

Использует общий прием решения задачи по необходимости.

Аргументирует свои действия, опираясь на общие приемы решения задач

Составление модели условия задачи.

Составление алгоритма (определение последовательности) действий по решению задачи.

Объяснение правописания орфограмм.

Разбор слова по составу, предложения по частям речи и (или) членам предложения.

Рассказ об объекте по плану

  1. Выделяет признаки вещей

Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов по простым признакам под руководством учителя

Анализирует объекты: отграничивает объекты, определяет их составляющие части и отношения друг с другом (под руководством учителя)

Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом (с одноклассниками).

Выбирает аспект анализа из предложенных вариантов

Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом.

Устанавливает аспект анализа (точку зрения, с которой определяются или будут определяться существенные признаки изучаемого объекта)

  1. Характеризует предметы, явления на донаучном уровне

Анализирует объекты: выделяет внешние признаки предметов, явлений; выделяет предмет на основе заданных признаков

Анализирует объекты: выделяет существенные признаки объекта в сопровождении учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану)

Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки  объекта под руководством учителя; анализирует объекты  по алгоритму (заданному плану); определяет цель анализа объекта

Анализирует объекты: осуществляет наблюдение в соответствии с заданными целями анализа, описывает компоненты объекта, выделяет его существенные и несущественные признаки

Разбиение объекта (и множества объектов) на части.

Распределение слов, чисел, математических выражений, животных и растений, героев художественного произведения на группы по заданным признакам. Выделение составных частей задачи, нахождение избыточной или недостающей информации.

Качественное и количественное описание объекта, выделение его существенных признаков

  1. Восстанавливает целое из частей, конструирует изделия из деталей

Конструирует объект (изделие, рассказ и т. п.) по предложенному плану и по аналогии

Дополняет целое (задачу, уравнение, деформированный текст и т.п.) недостающим компонентом

Составляет целое (алгоритм, план, схему, модель и т.п.) из частей.

Осуществляет синтез, достраивая и восполняя недостающие компоненты

Осуществляет синтез (составляет целое из частей).

Осуществляет синтез, достраивая и восполняя недостающие компоненты

Составление предложений из слов, рассказа из предложений.

Составление рассказа по плану.

Составление математических выражений из предложенных чисел и знаков.

Сборка изделий из деталей.

Восстановление деформированного текста, включая стихотворение

  1. Сравнивает серии сюжетных картинок, выделяет лишний предмет из группы.

Распределяет объекты на группы по внешним признакам (цвет, форма, размер)

Сравнивает и группирует объекты по заданным признакам; выделяет лишний предмет, объясняя свой выбор.

Классифицирует материальные объекты (мебель, посуда, одежда и т. п.)

Выделяет признаки для сравнения и группировки объектов.

Классифицирует конкретные и абстрактные объекты.

Дополняет группу объектов подобными

Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя

Проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Проводит сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии

Распределение предметов на группы (по размеру, цвету, форме, назначению).

Нахождение лишнего в группе предметов.

Нахождение общего и различного в объектах.

Выбор критериев для сравнения двух объектов.

Сравнение объектов по заданным критериям.

Дополнение группы предметов однородными.

Составление подобной группы предметов

  1. Интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?).

Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей

Объясняет причину некоторых явлений природы и поступков людей

Устанавливает и объясняет связь между причиной и следствием в изучаемом круге явлений с помощью учителя

Устанавливает и объясняет причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений с опорой на вопросы, схемы, алгоритмы

Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Составление вопросов к тексту.

Установление причинно-следственной связи объектов и явлений (например, событий и действий героев произведения).

Выдвижение гипотез по изучаемой теме, обоснование своего выбора.

Выбор верного варианта умозаключения из предложенных.

Определение возможных последствий каких-либо событий, действий.

Установление причин событий, действий, результатов.

Моделирование событий, явлений с указанием причинно-следственных связей.

Использование речевых клише для выявления, обоснования причин и следствий.

Оформление выводов по итогам наблюдений за объектами

  1. Задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, и отвечает на них

Строит суждения о явлениях природы и поступках людей по вопросам учителя.

Самостоятельно строит простые рассуждения об объекте

Самостоятельно строит простые рассуждения об объекте, используя опоры, памятки

Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам)

Строит рассуждение, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях.

Строит логическое рассуждение, используя причинно-следственные связи

Выделение и сравнение свойств изучаемых объектов.

