Методические материалы
материал


Предварительный просмотр:

Выступление первоклассников на линейке

 1 сентября 2017 года подготовила учитель МКОУ «Войскоровская ООШ» Теплова Нина Анатольевна

1.Посмотрите, полюбуйтесь –

Мы - ваш новый первый класс

Не заплачем и не струсим:

А стихи прочтём для вас.

Я… Ф.Имя ...знаю, что когда –то

Все взрослые были детьми

И тёти, и дяди, и мамы, и папы

В школу впервые с букетами шли.

А солнышко им улыбалось лучами.

И пели птицы для них с утра.

И первоклашкой с большими бантами

Учительница наша когда – то была.

2.- Принимает часто школа
Ребятишек в первый класс,
Но сегодня день особый:
Мы пришли! Встречайте нас!

Сколько радостных, весёлых

Лиц повсюду, посмотри!

Лично мне …Ф.Имя....директор школы

Улыбнулся раза три!

3. Я.. Ф.Имя ..

Мы в формы школьные одеты:

Как модели на показ.

Выбирали мамы их всё лето

Чтобы порадовать сегодня нас.

Мамы, папы, не волнуйтесь

Здесь все рады видеть нас.

Посмотрите, полюбуйтесь

Мы ваш новый первый класс.


4. Я…
 Ф.Имя. не знаю, как учиться,

Когда сесть, когда вставать.

Ночью, может, не ложиться,

Чтоб к урокам не проспать.

Можно ли в тетради мелом

Вместо ручки написать?

Лучше скромным быть иль смелым?

Промолчать иль закричать?


 - В школе мы хотим учиться,
   Чтобы многого добиться.
    Нам от школьного порога
   Прямо к Путину  дорога.

5.Я..... Ф.Имя…….

Мы научимся в тетрадках

Только ручками писать,

И в спортзале физзарядку

Будем дружно выполнять.

И в буфет за пирожками

Будем бегать через раз,

Но сегодня наши мамы

Привели нас в первый класс.

Мы волнуемся все вместе:

Мы – за них, они – за нас.

Это вам не пляски – песни:

Первый класс – то первый класс.

6.  Я… Ф.Имя ……..

      Знать хочу язык я странный
     Под названьем «иностранный»,
    Чтобы только по – английски
    СМС писать Лариске.
    С информатикой сдружиться
     Нужно детям всем отныне,
     Чтоб потом не заблудиться 
     Во всемирной паутине.

7. Я Ф.Имя……

Стать школьницей готова,

Иду с охотой в первый класс

И буду радовать всех вас.

Оценками отличными,

Рисунками симпатичными.

Люблю я с детства рисовать,

Художницей мечтаю стать.

8. Я…. Ф.Имя………

Обещаю лучшей самой

Ученицей буду я

Бабушку и папу с мамой

Подвести я не должна.

Ведь они учились все же

В этой самой школе тоже,

Ну и я буду учиться

Так чтоб мной могли гордиться.
   
- Я таблицу умноженья
   Изучу без промедленья.
   Без нее никак, ребята, 
   Не поступишь в депутаты.
     

    

 

9. Я Харитонов Руслан

Мне рассказали мама с папой,

Как вести себя за партой:

Например, нельзя лежать,

Парта - это не кровать.

Я сидеть намерен прямо,

Как учила меня мама.

Захочу спросить, сказать,

Надо руку лишь поднять.

И ни с кем нельзя болтать,

Чтоб уроки не сорвать.

 - На уроках спать не буду,
Буду я старательным.
И начальником большим
Стану обязательно.

10. Я Оськин Артём

Сорок пять минут урок,

Продержаться бы весь срок!

Папа дал тайком совет:

Можно сбегать в туалет.

Жаль, нельзя еще в буфет:

Там купил бы я конфет.

Нет, нельзя мне расслабляться.

Надо лучшим быть стараться.

Буду слушаться я маму,

С ней я точно первым стану.

 11.  Я…… Ф.Имя …….

      На плечах моих не репа,
     Это, братцы, голова.
     И поэтому нелепо
     Получать оценку «2».
     Стоит только поднажать,
     И в дневник получишь «5»
    Пусть директор нашей школы
     Издает такой приказ:
     Кто получит 100 пятерок, 
     Тем он премии раздаст.

12.Я…… Ф.Имя …..

Скажу вам по секрету,

Много в крае нашем   школ,              

Но я рад, что в школу эту

Обучаться я пришел!

Изучать новые науки,

Различать буквы и звуки.

Зажигать звёзды в небе синем.

Я горжусь, что живу в России! 

13. Я………… Ф.Имя ………….

Перед нами все пути открыты,

Все дороги впереди у нас.

Мы когда – то станем знамениты,

Но пока мы только первый класс.

И пока нам надо лишь учиться,

Чтобы тайны мира открывать,

К неизвестному всегда стремиться,

Чтоб оно могло известным стать.

Это все для жизни, для науки,

Для людей и для родной страны.

Учимся мы все не ради скуки-

Мы прославить Родину должны.

               

14.Я………… Ф.Имя ….

 Школа – это круто! 
      Школа – это модно!
     Мы шагаем в школу весело и  гордо!
           Поступаем в первый класс, 
           Всё получится у нас!

15. Я……… Ф.Имя ………

Скоро прозвенит первый школьный звонок,

Учитель начнет с нами первый урок,

Покажет нам школу, покажет нам класс,

О жизни страны поведет свой рассказ.

А вы, наши мамы, не смейте реветь!

Маячить под окнами, громко шуметь.

Чтоб не было стыдно нам в школе за вас,

Ведь школьный устав - он для всех...

И для вас!

Поздравления  первоклассникам от родителей

1.С Днём Знаний, милые наши дети!

 Стремлений, радости побед!

Пусть этот светлый, вечный праздник

В вашей душе оставит след.

2. Этот день с вами  вместе

Разделят близкие, друзья,

Пускай звучат сегодня песни

Для всей страны и для тебя!

Оськина Наталья

3.Мой милый малыш, мой сыночек родной,

Сегодня подросшим вернёшься домой.

Ты много мечтал, что станешь большой,

И мы будем с папой гордиться тобой.

4.Царёва Анна

И вот он настал, этот радостный миг,

Моргнуть не успели, как и нас он настиг.

Смелее вперёд, завтра - новая жизнь!

Возьми  руку учителя  и крепче держись

5.В первый класс шагаете смело

  И улыбка до ушей,

  Мы желаем вдохновенья,

  Самых красочных идей.

6.Пусть все будет интересно,

 Школа, класс твой удивит,

 Педагог пусть будет честным,

Учит пусть и веселит.

7.По фразе 5 родителей

В школу, в школу – Родина зовет,//

В школу, в школу – детвора идёт.//

Пусть хорошим будет,//   пусть веселым будет,//

Пусть счастливым будет – школьный год!

