Работа с родителями в коррекционной школе.
статья

Белова Е.В.

Работа с родителями в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_v_korrektsionnoy_shkole.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательно-просветительская работа с родителями.

Целями этого направления являются:

-   установление гармоничных отношений между персоналом специального учреждения и семьями учащихся

— повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей с отклонениями в развитии.

Перед специалистами в работе с родителями учащихся в данном направлении стоят следующие задач:

 — формирование мотивации для установления гармоничных отношений с проблемным ребенком;

— формирование мотивации к сотрудничеству со специалистами учреждения, в котором оказывается

обучается ребёнок.

Сообщение родителям разнообразной информации об особенностях развития их ребенка определяет и необходимость включения в образовательно-просветительское направление деятельности специалистов различных профилей. В зависимости от специфики осуществляемой помощи выделяются следующие функциональные блоки:

— административно-информационный;

— медицинский;

— педагогический;

— блок социально-правовой поддержки. (схема на экране)

Остановимся более подробно на каждом из этих блоков.

Административно-информационный блок.

Информация, сообщаемая родителям в этом блоке, имеет общий характер. Она включает сведения об организации обучения и воспитания в школе.

К работе в этом блоке относится создание под руководством администрации специального учреждения родительских комитетов, родительских клубов. В функционал этого блока включены и мероприятия по привлечению родителей к участию в школьных праздниках, выставках работ детей, экскурсиях и др.

 Работу в административном блоке осуществляет администрация специального учреждения в лице его директора, завуча или других ответственных за это направление деятельности.

Медицинский блок.

Деятельность в этом направлении организует и проводит медицинский персонал учреждения (могут быть приглашенные специалисты, например, прикрепленный педиатр от районной поликлиники). Работа медицинских специалистов с родителями в этом блоке включает сообщения о причинах и профилактике возникновения у детей психоневрологичеких заболеваний, раскрывает последствия вредоносного воздействия алкоголя, курения, наркотиков и т.д.

 Лечебно-просветительская работа среди родителей учащихся должна быть направлена на создание у учащихся  системы навыков, умений и привычек по освоению здорового образа жизни, как в школе, так и дома. Сообщения медицинского персонала должны излагаться на доступном для понимания родителей уровне и в щадящей форме — так, чтобы подобные встречи укрепляли бы доверие родителей к медицинским средствам помощи и осуществляющим их специалистам.  

Педагогический блок.

 Этот блок выполняет очень важную функцию, так как раскрывает родителям те трудности, которые возникают у учащихся при восприятии программного материала. Это направление осуществляется педагогами, психологом и дефектологом, воспитателями и учреждения с целью обучения родителей отдельным методическим приемам (формированию навыков чтения, письма, счета; развитию связной устной и письменной речи детей). Дефектологи, учителя начальной школы, инструктора ЛФК, логопед дают родителям методические рекомендации, оказывающие помощь при выполнении домашних заданий с детьми.

При необходимости для родителей учащихся старших классов к такой форме работы могут быть привлечены учителя-предметники и мастера производственного обучения. Каждый из специалистов рассказывает родителям об основных принципах усвоения программного материала и знакомит их с этапами работы. Материал может излагаться в обобщенном и кратком виде.

Раскрывая методические приемы работы, учителю следует обращать внимание родителей прежде всего на те моменты учебного процесса, которые нуждаются в постоянном контроле. Групповое консультирование родителей не должно быть очень частым. Оно может быть ежемесячным или один раз в четверть. Напротив индивидуальные консультации родителей могут проводиться еженедельно в отведенные для этого часы.

Групповые консультации могут иметь следующую тематику.

• Первый раз в первый класс.

• Основные принципы обучения чтению и письму. Предупреждение ошибок в письменной речи (начальные классы).

• Как научить ребенка считать и выполнять домашние задания по математике (начальные классы).

• Формирование трудовых навыков у детей в домашних условиях (начальные и старшие классы).