Использование графических моделей разного вида суждений.

Использование речевых клише для построения суждений, связывания их в рассуждение.

Составление рассуждений по плану.

Анализ истинности утверждений и рассуждений.

Подготовка рекламы заданного объекта

  1. Объединяет предметы (в том числе коллекции) по общим признакам (животные, посуда, растения, игрушки и т. д.)

Определяет и называет с помощью взрослого общий признак для ряда предметов, объектов.

Находит объект на основе заданных признаков (понятий).

Обозначает термином ряд однородных объектов

Находит объект на основе заданных признаков (понятий).

Обозначает термином ряд однородных объектов

Выделяет специфические признаки группы однородных объектов.

Объединяет объекты на основе специфических признаков

Обобщает (объединяет объекты, выделяя их специфические признаки, сущностную связь).

Подводит под понятие (распознает объект, выделяет его существенные признаки и на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию)

Выделяет аналогии среди предложенных вариантов умозаключений

Выделяет свойства, по которым установлена аналогия

Переносит схожие свойства с одних объектов на другие

Устанавливает аналогии: на основе сходства двух объектов по одним параметрам делает вывод об их сходстве по другим параметрам

Определение совпадающих качеств объектов и выдвижение гипотез вида “Если объекты сходны по этим признакам, то, вероятно, они обладают и другими сходными признаками”.

Нахождение аналогий среди героев художественных произведений и средств выразительности

Фиксирует разницу между полученным результатом и образцом

Устанавливает разницу между тем, что хотел сделать, и тем, что получилось

Устанавливает причину трудностей, которые не позволили достичь желаемого.

Предлагает варианты по преодолению препятствий

Фиксирует проблему (устанавливает несоответствие между желаемым и действительным) и её причины.

Формулирует гипотезу по решению проблемы, создает необходимые способы.

Осуществляет перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем

Коммуникативные УУД

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах)     К1

  1. Сотрудничает со сверстниками и взрослыми на основе заданных правил игры

Работает в паре под руководством учителя

Работает в паре, в группе по заданному алгоритму.

Принимает цель совместной работы, распределяет роли, последовательность действий между участниками

Принимает правила учебного сотрудничества.

Определяет цель совместной работы и распределяет задания в паре, группе

Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия. Определяет

цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия

Совместное изготовление изделий (поделок, геометрических фигур и др.) с распределением ролей.

Соревнование, групповая и парная работа со сменой ролей, распределением заданий

  1. Оценивает действия других, используя понятия “правильно” и “неправильно” под руководством взрослого

Высказывает оценочные суждения о действиях партнера, опираясь на вопросы учителя

Оценивает действия партнера на основе заданных критериев под руководством учителя

Оценивает действия партнера на основе заданных критериев

Оценивает действия партнера на основе заданных критериев.

Контролирует и корректирует действия партнера на основе совместно определенных критериев

Обсуждение и оценивание поступков героев литературных произведений.

Инсценировка характерных эпизодов произведений.

Проигрывание ситуаций.

Взаимопроверка в паре или группе

  1. Задает вопросы на интересующую тему

Задает партнеру вопросы по теме и сравнивает ответы с готовым ответом

Задает партнеру вопросы по теме и сравнивает ответы с готовым ответом

Задает вопросы партнеру по теме и контролирует ответы на основе своих знаний

Задает партнеру вопросы по содержанию осваиваемой темы и контролирует его ответы.

Задает партнеру вопросы по способу выполнения действия

Разные виды работы с книгой, текстом в парах и малых группах (чтение, анализ, пересказ).

Совместное изучение нового материала.

Взаимообучение и взаимопроверка

  1. Поддерживает разговор на интересную для него тему

Поддерживает с партнером разговор на заданную тему под руководством взрослого

Спрашивает партнера о том, что тому непонятно.

Строит высказывания для партнера под руководством взрослого

Задает вопросы собеседнику на понимание и строит понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер знает и понимает

Задает собеседнику вопросы на понимание, строит понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер знает и понимает

Разные виды работы в парах (группах) и рефлексия ситуаций непонимания.

Проигрывание ситуаций и их рефлексия

  1. Действует в совместной игре по принципу “хочу – не хочу”

Высказывает свою точку зрения

Выслушивает точки зрения других и предлагает свою

Выделяет точки зрения разных людей, выслушивает их, сопоставляет основания этих точек зрения

Допускает возможность существования у собеседников различных точек зрения, сопоставляет основания этих точек зрения, уважает их мнение, даже если не согласен с ним

Обсуждение неоднозначных и спорных вопросов по разным темам учебных предметов.

