«Организация проектной деятельности в образовательном учреждении».
учебно-методический материал на тему

Недоспасова Лариса Михайловна

 

Проектная деятельность — культурная форма деятельности, в которой формируются способности к осуществлению ответственного выбора. Базой образовательных технологий, поддерживающей компетентностно — ориентированный подход в образовании, является метод проектов, который по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.                 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

  1. «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Организация проектной деятельности обучающихся  1 класса

 в соответствии ФГОС»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

на основе именного образовательного чека

 «Организация проектной деятельности в образовательном учреждении»

(Вариативный блок, 36 часов).

Слушатель ________________ Л.М.Недоспасова

(подпись, дата)

Руководитель ________________ В.И. Юдин

(подпись, дата)

Самара 2015 г.

         

  СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 3

  1. Смысл использования «метода проектов»

 4

  1. Типология учебных проектов

 7

  1. Формы  и  методы  проведения  занятий,  использование   эффективных  и   передовых  технологий   и  дидактических  средств

 8

Заключение

12

Список использованных источников

14

Приложения

15

                 

             

 

 Введение.  

Образование является стратегическим ресурсом общества из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания.

        Сегодня большинство обучающихся воспринимают информацию по каждому предмету абстрагировано от других, не прослеживается умение обобщать знания, полученные на всех предметах школьного курса и, как следствие, не формируется целостная картина мира. Учёба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям выпускника. Сейчас необходимы люди критически мыслящие, способные ставить исследовательские вопросы, формулировать гипотезы, искать решения и анализировать. Вот почему проблема формирования масштабного, глобального  мышления у школьников, как системы, которая ориентирует на воспитание нового целостного виденья мира и места человека в нём — актуальна.

      Цель формирования глобального мышления у обучающихся — это создание условий для понимания целостности мира и взаимосвязи в нём, через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

        Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира школьников [2, стр.3]. Главным результатом педагога учебно-исследовательской работы должны стать приобретённый обучающимися опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые исследовательские знания, умения и навыки. Именно поэтому огромную роль в моей педагогической деятельности я отвожу организации написания исследовательских творческих работ детьми.

       Проектная деятельность — культурная форма деятельности, в которой формируются способности к осуществлению ответственного выбора. Базой образовательных технологий, поддерживающей компетентностно — ориентированный подход в образовании, является метод проектов, который по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

     

   

Смысл использования «метода проектов»

      С введением Федерального государственного образовательного стандарта новое развитие в учебно-воспитательном процессе образовательной организации получил метод проектов. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, применение которого предполагает формирование у обучаемого

 - готовности к саморазвитию,

 -  активную учебно-познавательную деятельность,

 - создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы,

 - обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности,

 - развитие навыков исследовательской деятельности.

Все перечисленные выше качества личности и условия организации образовательного процесса можно реализовать в проектной  деятельности.

    Под проектом подразумевают

  специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы;

  под методом проектов подразумевают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем [2, стр. 14  ].

       Смысл использования «метода проектов» состоит ещё и в стимулировании интереса учащихся к решению определённых проблем, предполагающих достаточно свободное владение суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, в приобретении навыков практического применения полученных знаний [3, стр. 5].

     Метод проектов позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным, ориентированным на общечеловеческие ценности, отвечающим целям и задачам современной культуросообразной школы.

 Рассматривая проектную деятельность в образовательном процессе, следует отметить, что цель учащегося должна быть связана с изменением реальности, учащийся должен выполнить все шаги алгоритма проектной деятельности. Дидактическая цель учителя — формирование ключевых компетентностей учащихся, а алгоритм её достижения выражается в технологии создания ситуаций, в которых разворачиваются проекты, учащихся.

      Поскольку предметом исследования является организация проектной деятельности младших школьников для их успешной социализации, то для определения данного понятия мы обратились к научным журналам, учебно-методическим и учебным изданиям последних десятилетий, в которых рассматривался данный вопрос.

     Содержание понятия «проектная  деятельность» базируется на деятельностном подходе в образовании.

     В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности, направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъективности школьника.

       В центре внимания, с точки зрения деятельностного подхода, стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не дает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися, ведет совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

      Один из главных смыслов деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность проявить индивидуальность, пережить радость достижения, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя. Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.

     Проектное обучение направлено на вооружение обучающихся умениями делать проекты, которые потом могут осуществиться в жизни. При этом у детей формируются многие значимые умения: добывать нужную информацию, сотрудничать с партнёрами, руководить другими людьми, делать дело и доводить его до конца, др.

