Палочка - выручалочка – «Сказкотерапия»
статья (1 класс)

Скворцова Галина Леонидовна

Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, то, что не реализовано, что таилось в глубине души и сознания ребёнка. В сказке может реализоваться мечта, а главное у ребёнка появляется чувство защищённости.  Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Палочка - выручалочка – «Сказкотерапия»

     В настоящее время многие учителя и родители обеспокоены тем, что дети плохо читают, читать не хотят, речь детей скудная, словарный запас очень ограниченный, на вопросы они стремятся отвечать обносложно, не умеют и не хотят рассказывать о том, что увидели, что почувствовали, не умеют отгадывать загадки. Чем же мы, взрослые, можеи помочь нашим детям?

     Бгатые возможности таятся в методе, который называется "Сказкотерапия". Что же это такое?

   Чтение сказок имеет большое значение для постижения русской речи.  Выразительное чтение сказок взрослыми знакомит детей с неисчерпаемыми богатствами, возможностями и красотой русского языка. И может способствовать тому, что дети начнут пользоваться этим богатством.

     Сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей. Из них можно почерпнуть множество знаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают ребёнку испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сказочное воздействие активизирует личностные возможности ребёнка, открывает новые пути его взаимодействия с окружающим миром, пробуждает фантазию, знакомит его с новыми исконно русскими словами и понятиями.

    Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, то, что не реализовано, что таилось в глубине души и сознания ребёнка. В сказке может реализоваться мечта, а главное у ребёнка появляется чувство защищённости.  Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

    Привлекательность использования элементов сказкотерапии обусловлена тем, что:

сказка эмоциональна,

сказка мудра,

сказка безгранична,

сказка информативна,

сказка наглядна.

     Занятия с элементами сказкотерапии вызвывают у детей большой интерес и дают хорошие результаты. Занятия приносят радость, во время таких занятий исключены скука и утомление.

     В результате обеспечивается  психологический комфорт во время занятия, активизируются память, внимание, восприятие и мышление.

     Используя элементы сказкотерапии, можно развивать у детей:

связную речь (составление рассказа по картике, по серии сюжетных картинок, пересказ сказки и ее эпизодов, инсценировка сказок);

грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными и другими суффиксами: лиса -лисичка-лисонька, волк - волчище и др.);

обогащать словарный запас: а) введение в активный словарь ребёнка новых понятий и слов, б) подбор прилагательных к существительным: лиса - хитрая, рыжая;  козочка - рогатая, ласковая, заботливая,  в) подбор слов - синонимов и т.д.;

звуко-слоговой анализ и синтез (составь из перепутанных слогов слово: бок-ло-ко ...колобок, сонь- ли -ка...лисонька);

фонематическое восприятие (какой одинаковый звук слышится в словах зайчишка-трусишка, мышка- норушка, лягушка-квакушка);

  • мелкую моторику;
  • память и внимание;
  • эмоциональность и активность;
  • творчество и самостоятельность.

     Элементы сказкотерапии можно использовать на уроках, во время внеурочных занятий и конечно дома, если мы заинтересованы в развитии наших детей.  Сделать "обычный" урок интересным, "живым", понятным детям можно с помиощью создания живой ситуации на уроке. Даже сложный материал запоминается без особых затруднений, если при его объяснении использовать принцип занимательности, разнообразные игровые моменты, элементы сказкотерапии, вызывающие положительную мотивацию к изучению нового, способствующие развитию у детей наблюдательности, памяти, фантазии. "Сказочный" материал придаёт любому занятию эмоциональную окрашенность.

     На занятиях в школе элементы сказкотерапии можно использовать:

как дидатический материал,

как средство, помогающее объяснить новый материал или закрепить усвоенное ранее,

как вид работы по развитию речи.

     И дома тоже несложно организовать общение с ребёнком, используя элементы сказкотерапии: организовав игру в сказку, например, по дороге в школу, из школы, по пути на занятия в секции или кружке и т.д. Возможностей много, нужно только желание и заинтересованность взрослых.

    Использование элементов сказкотерапии повышает уровень развития детей, что в свою очередь оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка, способствует более успешному усвоению им школьной программы и социальной адаптации наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного слушания 1 класс В.Сутеев Палочка-выручалочка

Мультимедийная разработка урока литературного слушания 1 класс по программе Начальная школа 21 века. Презентация к уроку и аудио сказка...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

Урок литературного чтения в 1 классе Тема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка».

Урок литературного чтения в 1 классеТема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка»....

1-2 класс. Интерактивная книга. В.Сутеев "Палочка-выручалочка"

Диплом III место Международного конкурса презентаций "Интерактивная мозаика-2013" в номинации "Интерактивная игра", организованного Pedsovet.suПрезентация сделана на основе приема листания, который пр...

В.Сутеев "Палочка - выручалочка"

ввод в круг чтения новых авторских сказок; сравнение сказок по темам, авторам; составление схематичного плана и пересказа по плану; сравнение героев сказки и их поступки. Воспитание любви и уважен...

Конспект урока по литературному чтению по теме В. Сутеев "Палочка-выручалочка"

Конспект составлен по технологии продуктивного чтения с указанием универсальных учебных действий на каждом этапе урока....