Программа кружка "Первые исследования"
методическая разработка
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с больши интересом участвуют различных исследовательских делах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслитьи делать самостоятельные умозаключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_issledovaniya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Первые исследования»
Пояснительная записка
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление в научно – практических конференциях (школьных, районных, республиканских).
Цель программы:
- приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений;
- стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения
Задачи программы:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой активности детей;
- стимулирование интереса к наукам;
- ознакомление с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: 8 – 10 лет.
Сроки реализации программы: 1 год (2-4 классы)
Данная программа рассчитана на 34 часа. Продолжительность занятий – 40 – 45 мин.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, экскурсия, конференция;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Ожидаемые результаты:
- обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;
- развитие навыков общения при групповой работе и во время анкетирования (интервьюирования) людей;
- умение использовать различные методы организации и планирования своей деятельности;
- умение вести регулярные записи в дневниках проектов;
- выработка умения работать с источниками информации;
- умение использовать в своей работе вновь приобретённые знания и навыки;
- умение работать над проектом индивидуально, самостоятельно;
- умение правильно представить свою исследовательскую работу;
- укрепление навыков публичного выступления, умение представлять работу и отвечать на вопросы;
- развитие творческого мышления, кругозора, уверенности в себе и организованности.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды практической деятельности |
Введение. Что такое исследование. Кто такой исследователь? Разбиение на группы. | 2 | Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. | |
Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы. Выбор темы, постановка цели и задач. Выбор путей решения. Составление плана работы. | 2 | Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения. | |
Экскурсия в школьную библиотеку. Работа с каталогами. Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. | 2 | Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе. | |
Составления анкет, опросников, интервью. Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. | 2 | Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | |
Знакомство с Интернетом. Поиск информации. | 2 | Правила работы в Интернете | |
Игра «Юный исследователь». | 1 | Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации. | |
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | 2 | Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика. | |
Экскурсия в школьный музей «Моя малая Родина» | 1 | ||
Консультация для родителей | 2 | ||
Отчёт по собранному материалу. | 2 | Обработка информации. Оформление информации. | |
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала. | 2 | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. | |
Оформление работы на компьютере. | 4 | Правила работы за компьютером. | |
Требования к оформлению работы. | 2 | Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”. | |
Подготовка текста защиты проекта. | 3 | Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление. | |
Подготовка презентации. | 2 | Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. | |
Защита проекта. Выступление перед учащимися начальной школы. | 2 | Школьная научно-практическая конференция «Шаг в науку». | |
Сдача исследовательской работы. Рефлексия. | 1 | Сдача исследовательской работы. | |
Итого | 34 ч. |
Примерные темы для исследования:
3 класс
- Село мое родное
- Лук от семи недуг
- Виртуальная экскурсия по нашему селу
- История Сартуул - Гэгэтуйского дацана
- История сельского клуба
4 класс
- Поделки из СД-дисков или вторая жизнь ненужным вещам
- Дангины и Гэсэры села Гэгэтуй
- Мой дед – участник ВОВ
- История колхоза имени В.И.Ленина
- Знаменитые люди села
- Забытые профессии моего села
Литература
Для учителя:
- Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании (Текст)// Школьные технологии. – 2005. - №2. –с.66-69.
- Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе (Текст)/ Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.
- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.- сост. В. Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания (Текст)/ А. И. Савенков. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002.
Для обучающихся:
- Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времён и народов. – М.: Терра, 1998.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник – тетрадь для младших школьников. Изд. «Учебная литература», 2004.
- Плешаков А.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2010.
Средства обучения
- Слайд – презентации по разным темам.
Электронные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...
Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"
В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе по теме «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»...
Программа педагогического исследования.
Педагогическое исследование по теме: «Развитие творческой активности младших школьников средствами игровой технологии»....
Программа мониторинговых исследований уровня воспитанности детей в группе продлённого дня
Согласно перечню функциональных обязанностей воспитатели выполняют диагностическую функцию, по которой определяется исходный уровень, и постоянно отмечаются изменения воспитанности учеников. Эта функц...
Программа социологического исследования на тему: «Интернет - зависимость студентов»
Программа социологического исследования на тему: «Интернет - зависимость студентов»...
Программа педагогического исследования.
Даннаый материал можно с уверенностью назвать пособием для учителя, готового к личной исследовательской работе. Прописаны все основные этапы, ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание...
Программа практического исследования на тему «Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения»
В данном документе представлена программа практической части выпускной квалификационной работы на тему:«Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения...