Работа с родителями в коррекционной группе.
консультация

Протасова Оксана Викторовна

                   «От того, как прошло детство, кто вёл

                                ребенка за руку в детские годы, что вошло

                                в его разум и сердце из окружающего мира-

                                от этого в решающей степени зависит,

                                каким человеком станет сегодняшний

                                малыш».

                                                                            В.А.Сухомлинский

   Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

    Вступивший в силу с 01. 01. 2014г. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, ставит перед ДОУ задачу «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

    Таким образом, современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коррекционная педагогика522.43 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в коррекционной группе.      

                   «От того, как прошло детство, кто вёл

                                ребенка за руку в детские годы, что вошло

                                в его разум и сердце из окружающего мира-

                                от этого в решающей степени зависит,

                                каким человеком станет сегодняшний

                                малыш».

                                                                            В.А.Сухомлинский

   Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

    Вступивший в силу с 01. 01. 2014г. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, ставит перед ДОУ задачу «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

    Таким образом, современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест.

    Работа по вовлечению родителей в воспитательный процесс ведется по четырем направлениям:

  Первое направление – ннформационно - аналитическое включает в себя:

  • Анкетирование
  • Опросы
  • Тестирование
  • Вопросы - ответы

     На основе собранных данных можно проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, выяснить индивидуальные особенности личности, физического и психического развития, состояния здоровья ребенка, его вкусы и   интересы; повысить эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми и построить грамотное общение с родителями.

   Данная работа проводится в начале учебного года для выявления проблем, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания своего ребенка и к концу года подводится итог о результатах проводимой работы. На основе этого строится дальнейшая работа по рекомендации консультаций для родителей, необходимых для эффективности образовательной деятельности  ребенка в преодолении трудностей с которыми они сталкиваются.

   Второе направление – познавательное позволяет обогатить родителей знаниями в воспитании детей и предполагает помощь специалистов по реализации образовательной программы. С этой целью используются:

  • Индивидуальные  беседы
  • Индивидуальные и групповые консультации.
  • Консультации узких специалистов (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед)
  • Общие и групповые родительские собрания
  • Семинары – практикумы.
  • Мастер-классы.
  • Круглые столы.
  • Совместное создание развивающей среды
  • Дни открытых дверей.

        Каждое из перечисленных проводимых мероприятий дает свои положительные результаты, и оказывают семьям квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития дошкольников.

    При посещении родителями открытых занятий и мероприятий они видят своего ребенка в обычной для него обстановке, в контакте реальных взаимоотношений со сверстниками и педагогом, позволяет более четко знать и видеть, как живет и развивается их ребенок.

     Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах. В процессе обсуждения наболевшей проблемы находят пути их устранения, делясь своим опытом, тем самым получают полезную информацию, а также обозначают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.

   В подготовке и проведении групповых консультаций и « круглых столов» желательно участие специалистов, таких как  психолог, дефектолог или логопед, которые направит беседу в нужное русло, дадут квалифицированный совет по любому интересующему их вопросу или проблеме.

   Также  проводятся индивидуальные консультации и, как правило, носят личный характер и подбираются  специально по темам интересующих родителей или конкретно индивидуальной проблеме возникающей у родителей с их ребенком.

   Бывает, что у родителей возникают такие проблемы в воспитании или развитии детей, что короткая беседа с педагогом или даже объёмная консультация не помогают решить возникшие трудности. В таких случаях воспитатель или специалисты дают родителям необходимую литературу для изучения или рекомендуют то или иное издание.

   Такая активная просветительская деятельность дает свои результаты, родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы. Беседы проводятся всеми специалистами один раз в месяц. Посещая их, родители не только приобретают знания, но и  знакомятся с другими родителями, видят, что есть и другие семьи, перед которыми стоят похожие проблемы. Это придает родителям сил, снимает напряжение. Кроме того, слушая вопросы других, многие начинают осознавать и преодолевать свои проблемы, пытаясь активно искать выход из сложившейся ситуации, способствует пересмотру родителями своих взглядов на воспитание и обучение своих детей в домашних условиях, а также в дошкольном учреждении.

      Третье направление – наглядно-информационное дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напоминать тактично о своих родительских обязанностях и ответственности. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая зрительно, поэтому такая форма работы является эффективной и действенной. Это направление включает в себя:

  • Стенд детского сада для родителей
  • Уголки для родителей в групповых приемных
  • Уголки психолога, логопеда в групповых приемных
  • Папки-передвижки
  • Выставка семейных рисунков
  • Выставки поделок
  • Размещение информации на сайте ДОУ

   Помещенный практический материал дает возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду.   В уголках для родителей и в папках-передвижках каждый из специалистов располагает свою информацию в помощь родителям в воспитании и развитии своих детей. Дает родителям практические рекомендации по тем или иным интересующим вопросам, знакомит с играми, игровыми заданиями  которые рекомендуются проводить в домашней обстановке для закрепления пройденного материала.

   Выставка рисунков и поделок, сделанными в группе, дает возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, и стремление повторить самостоятельно, то чему научился в саду. Творческие работы сделанные, совместно с родителями дают возможность сблизиться с родителями и больше друг друга понимать, а также вызывают желание испытать чувство гордости у своих сверстников за сделанную творческую работу совместно с папой и мамой.

Четвертое направление – досуговое способствует установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

  • Праздники
  • Развлечения
  • Спортивные досуги
  • Совместные проекты

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу  проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

   Это направление является трудоемким и сложным в плане организации, подготовке и проведении.

      Два раза в году проводятся детские утренники: Новый год и Мамин праздник. В их подготовке и проведении участвуют все специалисты, музыкальный руководитель, а также сами родители. Такие праздники важны в ходе коррекционно-педагогического процесса, так как родители могут увидеть результаты своего труда, порадоваться за малыша. Кроме того, часто это является единственной возможностью для родителей выйти с детьми « в свет». Здесь они не стесняются поведения своего ребенка.

   Данные мероприятия способствуют сближению детей в группе и родителей, детей и педагогов, семей и образовательное учреждение.

    Все мероприятия, проводимые с родителями в ДОУ, регламентируются следующей правовой документацией: основная образовательная программа ДОУ, годовой план работы дошкольного учреждения.

В годовом плане работы ДОУ должны быть предусмотрены:

  • Перспективный план работы с родителями на учебный год;
  • Тематика общих родительских собраний;
  • Тематика групповых родительских собраний;
  • План работы родительского комитета.

Кроме того, работа с родителями отражается в перспективном и календарном планировании в группах.

Ежегодно планируется три общих родительских собрания и четыре тематических групповых. 

Проводимые мероприятия направлены на  педагогическую поддержку семей, повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей, укрепление взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

       Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты - пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.

Одним из примеров :Арт- проект "Мир в твоем окне". Задачи проекта: учить детей составлять рассказ по своему рисунку; развивать мелкую моторику руки; способствовать объединению детей разных культур и социального положения; обеспечить условия ля общения и достижения между участниками проекта взаимопонимания.  Цель проекта: создание наиболее благоприятного климата в детском коллективе, через привлечение детей и взрослых к изобразительному искусству.

  Идея и творческое задание. В результате работы по проекту участники создадут декоративное панно – изображение многоэтажного дома с окнами – рисунками детей и взрослых. Каждое окно в этом доме – мир одного человека, его личное пространство, в котором он живет и в котором есть все, что ему дорого. Для эффективности погружения в творческую деятельность и настроенности на выполнения задания детям и родителям предлагаются темы, понятны каждому человеку и важные для него. Темы:

  1. Солнце в твоем окне.
  2. Мама в твоем окне.
  3. Сад в твоем окне.
  4. Цветок в твоем окне.
  5. Школа в твоем окне.
  6. Животное в твоем окне.
  7. Друзья в твоем окне.
  8. Семья в твоем окне.
  9. Птица в твоем окне.
  10. Праздник в твоем окне.

IMG_0398

        

IMG_0390

                                                                Автор: Протасова О.В.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями детей коррекционной школы

СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ СЧИТАЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ В ШКОЛЕ...

Тема «Особенности работы с родителями в коррекционной школе»

Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее...

План работы с родителями в средней группе

планирование раоты с родителями на каждый месяц...

Работа с родителями в коррекционной школе.

Работа с родителями в коррекционной школе....

Перспективный план работы с родителями первой младшей группы на 2018– 2019 учебный год.

Перспективный план работы с родителями первой младшей группы на 2018– 2019 учебный год....

План работы с родителями в подготовительной группе

Цель работы с родителями:Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.Задачи:Установить партнерские отношения с семьей к...