Формирование навыков сотрудничества как средство обеспечения гуманистического образовательного процесса
материал

Формирование навыков сотрудничества как средство обеспечения гуманистического образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  навыков  сотрудничества  как средство обеспечения гуманистического образовательного процесса.

Идея гуманизации образовательного процесса всегда была главным направлением в развитии педагогической мысли.

Гуманистическая среда вокруг ребенка предполагает осознание им ряда общественных ценностей, чувства защищенности и безопасности, создание условий для его самореализации, самоудовлетворения, проявления.

Гуманизация  образования - это создание условий для личностно-ориентированного подхода в обучении, в центре которых, ученик стоит как субъект.

Прежний подход в образовании, когда «учитель говорит - объясняет, а ученик внимательно слушает, воспринимает, воспроизводит», заменяется подходом, когда «ученик сам изучает выявляет познает понимает осмысливает применяет».

Это самый продуктивный путь познания. Гуманизация  образовательного процесса направлена на цель -  вооружить  ребенка навыками самообразования, когда ученик сам проходит путь познания и постепенно овладевает умением осуществлять самостоятельно учебную деятельность. В гуманистическом воспитательно-образовательном процессе отмечается три важные проблемы.

Первая - необходимо обеспечить возможность проявить себя для человека любой национальности;

Вторая – обучить человека умениям творческой и гражданской самореализации, самовыражения в границах конкретной культуры и исторической общности человека.

Третья – обеспечить условия для диалога с другими культурами, чтобы человек мог приобщаться к современной цивилизации.

Гуманистическое образование дает обществу личность, которая гармонична с обществом, и с окружающим миром, и сама с собой.

Чтобы вырос добрый, терпеливый, мирный и счастливый человек, нужно понимать, что детство – это важная, безвозвратно неизменяемая часть жизни человека. Если ребенок в детстве не встретит доброту, сопереживание, если никто не будет уважать и не оценит его чувства, то он в зрелом возрасте окружающему миру возвратит безразличие, злость, холодность, жестокость.(С. Френе) Часто родители намечают перед собой планы, разрабатывая на их основе программу деятельности, забывая что «вишня не станет яблоней». Пытаются видеть ребенка таким, каким они хотят. Во время реалистического образовательного процесса главное осознать, что мы имеем дело с  живым индивидуумом, который в своем роде единичный, редкий, исключительный, и не имеем права запрещать ему быть похожим на себя или копировать кого-то другого только из-за того, что тот (другой) нам нравится.

До недавнего времени считалось, что полезность для общества – это залог человеческого счастья. Но не секрет, что многие, кто был полезен для общества, не были счастливыми в личной жизни. Сегодня уже бесспорно, что если в детские годы для ребенка будут обеспечены условия для самопознания, самореализации и саморазвития, то возможно сформировать счастливого человека, который способен осчастливить свою среду и общество. Но важно привести ребенка к убеждению, что никто не будет воспитывать его счастливым так, как он сам себя. В таком случае каждый ребенок полностью выявит свои истинные возможности, найдет свое призвание и реализует свои стремления. Главное условие этого процесса – убежденность в силе ребенка.

Чтобы из принцев выросли короли, нужно в детстве к ним относиться как к королям.

Уважение к ребенку и на основе этого формирование чувства самоуважения делает ребенка сильным, защищенным и уверенным в своих силах. Оценивать ребенка означает доверять ему, видеть в нем только ему свойственное, особенное, уникальное и никогда его не сравнивать с другими, учить не отчаиваться, что он не похож на других.

В результате этого ребенок в своих отношениях сам себя примет как ценность и станет деловым и уверенным. Несомненно, чтобы ребенок понимал себя таковым, вокруг него нужно образовать доброжелательную, терпеливую атмосферу, в которой формируются необходимые и важные для существования в современном обществе навыки сотрудничества. В процессе детского сотрудничества у учащихся формируются такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, добросердечность и др..

Для осуществления полноценного творческого сотрудничества нужны благоприятные условия. В классах, где учатся 25 учеников, учитель даже при большом желании и умелости не может создать творческо-поисковые условия для каждого ребенка. Учитель вынужден преподносить готовые знания, а известно, что перед учащимися нельзя ставить проблемы уже решенные и окончательно оформленные, их решение нужно доверить учащимся (Г.Э. Эдилян).

Для формирования умения сотрудничества Дж. Гюламирян рекомендует во время урока в начальной школе работать с детьми маленькими группами, которые образуются заново для каждого задания. В итоге к работе привлекается весь класс. Во время такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задания. Во время совместного обсуждения находятся возможные варианты решения вопросов, объясняется тема или вопрос тем участникам группы, которые не вникли в суть задания, проверяются результаты работы, анализируются, систематизируются и оформляются выводы. Это творческо-поисковый процесс, во  время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором, советником или помощником, но в каждой роли руководствуется лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое «новое» открытие делать вместе с детьми». Чтобы учитель выполнял свои «роли», он должен «больше слушать, чем говорить, больше показывать, чем смотреть, во время работы он должен помогать ученикам, избегаю давать конкретные указания» (М.В. Кларин).