Высказывание и согласование разных мнений при распределении поручений, ролей (определение компромиссного варианта).

Рефлексия совместных действий

  1. Обсуждает возникающие проблемы, правила игры

Выслушивает разные мнения партнеров при работе в паре, малой группе

Сопоставляет разные мнения при работе в паре, малой группе; ориентируется на мнение, поддержанное учителем

Сопоставляет  разные мнения и стремится к координации

различных позиций в сотрудничестве

Допускает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве

Сопоставление мнений партнеров по паре и группе, принятие согласованного со всеми решения.

Использование памяток по координации позиций.

Рефлексия хода совместной деятельности

Договаривается о совместной деятельности по интересам

Различает разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.) с помощью учителя

Различает разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.)

Ориентируется на позицию партнера в общении и деятельности

Запрос мнения партнера. Вопрос начинается со слов: “Правильно ли я тебя понял, что…?”, “Ты считаешь, что…?”, “Что ты предлагаешь?”.

Рефлексия ситуаций общения

  1. Высказывает свое мнение вида “согласен – не согласен”

Высказывает свое мнение вида “согласен – не согласен” с обоснованием

Высказывает свое мнение вида “я думаю, что…”, “я считаю, что…”

Формулирует собственное мнение и позицию

Формулирует собственное мнение и позицию.

Обосновывает и отстаивает собственную точку зрения

Выражение и отстаивание своей точки зрения (ответ начинается со слов “я считаю”, “я думаю”), участие в споре.

Рефлексия ситуаций общения

  1. Договаривается в ролевых играх, конструировании и т.п., если это задано ролью.

Обнаруживает возникшие проблемы в совместной игре, но действует по-своему

Придерживается заданных правил и норм работы в паре и группе под руководством учителя

Обсуждает под руководством учителя нормы, правила, порядок работы в паре и группе

Обсуждает спорные вопросы совместной деятельности, приходит к общему решению

Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в т. ч. в ситуации столкновения интересов.

Продуктивно содействует разрешению конфликтов

Работа в паре (группе) с распределением ролей, заданий.

Выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и отслеживание его реализации

  1. Организует совместные игры.

Выбирает себе по интересу род занятий и партнеров

С участниками группы выбирает задание, при его выполнении придерживается заданного плана

С участниками группы выбирает задание, при его выполнении придерживается заданного плана

Планирует совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживается плана.

Осуществляет взаимоконтроль

Составляет план совместной учебной работы.

Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия при работе в паре (группе) с распределением ролей, заданий.

Самостоятельное распределение обязанностей, ролей, заданий в группе (паре)

Работа с устным текстом. Выражение своих мыслей письменно и устно                 К2

1.Фантазирует вслух, играет звуками и словами, придумывает сказки

Правильно выстраивает простое предложение в устной форме под руководством учителя

Правильно выстраивает сложное  предложение в устной и письменной форме под руководством учителя

Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме под руководством учителя

Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует речевые средства)

Анализ, заучивание и декламация образцов устной речи.

Драматизация.

Составление предложений.

Формулирование вопросов к фрагментам текста, ко всему тексту.

Рассказ по теме.

Анализ устного ответа товарища

Выделяет в услышанном тексте-повествовании понятное и непонятное.

Задает элементарные вопросы по сюжету

Выделяет в услышанном тексте-описании понятное и непонятное.

Задает вопросы к услышанному по описанию

Выделяет в услышанном тексте-рассуждении понятное и непонятное.

Задает вопросы к услышанному рассуждению

Выделяет в услышанном тесте (повествовании, описании, рассуждении) понятное и непонятное.

Формулирует вопрос о том, что непонятно

Выделение непонятных слов, словосочетаний, фраз.

Объяснение непонятных слов с помощью словаря, а также с помощью контекста.

Формулирование вопросов

3. Проявляет волевые качества при слушании сказок. Слушает речь, пока интересно

Внимательно слушает чтение учителем сказок и коротких рассказов

Внимательно слушает чтение учителем и детьми рассказов, стихов, статей, приближенных  к жизненным ситуациям ребенка

Внимательно слушает чтение учителем и детьми научно-популярных статей, былин, басен

Концентрирует свое внимание при слушании

Выполнение заданий на извлечение информации из текста, например, поиск ответов на заданные вопросы по содержанию прослушанного.

Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного

4.Отвечает на прямые вопросы по прослушанному тексту

Выбирает из предложенных высказываний те, которые содержатся в прослушанном тексте

Выделяет среди предложенных высказываний истинные и ложные

Отвечает на вопросы по содержанию услышанного

Извлекает из услышанного текста информацию, данную в явном виде.

Извлекает информацию, данную в неявном виде

Выполнение заданий на извлечение информации из текста (фактов, слов, выражений).

Выделение в тексте ключевых слов.

Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного.

Интерпретация услышанного в форме схемы, рисунка

5. Выделяет главных героев произведения

Односложно передает смысл прочитанного

Среди предложенных вариантов высказываний находит главную мысль услышанного текста

Выделяет главную мысль (мысли) из услышанного текста по алгоритму совместно с другими

Выделяет главную мысль (мысли) из услышанного текста

Определение авторской позиции.

Формулировка главной мысли

6.Высказывает свои объяснения явлениям природы и поступкам людей на основе услышанного

Высказывает простые суждения по поводу прослушанного текста без обоснования

Выбирает из предложенных высказываний подходящий вывод по поводу услышанного

Формулирует вывод в совместной деятельности на основе алгоритма

Формулирует выводы на основе  услышанного

Выбор подходящих выводов из предложенных вариантов.

Формулирование своих выводов по прослушанному

7. Раскладывает по порядку сюжетные картинки из прослушанных произведений

Раскладывает по порядку сюжетные картинки из прослушанных произведений. Выбирает название текста из предложенных вариантов

Делит прослушанный текст на смысловые части, перечисляя по порядку основные события, составляет картинный план текста, под руководством взрослого озаглавливает  части

Выделяет опорные слова.

Составляет план текста по памятке

Выделяет в прослушанном тексте ключевые слова.

Делит текст на смысловые части.

Озаглавливает смысловые части

текста.

Составляет план текста

Определение хода развития событий в тексте.

Деление текста по плану на части.

Работа с деформированным текстом.

Составление плана по памятке.

Сворачивание высказывания в короткую фразу.

Выбор заголовков для фрагмента текста из предложенных вариантов.

Коррекция деформированного плана

8.Составляет рассказ с опорой на серию сюжетных картин

Составляет рассказ на заданную тему по опорным словам, вопросам, серии сюжетных картин

Составляет (продолжает) рассказ на заданную тему по опорным словам, вопросам, картинному плану

Составляет (продолжает) рассказ на заданную тему по плану

При изложении своих мыслей (по заданному вопросу) придерживается темы.

При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного  плана

Изложение заданного вопроса с опорой на сюжетные картины, ключевые (опорные) слова.

Творческий пересказ (от другого лица, с конца произведения, с позиции другого героя).

Пересказ по готовому плану; плану, составленному в группе; самостоятельно составленному плану.

Пересказ какой-либо одной сюжетной линии из параллельных

Анализ ошибок в высказываниях других учеников на соответствие теме.

Анализ собственного изложения вопроса на соответствие теме (по ключу, готовым ответам или без них)

Работа с письменным текстом: поиск информации и понимание прочитанного    К3

1.Спрашивает значение непонятных слов у взрослых

С помощью учителя обращается к словарику из учебника, сноскам для объяснения непонятных слов

Работая в паре, обращается к словарю, сноскам для объяснения непонятных слов

Самостоятельно обращается к словарю для объяснения непонятных слов

Объясняет непонятные слова с помощью словаря.

Объясняет непонятные слова с помощью контекста

Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного текста, выбирает из предложенных высказываний те, которые содержатся в тексте

По вопросу находит в прочитанном  тексте информацию, заданную в явном виде

Находит в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

Находит в письменном тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Использует формальные элементы текста (подзаголовки, сноски и др.) для поиска нужной информации

Поиск ответов на вопросы.

Выполнение заданий на извлечение информации из текста (фактов, слов, выражений).

Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прочитанного текста.

Интерпретация прочитанного в форме плана, схемы, рисунка

Задает вопросы по содержанию учебного материала на основе вопросительных клише

Задает вопросы по содержанию учебного материала на основе вопросительных клише

Задает напарнику вопросы по содержанию учебного материала

Задает вопросы по содержанию учебного материала

Составление вопросительных предложений.

