Рабочая программа по развитию речи
рабочая программа (2 класс)
Эти рабочие программаы используются в УМК "Школа России"на уроке "Развитие и культура речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_2_klass.docx | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие культуры речи
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2011г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Рабочей программой предусмотрено проведение 1 часа в неделю в течение. В соответствии с образовательной программой учреждения, на основе учебного плана, расписания уроков, календаря рабочего времени на 2015 – 2016 учебный год запланировано проведение 34 часов учебного курса «Развитие культуры речи».
Цель программы – Формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи
1) формировать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
2) развивать интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности;
3) формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-
диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
Прогнозируемый результат.
Используемый в данной программе комплекс упражнений помогает избавиться от логических ошибок различного типа. От выполнения не необходимых подготовительных заданий дети переходят к написанию изложений, которые могут быть простыми и сложными. Дети учатся составлять план излагаемого текста, писать грамотные сочинения и изложения.
УМК представлен:
- Комиссарова Л.Ю. М.: Баласс, 2011 Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса
- Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс.-М.: ВАКО, 2013. – 368с.
- КИМы. Русский язык. 2 класс. Сост. В.А. Синякова-М.:ВАКО, 2013. -80с
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.: Баласс 2011 г. Наглядные пособия в виде карточек к учебникам «Русский язык» 1-4 класс
- Л.Л. Андрюхова, Н.А. Шевердина Уроки развития речи в начальной школе. Ростов на Дону. Феникс 2008 год
Виды и формы контроля.
- Текущий.
- Устный опрос
- Самостоятельная работа
- Работа в группах
- Фронтальная работа
- Итоговый
- Изложение
- Сочинение
Работа с одаренными детьми. На уроках развития культуры речи предусмотрена индивидуальная работа с одаренными детьми. Карточки разноуровневые, задания повышенной сложности, ребусы, кроссворды, работа с текстами разной направленности. Ребята выполняют задания и являются консультантами по основным темам курса «Развития культуры речи» для других детей класса.
Тематическое планирование уроков развития культуры речи во 2-м классе
на 2015 – 2016 учебный год
34 урока (34 недели по 1 уроку в неделю)
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Вид контроля | Планируемые результаты освоения учебного | ||
предметные умения | УУД (формирование познавательных, коммуникативных и результативных действий) | |||||
1. | Слово. | 9 | текущий, итоговый | Уметь: - устанавливать связь слов в предложении; - составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам; - употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный, вопросительный знак в конце; - определять тему текста и озаглавить его с опорой на тему; - делить сплошной текст на предложения; - устанавливать связь по смыслу между частями текста; - писать изложение по вопросам текста из 30 – 45 слов; - составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему, по наблюдениям, по ситуации; - использовать при записи текста красную строку | Р - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану. П – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. К – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
2. | Текст. Тема текста. План текста. Типы текстов. | 25 | текущий, итоговый |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | дата | Наименование разделов и тем | Количество часов | Планируемый результат | Вид контроля. Измерители. | С применением: ЭОР (указать) Учебно-лабораторного и наглядного оборудования (указать) | |
план | факт | ||||||
Слово. | 9 | ||||||
1 | Слово. Повторение изученного в I классе. | 1 | Слово. Значение слова в речи. Развитие слуховой и оперативной памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания. | текущий, самостоятельная работа | презентация, текст | ||
2 | Определение лексического значения слов. | 1 | Лексическое значение слова. Развивать умение строить суждения. | текущий, самостоятельная работа | текст | ||
3 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Знакомство с понятием «Переносное значение». Отработка умений распознавать прямое и переносное значение слов.. Развитие слуховой и оперативной памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания. | текущий, индивидуальная работа | карточки | ||
4 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | Знакомство с понятием «Однозначные и многозначные слова». Отработка умений распознавать однозначные и многозначные слова. | опрос, текущий, самостоятельная работа | презентация, текст | ||
5 | Синонимы. | 1 | Отработка умений подбирать синонимы. Развитие слуховой и оперативной памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания. | текущий, самостоятельная работа | текст | ||
6 | Пословицы и поговорки. | 1 | Развитие слуховой и оперативной памяти, устойчивости и сосредоточенности внимания. | текущий, самостоятельная работа | презентация, текст | ||
7 | Загадка. Обучение сочинению загадок. | 1 | Развивать умение сочинять загадки. | фронтальный | текст | ||
8 | Считалки. Обучение сочинению считалок. | 1 | Развивать умение сочинять считалки. Развивать умение строить суждения. | текущий, самостоятельная работа | |||
9 | Предложение и словосочетание. Их отличие. | 1 | Отработка умений распознавать предложения и словосочетания. Развитие речевых способностей. | итоговый | презентация, | ||
Текст | 25 | ||||||
10 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Развитие наблюдательности и умения строить суждения. | опрос | презентация | ||
11 | Текст. Признаки текста. | 1 | Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте. | опрос | презентация | ||
12 | Текст. Тема текста. | 1 | Развивать умение определять тему текста. | текущий, самостоятельная работа | презентация | ||
13 | Текст. Основная мысль текста. | 1 | Развивать умение определять основную мысль текста.Обучение совершенствованию текста. Развитие речевых способностей. | текущий, самостоятельная работа | презентация | ||
14 | Текст. Опорные слова. | 1 | Обучение совершенствованию текста, составлению текста по опорным словам. Развитие речевых способностей. | текущий, групповая работа | рисунок | ||
15 | Абзац. Связь предложений в тексте. | 1 | Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте. | текущий, самостоятельная работа | картина | ||
