Проектная деятельность в образовательном учреждении. Проект - Познавательный и литературный клуб «Наша зелёная лампа»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Публикация содержит материал, представляющий опыт работы по созданию литературного и познавательного клуба в коррекционной школе для детей с нарушенным слухом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательный и литературный клуб «Наша зелёная лампа» | 781.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Публикация
Проектная деятельность в образовательном учреждении
проект Познавательный и литературный клуб «Наша зелёная лампа»
Авторы: Шипилова Светлана Максимовна-учитель, Васильченко Ольга Михайловна-учитель
Ставропольский край, город Пятигорск , ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа- интернат №27 II вида»
Методический паспорт проекта
Предмет – литературное чтение
Тип проекта – творческий
Творческое название – Познавательный и литературный клуб «Наша зелёная лампа»
Сроки проведения – 2018 – 2019 уч. год.
Цели и задачи (формирование УУД)
Личностные: развитие познавательных интересов учащихся, воспитание гражданской идентичности, патриотизма, развитие мотивации учебной деятельности, осуществление рефлексивной самооценки учащимися, развитие навыков сотрудничества в коллективе.
Метапредметные (регулятивные УУД, предметные УУД, коммуникативные УУД): овладение учащимися способами обобщения, систематизации, сравнения, установление причинно-следственных связей, развитие умения структурировать текст, выделять главное в нём, использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение умением вести диалог, строить монологическое контекстное высказывание, овладение основами коммуникативной рефлексии.
Основополагающий вопрос (обоснование темы) – проект предусматривает создание познавательного и литературного клуба для учащихся 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы II вида.
Проблемные вопросы (актуальность выбранной темы) – формирование интереса к чтению в начальных классах и поддержание этого интереса у учащихся старших классов, побуждение детей к расширению читательского кругозора, обучение детей восприятию текста литературного произведения как некой творческой единицы, которая может быть воплощена в театральном действии, развитие воображения, творческих способностей, расширение представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных компетенций.
Наши ученики - дети с нарушенным слухом, имеющие серьёзные проблемы с развитием речи, их лексический запас крайне ограничен, а значит, дети с трудом понимают прочитанный текст. Уроки чтения и развития речи не решают проблему. Необходимо разнообразить работу по развитию речи, а без чтения дополнительной литературы сделать это крайне сложно, надо придумывать новые формы работы для того, чтобы приобщать детей к чтению, развивать и поддерживать читательский интерес.
Кроме того, необходимо развивать коммуникативные компетенции наших учеников, лучше всего это делать сообща, творчески, вот и объединило нас в этом стремлении наше коллективное творческое дело - Познавательный и литературный клуб «Наша зелёная лампа» для учащихся 1-9 классов.
План работы (этапы реализации проекта):
наметить план работы клуба, подобрать литературные произведений для чтения;
читать и обсуждать выбранные литературные произведения, воплощать их в театральные постановки;
использовать ресурсы сети Интернет для интерактивного чтения литературных произведений;
использовать в работе клуба творческие работы учащихся в качестве иллюстраций к прочитанным литературным произведениям, подготовить выставку творческих работ, отражающих тематику года театра в России.
Формы презентации: провести защиту проекта в форме речевого праздника.
2015 год литературы в России в нашей школе мы с педагогами решили создать читательский клуб «Наша зелёная лампа» с той целью, чтобы поддержать интерес учащихся к чтению. Работа читательского клуба нашей школы представлена в сети Интернет на портале www.o-detstve.ru ,где можно познакомиться с итогами нашей деятельности. Опыт работы обобщён и был представлен на VI Всероссийском дистанционном конкурсе « Моя педагогическая инициатива» в 2015 году. Проект по созданию читательского клуба для учащихся 4-6 классов стал победителем конкурса в номинации «Учебно-воспитательный процесс в школе». В 2016-2017уч. г. в рамках читательского клуба мы работали над экологической тематикой, а в 2017 -2018 уч.г. прошёл под эгидой Года волонтёра.
