Рабочая программа по развитию речи
рабочая программа (2 класс)

Перович Елена Петровна

Эти рабочие программаы используются в УМК "Школа России"на уроке "Развитие и культура речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_2_klass.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие культуры речи

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2011г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Рабочей программой предусмотрено проведение 1 часа в неделю в течение. В соответствии с образовательной программой учреждения, на основе учебного плана, расписания уроков, календаря рабочего времени на 2015 – 2016 учебный год запланировано проведение 34 часов учебного курса «Развитие культуры речи».

Цель программы – Формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи

1) формировать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;

2) развивать интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности;

3) формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.

Личностными результатами изучения  предмета являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

–  обращать внимание  на   особенности устных  и  письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и  знаков препинания: точка или  многоточие, точка или  восклицательный знак).

Средством достижения этих  результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД  служит проблемно-

диалогическая технология.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

– слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования  коммуникативных  УУД  служат проблемно-диалогическая технология и  организация  работы в  парах и малых группах.

Предметными результатами

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

–  правильно списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное, сравнивая с образцом;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком  или  о чём говорится в предложении и что говорится;

Прогнозируемый результат.

Используемый в данной программе комплекс упражнений помогает избавиться от логических ошибок различного типа. От выполнения не необходимых подготовительных заданий дети переходят к написанию изложений, которые могут быть простыми и сложными. Дети учатся составлять план излагаемого текста, писать грамотные сочинения и изложения.

УМК представлен:

  • Комиссарова Л.Ю.   М.: Баласс, 2011 Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса
  • Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс.-М.: ВАКО, 2013. – 368с.
  •  КИМы. Русский язык. 2 класс. Сост. В.А. Синякова-М.:ВАКО, 2013. -80с
  • Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.: Баласс 2011 г. Наглядные пособия в виде карточек к учебникам «Русский язык» 1-4 класс
  • Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина Уроки развития речи в начальной школе. Ростов на Дону. Феникс 2008 год

Виды и формы контроля.

  1. Текущий.
  • Устный опрос
  • Самостоятельная работа
  • Работа в группах
  • Фронтальная работа

  1. Итоговый
  • Изложение
  • Сочинение

Работа с одаренными детьми. На уроках развития культуры речи предусмотрена индивидуальная работа с одаренными детьми. Карточки разноуровневые, задания повышенной сложности, ребусы, кроссворды, работа с текстами разной направленности. Ребята выполняют задания и являются консультантами по основным темам курса «Развития культуры речи» для других детей класса.

Тематическое планирование уроков развития культуры речи во 2-м классе

на 2015 – 2016 учебный год

34 урока (34 недели по 1 уроку в неделю)

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Вид контроля

Планируемые результаты освоения учебного

предметные умения

УУД  (формирование познавательных, коммуникативных и результативных действий)

1.

Слово.

9

текущий,

итоговый

Уметь:

- устанавливать связь слов в предложении;

- составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;

- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный, вопросительный знак в конце;

- определять тему текста и озаглавить его с опорой на тему;

- делить сплошной текст на предложения;

- устанавливать связь по смыслу между частями текста;

- писать изложение по вопросам текста из 30 – 45 слов;

- составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему, по наблюдениям, по ситуации;

- использовать при записи текста красную строку

Р - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

П –  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

К – оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

– слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2.

Текст. Тема текста. План текста. Типы текстов.

25

текущий, итоговый

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

Планируемый результат

Вид контроля. Измерители.

С применением:

ЭОР (указать)

Учебно-лабораторного и наглядного оборудования (указать)

план

факт

Слово.

9

1

Слово. Повторение изученного в I классе.

1

Слово. Значение слова в речи.

Развитие слуховой и оперативной памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания.

текущий,

самостоятельная работа

презентация,

текст

2

Определение лексического значения слов.

1

Лексическое значение слова.

Развивать умение строить суждения.

текущий,

самостоятельная работа

текст

3

Прямое и переносное значение слова.

1

Знакомство с понятием «Переносное значение».

Отработка умений распознавать прямое и переносное значение слов..

 Развитие слуховой и оперативной памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания.

текущий,

индивидуальная работа

карточки

4

Однозначные и многозначные слова.

1

Знакомство с понятием «Однозначные и многозначные слова».

Отработка умений распознавать однозначные и многозначные слова.

опрос,

текущий,

самостоятельная работа

презентация,

текст

5

Синонимы.

1

Отработка умений подбирать синонимы.

 Развитие слуховой и оперативной памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания.

текущий,

самостоятельная работа

текст

6

Пословицы и поговорки.

1

Развитие слуховой и оперативной памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания.

текущий,

самостоятельная работа

презентация,

текст

7

Загадка. Обучение сочинению загадок.

1

Развивать умение сочинять загадки.

фронтальный

текст

8

Считалки. Обучение сочинению считалок.

1

Развивать умение сочинять считалки.

Развивать умение строить суждения.

текущий,

самостоятельная работа

9

Предложение и словосочетание. Их отличие.

1

Отработка умений распознавать предложения и словосочетания.

Развитие речевых способностей.

итоговый

презентация,

Текст

25

10

Знаки препинания в конце предложения.

1

Предложение. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие наблюдательности и умения строить суждения.