     Таким образом, согласно примерной основной образовательной программе образовательного учреждения , ученик получает возможность в результате учебно-исследовательской и проектной деятельности научиться:

- самостоятельно задумываться, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей;

- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

- использовать некоторые методы получения знаний на основе анкетирования;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.

Выпускник научиться:

 - планировать учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

 -  распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы [5, стр. 33].

При написании проектов, исследовательских работ обучающиеся, на моих уроках  для решения поставленной проблемы должны обладать всей суммой знаний о естественных и социальных закономерностях, при этом школьники оперируют компетенциями смежных, пограничных наук . В результате чего, формируется у обучающихся глобальное мышление, позволяющее воспринимать мир целостно и находится в процессе саморазвития. Таким образом, на мой взгляд, через исследовательскую и проектную деятельность выполняется главная цель образования — развитие у учащихся  мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, умение строить научные гипотезы и планировать поиск доказательств для их проверки.

   

                            Типология учебных проектов

 

   В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются на :

—  комплексности или предметно-содержательной области

        (моно- и межпредметные);

— характере контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные,     международные);

— количестве участников (индивидуальные и групповые);

— продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

— доминирующей деятельности учащихся, в которой выделяют:

практико-ориентированный проект,

информационный проект,

творческий проект ,

игровой или ролевой проект.

  Формы  и  методы  проведения  занятий,  использование   эффективных  и   передовых  технологий   и  дидактических  средств.

Содержание   программного  материала,   структура  Программы   и  новые  ФГОСы  предопределяют  некоторые  особенности  методики  преподавания  данного  курса и  кардинальные  изменения  в  деятельности  учителя,   в  выборе  технологий  и  дидактических  средств.

Формы  проведения  урока  ,  как  правило,  нестандартные :  ,  игра,  диалог,  практикумы,  экскурсии, эксперимент,  опыт, экспресс-  исследование,  коллективные  и  индивидуальные  исследования,  оргдеятельностные  игры, публичная  защита  проектов  и  исследовательских  работ,  самостоятельная  работа,  мини-  конференция, консультация и т.д.

Методы  проведения  урока,  как  правило,  интерактивные:  мозговой  штурм,  групповая  дискуссия,  звездочка  обдумывания,  ролевые,  деловые  игры  и  т .д .

Целесообразно  как  можно  активнее   использовать  в  практике  деятельности  эффективные  передовые  информационно-  коммуникативные  технологии,  технологию  развития  критического  мышления,  не  забывая  при  этом  про  здоровьесберегающие  технологии  на  протяжении  всего  учебного   процесса.

     Учитель,  работая  с  младшими  школьниками  по   обучению  исследовательско-  проектной  деятельности, выбирает  для  работы    особые  дидактические  средства,  которые  значительным  образом  отличаются  от  традиционных. Особо  надо  подчеркнуть  роль    специально  созданного  учителем   обучающего  сайта «  Учимся  проектировать  и  исследовать»,  к  которому  в  процессе    самостоятельной  работы    над  проектом  могут    обращаться  учащиеся,  а  родители  заглядывают  на  его  страницы,  чтобы   оказать  нужную  помощь  своим   детям.   На  этом  сайте,  как  правило,  помещаются    электронные  дидактические  пособия  разного  типа.  Так,  например,  осуществляя  работу  над  первым  этапом,   учащиеся  могут   активно  пользоваться  двумя  дидактическими  пособиями: «Лист  планирования»  и «Помогалка».

     Содержание  такого  «Листа  планирования»    может  быть  следующим:

- указание  на  то,  что  должно  стать  объектом  обсуждения  детей;

-«намеки»  на  то,  как  организовать  свою  деятельность;

-информация  о   том,  где  можно  найти  ответы   в  случае  затруднений  при  обсуждении  процедуры    исследования  и  даются  конкретные  ссылки  на  « Помогалку».

   В  «Помогалке»  изложена  информация,  недостающая  в опыте  младших  школьников,  но  так  необходимая  им    для  проведения  исследования  и  проектирования. Для  осмысления    получаемой  информации составлены  задания  и  вопросы. В  «Помогалке»  могут  быть  выделены  следующие  разделы:

-  об  исследовании  и  проекте;

- придумываем  название  проекту;

- высказываем  предположения(  гипотезы);

-обдумываем  продукт  проектирования.

-обдумываем  предмет  и  объект  исследования;

-как  люди  исследуют ,  методы  исследования;

-  этапы  работы  проекта  и  их  содержание;

-как  составить  план  исследования    и  др.