2019 Год театра в России. Мы решили продолжить эту работу, связать её с тематикой года и разнообразить деятельность клуба новыми формами. Наш клуб поддержал общешкольную акцию «За правильную и красивую речь», стал литературно-познавательным.
Работу клуба мы начали с участия в общешкольной речевой линейке « За правильную и красивую речь». Мы обратились ко всем участникам акции с предложением возобновить шефскую работу старшеклассников над учениками младшей школы именно в части развития речи и расширения коммуникативных компетенций. Наше предложение поддержали, в школе появились «Речевые патрули». Приняли решение, что старшеклассники из « Речевого патруля» будут приходить к малышам, читать с ними литературные произведения, обсуждать их и затем создавать небольшие постановки.
На первой речевой линейке этого учебного года был принят План работы и Положение, которое утверждено директором школы. На этой же линейке выбрали состав патруля, включающий как учеников, так и учителей.
Решили, что осуществлять работу «Речевого патруля» будут старшеклассники под руководством учителей, ведущих индивидуальные занятия под девизом « За правильную и красивую речь!», проводить игровые коррекционные занятия « Слова – мои помощники!», весёлые физкультминутки, мультзарядки, совершать «Путешествия в страну правильной речи» и т.д.
Одно из направлений работы «Речевого патруля» - это деятельность нашего клуба.
Мы приступили к работе, вернее, продолжили ту работу, которую начали в 2015 году.
Старт. Название оставили прежнее - «Наша зелёная лампа». У нашей зелёной лампы можно уютно расположиться, почитать стихотворение, или короткий рассказ, обсудить прочитанное. (рис.1)
Рис.1 Плакат.
(Это название предложили мы потому, что являемся постоянными посетителями литературного сайта «Зелёная лампа» (http://elenkav.ucoz.ru/), а главное – рассказ нашего известного писателя Александра Грина «Зелёная лампа» как раз и повествует о ценности книг и чтения.)
Название есть. Есть атрибут (рис.2). Девиз и эмблему изменили(рис.3)
.
Рис.2 Атрибут
Кто много читает, тот много знает Кто мало читает, тот мало знает |
Рис.3 Эмблема и девиз
Работу свою мы спланировали в соответствии с тематикой Года театра и событиями, отмеченными литературным календарём.
В ноябре 2018 года отмечалось 200-летие со дня рождения И.С. Тургенева. Старшеклассники пришли в гости к малышам с книгой И.С. Тургенева « Муму», показали часть мультипликационного фильма, снятого по этому произведению, продемонстрировали свои рисунки, подготовленные ими к выставке.(рис.4)
Рис.4 Беседа к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева
В ноябре же мы провели беседу о творчестве детского писателя Н.Носова. Ребята показали буктрейлер, подготовленный по произведениям писателя и принесли для чтения книгу автора с рассказом « Живая шляпа».(рис.5)
Рис.5 Читаем книгу Н.Носова
В декабре мы отметили день рождения Дедушки Мороза. Совершили виртуальное путешествие в Великий Устюг и посетили необыкновенный терем, в котором находится резиденция Деда Мороза. (рис.6).
Рис.6 Виртуальное путешествие в Великий Устюг
К каждому такому событию мы выпускали информационные листки, готовили творческие работы, выпускали агитплакаты, наши ученики участвовали в Интернет-конкурсах,посвящённых Году театра в России, юбилеям русских писателей. (рис.7)
Шереметова Виктория-ученица 9 класса принимала активное участие в работе Всероссийского литературного творческого конкурса в честь 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева с международным участием. Её результат - 4 первых и 2 вторых места в разных номинациях.Дипломы за активное участие в подготовке и проведении этих мероприятий получили и педагоги.Конкурс проводился издательским Домом « Серебро слов».
Так же наши ученики с помощью мам принимали участие в работе V международного конкурса « Мириады открытий» от проекта « Инфоурок» в тестировании « Магия театра». И получили сертификаты участников.
Диплом I степени VI Международного профессионального конкурса « Ты-гений» в номинации «Великий волшебник –театр!» получили авторы этой публикации за презентацию «Приглашаем в театральное путешествие».