Формулировка вопросов к абзацам текста, ко всему тексту

Выделяет непонятные слова, у учителя выясняет значение непонятных слов

Выделяет в письменном тексте-повествовании понятное и непонятное.

Задает элементарные вопросы по сюжету

Выделяет в письменном  тексте-описании понятное и непонятное.

Задает вопросы к услышанному по описанию

Выделяет в письменном тексте (повествовании, описании, рассуждении) понятное и непонятное.

Формулирует вопрос о том, что непонятно

Объяснение значения слов, словосочетаний, фраз.

Объяснение непонятных слов с помощью словаря, а также исходя из контекста.

Формулировка вопросов по содержанию прочитанного.

Сопоставление разных ответов на один и тот же вопрос, нахождение истинных высказываний, их аргументация

Отвечает на заданные вопросы по тексту

Определяет тему и главную мысль текста  под руководством учителя

Понимает смысл прочитанного, определяет тему и главную мысль (в сотрудничестве с одноклассниками)

Определяет тему и главную мысль письменного текста

Определение авторской позиции.

Формулировка главной мысли

Раскладывает сюжетные картинки по порядку.

Выбирает название текста из предложенных вариантов

Делит письменный текст на смысловые части, перечисляя по порядку основные события, составляет картинный план текста (под руководством взрослого).

Выделяет ключевые слова по наводящим вопросам

Выделяет опорные слова.

Восстанавливает деформированный план.

Составляет план текста по памятке

Выделяет в тексте ключевые слова.

Делит текст на смысловые части. Озаглавливает смысловые части текста.

Составляет план текста

Определение хода развития событий в тексте.

Деление текста по плану на части.

Работа с деформированным текстом.

Составление плана по памятке.

Сворачивание высказывания в короткую фразу.

Выбор заголовков для фрагмента текста из предложенных вариантов.

Коррекция деформированного плана

Заносит в таблицу фактические данные, выбранные из текста

Подбирает информацию, соответствующую  плану, схеме

Отличает главную информацию от второстепенной.

Задает основание для упорядочивания информации (под руководством учителя)

Упорядочивает информацию по заданному основанию.

Задает основание для упорядочивания информации

Исправление ошибок на упорядочивание информации.

Поиск оснований, по которым информация упорядочена.

Упорядочивает информацию

Выделяет объект по заданным признакам

Выделяет признаки, на основе которых можно сравнивать объекты, описанные в тексте (с помощью учителя)

Сравнивает между собой объекты, на основе заданных существенных признаков

Сравнивает между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака.

Сопоставляет информацию, полученную из нескольких источников

Нахождение признаков для сравнения объектов, выделение среди них существенных.

Коррекция результатов сравнения, сделанного разными учениками

Извлекает  информацию, представленную  в неявном виде (с помощью учителя)

Извлекает  информацию, представленную в неявном виде, по наводящим вопросам

Извлекает  информацию, представленную в неявном виде.

Понимает текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

Поиск фраз, употребленных в переносном значении.

Установление связи между разными событиями, фактами.

Поиск ответов на наводящие вопросы.

Поиск в тексте художественных приемов (сравнение, эпитеты, олицетворения, мораль и т. п.)

«Читает» схемы слов, предложений, задач, схематический рисунок

«Читает» простые схемы, извлекает информацию из таблицы для решения учебных задач

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя)

Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы

Заполнение таблиц.

Поиск информации в таблицах.

Моделирование обложки произведения.

Словесное рисование картин, иллюстрирование.

Чтение готовых схем.

Графическое рисование соотношения “схема – слова”, “схема – предложения”.

Схематизация задач

Использует поисковый вид чтения (находит описание, слова героя и т.п.)

Использует различные виды чтения: изучающее, поисковое – в сотрудничестве с учителем

Использует самостоятельно различные виды чтения: изучающее, ознакомительное, поисковое (по  заданному алгоритму)

Использует различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое.

Выбирает нужный вид чтения в соответствии с целью чтения

Чтение произведений на заданную тему.

Поиск требуемой информации в тексте, книге.