Слова  первого учителя на линейке 1 сентября первоклассникам

Дорогие первоклассники!
Я открою перед вами
Знанья светлого пути.
И пойдете вы не сами,
Вместе будем мы идти
По неведомым дорожкам
В мир неведомых чудес.
Будет трудно нам немножко,
Но у нас Ключ Знаний есть.
Он любую дверь откроет,
В мир познанья пригласит.
Только прежде, самый звонкий,
На торжественной линейке,
Колокольчик зазвенит.

 

Слова  первого учителя на линейке 1 сентября родителям

Родителям я хочу пожелать:

Детям всегда во всём помогать,

В школу с утра ребёнка собрать,

Напутствия вовремя добрые дать,

Умную книжку успеть прочитать,

А в выходной не забыть погулять,

Чтобы болезней всех избежать,

Надо ещё детей закалять,

Собрания также все посещать,

Школе по мере сил помогать.

А главное - без сомненья -

Желаю я вам терпенья!



Предварительный просмотр:

 http://shools-geograf.at.ua/DIpLoMy/4.jpg

МКОУ «Войскоровская ООШ»

ВРУЧАЕТСЯ

учащимся .. класса и классному руководителю

……………………………………………………………………

за прекрасную подготовку творческих номеров

к литературному празднику «Смех, который лечит»,

по произведениям Агнии Барто.http://www.playing-field.ru/img/2015/051809/2938580

2015/16




Предварительный просмотр:

Театральная постановка ко Дню Матери

«Волк и семеро козлят на новый лад»

Составила и провела учитель МКОУ «Войскоровская ООШ» Теплова Н.А.

Тосненский район, Ленинградская область

Действующие яйца: Коза, 7 козлят, Волк, 2 автора, учитель.

На сцене стоит домик, стол, стулья, ваза с цветами, портфели с дневниками.

1автор:

В одном большом-большом лесу,

На солнечной опушке,

Жила красавица Коза      (Появляется Коза.)

С козлятами в избушке.    (Выскакивают козлята.)

2 автор:

Козляток было ровно семь —

Не много и не мало,

Любили пошалить они,

Их мама баловала.

1автор:

Любили в чехарду играть

Веселые козлятки,

Смеяться, бегать, и скакать,

И прыгать без оглядки.

(Козлята играют в чехарду, бегают, играют в мягкие игрушки, пускают мыльные пузыри.)

Учитель:

 Жила коза с козлятами,
И были те козлятушки
Отличными ребятами.
Любили прыгать, и плясать,
Да в игры разные играть,
Все мультики смотрели,
Учиться не хотели.

           (Весёлый танец козлят. Виноградова София)
2автор:

А в чаще леса Волк живет.

Он каждый день в мечтах,

Как на козлят он нападет

И быстро съест в кустах.

(Из-за кустов (шторы) выглядывает Волк, облизывается.)

1автор:

Но знает точно серый Волк —

Мечтам его не сбыться,

Пока козляточки с Козой,

Ему не поживиться.

Коза: Вы - козлятушки, вы - ребятушки. 

Не скачите вы, не кричите вы,
А садитесь уроки учите вы.
(козлята не слушают, танцуют)


Коза:  (сердито) Ну всё, мне это надоело!
А ну-ка, быстро все за дело!
Давайте-ка, ученички, все открывайте дневнички!
(козлята достают дневники)

Козлята: Нам ничего не задавали!

Коза: А может, вы не записали?...
Признайтесь сами, иль звонить

Придется мне другим козлятам,
Послушным умненьким ребятам!

1 козленок: Не надо, вспомним мы сейчас!
2 козленок: Читать нам надо целый час!
3 козленок: И выучить стихотворенье!
4 козленок: И написать 2 сочиненья!
5 козленок: Поделку по труду доделать!
6 козленок: Доклад на завтра нужно сделать!
7 козленок: Углы в тетрадке начертить:
1 козленок: И падежи все разучить!
2 козленок: Но ты, ведь, мама, нам поможешь?
3 козленок: Мы сами сделать всё не сможем!
4 козленок: Мы ничего не понимаем,
                    И эти темы мы не знаем!

Коза (сердито): Всё! Кончилось мое терпенье!
Ученье ваше - мне мученье!
Я на концерт пошла в ДК!

Козлята: А мы!?

Коза: Учитесь! Всё - пока! (уходит)        

1автор:

Козлята запирают дверь

И машут ручкой маме...

На эту сцену Волк глядит

Голодными глазами.

2 автор:

Волк к домику подходит,

Тихонечко стучит                  (стук в дверь)

И песенку заводит,

А сам чуть не рычит!

Волк (страшно говорит за дверью):

Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла, 
Молочка принесла!

5 козленок: Слышите? Стучится кто-то!

6 козленок: Посмотрю-ка я в глазок! (подбегает, смотрит)
Кто-то серый и лохматый!

7 козленок: Братцы, да ведь это волк!

1 козленок: Ладно, Волк, не притворяйся,
                    Заходи к нам, не стесняйся!
         (Волк заходит, облизываясь. 6 и 7 козлята хватают его за руки)

2 козленок: Запирайте, братцы, дверь!

3 козленок: Всё, попался, хищный зверь!

4 козленок: Ну-ка, быстро раздевайся,
                   За уроки принимайся!

5 козленок: Две задачки мне реши!

6 козленок: Расскажи про падежи!

7 козленок: Поучи стишок со мной!

1 козленок: Нарисуй пейзаж морской!

2 козленок: Сочини-ка мне рассказ, 
                   В полтора десятка фраз!

3 козленок: Расскажи про атамана,
                    Как он в речке утонул!

4 козленок: Заодно про Чингисхана!

Волк: Помогите!!! Караул!!!

2 автор:

Козлята бегают, визжат,

Кричат и веселятся.

Мальчишки Волка теребят,

А девочки кружатся.

6 козлёнок: Давайте в пряточки играть!

7 козлёнок: Нет-нет, ведь лучше в салки!

2 козлёнок: Как Волку хвост бы оторвать?

1 козлёнок:А где моя скакалка?

(Козлята быстро бегают вокруг Волка, дергают его.)

2 автор:

У Волка кругом голова

И аппетит пропал.

5 козлёнок: Ой, мама, он упал!

1 автор:

Козлята принесли воды,

Побрызгали на Волка...

6 козлёнок: Эй, Серый, ты чего упал?

                     Мы поиграли только...

2 автор:

От этой дикой суеты

У Волка разум помутился,

И, только лишь открыв глаза,

Он пред козлятами взмолился.

Волк (стоя на коленях):

Козлята, больше никогда

Не буду я вас обижать,

А вашу мамочку Козу

Я буду только уважать!

Капусту стану есть, траву

И маме вашей помогу!

Хорошим, добрым буду,

Вкус мяса позабуду.

Вы только... больше не кричите.

Не бегайте и не скачите!

1 автор:

Ну а Коза тем временем

К себе домой пришла,

Коза: Что такое? Что случилось?

Волк: Мама! Помоги скорей!

Коза: Не пойму, как получилось -
          Было семь с утра детей...
          Этот, кажется, восьмой...
          Что случилось с головой?
          Не возьму я что-то в толк!

      5 козлёнок: Мама! Да ведь это Волк!