Рис.7 Агитплакаты и дипломы
Начало нового календарного года мы отметили виртуальными театральными путешествиями. Старшеклассники познакомили ребят с историей возникновения театра, посетили Древнюю Грецию, Италию, Францию, рассказали о том, как устроен современный театр и о том, как вести себя в нем.(рис.8)
Рис.8 Театральные путешествия
Пожалуй, не менее интересные встречи мы провели с нашими первоклассниками. Самое доступное для них чтение-это чтение русских народных сказок. «Репку» мы не только читали, но ещё и разыграли театральное представление при помощи кукол. «Теремок» прочитали, разыграли, а затем и сами стали артистами(рис.9)
Рис.9 В стране сказок
Стихи Агнии Барто мы читали вместе, используя панорамную книжку с самыми известными стихами поэтессы. Малыши отвечали на простые вопросы, называли игрушки, по ходу чтения мы пытались вносить элементы драматизации.
У нас в школе есть учительница-член Союза писателей. Это Антонина Георгиевна Тесленко, которая пишет, в том числе, и стихи для детей. Не раз мы читали её произведения на наших праздниках, и сейчас мы продолжили эту традицию. Со стихами – загадками Антонины Георгиевны мы познакомили наших малышей, подготовив маленькие видео-фрагменты, пальчиковые куклы помогли старшеклассникам сделать эти встречи более эмоционально окрашенными. Для самих чтецов это была новая интересная форма работы, а для малышей мы открыли мир загадок и поэзии.
Началась подготовка к нашему речевому празднику, на котором мы предоставим итоги работы над нашим проектом. Тема речевого праздника – «Театральное путешествие». Мы проведём его в форме виртуального путешествия по странам Европы и Азии, посетим знаменитые театры, но сначала мы расскажем о том, какую работу мы провели в рамках нашей акции « За правильную и красивую речь!».
Руководители клуба будут на этом празднике защищать творческий проект педагогов «Познавательный и литературный клуб « Наша зелёная лампа».
Рефлексия результатов. В ходе реализации проекта учащиеся узнали о цели провозглашения 2019 г. Годом театра в России. Несомненно, любое театральное действие связано с литературным творчеством. На наших встречах мы говорили о ценности чтения, попытались внести в работу новые формы - чтение сопровождали драматизацией прочитанных произведений (сказок, стихов, коротких рассказов). Ребята не только читали книги, но ещё и попытались стать актёрами. Подготовленные творческие работы, небольшие постановки сказок значительно усилили эмоциональное восприятие литературных произведений, помогли ребятам лучше понять прочитанное, выразить свои чувства.
На речевом празднике мы попытаемся создать атмосферу театра, а затем обсудить не только прочитанное, но и то, какие театральные спектакли ребята посетили и что они могут рассказать об увиденном.
Педагогам хорошо известно, что сейчас с большими трудностями сопряжен выход детей из школы. А говорить о театре и не побывать в нём как-то не совсем логично. Так вот, мы нашли выход. Наши речевые праздники в школе в этом году стали настоящими театральными постановками. Уже мы посмотрели спектакль «Стрекоза и Муравей», готовится к постановке «Дюймовочка».
Уважаемые коллеги! Сейчас с уверенностью можно сказать, что работа нашего клуба будет продолжена, так как накоплен уже немалый опыт и очевиден положительный результат. Хотим верить в то, что эта форма работы для кого-то будет интересна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель внеурочной деятельности в образовательном учреждении при реализации ФГОС второго поколения
Реализация программ по внеурочной деятельности....
"Городской сборник по инновационной деятельности в образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода" статья по теме "Из опыта работы в коррекционном учреждении с детьми с расстройствами аутистического спектра"
Этот материал поможет учителям в своей работе с детьми с растройствами аутистического спектра....
Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»
практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...
«Организация проектной деятельности в образовательном учреждении».
Проектная деятельность — культурная форма деятельности, в которой формируются способности к осуществлению ответственного выбора. Базой образовательных технологий, поддерживающей компетентностно ...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, ба...