Класс можно разделить на группы разными способами. Нецелесообразно создавать группы с рядом сидящими детьми: и без того они общаются и сотрудничают между собой. Цель работы в малых группах может быть достигнута, когда класс «смешивается». В этом случае в одной и той же группе собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и характером, которые заданную проблему будут рассматривать с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность самореализации каждого ученика.

Рассмотрим особенности работы в малых группах.

  1. Как и перед любым уроком, учитель должен предварительно подготовиться, заранее определить цель и содержание работы, обосновать для и себя и для учеников, почему именно эту проблему целесообразно решать «групповым» методом. Необходимо также предсказать, продумать возникновение возможных трудностей и предусмотреть варианты их решения.
  2. Деление класса на рабочие группы. Разделить класс на группы можно по предпочтениям, интересам, по желанию, по индивидуальным особенностям учеников.  Главное  - быть внимательным, чтобы в одной группе не собрались только активные или только пассивные ученики, лидеры, конфликтующие и т.д..Чтобы группы не мешали друг другу во время работы, необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Во время работы групп учитель должен подходить к ним, слушать обсуждения учеников, при необходимости вмешиваться в разговор, при этом не влияя на мнение учеников им ход их мыслей. Преподаватель должен помогать преодолевать трудности организационного плана, если таковые возникли.
  3. Необходимо разработать «правила группы», это делают сами ученики с участием учителя, что помогает им в дальнейшем добросовестно соблюдать и выполнять принятые требования.
  4. Объявление темы работы. По усмотрению учителя задания могут сопровождаться подробным объяснением, обусловленными трудностями работы, степенью владения учебным материалом и уровнем возможностей при выполнении работ такого характера, темперамента и характера межличностных отношений учеников, входящих в группы, видом задания (интересное, загадочное, развлекательное, логическое и т.д.). С помощью вопросов можно выяснить понятно ли задание, представляют ли ученики свои дальнейшие шаги.
  5. Контроль над работой в группе. Было отмечено, что во время работы учитель должен подходить к группам и следить за ходом обсуждения в группах, все ли участники активны, помогают ли друг другу, что с точки зрения сотрудничества, является главной особенностью и продуктивным средством при работе маленькими группами. В это время учитель должен обратить внимание на учеников, у которых возникают трудности, а при обнаружении пассивных учеников отметить их и дать задание им и вовлечь их в работу.
  6. Когда все группы закончат работу,  результат работы представляет один ученик из группы. На этом этапе учитель должен следить за тем, чтобы в роли представителя могли выступить все ученики.
  7. Проверка результатов работы. Это этап, где каждый из представителей докладывает о результатах работы своей группы. Важно говорить не только о результатах, но и обсудить «пути достижения»: каким образом была разделена работа, кто и за что отвечал. При необходимости участники группы добавляют и обобщают его выступление.
  8. При оценке результатов учитель берет во внимание не работу учеников, а степень сотрудничества и качество результатов.

Следует отметить, что в начальных классах такую работу можно осуществить не на всех уроках, но она пригодна при обобщении материала. При групповой работе ученики стремятся работать вместе, сближаются, познают друг друга, учатся помогать друг другу. Подобная атмосфера обеспечивает гуманистическое учебно-воспитательное поле, где каждый ученик свободен, раскован и готов к поисково-творческой  работе, а это и есть условия для развития личности.

Использованная литература

  1. Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы : [на ист. и соврем. примерах рос. шк.] // Клас. рук. – 1997. – № 2. – С. 15-23.
  2. Ахияров К.Ш. Гуманистическая модель образования : [разработка новой модели шк.] / К.Ш. Ахияров, Ю.П. Правдин, Ю.И. Юричка // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований. – М., 1998. – № 3. –

  С. 14-19.

  1. Гюламирян, Дж. Формирование  навыков  сотрудничества  как средство обеспечения гуманистического образовательного процесса // Начальная школа. – 2005. - №7. – С.115-118
  2. Дементьева Т.Н. Актуализация гуманистического потенциала дополнительного образования в школе полного дня // Завуч : управление соврем. шк. – 2008. – № 2. – С. 74-75
  3. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.– М., 1989.
  4. Кей Э. Век ребенка. – М., 1996.
  5. Кларин М.В.  Инновации в мировой педагогике:  обучение на основе исследования игры и дискуссии. – М., 1995.
  6. Науменко О.В. Науменко Ю.В. Философское содержание гуманизма в педагогической теории. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление основных проблем и трудностей в работе начинающего педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти вс...

Психологические проблемы обеспечения качества образовательного процесса

В данной статье рассказывается, как можно изменить качество образования недирективными методами....

Социальный проект « ИКТ, как средство вовлечения участников образовательного процесса в формировании идеи ЗОЖ»

На сегодняшний день особенно актуальны темы информационных технологий и здоровья сбережения подрастающего поколения. Предложено множество пособий и техник по развитию детей в этих направлениях. Россий...

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО»

В проекте представлена разработка технологической карты во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно -деятельностного подхода с учетом требований ФГОС...