Волк: Бывший Волк! Теперь - Козёл!
Был я раньше очень зол,
А теперь - нежней цветочка!
Быть хочу твоим сыночком!
Не гоните! 
(падает на колени перед Козой)

Коза: Так и быть, оставайся с нами жить!

2 козлёнок:  Подружились мы с Волком!

3 козлёнок: Он хороший такой!

Волк: Ты, Коза, я прошу, извини дурака!

Сам не знал, что творил — бес попутал слегка.

Я, ты знаешь, решил, что тебе помогу:

Хочешь, травки нарву или дров нарублю?

И еще вот скажу — я тебя уважаю,

А козляток твоих так люблю, обожаю!

Да-а, нелегкое испытание —

Заниматься детей воспитанием!

2 автор:

И с тех пор так живут на опушке

Волк, Коза и козлята в избушке.

1 автор:

Да, непросто детей воспитать —

Надо сердце и душу отдать!

2 автор:

И еще мы хотим сказать прямо:

ВСЕ УЧАСТНИКИ: Я люблю тебя очень, мама!!!

Исполняют песню «Мама» из к/ф «Волк и семеро козлят»



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Войскоровская основная общеобразовательная школа»

муниципального образования

Тосненский район Ленинградской области

  Учитель Теплова Н.А.

Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России». 2017-18 уч. г.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Тема: Согласные звуки [ х] и [х,]. Буквы Х, х.

Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную, групповую и парную  формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с новыми  звуками [ х ] и  [х], буквами Х, х;

-формировать умение бегло, осознано и выразительно читать слоги, слова с новой буквой, тексты;

-обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся;

-формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах,

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальцев.

Воспитательные:        

-  эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД:
  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу;
  • продолжить работу с учащимися по развитию памяти, внимания, мышления, формированию грамотной устной речи, пополнению словарного запаса.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные УУД
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;
  • уметь исправлять  результаты своих действий;
  • Коммуникативные УУД
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • учиться работать в группе;
  • умение принимать решение, брать ответственность за свои действия;
  • Познавательные УУД
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  и во внеурочное время.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование:экран,мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого, «Лента букв», касса букв и слогов, «Звуковой конвертик»,  конверты со словами,   предметные картинки, схемы для звуко-буквенного анализа слов, плакат «Правила сотрудничества», сигнальный веер для самооценки, учебник «Азбука» В. Г. Горецкого, страницы37- 39.

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формируемые УУД

1.Организа-ционный этап. Самоопреде-ление к учебной деятельнос-ти.

Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс, создание комфортной психологичес-кой атмосферы

- Все готовы?

Так вперёд, нас открытие зовёт!

- Ребята, а какой у вас девиз?

( Рядом с учителем стоит Васильева Алёна)

-Я хочу вам пожелать:

Громко, чётко отвечать,

Удачи в учении,

Улыбок и хорошего настроения.

- Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука, а теперь с согласного звука.

- Как вы думаете, сегодня урок закрепления изученных знаний или открытия новых?

- Почему вы так решили?

Проверяют свою готовность к уроку.

Проговаривают хором

Плакатик на доске

Мы – дружные, внимательные

Мы – умные, старательные,

Мы в 1 классе  учимся,

Все у нас получится.

Рассказывает подготовленный ученик:

Мы гостей сегодня ждали,

И с волненьем встречали.

Хорошо ли мы умеем:

И читать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного!

( Васильева Алёна)

-Урок открытия новых знаний, так как новый плакат с новой буквой не открыт.

Личностные: -самоопределение

Регулятивные:

волевая саморегуляция

2.Актуализация изученных знаний.

Цель:  готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового

1) Теоретическая зарядка

-Давайте подготовим себя к предстоящим исследованиям и открытиям, сделаем теоретическую зарядку

 

2)Упражнение «Какая буква лишняя?»

Ю Е Я Ё А

- Какая буква лишняя? Почему?

- Что особенного про букву А вы можете сказать?

Л М Н Р Й

- Какая буква лишняя?

 Почему?

-Составьте рассказ о букве Й краткая

3) Артикуляционная разминка «Хомячок»: плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка

- Мы подготовили свой речевой аппарат к работе и сейчас постараемся правильно, выразительно, громко читать целым словом.

4) Выборочное чтение домашнего текста, с.37. Оценка чтения детей.

-Какую самую позднюю телепередачу могут смотреть дети вашего возраста?

- О каком герое этой телепередачи говорилось в тексте для домашнего чтения?

-Чему учит Степашка своих маленьких зрителей?

- Давайте определим о чём этот текст и дадим ему название.

-Кто из вас использует эти слова при общении с другими людьми?

- О вас можно сказать, что вы вежливые люди.

- Давайте прочитаем этот текст.

-Оцените чтение домашнего текста одноклассниками.

5) Подведение итогов

- Я считаю, что вы хорошо запомнили все особенности буквы Й  и научились читать слова с ней.

- Я довольна вашей работой. Спасибо вам за моё хорошее настроение.

(Показываю свой смайлик- восторг)

Проговаривают хором и делают движения, переставляя руки по-очереди сверху вниз и наоборот

- Наша речь состоит из предложений,

предложения состоят из слов,

слова состоят из слогов.

-Звуки бывают гласные и согласные,

-гласные звуки бывают ударными и безударными,

-согласные звуки твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.

-Звуки на письме обозначаются буквами.

Обосновывают свой выбор и убирают букву А с наборного полотна

-Первая буква в алфавите.

- Й

- Обозначает всегда звонкий мягкий звук [й], а остальные буквы могут обозначать звонкие и твёрдые, и мягкие звуки.

-Буква Й  на письме обозначает согласный, звонкий, мягкий, непарный звук [й].

Выполняют упражнение.

- Спокойной ночи, малыши.

- О Степашке.

- Говорить вежливые слова

- Вежливые слова

Читают 2 ученика (Оськин А., Виноградова С.)

 Дети дают словесную оценку чтения одноклассников, а затем показывают цветовые сигналы.

Познавательные: логические-

анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Познавательные:общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

 

Регулятивные:

 -самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

3.Подготовка к изучению нового материала.

Введение в тему урока

Цель: подготовить детей к формулировке темы и постановки задач урока.

1.Выделение новых звуков, их характеристика.

- Каких ещё героев этой детской познавательной передачи вы знаете?

- А теперь послушайте историю про Хрюшу.

( Вывешиваю картинку с «Хрюшей»)

Упражнение «Доскажи словечки»:

-Хрюша сел на петуха.

 Мы смеялись:  

 (ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -

 Мы смеялись:

 (хи - хи - хи!)

- Вспомните, как вы смеялись?

- Какой первый звук вы произносили, когда смеялись: ха, ха, ха?

- Какой первый звук вы произносили, когда смеялись: хи, хи, хи?

-Хрюша, Каркуша.

- Ха- ха- ха!.

-Хи - хи - хи!

-[х ]

-[Х`]

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий

4.Формулирование темы и задач урокаЦель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

5.Открытие новых знаний.

Постановка проблемы

Работа в парах.

Артикуляция звука

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Каковы задачи нашего урока?