           По  мере  работы  с  учащимися  над  тем  или  иным  видом  проекта  или  исследовательской  работы  и  в    результате   поступления  от  учащихся  вопросов  о  ходе  первого  этапа  проектирования  и  исследования,  учитель  добавляет  материалы  в  существующие  разделы  или  формирует  новые.

            При  работе  над  вторым  этапом  работы  над  проектом(  этапом  практического  воплощения)  учащиеся  обращаются  ко  второму  разделу  сайта  «Учимся  проектировать  и  исследовать»,  представленному   такими,  например,  электронными  пособиями  и  справочными  материалами,  как  «Электронная  библиотека», «Электронный  архив», «Электронный  музей».   Назначение  этих  пособий  -  помочь  детям  накопить  рабочие  материалы  к  проекту.

           Такие  же  разделы  сайта,  как « Исследовательская  лаборатория», «Мастерская  слова», « Электронная  мастерская»,  «Творческая  мастерская»  помогают  учащимся   осваивать  способы  обработки  и  оформления  накопленной  информации.

    Так,  веб-  страница  «Исследовательская  лаборатория»   предназначена  для  того,  чтобы  помочь  ребенку  научиться  создавать  анкету, составлять  план  наблюдения, разрабатывать  программу  эксперимента.

   На  веб-  странице  «Мастерская  слова»  предусмотрен  материал,  направленный  на   обучение   жанров  оформления  своих   результатов исследований  и  проектирования: электронной  презентации, электронной  публикации в  ее  разновидностях( информационный  бюллетень,  коллаж,  буклет,  рекламные  листы,  календари  и  т.д.

         Веб-  страница « Творческая  мастерская»  направлена  на  оказание  и  поддержку   в  оформлении   материалов  проекта   с  точки  зрения  дизайна.

    Выполнив проект,  учащиеся  переходят  к  последнему,   третьему  этапу, где  организуется  защита  выполненных  проектов.  На  обучающем  сайте  предусмотрена  специальная  веб-  страничка,  которая  становится   местом  презентации   всех  созданных  детьми  проектов. Эта  страничка   организуется  по  типу   форума ,  где  дети    могут  не  только   увидеть  созданные    одноклассниками  проекты,  но  и  высказать    свое  мнение  о  них  в  письменной  форме.              

          Несомненно,    этот  обучающий  сайт  должен  быть  направлен  на  оказание  помощи  детям,  учитывая  их  возраст:  сайт  для  учащихся  1  класса,  для  2  класса,  для  3  класса  и  для  4  класса. Такой  сайт   должен  стать  своеобразным  электронным  учебником  по  основам   проектно-  исследовательской  деятельности  младших  школьников ( 1-4  классы). Такой  сайт    может  иметь  как  постоянный  материал,  так  и  сменный,  сменный  материал  учитель    готовит  до  работы  учащихся  над  проектом,  во  время  работы  по  запросам  школьников  и  после  завершения  в  результате  корректировки  работы   школьников  над  проектом.

            Применение  таких  методов,  технологий  и  дидактических  средств  опирается  на  инициативность,  самостоятельность  ,  активность  учащихся  в  ходе  проектирования  и  исследования.  При  этом  задача  учителя  сводится    к  тому,  чтобы  создать  условия  для  их  инициативы,  поддержать  процесс  выработки  нового  опыта.  Чтобы  ребенок  был  инициативен,  учитель  должен  отказаться  от    роли  «  носителя  информации» и  роли  арбитра.

           При  таком  обучении  учитель  выступает  как  помощник,  сопровождающий  собственный  поиск  учащихся.

На  разных  этапах    проектно - исследовательской  деятельности  учитель  выступает  в  различных  ролевых  позициях:

-проектировщик ( проектирует   основные  вехи  проектно-  исследовательской  деятельности  учащихся,  вплоть  до  ее  выполнения);

-фасилитатор – консультант ( побуждает  к  самостоятельному  поиску  задач  и  их  решений, владеет  способами  задавать  вопросы  исследовательского  типа, при   этом  создает  атмосферу   безопасного  выражения  учениками  своего  мнения);

-координатор (помогает  отслеживать  движение  поиска,  связывая  или  противопоставляя  отдельные  высказывания,  а  также  выполняет  отдельные  функции,  например,  очередность  высказывания).

   На  других  этапах   исследования  и  проектирования,  где  учащемуся  требуются  дополнительные  знания  или  умения,  учитель  работает  в  роли  Мастера,  помогающего  приобрести    недостающий    теоретический  или  практический  опыт.

