Адаптированные рабочие программы для обучающихся с РАС вар 8.3 1 кл + КТП
рабочая программа (1 класс)
Данные адаптированные программы составлены для надомного обучения учащейся 1 класса, имеющей РАС вар 8.3 и включают программы коррекционных курсов и отдельных предметов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannye_rabochie_programmy_ras_8.3_1_kl.rar | 208.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
имени С.Н. Кравцова
станицы Ленинградской
муниципального образования
Ленинградский район
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета
от 29 августа 2018 года протокол №1
Председатель педсовета
____________Е. В. Плохотнюк
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по формированию коммуникативного поведения
Уровень образования (класс) - начальное общее образование, 1 класс индивидуальное обучение на дому
Количество часов – 16,5
Учитель – Шило Светлана Анатольевна
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); «Комплекта примерных рабочих программ для 1 доп. и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с расстройствами аутистического спектра» Москва «Просвещение», 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе «Комплекта примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного класса обучающихся с расстройствами аутистического спектра» (вариант 8.3) (Издательство "Просвещение", 2016 г). Рабочая программа составлена на один учебный год для учащейся 1 «К» класса ________________________
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, внедостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс«Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Основной цельюформирования коммуникативного поведения у обучающихся cРАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязныезадачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Место курса в учебном плане
На изучение коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» в 11 (дополнительном первом классе) при домашнем обучении отводится по 0,5 часа в неделю, курс рассчитан на 16,5 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:
- Называть своё имя;
- Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
- Подражать движениям и речи взрослого человека;
- Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№ | Разделы курса | Содержание |
1 | Невербальная коммуникация |
|
2 | Вербальная коммуникация |
|
3 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций |
(рассматривание рисунка)
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ раздела | Наименование раздела | Коли- чество часов | Примерное содержание занятий | БУД |
I | Невербальная коммуникация | 9,5 часов | Упражнения «Кто умеет улыбаться?», «Мимическая гимнастика», «Зеркало». «Обезьянка». «Лица». Классификация чувств Классификация жестов (приветствие и прощание, несогласие, отказ). Упражнения «Это я! Это моё!», «Заколдованный ребёнок», «Вот он какой!» Рассматривание поз на картинках. Использование поз с опорой на картинки. Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?». Классификация чувств. Азбука настроений. Разыгрывание сюжета с использованием жестов. Упражнения «Тише!», «Отдай!» Упражнение «Части тела». Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» Тренируем мимику. Этюд на выражение радости и страха. Классификация жестов (указательный, подзывание к себе с помощью пальчика). Упражнения «До свидания!», «Я не знаю!» Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же», «Запомни движения». Тренируем мимику. Этюд на выражение удивления и огорчения. Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность). Упражнения на подражание. Разыгрывание сюжета с использованием жестов. |
|
II | Вербальная коммуникация | 4 часа | Прослушивание эмоциональных записей – радости, смех. Проигрывание. Изображать животных. Прослушивание эмоциональных записей – плач, крик. Формулы приветствия, знакомства, прощания, извинения, просьбы. Изображать голоса сказочных персонажей Изображать, как шепчутся листья, как бушует море. «Узнай по интонации», «Скажи интонацией». | - уметь изображать поведением животных, иммитировать неречевые звуки, голоса сказочных персонажей; - выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов |
III | Моделирование и разыгрывание типичных жизненныхситуаций | 3 часа | Прогнозирование ситуаций. Разыгрывание ситуаций (доброта, вежливость). Упражнение «Ты гулял во дворе», «Ты потерял свою игрушку», «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться» Упражнение «Как отметить праздник в семье» Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение» | -прогнозировать и проигрывать ситуации из реальной жизни |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А.Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
- Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.
Методические пособия для педагога | - Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015 |
Технические средства обучения | компьютер с программным обеспечением; магнитная доска. |
Дополнительные средства | Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки, пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», «Репка», игрушки, настольные игры, пазлы, дидактические игры |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 раздел. Невербальная коммуникация-9,5 часов | |||
1 | Упражнения «Кто умеет улыбаться?», «Мимическая гимнастика», «Зеркало». «Обезьянка». «Лица». Классификация чувств | 1 | 12.09 |
2 | Классификация жестов (приветствие и прощание, несогласие, отказ). Упражнения «Это я! Это моё!», «Заколдованный ребёнок», «Вот он какой!» | 1 | 26.09 |
3 | Рассматривание поз на картинках. Использование поз с опорой на картинки. Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?». | 1 | 10.10 |
4 | Классификация чувств. Азбука настроений. Разыгрывание сюжета с использованием жестов.Упражнения «Тише!», «Отдай!» | 1 | 24.10 |
5 | Упражнение «Части тела». Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» | 1 | 07.11 |
6 | Тренируем мимику. Этюд на выражение радости и страха. | 0,5 | 14.11 |
7 | Классификация жестов (указательный, подзывание к себе с помощью пальчика). Упражнения «До свидания!», «Я не знаю!» | 1 | 28.11 |
8 | Рассматривание поз на картинках. Использование поз с опорой на картинки. Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же», «Запомни движения». | 1 | 12.12 |
9 | Тренируем мимику. Этюд на выражение удивления и огорчения. Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность). | 1 | 26.12 |
10 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание. Разыгрывание сюжета с использованием жестов. | 1 | 23.01 |
Раздел 2. Вербальная коммуникация – 4 часа. | |||
11 | Прослушивание эмоциональных записей – радости, смех. Проигрывание. Изображать животных. | 1 | 13.02 |
12 | Прослушивание эмоциональных записей – плач, крик. Проигрывание. Формулы приветствия, знакомства. | 1 | 27.02 |
13 | Формулы прощания, извинения, просьбы. Изображать голоса сказочных персонажей | 1 | 13.03 |
14 | Изображать, как шепчутся листья, как бушует море. «Узнай по интонации», « Скажи интонацией». | 1 | 10.04 |
Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненныхситуаций – 3 часа. | |||
15 | Прогнозирование ситуаций Разыгрывание ситуаций (доброта, вежливость). | 1 | 24.04 |
16 | Упражнение «Ты гулял во дворе», «Ты потерял свою игрушку», «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться» | 1 | 08.05 |
17 | Упражнение «Как отметить праздник в семье» Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение» | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся на основе ФГОС с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...