Определение жанра и вида текста

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации                   К4

1.Пересказывает известную ему сказку, небольшой рассказ

Выполняет подробный пересказ с помощью наводящих вопросов, сюжетных картинок. Самостоятельно пересказывает небольшое по объему произведение

Выполняет подробный пересказ небольшого по объему произведения, несложного в содержательном и лексическом отношении, в том числе по коллективно составленному плану

Выполняет подробный пересказ прочитанного на основе самостоятельно составленного плана

Выполняет подробный пересказ прочитанного

Пересказ с опорой на картинки (план, ключевые слова).

Творческий пересказ (от другого лица, с конца произведения, с позиции другого героя)

Вычленяет в тексте основные события, факты и кратко передает их последовательность

Составляет план, вычленяя содержащиеся в тексте основные события и  сведения.

Кратко передает содержание текста по плану

Выполняет краткий пересказ прочитанного

Пересказ по готовому плану.

Пересказ по плану, составленному в группе.

Пересказ по самостоятельно составленному плану.

Пересказ какой-либо одной сюжетной линии из параллельных.

Интерпретация текста в форме рисунка, схемы

Подбирает факты к общей идее текста.

Выбирает из предложенных фактов, соответствующие теме

Устанавливает простые связи между идеей текста и фактом

Соотносит факты с общей идеей текста, устанавливает простые связи между ними

Схематизация текста.

Поиск ответов на вопросы по соотнесению фактов и общей идеи.

Использование моделей типичных умозаключений

Находит в тексте примеры и факты, доказывающие верность суждения (в сотрудничестве)

Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов.

Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор

Формулирует несложные выводы, основываясь на тексте.

Находит аргументы, подтверждающие вывод

Выбор подходящего вывода из предложенных вариантов.

Коррекция неверного или неполного вывода.

Подбор фактов из текста, подтверждающих вывод

Кратко   передает тему прочитанного в устной форме.

Высказывает свое отношение к прочитанному

Составляет «аннотацию», письменно отвечая на вопросы,  заданные учителем

Составляет небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

Работа с текстом: оценка информации                            К5

1.Высказывает свое отношение к героям произведения

Высказывает свои суждения о прочитанном тексте  без обоснования

Дает оценочные суждения о прочитанном тексте под руководством учителя

Высказывает свою точку зрения о прочитанном, работая в паре и группе

Высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения

Выбор подходящих критериев оценки из предложенных вариантов.

Формулирование своих критериев оценки.

Выражение собственного отношения к прочитанному.

Аргументация своих оценочных суждений о прочитанном.

Сопоставление разных оценок, точек зрения о прочитанном

Дает оценочное отношение содержанию текста

Дает аргументированную оценку содержанию текста (в процессе обсуждения с учителем и сверстниками)

Оценивает содержание, языковые особенности и структуру текста

Поиск в тексте художественных приемов (сравнение, эпитеты, олицетворения, мораль и т. п.).

Исправление и оценка деформированного текста.

Изменение структуры небольшого текста, сравнение исходного и нового вариантов (желательно использовать ИКТ)

Соотносит иллюстрацию с содержанием текста (с помощью учителя)

Определяет место и роль иллюстративного ряда в тексте (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками)

Определяет место и роль иллюстративного ряда в тексте

Находит несоответствие в тексте, исправляет их (коллективно)

Обнаруживает неточные факты, сведения, отсутствие   информации

Подвергает сомнению достоверность прочитанного: обнаруживает пробелы в информации или лишнюю информацию.

Выявляет достоверную (противоречивую) информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками

Работа с деформированными таблицами, текстами.

Нахождение и исправление ошибок друг друга.

Аргументация недостоверности прочитанной информации

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

1. Ориентируется на рабочем столе и клавиатур, владеет мышкой.

Умеет создать файл. Умеет сохранить файл.

Вносит изменения в файл, сохраняет их.

Переименовывает файлы и папки. Распечатывает файл. Использует зргономичные и безопасные для здоровья приемы работы со средствами ИКТ, выполняет компенсирующие упражнения.

Организует систему файлов и папок, запоминает изменения в файле, именование файлов и папок. Распечатывает файл.

Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля. Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами;

2.

Демонстрирует элементарные навыки пользования компьютером под руководством учителя.

Конструирует небольшие сообщения, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создает информационные объекты (иллюстрации) к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

Создает творческие работы, несложные видеосюжеты, натурные мультипликации и компьютерные анимации с собственным озвучиванием, музыкальные произведения, собранные из готовых фрагментов

Вводит информацию в компьютер с фото- и видеокамеры. Сканирует изображения и тексты. Записывает (сохраняет) вводимую информацию. Распознает текст, введённый как изображение. Учитывает ограничения в объёме записываемой информации, использует сменные носители (флеш-карты).

Различные способы передачи

информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные.

Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

Восприятие и понимание основной информации в письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.

3.

Ориентируется в клавиатуре. Набирает небольшой текст.

Владеет клавиатурным письмом.

Осуществляет поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

Соблюдает правила при создании и оформлении текста.

Использует компьютерный словарь, экранный перевод отдельных слов. Создает небольшой текст на компьютере на иностранном языке.

Составляет текст. Владеет клавиатурным письмом. Знает основные правила и инструменты создания и оформления текста. Работает в простом текстовом редакторе. Набирает текст на родном и иностранном языках,осуществляет экранный перевод отдельных слов. Пользуется полуавтоматическим орфографическим контролем.

Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.

4.-

-

Распознает графические сообщения

Создает графические сообщения.

Рисует на графическом планшете.Создает планы территории. Создает диаграммы и деревья.

Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, Создание творческих графических работ

5

-

Создает небольшой текст на компьютере.

Создает небольшой текст на компьютере.

Редактирует текст, фотоизображения и их цепочки (слайд-шоу), видео- и аудиозаписи.

Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением.

Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки.

6.

Составляет новое изображение из готовых фрагментов (аппликация)  

Создает презентацию как письменное и устное сообщение. Создает сообщения в виде цепочки экранов.

Создает новые сообщения путём комбинирования имеющихся. Добавляет на экран изображения, звук, текст. Использует ссылки из текста для организации информации. Помечает фрагмент изображения ссылкой. Добавляет объекты и ссылки  в географические карты и ленты времени.

Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

7

Создает письменные сообщения.

Создает письменные сообщения. Создает структурированные сообщения.  

Создает структурированные сообщения. Готовит устные сообщения c аудиовизуальной поддержкой, пишет пояснения и тезисы.

Сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами

8

Представляет и обрабатывает данные.

Собирает числовые и аудиовизуальные данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото -  или видеокамеры, цифровых датчиков.

Графически представляет числовые  данные в виде графиков и диаграмм

Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

9

Находит информацию в соответствующих возрасту цифровых источниках. Осуществляет поиск информации в Интернете, формулирует запрос, интерпретирует результаты поиска.

Сохраняет найденный объект. Составляет список используемых информационных источников. Находит информацию в компьютере. Организует поиск по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова.

Осуществляет поиск информации в Интернете, формулирует запрос, интерпретирует результаты поиска. Сохраняет найденный объект. Составляет список используемых информационных источников. Использует ссылки для указания использованных инфоормационных источников. Осуществляет поиск в базах данных. Заполняет базы данных небольшого объёма.  

Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

10

Осуществляет коллективную коммуникативную деятельность в информационной образовательной среде.

Проектирует  объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.

Выступает перед небольшой адиторией с устным сообщением с ИКТ  -поддержкой. Ведет дневники, осуществляет социальное  взаимодействие.

Передает сообщения, принимает участие в диалоге с использованием средств ИКТ-  электронной почты, чата, форума , аудио - и видеоконференции и пр. Размещает письменное сообщение в информационной образовательной среде. Фиксирует ход и результаты обсуждения на экране и в файлах. Планирует и проводит исследования объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Моделирует объекты и процессы реального мира и управляет ими с использованием виртуальных  лабораторий и механизмов, собранных из конструктора. 

Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ

(Таблица №2)

Лист достижений обучающихся ____________ класса по разделу __________________________________________ (предмет)

№ п/п

ФИО

Предметные умения

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

ИКТ

1.

2.

3.

4.

5.

7.

8.

9.

11.

12

13

14

15

16

17

18

19

20



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе КГБСКОУ СКШИ 2вида 6

Рабочая программа разного уровня слухоречевого  развития учащихся 2 класса КГБСКОУ СКШИ II вида 6    составлена  на основе  Программы  специальных (коррекци...

Приложение к рабочей программе по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения

Предлагается примерный речевой материал по развитию слухового восприятия учащихся 3-го класса II отделения на индивидуальных занятиях....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся 3 класса II отделения школы-интерната №15 II вида.

Рабочая программа по предмету « Развитие слухового восприятия и формирование произношения»  для 3 класса  II отделения составлена в соответствии с содержанием и требованиями типовых программ...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.

Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....