   Все  выше  названные  позиции    учитель  может  выстраивать  при  условии  владения  им  соответствующими  средствами (и  только  тогда  он    сможет  научить  этому  учащихся) :

-эмоциональные  позиции  (позиции  непонимающего, сомневающегося,  внимательного  слушателя);

-игровые  позиции ( герой-  вдохновитель, заказчик,  спорщик) ;

-рефлексивные  позиции (  Я-дерево,  я - птичка,  я  -  камень,  я  облако,  я -  взрослый  и  т. д.)

         Именно  в  особой  методике  преподавания  и  создании    особого  электронного  пособия-  учебника  для  осуществления  проектно-  исследовательской  деятельности  учащихся  1-4  классов  и   особой  роли  учителя  в  процессе  обучения   и  заключается  новизна  данной  программы.

Приведу примерное содержание курса «Я – исследователь» для 1 класса

(см. Приложения)

Заключение

       В заключении хочется подчеркнуть, что в центре внимания, с точки зрения деятельностного подхода, стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не дает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися, ведет совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

      Один из главных смыслов деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность проявить индивидуальность, пережить радость достижения, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя. Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.

     Проектное обучение направлено на вооружение обучающихся умениями делать проекты, которые потом могут осуществиться в жизни. При этом у детей формируются многие значимые умения: добывать нужную информацию, сотрудничать с партнёрами, руководить другими людьми, делать дело и доводить его до конца, др.

     Таким образом, согласно примерной основной образовательной программе образовательного учреждения , ученик получает возможность в результате учебно-исследовательской и проектной деятельности научиться:

- самостоятельно задумываться, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей;

- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

- использовать некоторые методы получения знаний на основе анкетирования;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.

Выпускник научиться:

 - планировать учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

 -  распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы [5, стр. 33].

При написании проектов, исследовательских работ обучающиеся  на моих занятиях  для решения поставленной проблемы должны обладать всей суммой знаний о естественных и социальных закономерностях, при этом школьники оперируют компетенциями смежных, пограничных наук . В результате чего, формируется у обучающихся глобальное мышление, позволяющее воспринимать мир целостно и находится в процессе саморазвития.

Таким образом, на мой взгляд, через исследовательскую и проектную деятельность выполняется главная цель образования — развитие у учащихся  мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, умение строить научные гипотезы и планировать поиск доказательств для их проверки.

               Список использованных источников и интернет - ресурсов.

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.
  2. Михелькевич В. Н., Полушнина Л. И. Проектные технологии обучения: Методическое пособие. Самара — 2002
  3. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы. Под ред. д. ф.-м. н., проф Е. Я. Когана. — Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006
  4. ru.wikipedia.org

                                       

                                        Приложения

                                      Приложение  №1.

Содержание  программы. 1  класс.

Введение.

Кто  такие  исследователи. Кто  такие проектировщики.  Известные  русские  и  зарубежные  проектировщики  и  исследователи. Зачем  надо  заниматься  исследования  и  проектированием. Чем  школьное  проектирование  и  исследование  отличается  от  научного  и  что  у  них  общего.

Общее  понятие  об  ученическом   проекте и  исследовательской  работе.

Что  значит  слово  проект. Проект  научный  и  проект  школьника. Объект  и  предмет  проектирования  и  исследования  школьника. Типы  проектов  школьника  по  разным  основаниям.  По  времени:  долгосрочные,  среднесрочные,  краткосрочные. По  включению  в  работу  проекта  различного  количества  учащихся:  индивидуальные,  групповые,  коллективные.  По  характеру  и  содержанию:  творческие,  научно-  познавательные,  прикладные,  фантастические,  практико-ориентированные.

Практическая  работа  над   исследовательским   проектом.

 Простейшие  методы  исследования: экскурсия,  наблюдение, опыт, поиск, беседа,  интервью, анкетирование, чтение  книг  и  выбор  нужного  материала  из  них, извлечение  нужной  информации  из  Интернета, обобщение,  классификация,  сравнение, анализ.  

Три  этапа  работа  над  проектом: исследовательско- подготовительный(замысел,  идея),  технолого-  практический(  воплощение  замысла) , заключительно-  аналитический(представление-  защита  проекта  и  его  анализ).