16 | Части текста. Опорные слова. | 1 | Сочинение по наблюдениям | итоговый | презентация | ||
17 | Деление текста на части. План текста. | 1 | Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте. Обучение совершенствованию текста. | текущий, самостоятельная работа | презентация, текст | ||
18 | Виды плана. Составление планов разных видов. | 1 | Обучение составлению планов разных видов. Развитие речевых способностей. | текущий, самостоятельная работа | текст | ||
19 | Составление плана текста с обозначенными частями. | 1 | Обучение составлению плана текста с бозначенными частями.. | текущий, индивидуальная работа | карточки | ||
20 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. | 1 | Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте. Развитие речевых способностей. | опрос, текущий, самостоятельная работа | презентация, текст | ||
21 | Текст-описание. Характерные признаки текста- описания. Схема построения описания. | 1 | Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в описательном тексте. | текущий, самостоятельная работа | текст | ||
22 | Сочинение – описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам. | 1 | Умение пользоваться средствами языковой выразительности. | текущий, самостоятельная работа | презентация, текст | ||
23 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста- рассуждения. Схема построения рассуждения. | 1 | Точное употребление слов в тексте; умение аргументировать своё суждение. | фронтальный | текст | ||
24 | Выразительное чтение. Интонация. | 1 | Развитие наблюдательности и умения строить суждения. | текущий, самостоятельная работа | презентация | ||
25 | Анализ текста. Редактирование текста-описания. | 1 | Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте. | текущий, самостоятельная работа | презентация | ||
26 | Редактирование текста-повествования, работа над завершенностью текста. | 1 | Развитие наблюдательности и умения строить суждения. | текущий, самостоятельная работа | презентация | ||
27 | Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. | 1 | Обучение совершенствованию текста. Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте. | опрос | картинки | ||
28 | Сочинение сказки. | 1 | Обучение сочинению по представлениям. | опрос | презентация, серия картинок | ||
29 | Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их устранения. | 1 | Обучение совершенствованию текста. Развитие речевых способностей. | текущий, самостоятельная работа | игрушки - животные | ||
30 | Работа с деформированным текстом. Грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. | 1 | Обучение совершенствованию текста. Развитие речевых способностей. | текущий, самостоятельная работа | презентация, игрушки | ||
31 | Изложение-повествование по памяти. | 1 | Развитие речевых способностей. | текущий, групповая работа | рисунок | ||
32 | Сочинение - сравнительное описание. | 1 | Обучение совершенствованию текста. Точное употребление слов в тексте; определение последовательности частей в повествовательном тексте. | текущий, самостоятельная работа | картина | ||
33 | Редактирование сочинений. Речевые ошибки. | 1 | Повторение изученного. | итоговый | презентация | ||
34 | Игра «Путешествие в страну «Весёлая грамматика». | 1 | Повторение и обощение изученного. | текущий, самостоятельная работа | презентация, текст | ||
Итого | 34 |
К концу второго года обученияучащиеся должны знать:
значения многих лексических единиц;
правила связи слов в предложении;
основные грамматические термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, текст.
основные признаки текста;
Обучающиеся должны уметь:
быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; находить многозначные слова в тексте, объяснять их значение;
выделять слова в переносном значении;
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
интонационно оформлять высказывание;
редактировать предложение;
выразительно прочитать текст;
определить основную мысль текста;
выделять в тексте опорные слова;
делить текст на части;
составлять план текста;
восстанавливать деформированные предложения;
сочинять тексты описательного характера;
писать творческое изложение.
Список использованной литературы
- Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2. Предложение. Текст.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 302с.
- Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Устная связная речь. Лексика..: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 182 с.
- Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Письменная связная речь.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 120 с.
- Грабчикова Е.С. Таблицы и тесты по развитию речи для учащихся начальных классов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.-128 с.
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс.- М. Вако, 2009.- 160 с.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. коррекционная работа со школьниками с Нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.-80с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей.- СПб: ИД «МиМ», 1997-286 с.
- Лалаева Р.И. Нарушение чтение и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие.- СПб.: СОЮЗ,1998.- 224с.
- Мали Д. Уроки развития речи в первом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
- Мали Д. Уроки развития речи во втором классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
- Мали Д. Уроки развития речи в третьем классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
- Мали Д. Уроки развития речи в четвертом классе: Поурочное планирование и дидактические материалы.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006.- 190с.
- Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
- Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
- Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 1 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера»,2010.- 80с.
- Ястребова А. В.. Т.П.Бессонова. Как помочь детям с недостатками речевого развития..- М.: АРКТИ, 1997.- 131 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи - 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по развитию речи 3 класс
В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....
Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки и планирование занятий
В настоящее время в школу приходят дети с нарушениями речи. Эта проблема и дала толчок для введения в учебный процесс данного предмета. Программа содержит в себе краткую характеристику курса, тематиче...
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса
Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...