• Основы изучения естественных наук в специальной школе (природоведение, естествознание, биология, география).

• Физическое воспитание в жизни вашего ребенка.

• Музыка, культура и развитие творческих способностей ребенка.

• Правила общежития и культура общения в семье.

• Нравственное воспитание детей с отклонениями в развитии.

• Формирование нормативного поведения — основной принцип социализации ребенка с проблемами развития.

Учитель-логопед сообщает родителям общие правила организации речевого режима в домашней обстановке.

Инструктор ЛФК  раскрывает родителям основные правила организации лечебного режима, сообщает примерный перечень гимнастических упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях. Консультировать родителей по поводу физического

режима дома могут также учителя физкультуры.

Мастер трудового обучения в работу с семьями  включает обязательное посвящение родителей в аспекты подготовки к труду детей с отклонениями в развитии. Формирование у ребенка мотивации к осуществлению трудовой деятельности  не может и не должен осуществляться лишь в специальном учреждении. Именно семья, родители и другие близкие могут принять самое активное участие в формировании у детей с отклонениями в развитии необходимых трудовых навыков.

Блок социально – правовой поддержки.

Социальный педагог осуществляет социально-психологическое сопровождение семьи ребёнка с отклонениями в развитии. Он осуществляет контакты с органами опеки, правоохранительными и муниципальными органами, также осуществляет связь с детской комнатой милиции, собирает информацию в социальный паспорт семьи.

Формы работы с родителями.

В работе специальной школы с родителями применяются коллективная (групповая и подгрупповая) и индивидуальная формы. Обе формы могут использоваться различными специалистами.

Индивидуальная форма.

Одной из основных индивидуальных форм работы с родителя является беседа. Беседа специалиста проводится после окончания занятий. Тематика бесед определяется спецификой проблем, а также сферой деятельности самого специалиста. Так, например,

в конце дня учебного дня учитель сообщает родителю обо всех неудачах и трудностях ребёнка, о том, как он занимался и вёл себя сегодня, объясняя причины непонимания и неуспеваемости ребёнка. Важной формой работы является знакомство с жизнью семьи дома. Во время своего визита учитель должен узнать, в каких условиях воспитывается ребёнок, есть ли у него место для подготовки уроков, кто следит за поведением ребёнка, кем являются его друзья, каковы их интересы. О результатах посещения учитель ставит в известность других специалистов, тщательно заполняет соответствующую документацию.

Коллективные формы работы.

Родительские собрания организуются для обсуждения общих проблем образовательного учреждения. На собрании избирается родительский комитет. Количество родительских собраний, проводимых в течение учебного года, определяет администрация учреждения.

Среди коллективных моделей взаимодействия с семьями учащихся можно выделить несколько традиционных форм.

Коллективное участие родителей с детьми в культурно-развлекательных мероприятиях, организуемых школой.

Организация дней рождений учащихся в рамках каждого класса даёт возможность укрепить чувство взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга как между детьми, так и между их родителями.

Родительские встречи по типу круглых столов, позволяют обсуждать наиболее актуальные проблемы жизни класса. Тематика встреч должна предусматривает возможность обмена опытом между родителями по вопросам воспитания и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план воспитательной работы во 2 классе коррекционной школы 8 вида.

При планировании опиралась на материалы АНМЦ «Развитие и коррекция» под руководством Худенко Е.Д....

Работа с родителями детей коррекционной школы

СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ СЧИТАЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ В ШКОЛЕ...

Тема «Особенности работы с родителями в коррекционной школе»

Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее...

Планирование воспитательной работы в 3 классе коррекционной школы-интерната VIII вида

Содержание воспитательной работы: личностное развитие, охрана здоровья и физическое развитие, гражданско-патриотическое воспитание, социальное развитие, творческое развитие....

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...

Работа с родителями в коррекционной группе.

                 «От того, как прошло детство, кто вёл...