-Чему вы должны научиться?

Включить проектор для работы с электронным приложением к «Азбуке»

1) Постановка проблемы

- О чём говорит нам восклицательный знак, если он присутствует на уроке?

- Может, кто-то уже догадался, чем  эти звуки особенные?

- Тогда давайте будем решать эту проблему.

-Посмотрите на экран и назовите изображённые здесь предметы.       ЭП

- Что общего во всех словах?

2) Работа в парах.

- Давайте составим схемы слов по вариантам:

1вариант  – пастух,

2 вариант – петух.

- Как звучит новый звук во всех словах

- Что нужно сделать со словами, чтобы

[х]зазвучал мягко?

- Произнесите эти слова , чтобы они называли много предметов.

- Как теперь звучит новый звук?

- Что заставило [х] звучать мягко?

3) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

Характеристика новых  звуков

-Повернитесь друг к другу и произнесите новые звуки  [х] или ,], понаблюдайте за своим речевым аппаратом, что происходит во рту при произнесении этих звуков.

- Обсудите в парах какие это звуки?  

  И как только пара будет готова дать характеристику звукам в слове,  символизируйте мне об этом

4) Представление результатов исследования.

5 ) Знакомство с новой буквой.

- Звуки [ х ], [х,]обозначаются на письме буквой Х.

Показ плаката с буквами Хх.

- Почему две буквы Хх.

- Для чего нужна заглавная буква?

5)  Конструирование буквы

- А сейчас на минуту мы с вами станем  фокусниками.

(На парте у каждого голубой квадрат из бумаги, у 1 варианта –большой,   у второго - маленький).

-  Возьмите их и повторяйте за мной все движения.

Раз - листочек поднимаем,

 Два - листочек загибаем,

 Три - ещё разок свернули,

 На четыре - развернули.

 Буква спрятана внутри

 Кто догадлив? Назови!

-А как человек может изобразить букву Х ?

6) На что похожа буква

- А кто мне скажет, на что похожа буква Х?

- Поэты, заметив сходства буквы Х с разными предметами, написали вот такие стишки.

http://cdn01.ru/files/users/images/40/58/4058af59b792ffbe013b4482891732a6.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/156/180606/img3.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/07ba/0000cb09-0a449bc8/img14.jpg

7) Подведение итогов

- Итак, что мы делали на этом этапе урока?

- Оцените свои успехи по критерию:

«Я умею слышать и отличать звуки [х] и [х’]».

Зелёный цвет- я научился слышать и отличать звуки [х] и [х’].

Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь.

Красный- ничего не понял.

-С первой задачей урока мы справились –с новыми звуком и буквой познакомились.

- Звуки [ х ], ,].

Буквы Х, х.

– Изучить новые звуки, новые буквы.

– Учиться отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв.

– Научиться читать слоги , слова и предложения с буквой х.

-Запомнить особенности и секреты этой буквы,

- О том, что буква, которую изучаем, особенная, с секретом

Хлопушка, пастух, хомяк,

петухи, муха, подсолнухи

-Звуки[х],,].

Дети работают со «Звуковыми конвертами

Твёрдо.

- Поставить слово во множественное число.

 -Мягко

- Гласный звук [и].

(артикуляция)

Пара детей, взявшись за руки, поднимает их вверх

-Звук[х]-согласный, твёрдый, глухой

- Звук ,]согласный, мягкий, глухой

Скрестив пальцы, руки, ноги.

- Ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на бабочку

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

Не рогаты мы, не злы.

Козлы мы, а не козлы

Держим мы в руках бревно,

Чтоб не выпало оно.

«Х» на ножницы похожа,

 Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь  сам себя стрижешь.

Дети вспоминают первую задачу урока и делают заключение по работе

-Учились слышать и отличать новые звуки

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения существенных признаков,

использование знако – символических средств

Коммуникативные:умение работать в парах,

сотрудничество и взаимодействие со сверстниками

Регулятивные:

- планировать, определять последователь-ность действий;

– осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Регулятивные:

-самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

6.Первичное закрепление

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

1.Работа с «Лентой букв» и разрезной Азбукой

 Заселение буквы Х, х.

- Где расположится буква Х в «Ленте букв», если она обозначает на письме глухие звуки. Кто угадает её местонахождение?

-Как мы будем называть её звуки, если напротив неё нет буквы в верхнем звонком ряду?

- А вот чтобы узнать, где она проживает в «Азбучном домике», нужны способности экстросенса?

-Кто попробует?

-А что может быть изображено на плакатике с буквой Х?

2.Чтение  слогов с Х в прямом и обратном порядке в Азбуке.

-В нижнем ряду.

-Непарными согласными по звонкости и глухости.

(Заселение «новосёла» под аплодисменты детей.)

(Слабочитающие дети)

Регулятивные:

-формируем умение высказывать своё предположение, строить план действий, делать выводы

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3. Работа с ЭП к Азбуке

Задание «Давайте поиграем»

-А сейчас ещё раз закрепим правильное и быстрое прочтение слияний и сочетаний букв с Х.

-Будьте внимательны, нам надо распределить их в мягкий сугроб и на твёрдую ледяную глыбу в зависимости от того как произносятся согласные звуки.

Читают, анализируют, распределяют, запоминают

слияния и сочетанияс буквой Х

Регулятивные:умение проговаривать последовательность действий.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4. Физминутка

Мы пройдёмся по дорожке,
Чтобы отдохнули ножки.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
 (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,  другой – вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)

Физминутку  проводят дети,  читая четверостишия и показывая движения группами

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

7.Применение нового знания на практике

1.Работа в группах.

Задания в конвертах.

1 группа выбирает карточки со словами-предметами, которые начинаются с буквы Х.

2 группа ищет карточки со словами- предметами, где буква Х пишется в середине слова.

3 группа находит карточки со словами, где буква Х пишется в конце слова.

– Выберите секретаря и докладчика, которые будут представлять результаты вашей работы.

- Затем  отберите  нужные вам слова и выставите на наборное полотно.

Проверка всеми учащимися.

– Все согласны? Почему слово хохотун используется два раза?
– Какая группа допустила ошибку?

-Оцените работу группы.

2. Работа с Толковым словарём

– Есть ли среди слов  слова, значение которых вы не знаете?

 - Где можно узнать или найти значение этих слов?

Хлеб, хирург, хруст, химия,

хитрый, хохотун.

Запахи, ехать, уха, махать, тихо, хохотун.

Петух, вздох, наспех, страх,

смех,  успех.

Прикрепляют по группам на 3 наборных полотна результаты своей работы.

Секретарь объявляет задание. Докладчик читает и  доказывает правильность выбора слов.

Показывают цветовые сигналы.

(Толковый словарь Ожегова, Интернет)

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- планировать, определять последователь-ность действий;

– осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Познавательные:общеучебные- умение работать со справочной литературой

3. Работа с ЭП к Азбуке

Игра  «Какие слова спрятались?»

- Найдите 3 слова, которые спрятались в слове «хохотушки».