 «Надо, надо подумать»(  мотивация,  адресат,  тема и  приемы  ее  формулировки,  цель, время  работы  над  проектом, исполнители,  характер и  содержание,  конечный  продукт) .  «Время обдумывания конечного  продукта»  (назначение,   форма,  размеры, цвет, декоративное  оформление, материалы, готовые  элементы,  элементы,  которые  надо  изготовить  своими  руками). Инструментарий. Выбор  оптимальной  технологии  изготовления. Правила  безопасности  труда. Технологические  карты  и  работа  по  ним.

«Рабочая  тетрадь  юного  исследователя»  и  приемы  работы  в  ней.

Представление  проекта,  его  защита, анализ  и  корректировка.

Защитная  речь  и  требования  к  ее  составлению. Презентация  устная  и  письменная. Требования  к  презентации.  Компьютерная  поддержка  презентации и  требования  к  ее  исполнению.  Рефлексия  эмоциональная  и  содержательная.  Анализ  работы  по  заданным  учителем  вопросам. Выход  на  дальнейшие  планы,  исходя  из  итогов  проделанной  работы.

Заключение.

Подведение  итогов  за  год   совместно  с  учителем  и  родителями.  Диагностика определения  уровня обученности  первоклассников  проектной  деятельности.  Анализ   результатов  этой  диагностики .  Планы  на  следующий  учебный  год.

Общее  количество  выполненных  проектов  за  год-    три:    два  коллективных(   в  том  числе, работа  в  группах  в  рамках  коллективного  проекта)  и    один  индивидуальный.  

Средства:

• программное обеспечение;

• посредством Интернет технологий;

• посредством индивидуального обучения.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 Учебно-методическое обеспечение

Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.  На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.

1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.

2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.

3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.

5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.

6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.

7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная

школа, 2003г. № 12.

8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.

9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.

10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой  деятельности»  // “Завуч” 2001г. № 1

11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»

// “Завуч” 2001г. № 1

12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1

13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа  2003г.  №2.

 Материально-техническое обеспечение:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. интерактивная доска;
  4. Интернет;

электронные обучающие диски.

                      Календарно-тематическое планирование

1 класс

Класс

Темы занятий

Количество часов

В школе

(в классе)

Вне школы (класса)

Теория

Практика

1 этап

1. Проект? Проект!

+

1ч.

2. Как выбрать тему  проекта?

+

1ч.

1ч.

3. Какими могут быть  проекты?

+

1ч.

4. Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

+

1ч.

1ч.

5. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

+

1ч.

1ч.

6. Наблюдение как способ выявления проблем.

+

+

1ч.

1ч.

7. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

+

1ч.

1ч.

8. Выдвижение идеи (мозговой штурм);

+

1ч.

1ч.

9. Постановка вопроса (поиск гипотезы);

10. Формулировка предположения (гипотезы);

+

+

2ч.

1ч.

2ч.

1ч.

11. Развитие умения видеть проблемы.

+

1ч.

1ч.

12. Развитие умения выдвигать гипотезы.

+

1ч.

1ч.

13. Развитие умений задавать вопросы.

+

2ч.

2ч.

14. Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей.

+

+

2ч.

2ч.

15. Обоснованный выбор способа выполнения задания.

+

1ч.

1ч.

16. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек;.

+

2ч.

2ч.

17. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

+

1ч.

1ч.

18. Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

+

4ч.

4ч.

19. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.

+

6ч.

6ч.

20. Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.

+

+

2ч.

2ч.

Всего     -    66 часов

Первый уровень результатов –

 (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

 Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

                     

Последовательность работы над проектом

Технологический  (творческий) проект

                                                                 1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

  1. Сделать подарок.
  2. Подготовиться к празднику.
  3. Что-то другое…

Что будем делать?

  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
  2. Определяем конструкцию изделия.
  3. Подбираем подходящие материалы.
  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
  5. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

  1. Подбираем технологию выполнения.
  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
  3. Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
  2. Изготавливаем изделие.
  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

  1. Что решили делать и для чего.
  2. Как рождался образ объекта.
  3. Какие проблемы возникали.
  4. Как решались проблемы.
  5. Достигнут ли результат.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей  Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

В рамках традиционных учебных занятий используют:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении

В этой статье вы познакомитесь с исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.( ФГОС)...

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Методические материалы по организации внеурочнойдеятельности в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы начального общегообразования...

Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»

практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Доклад на тему «Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС»

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса обра...

Проектная деятельность в образовательном учреждении. Проект - Познавательный и литературный клуб «Наша зелёная лампа»

Публикация содержит материал, представляющий опыт работы по созданию литературного и познавательного клуба в коррекционной школе для детей с нарушенным слухом....