Выступление на МО "Развитие творческих способностей средствами экологического воспитания"
статья
Предварительный просмотр:
Приложение
к протоколу заседания № 2 (2018 -2019 уч. год)
МО учителей начальных классов
Выступление Скрипко Н. Г.
на заседании МО учителей начальных классов МБОУ «Средняя школа № 4»
г. Рославля Смоленской области
по вопросу
Развитие творческих способностей средствами
экологического воспитания
В.А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».
Экологически ориентированная деятельность: (Развитие творческих способностей)
- познаем наблюдая:
- познаем, исследуя.
- познаем моделируя:
- трудимся.
- играем.
- рисуем, лепим, конструируем:
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В результате освоения детьми младшего школьного возраста экологического миропонимания значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, в качественно новом отношении к природе. Ведущим личностным достижением ребенка становится гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
- идею единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности.
- идею единства человека и природы, где человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь отражается влияние природы на жизнь человека и человека – на природное окружение.
- идея разумности и гуманности человека.
- идея целостности природы
ЦЕЛЬ: - развитие творческих способностей детей через систему формирования экологической воспитанности дошкольников
Экологическое воспитание – является одним из важных средств познания мира и развитие эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельности детей.
Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. И работу по обучению, воспитанию и развитию личности ребенка, направлено на формирование системы знаний и умений, целостных ориентаций, нравственно эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность за состояние окружающей среды, необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте.
Главной моей задачей является заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность. Я как учитель должна пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Развитие творческого потенциала личности ребенка – одна из основных образовательных задач в моей работе. Мне необходимо научить детей жить в динамическом изменении мира, научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряясь при встрече с новым, непонятным.
Экология по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она развивает любовь к природе, мыслительные процессы, расширяет кругозор. Те дети, у которых развито логическое мышление, начинают искать выход из сложившейся ситуации, ищут разные решения, а самое главное, не боятся таких ситуаций.
Занятия выстраиваю в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом. Широко использую дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют творческую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Моя задача создавать условия для зарождения радости, уверенности, эстетических переживаний, чтобы ребенок мог мыслить, творить. Важно, чтобы обучение вошло в жизнь детей как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этих связей.
Младший школьный возраст – яркая неповторимая пора в жизни человека. Ученику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых - помочь ему развить познавательную активность, любознательность.
Начальная школа – начало этапа формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, рукотворному миру, к себе и окружающим людям.
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальная проблема современной педагогики. Известно: младший школьный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
В настоящее время появилось немало программ воспитания и обучения школьников, тем не менее, вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным.
Наш девиз: «Чувствовать – Познавать – Творить»
Современные дети живут в развивающуюся эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
На занятиях и в свободной деятельности, я знакомлю детей с объектами и явлениями природы, где дети накапливают эмоционально – положительный опыт отношения к живым существам, учитывая не только доступность предлагаемой информации, но и значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску в процессе познания.
Полученный опыт применяется детьми в разных видах деятельности – играх, изобразительной деятельности, труде в природе и др. С одной стороны, при осуществлении деятельности представления о животных и растениях уточняются и обогащаются, становятся более дифференцированными, что подготавливает детей к составлению рассказов о природе.
В рассказах дети отражают полученные знания о взаимосвязях в природе, делятся собственным опытом взаимодействия с живыми существами, передают свое отношение к ним. Тем самым экологические представления детей становятся более осознанными.
Формы организации занятий разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом. Самостоятельная работа детей, экспериментирование, задание на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. На каждом занятии использую физ – паузы, что позволяет мне переключить умственную, двигательную, речевую активность детей, не выходя из учебной ситуации. Веселые тексты к физ – паузам заучиваем в свободное время. Также использую во время экскурсий, в течение дня для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
Особое внимание уделяю анализу детских работ, который часто провожу не в конце занятий, а перед началом следующего, также практикую такой прием – индивидуальная беседа. Анализ детских работ применяю, как обучающий.
Для выбора нужного направления в работе, и чтобы проверить в какой степени ребенок овладел умениями и навыками, на что следует обратить внимание, провожу диагностику по экологии, что позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков и умений.
Всю экологическую работу, направленную на развитие творческих способностей детей, я осуществляю не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности, прогулках, экспериментальной, трудовой деятельности детей.
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности, играх, рисовании, лепке, рассуждениях.
Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение создавать увиденное, то есть развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Ведь развитие творческих способностей требует последовательного овладения ребенком навыками и умениями. Необходимо формировать такие качества, как: трудолюбие, упорство в достижении лучшего результата.
Через исследовательскую, творческую работу я формирую у детей экологическую культуру, развитие познавательной активности, творческого воображения, конструктивных умений и навыков.
Побуждая и поддерживая интерес к исследовательской деятельности, формирую потребность детей в поддерживании чистоты окружающей среды, развиваю познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, воспитываю осознанную экологическую культуру.
Работая по данной теме, я сотрудничаю с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешней становится ребенок. Каждый успех в творчестве ребенка доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителя, что для ребенка очень важно.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Основными компонентами творческой культуры личности должны стать:
- экологические знания
- экологическое мышление
- чувство любви к природе
Основные направления работы с детьми:
- диагностика (определение уровня умения и знания детей по экологии)
- организация циклов занятий по сезонным изменениям;
- совместная художественная деятельность взрослого и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- экскурсии,
- беседы, наблюдения, выставки;
- опыты и экспериментальная деятельность;
- ознакомление с трудом взрослых в природе;
- составление рассказов о природных объектах и явлениях, придумывание экологических сказок по речевому развитию;
- игры экологического характера;
- труд в уголке природы и на участке;
- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношении к ней.
- ведение календаря природы, дневников наблюдений;
Основные направления работы с родителями:
- участие в природоохранных акциях (уборка территории)
- выставка «Осенние фантазии»
- проведение праздников
-конкурс на лучший рисунок
- конкурс на лучшую осеннюю сказку
- конкурс на лучший осенний букет
- конкурс на лучшую поделку из бросового материала
- конкурс на лучшую кормушку для птиц
- проведение экологических праздников: «Золотая волшебница осень»
, «День птиц», «Как прекрасен этот мир» и др.
Таким образом: экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей, чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.
Проанализировав свой опыт работы с детьми, я пришла к выводу, что необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, тем больше узнал и освоил, тем значительней и продуктивней станет деятельность его воображения. Вот здесь на помощь пришла игра, где ребенок сам фантазирует, экспериментирует, творит.
На основе проделанной работы, я увидела, что у детей возрос интерес к экологическому воспитанию, они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт экологического воспитания, они создают новое, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Через экологическую деятельность у детей идет развитие познавательного процесса, формируется эмоционально положительное отношение к природе, эффективно развивается: воображение, мышление, память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство экологического воспитания
Работа на конкурс "Лучших учителей Рф"...
Обобщение опыта по внеурочной деятельности "Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности"
Материал был использован в целях обмена опытом на семинаре учителей начальных классов...
Презентация "Игра - как средство экологического воспитания"
Экологическая НПК...
Проект «Лепбук как средство экологического воспитания обучающихся с нарушениями слуха»
Комплекс экологических знаний осваивается без особых усилий, если знания преподносятся в увлекательной форме....
Дополнительное образование как средство экологического воспитания младших школьников
Экологическое воспитание младших школьников МОУСОШ №5 г.Унеча на сегодняшний день является актуальной задачей воспитательной работы, о чём и говорится в стандартах второ...