4. Физминутка

Поиграем в игру“Топ-хлоп”

 (если в слове есть [х], [x’] – хлопаем, нет - топаем):

Халат    робот    хоккей

 Воздух ножницы  хохот     хлеб

Салат  хобот  лыжня

5. Подведение  итогов

- Вы хорошо  справились с заданиями, много прочитали слов с новой буквой.

-А что это значит?

-Хохот, ушки, тушки.

Слова читает ученик –Шабанов Д.

- Мы выполнили ещё одну  задачу урока.

Познавательные:общеучебные-выбор эффективных способов решения задач в конкретных условиях

-анализ объектов с целью выделения существенных признаков

8.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение новых знаний в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентрованного,познавательного и компетентностного характера

1. Чтение текста «цепочкой» с.39

-Ответьте на вопросы, используя текст.

−Почему дрожат осины?

− Что появилось в мелких озерах?

− Что нужно успеть сделать до холодов?

− Какая техника выходит на поля?

− Докажите, что мы прочитали текст. (Предложения связаны между собой по смыслу.)

− Как можно озаглавить текст?

2. Работа с ребусом

- Отгадайте ребус и вы узнаете, как называют всех людей, которые помогают растить хлеб.

- Прочитайте слово «хлебороб», а несколько – «хлеборобы».

- Кто такие  хлеборобы, какую работу они выполняют, чтобы у нас каждый день был хлеб на столе, мы узнаем завтра.

3) Подведение итогов

-Что мы делали на этом этапе?

-Оцените свои успехи по  критерию:

«Я умею читать слоги, слова и предложения с буквой х».

Зелёный цвет- я научился читать слоги, предложения с новой буквой.

Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь.

Красный- ничего не понял.

Читают.

Проявляют внимательность, смекалку.

Работают в паре.

слайд 18`http://lares.ru/upload/iblock/05e/05ee4282b309020d0e7438d3cb1b4ded.jpg``

Хлеб  коробка

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из текстов и делать выводы.

1***Работа по сюжетной картинке с.38

− Рассмотрите иллюстрацию на с. 38. - Что изображено в центре?

−Кого принято встречать хлебом и солью?( Таким караваем, хлебом с солью, русские люди встречают самых дорогих гостей. Подают хлеб на красиво расшитом полотенце, которое называется рушником. Это русская традиция, добрый русский обычай.)

− Для чего это делают?

− Каким изображено солнышко?

− Где выращивают хлеб?

− Что изображено в нижней части иллюстрации?

−Какую роль в жизни человека играет пшеница?

− Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Храм и сельские дома.)

− Почему вы решили, что это сельские дома?

− Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (От  явлений  природы  зависит урожай зерновых.)

− Кто изображен над солнцем, месяцем и облаками? Почему?

2***. Определение смысла 1 пословицы под руководством учителя.

− Прочитайте 1 пословицу:

За обедом хлеб всему голова

- Как вы понимаете эту мудрую мысль нашего народа?

-(Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)

(Серп и пшеница.)

Познавательные:

общеучебные:

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, пословиц, текстов.

9.Подведение итогов урока

Цель:

самооценка усвоения нового знания и сравнивание результатов с образцом учителя

1.Ответы на вопросы теста.

- Возьмите листы для ответов. Как оформляем ответы?

ТЕСТ - Игра «Верите ли вы»

1. Верите ли вы, что звук [х] согласный ?

2.Слово «булка» начинается с согласного звука [х]?

3.Слово «хлеб» начинается с твёрдого звука [х]?

4. Верите ли вы, что у звука   [х] нет мягкой пары?

5. В слове «петухи» звучит мягкий согласный звук [х]?

6.Верите ли вы, что на букву Х больше всего слов в русском языке?

7. В слове хихикать звучит 2 мягких звука [х]

8. Верите ли вы, что на букву Х нет русских имён?

9. Верите ли вы, что у нас в классе есть ученик,чья фамилия начинается на букву Х ?

2. Анализ ответов, сравнивание с образцом учителя.

( повесить на доске образец)

-Подумайте, как можно соединить крестики и получить нашу новую знакомую букву.

3. Самооценка выполнения теста

-Покажите насколько трудно или легко вам было выполнять тест.

- Если согласны – ставим крестик, если нет - оставляем клеточку свободной.

1     х

2

3    Х

4

5    х

6

7      х

8

9    х

Показывают цветовые сигналы.

Регулятивные:

-самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

9.Рефлексия

Самооценка

Цель:

соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом

-Вспомните, какой была тема

урока?

-Каких целей достигли, каких – нет?

-Какое открытие сделали на уроке?

- Над чем нужно ещё поработать?

-Оцените свою работу на уроке

-Покажите, кто доволен своей работой на уроке.

-А кто не очень доволен? Почему?

-Какие трудности испытывали?

-Понравился ли вам урок?

- Звуки[ х ], [ х ].

Буквы Х, х.

Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились.

-Показывают соответствующий цвет сигнального светофора

Регулятивные:

-оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности.

10. Мотивирование учащихся на активное участие в проведении следующего урока

1.Работа с кроссвордом

-Если хотите узнать, как будет звучать тема следующего урока с новой буквой Х, попробуйте разгадать кроссворд и записать недостающие буквы.

.

ушки

п

.

юшка

    п

е

к

.

рь

.

атрушка

к

.

лач

с

у

.

ари

.

епешка

х

л

.

бороб

.

атон

б

.

лка

- Что же у вас получилось?

- На следующем уроке закрепим знания о согласных звуках [х], [х’], букве Х х, узнаем новое о профессиях, будем говорить об отношении к хлебу.

2. Распределение предварительного материала

- Чтобы у нас получилась познавательная беседа,  для проведения урока мне нужны будут помощники.

- Кто хочет подготовить рассказ для ребят о том, откуда хлеб приходит на

наш стол?

-Рассказать историю калачей?

-Выучить стихотворение о хлебе и рассказать ребятам?

- Выучить слова и движения физкульминутки «Хомка» и провести для ребят?

- Повеселить ребят на уроке, прочитав рассказ «Хомяк-хвастун» целым словом?

Читают слова. Выполняют задания

Прочитанные слова-названия хлебобулочных изделий, кроме слов пекарь и хлебороб

-Слава хлебу!

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 1

Приложение 2

Из истории калача

 Калач — старейший вид белого хлеба в России. Известны только три его разновидности: муромский, московский и более поздний — саратовский.

Сохранились легенды о том, как купцы проверяли качество калачных поставок. Они садились на хлеб, покрытый полотенцем, и если после такого пресса он легко принимал прежнюю пышную форму, покупатель-оптовик забирал его пудами.

В конце XIX – начале XX века калачи пекли в разных областях России.