опрос

презентация

11

Текст. Признаки текста.

1

Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте.

опрос

презентация

12

Текст. Тема текста.

1

Развивать умение определять тему текста.

текущий,

самостоятельная работа

презентация

13

Текст. Основная мысль текста.

1

Развивать умение определять основную мысль текста.Обучение совершенствованию текста.

Развитие речевых способностей.

текущий,

самостоятельная работа

презентация

14

Текст. Опорные слова.

1

Обучение совершенствованию текста, составлению текста по опорным словам.

Развитие речевых способностей.

текущий,

групповая работа

рисунок

15

Абзац. Связь предложений в тексте.

1

Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте.

текущий,

самостоятельная работа

картина

16

Части текста. Опорные слова.

1

Сочинение по наблюдениям

итоговый

презентация

17

Деление текста на части.

План текста.

1

Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте.

Обучение совершенствованию текста.

текущий,

самостоятельная работа

презентация,

текст

18

Виды плана. Составление планов разных видов.

1

 Обучение составлению планов разных видов.

Развитие речевых способностей.

текущий,

самостоятельная работа

текст

19

Составление плана текста с обозначенными частями.

1

Обучение составлению плана текста с бозначенными частями..

текущий,

индивидуальная работа

карточки

20

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста.

1

Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте.

Развитие речевых способностей.

опрос,

текущий,

самостоятельная работа

презентация,

текст

21

Текст-описание. Характерные признаки текста- описания. Схема построения описания.

1

Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в описательном тексте.

текущий,

самостоятельная работа

текст

22

Сочинение – описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам.

1

Умение пользоваться средствами языковой выразительности.

текущий,

самостоятельная работа

презентация,

текст

23

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста- рассуждения. Схема построения рассуждения.

1

Точное употребление слов в тексте; умение аргументировать своё суждение.

фронтальный

текст

24

Выразительное чтение. Интонация.

1

Развитие наблюдательности и умения строить суждения.

текущий,

самостоятельная работа

презентация

25

Анализ текста. Редактирование текста-описания.

1

Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте.

текущий,

самостоятельная работа

презентация

26

Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста.

1

Развитие наблюдательности и умения строить суждения.

текущий,

самостоятельная работа

презентация

27

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.

1

Обучение совершенствованию текста.

Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте.

опрос

картинки

28

Сочинение сказки.

1

Обучение  сочинению по представлениям.

опрос

презентация,

серия картинок

29

Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их устранения.

1

Обучение совершенствованию текста.

Развитие речевых способностей.

текущий,

самостоятельная работа

игрушки - животные

30

Работа с деформированным текстом. Грамматическое оформление предложений  с повторяющимися словами.

1

Обучение совершенствованию текста.

Развитие речевых способностей.

текущий,

самостоятельная работа

презентация,

игрушки

31

Изложение-повествование по памяти.

1

Развитие речевых способностей.

текущий,

групповая работа

рисунок

32

Сочинение - сравнительное описание.

1

Обучение совершенствованию текста.

Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте.

текущий,

самостоятельная работа

картина

33

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

1

Повторение изученного.

итоговый

презентация

34

Игра «Путешествие в страну «Весёлая грамматика».

1

Повторение и обощение изученного.

текущий,

самостоятельная работа

презентация,

текст

Итого

34

К концу второго года  обученияучащиеся должны знать:

значения многих лексических единиц;

правила связи слов в предложении;

основные грамматические термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, текст.

основные признаки текста;

Обучающиеся должны уметь:

быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; находить многозначные слова в тексте, объяснять их значение;

 выделять слова в переносном значении;

пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

интонационно оформлять высказывание;

редактировать предложение;

выразительно прочитать текст;

определить основную мысль текста;

выделять в тексте опорные слова;

делить текст на части;

составлять план текста;

восстанавливать деформированные предложения;

сочинять  тексты описательного характера;

писать творческое изложение.

Список  использованной литературы

  1. Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2.  Предложение. Текст.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 302с.
  2.  Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Устная связная речь. Лексика..: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 182 с.
  3. Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1.  Письменная связная речь.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 120 с.
  4. Грабчикова Е.С. Таблицы и тесты по развитию речи для учащихся начальных классов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.-128 с.
  5. Каландарова Н.Н.  Уроки речевого творчества: 3 класс.- М. Вако, 2009.- 160 с.
  6. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. коррекционная работа со школьниками с Нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.-80с.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с.
  8. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей.- СПб: ИД «МиМ», 1997-286 с.
  9. Лалаева Р.И. Нарушение чтение и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие.- СПб.: СОЮЗ,1998.- 224с.
  10. Мали Д. Уроки развития речи в первом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
  11. Мали Д. Уроки развития речи во втором  классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
  12. Мали Д. Уроки развития речи в третьем классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
  13. Мали Д. Уроки развития речи в четвертом  классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
  14. Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
  15. Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
  16. Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
  17. Ястребова А. В.. Т.П.Бессонова. Как помочь детям с недостатками речевого развития..- М.: АРКТИ, 1997.- 131 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по развитию речи 3 класс

В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....

Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки и планирование занятий

В настоящее время в школу приходят дети с нарушениями речи. Эта проблема и дала толчок для введения в учебный процесс данного предмета. Программа содержит в себе краткую характеристику курса, тематиче...

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...