Приложение 3

Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун.
Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
— Хотите верьте, хотите нет,— начинал хомяк,— а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод —хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: «Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
—    Ух ты,— восхитились хомяки.
—    Иду себе дальше. Снег под ногами — хруст-хруст. Смотрю — лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
—    Что, что потом?! — хором спросили хомяки.
—    Я… потом…
—    Да не тяни же ты! — взмолились хомяки.
—    Хорошенькое дело! — обиделся хвастунишка.— Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?! (Г. Юдин)

Приложение 4

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"

Приложение 5

Физкультминутка «Хомка»

Хома,  хома,  хомячок ,полосатенький бочок  (трут бока руками)
Хома раненько встает, (
потягиваются)
Щечки моет (
тереть щеки руками)
Лапки трет (
движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (
метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (
маршируют)
Раз (
руки вперед)
Два (
руки вверх)
Три (
руки в стороны)
Четыре, пять
(трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать
(руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).


Используемые источники:

  1. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева,  Управление начальной школой № 12 /2011  
  2. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.

3.   В.В.Волина. Праздник Букваря. М. «АСТ – ПРЕСС», 1996.


…………………………………………………………………..

Хорошо хвалить, хихикать,
Худо- хвастаться и хныкать.

………………………………………………

- Эти слоги можно произнести в чистоговорке.  Я начинаю, а вы продолжаете.

Хи-хи-хи- сочиняем мы стихи.

Ха-ха-ха-очень вкусная уха.

Хо-хо-хо-я услышал эхо.

Ух-ух-ух-в поле вдруг запел петух.

………………………………………………………………….

- Возьмите конверты с набором букв «Слово рассыпалось».

- Отгадайте загадку, составьте слово и его звуковую схему.

«Мягкий, пышный  и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый».

……………………………….

Можно сообщить детям, что на букву п начинаются 712 слов, а на букву х – 45.

………………………………..

2 задание: прочитайте слова

ХЛЕБ
ХЛЕБНЫЙ
ХЛЕБУШЕК
ХЛЕБОРОБ
ХЛЕБНИЦА
НАХЛЕБНИК

- Можно ли эти слова назвать родственными?  ( Да.У них есть общая часть, общее в значении.)

(разбор значения слов, составление словосочетаний)

…………………………………………………………………………..

Игра

− А теперь ответьте на мои вопросы, выбирая для ответа слово, в котором есть звуки  [х] и [хʼ].

        − В какой комнате находится хлеб: в гостиной или на кухне? (На кухне.)

− Где лежит хлеб: на тарелке или в хлебнице? (В хлебнице.)

− Что положили на кусочек хлеба: сахар или масло? (Сахар.)

− Около какого цветка лежит хлеб: около ромашки или хризантемы? (Около хризантемы.)

−Какие птицы склевали хлеб: дятлы или петухи? (Петухи.)

−Кто сможет сам составить такие вопросы? [Дети составляют вопросы и отвечают на них.]

………………………………..

  1. Игра «Кулачок- подушечка», определи твердость-мягкость.

Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый

Работа с электронным приложением

− Прочитайте слоги с буквой Х. Чем отличаются слоги в первом и втором столбиках? (В первом столбике слоги-слияния, а во втором согласный примыкает к гласному.)

− Прочитайте слоги с твердым согласным звуком.

− Прочитайте слоги с мягким согласным звуком.

− Посмотрите мультфильм и скажите, какие слова со звуками  [х] и [хʼ] услышали, при написании которых используется буква Х. [Дети смотрят мультфильм и выполняют задание.]

− Прочитайте слова с буквой Х.

……………………………………………………..

4). Игра «Соедини стрелкой»

ХА ХУРМА

ХО ХИЖИНА

ХИ ХЕК

ХУ ХОРОШО

ХЕ ХАЛАТ

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Букву имени напишем.

Чья же буква будут выше?

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

………………………………………………………………………….

Физкультминутка «Хомка»

Хома,  хома,  хомячок ,полосатенький бочок  (трут бока руками)
Хома раненько встает, (
потягиваются)
Щечки моет (
тереть щеки руками)
Лапки трет (
движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (
метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (
маршируют)
Раз (
руки вперед)
Два (
руки вверх)
Три (
руки в стороны)
Четыре, пять
(трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать
(руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Физкультминутка «Хомка»

Хома,  хома,  хомячок ,полосатенький бочок  (трут бока руками)
Хома раненько встает, (
потягиваются)
Щечки моет (
тереть щеки руками)
Лапки трет (
движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (
метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (
маршируют)
Раз (
руки вперед)
Два (
руки вверх)
Три (
руки в стороны)
Четыре, пять
(трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать
(руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

…………………………………………………………



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Войскоровская средняя общеобразовательная школа»

муниципального образования

Тосненский район Ленинградской области

 

  Учитель Теплова Н.А.

Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России». 2013-14 уч. г.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Тема: Согласный звук [ ж ]. Буквы Ж, ж.

Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную, групповую и парную  формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с новым  звуком  [ж], буквами Ж, ж;

-формировать умение бегло, осознано и выразительно читать слоги, слова с новой буквой, тексты;

-обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся;

-формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач 

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах,

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальцев.

Воспитательные:        

-  эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД:
  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу;
  • продолжить работу с учащимися по развитию памяти, внимания, мышления, формированию грамотной устной речи, пополнению словарного запаса.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные УУД
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;
  • уметь исправлять  результаты своих действий;
  • Коммуникативные УУД
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • учиться работать в группе;
  • умение принимать решение, брать ответственность за свои действия;
  • Познавательные УУД
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  и во внеурочное время.

Методы обучения: 

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: экран, мультимедийный  проектор,  компьютер, электронное приложение к учебнику «Азбука» В. Г. Горецкого, «Лента букв», слоговая таблица,  касса букв и слогов, конверты со словами,   предметные картинки, схемы для звуко-буквенного анализа слов , плакат «Правила сотрудничества», сигнальный веер для самооценки, ножницы, буква К         Ж для вырезания, учебник «Азбука» В. Г. Горецкого, страница 25.

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формируемые УУД

1.Организа-ционный этап. Самоопреде-ление к учебной деятельнос-ти.

Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс, создание комфортной психологичес-кой атмосферы

  -Все готовы?

Так вперёд, нас открытие зовёт!

-Я хочу вам пожелать:

Громко, чётко отвечать,

Удачи в учении,

Улыбок и хорошего настроения.

- Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука, с согласного твёрдого звука и т.д.

- Как вы думаете, сегодня урок закрепления изученных знаний или открытия новых?

- Почему вы так решили?

-Давайте подготовим себя к исследованиям и открытиям.

Проверяют свою готовность к уроку.

-Урок открытия новых знаний, так как новый плакатик с новой буквой не открыт.

Личностные: -самоопределение

Регулятивные:

волевая саморегуляция

2.Актуализация изученных знаний. 

Цель:  готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового

Развитие речевого аппарата.

Работа над дикцией.

1)Чтение букв звуками.

А О У Я Ы  

- Какая буква лишняя? Почему?

-Что знаете о букве я?

К Т И  Ь З

- Какая буква лишняя?

 Почему?

П Р Г Д Т С Ш

- Какая буква лишняя? (ш)  Почему?

-Какое правило знаете с этой  буквой?

2) Чистоговорка.

Игра «Доскажи словечко».

-С произношением звука [ш] у нас у 2 детей проблемы, поэтому помогаем им учиться произносить этот звук чисто  

Ша-ша-ша  -  мама моет (малыша)

Шу-шу-шу  -  я письмо тебе (пишу)

Аш- аш-аш – у Ирины (карандаш)

Шо-шо-шо- всем ребятам (хорошо)

-Какой звук повторяется чаще.

- Какой буквой мы обозначаем этот звук на письме?

-Что о ней вы можете рассказать?

-Чем отличается от других согласных звуков?

- На каком этаже в ленте букв поселилась? Почему?

3) Упражнение в развитии орфографической зоркости.

Под полом, под полом

Шевелят  хвостами.

В щели глядятся,

Вылезти боятся.

- Составьте слово-отгадку из букв разрезной азбуки на наборном полотне. Какая пара хочет поработать у доски?

Я бываю разная:

Чёрная и красная,

Грузовая, легковая –

Кто же я такая?

-Какая ещё пара хочет набрать это слово - отгадку?

- Чем похожи  эти слова?

- Какое правило вы знаете о правописании этого слияния?

-Давайте оценим работу ребят у доски?

- Где вы встречали слова  с ошибкоопасным слиянием?

4) Дыхательная гимнастика.
- Проведем дыхательную гимнастику. Встаньте, положите руку на брюшной пресс, вдохните через нос.
Произнесите звук [о] долго на одном выдохе.
-Вдохните, коротко на одном выдохе произнесите звук каждой буквы.
ууууу

- Мы подготовили свой речевой аппарат к работе и сейчас постараемся правильно, выразительно, громко читать целым словом.

5) Выборочное чтение домашнего текста. Оценка чтения детей.

-Почему проснулась Тишина?

- О чём спросила Тишина у Машины?

- Что ответила машина?

6) Подведение итогов

- Я считаю, что вы хорошо запомнили все особенности буквы Ш и научились читать слова с ней.

- Я довольна вашей работой. Спасибо вам за моё хорошее настроение.

(Показываю свой смайлик - восторг)

Обосновывают свой выбор и убирают букву с наборного полотна

-Я - показатель мягкости,

обозначает 2 звука, когда стоит вначале слова или после гласных

-Буква Ь не имеет звука и служит для обозначения мягкости согласных

-Ш– обозначает всегда твёрдый звук

-ШИ – пиши с И

[ш]

Ш

Буква Ш на письме обозначает согласный, глухой, твёрдый звук [ш] .

Не имеет парного мягкого

 

 На 1 этаже, глухой

Отгадывают загадки и составляют отгадку в парах на наборном полотне из букв разрезной азбуки

-Мыши

- Машина.

- Слова со слогом ши.

Дети показывают цветовые сигналы.

-Дома, читая текст

Выполняют дыхательные упражнения.

Дети дают словесную оценку чтения одноклассников, а затем показывают цветовые сигналы.

Познавательные: логические-

анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

- умение работать в парах;

- учитывать разные мнения;

Регулятивные:

 -самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Регулятивные:

 -самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

3.Подготовка к изучению нового материала.

Введение в тему урока

Цель: подготовить детей к формулировке темы и постановки задач урока.

1.Выделение нового звука, его характеристика.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

- Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении-загадке?

- О ком это стихотворение?

Вывешиваю картинку жука

-Кто ещё издаёт такие звуки?

-Каким одним словом мы можем назвать их?

- А в речи человека встречается такой звук?

- Ж-ж-ж-ж

- О жуке

- Пчела, муха, шмель, оса.

- Насекомые

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий 

4.Формулирование темы и задач урока Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

5.Открытие новых знаний.

Постановка проблемы

Работа в парах.

Артикуляция звука

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Каковы задачи нашего урока?

 -Чему вы должны научиться?

Включить проектор для работы с электронным приложением к «Азбуке»

1) Постановка проблемы

- О чём говорит нам восклицательный знак, если он присутствует на уроке?

- Может, кто-то уже догадался, чем этот звук особенный?

- Тогда давайте будем решать эту проблему.

-Посмотрите на экран и назовите изображённые здесь предметы. ЭП

- Что общего во всех словах?

- Давайте составим схему  слова – жук

- В каком месте слова находится звук [ж]?

2) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

Характеристика нового звука

-Повернитесь друг к другу и произнесите звук  [ж] 3 раза

- Понаблюдайте, что нужно сделать, чтобы произнести этот звук?

- Обсудите в парах какой это звук?  

  И как только пара будет готова дать характеристику звуку,  символизируйте мне об этом

 3)Представление результатов исследования.

4 ) Знакомство с новой буквой.

- Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.                     Показ буквы ж.

- Почему две буквы ж.

- Для чего нужна заглавная буква?

- На кого похожа эта буква?

-Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек

В. Кожевников

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце её

Не растопит уже!

Е. Тараплан

Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском,-

Сноп пшеницы на меже

Превратиться в букву Ж.

В. Степанов

Это - Ж,

А это – К.

Целый жук

И полжука.     А. Шибаев

         -Справились ли мы с первой задачей урока?

-С первой задачей урока мы справились – с новыми звуком и буквой познакомились, а вот секрет-то ещё не раскрыли.

- Звук [ ж ]. Буквы Ж, ж.

– Изучить новый звук, новую букву.

– Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.

– Научиться читать слоги , слова и предложения с буквой ж.

-Запомнить особенности и секреты этой буквы,

- О том, что буква, которую изучаем, особенная, с секретом

Жук, снежинка, жезл,

жираф, жилет, журавль

-Звук  [ж]  

Дети работают в блокнотах

(артикуляция)

- Согласный, твёрдый, звонкий

Пара детей, взявшись за руки, поднимает их вверх

-Звук [ж]-согласный, звонкий, твёрдый

- На жука.

-На снежинку

- На сноп.

-На половинку буквы К.

Дети вспоминают первую задачу урока и делают заключение по работе

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения существенных признаков,

использование знако – символических средств

Коммуникативные: умение работать в парах,

сотрудничество и взаимодействие со сверстниками 

Регулятивные:

- планировать, определять последователь-ность действий;

– осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Регулятивные:

 -самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

6.Первичное закрепление

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

 1.Работа со слоговой таблицей

Исследование звука [ж].

- Раскрыть секрет нам поможет исследование - внимательное прочтение слияний в слоговой таблице.

(где прикреплён слог ЖЫ)

- Дети, когда вы произносили слоги, не заметили ли вы совпадений?

- А нужны ли две разные гласные буквы для обозначения одного и того же слога?

-Давайте выберем один из них. Произнесите еще раз [ж] с гласными И, Ы и сделайте выбор.

Убираю прикреплённый слог ЖЫ

-  Секрет раскрыт.

Встречались нам уже такие звуки?

- Так какую же гласную букву мы никогда не напишем в слиянии ЖИ?

- Значит, мы сделали ещё одно открытие. Повторите его.

- Теперь наше правило будет звучать так: ШИ и ЖИ пиши с буквой И

       Открываю слияние ЖИ на стенде «Запомни»

2.Работа с разрезной Азбукой

 Заселение буквы Ж, ж.

- Где расположится буква Ж в «Ленте букв», если она обозначает на письме звонкий звук.

-Как мы теперь будем называть между собой  Ж и Ш?

- Соседкой каких букв она будет в «Азбучном домике»?

Читают:

Жа

Жо

Жу

Жи

Жы

Да, мы произносили слог [жы], когда прочитывали и с буквой Ы, и с буквой И.

- Наверное, не нужны.

- Буква И после согласного указывает на его мягкость, но в слоге жи этого не происходит, звук [ж] все равно твердый. Значит, буква ы не нужна букве Ж. Звук [ж] – всегда твердый.

- Ш- всегда твёрдый.

Вывод. ЖИ пиши с И

-В верхнем ряду.

-Парными согласными.

- Ё и З

Регулятивные:

-формируем умение высказывать своё предположение, строить план действий , делать выводы

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3.Физминутка

Мы пройдёмся по дорожке,
Чтобы отдохнули ножки.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
 (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,  другой – вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)

Физминутку проводят дети , читая четверостишия и показывая движения группами

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

4. Конструирование буквы

-А теперь хотите ли сами своими руками изготовить букву ж?

Эта буква родится у вас прямо в руках

5. Работа с ЭП к Азбуке

Задание «Давайте поиграем»

-А сейчас ещё раз закрепим правильное и быстрое прочтение слияний и сочетаний букв с Ж.

-Будьте внимательны, нам надо распределить их на мягкое кресло и твёрдую тумбочку в зависимости от того как произносится согласный звук

(на партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква к)

Вырезаем букву к, разворачиваем и она превращается в букву Ж

Читают, анализируют, распределяют, запоминают

слияния и сочетания с буквой  Ж

    Регулятивные : умение проговаривать последовательность действий.      

         

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

7.Применение нового знания на практике

1.Работа в группах.

Задания в конвертах.

1 группа выбирает карточки со словами-предметами, которые начинаются со звука [ж] .

2 группа ищет карточки со словами - предметами, где звук  [ж] мы слышим в середине слова.

3 группа находит карточки со словами, где буква Ж пишется в конце слова.

4 группа подбирает карточки со  словами, в которых встречается слияние ЖИ

– Выберите секретаря и докладчика, которые будет представлять результаты вашей работы.

- Затем   отберите  нужные вам слова и выставите на наборное полотно.

Проверка всеми учащимися.

– Все согласны? Почему слово жужелица используется два раза?
– Какая группа допустила ошибку?

-Оцените работу группы.

2. Работа с Толковым словарём

– Есть ли среди слов  слова, значение которых вы не знаете?

 - Где можно узнать или найти значение этих слов?

Жмурки, Женя, жужелица, жимолость, жемчуг

Снежинка, пожар, дружба, жужелица, тяжело

Морж, стриж, чиж, уж, ёж

Снежинка, жужжит, дружить, жить,

жимолость

Прикрепляют по группам на 4 наборных полотна результаты своей работы.

Секретарь объявляет задание. Докладчик читает и  доказывает правильность выбора слов.

Показывают цветовые сигналы.

Возможно:

1 группа: жужелица;
2 группа: жемчуг;
3 группа: жимолость;
4 группа: стриж.

Заготовить предметные картинки

(Толковый словарь Ожегова, Интернет)

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- планировать, определять последователь-ность действий;

– осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Познавательные: общеучебные- умение работать со справочной литературой

3. Работа с ЭП к Азбуке

Игра  «Какие слова спрятались?»

- Найдите 5 слов, которые спрятались в слове «жужелица».

4. Физминутка

Поиграем в игру «Большая -маленькая».

ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой- приседаем. Будьте внимательны.

-Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

Какое правило вы повторили в игре?

5. Подведение  итогов

- Вы хорошо  справились с заданиями, много прочитали слов с новой буквой.

-А что это значит? 

- Уж, уже, ел, ели, лица.

Имена людей, клички животных пишутся с большой буквы.

- Мы выполнили ещё одну  задачу урока.

Познавательные:общеучебные-выбор эффективных способов решения задач в конкретных условиях

-анализ объектов с целью выделения существенных признаков

8.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение новых знаний в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентрованного,познавательного и компетентностного характера

1.Работа по сюжетной картинке .25

-Откройте Азбуку с. 25

-Во что играют дети?

- От какого слова могло образоваться название игры «жмурки»?

-Как вы понимаете смысл слова «жмуриться»?

А как узнать имя мальчика, который бежит с завязанными глазами?

- Жмуриться.

Щуриться, прикрывать глаза.

Прочитать текст

Познавательные:

общеучебные:

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

2.Чтение текста «Жмурки»

-Ответьте на вопросы, используя текст.

– В какую игру играли дети?
– Кому завязали глаза?
– Куда разбежались дети и почему?
– Как вы думаете, почему Женя не  может догнать детей?
– О чем его предупредили друзья?
– Можно ли сказать, что они поступили благородно?

-Как можно озаглавить текст?

Читают.

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из текстов и делать выводы.

9.Подведение итогов урока

Цель:

самооценка усвоения нового знания и сравнивание результатов с образцом учителя

1.Ответы на вопросы теста.

- Возьмите листы для ответов. Как оформляем ответы?

ТЕСТ

  1. Слово  «жук» начинается с согласного звука. (х)
  2. Слово «осина» начинается с гласного звука. (х)
  3.  Согласный звук ж всегда твердый звук. (х)
  4. Звук [з´] – твердый согласный звук. ( )
  5. В предложении «Женя читает книгу» 3 слова. (х)
  6. Слова «большой», «жёлтый»  - противоположные по смыслу слова. ( )
  7. Слово  ключ– многозначное слово. (х)
  8.  Курица, жираф, заяц - одушевленные предметы. (х)
  9. У нас сегодня на уроке были желанные гости. (х)

2. Анализ ответов, сравнивание с образцом учителя.

( повесить на доске образец)

-Подумайте, как можно соединить крестики и получить нашу новую знакомую букву.

3. Самооценка выполнения теста

-Покажите насколько трудно или легко вам было выполнять тест.

- Если да – ставим крестик, если нет - оставляем клеточку свободной.

х

х

Х

х

х

х

х

Показывают цветовые сигналы.

Регулятивные:

 -самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

9.Рефлексия

Самооценка

Цель:

соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом

-Вспомните, какой была тема

урока?

-Каких целей достигли, каких – нет?

-Какое открытие сделали на уроке?

- Над чем нужно ещё поработать?

-Оцените свою работу на уроке

-Покажите,  кто доволен своей работой на уроке.

-А кто не очень доволен? Почему?

-Какие трудности испытывали?

-Понравился ли вам урок?

- Звук [ ж ]. Буквы Ж, ж.

Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились.

-Показывают соответствующий цвет сигнального светофора

Регулятивные:

 -оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности .

 
Используемые источники:

  1. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева,  Управление начальной школой № 12 /2011  
  2. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.

3.   В.В.Волина. Праздник Букваря. М. «АСТ – ПРЕСС», 1996.


 


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и т.д.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно - познавательное напрвление) «Мир профессий» для 1 класса. Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познават...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы...