Рабочая программа
рабочая программа

людмила николаевна ионенко

Этика добра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika-azbuka_dobra_3g_ionenko_l._n.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №5»

144010, Московская область, г. Электросталь, ул. Ялагина, 22А,  тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ№ 5»

                                              _______________ О.Н.Сахарова

 Приказ № 206-ОД от 01.09.2018 года

                                                                                                                    М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»

(базовый уровень)

3 «Б» классе

                   Составитель:   Ионенко Людмила Николаевна

воспитатель ГПД высшей квалификационной категории

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса  «Этика: азбука добра» составлена в соответствии со следующими документами:

  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
  • Приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС НОО»;
  • Образовательной программой МОУ «СОШ №5» г.о. Электросталь Московской области;
  • Учебным планом МОУ «СОШ №5» г.о. Электросталь на 2018-201 уч. г.

Рабочая программа по курсу «Этика: азбука добра» составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой и ориентирована на учащихся 3 класса. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по курсу «Этика: азбука добра» И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.

Программа по курсу «Этика: азбука добра» разработана в соответствии с целями МОУ «СОШ № 5» и образовательными запросами обучающихся, родителей.

Реализация программы осуществляется в рамках УМК «Школа России».

        Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • развитие личности, обладающей качествами  воспитанного человека – добротой, честностью,  бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
  • воспитание уважения к людям, традициям;
  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Формы  проведения занятий:

Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах, игра, наблюдение.

       Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

       Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

       Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

       - личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

       - стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

       - развивающие нравственное сознание;

       - активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

       Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной  детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Этика: азбука добра»

                

       В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.  

       Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

       Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

       Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?  Как её изменить?»,  «Бывает ли так в реальной жизни?»).

       Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

       В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.  

       Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

 Содержание учебного курса «Этика: азбука добра»

        Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). 

       Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

       Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

       Поведение в столовой, правила поведения за столом.

       Универсальные учебные действия

       - воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

       - оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

        Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

       Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

       Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

       Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

       - использовать в речи слова вежливости;

       - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

       - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

       - создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

описывать сюжетную картинку (серию);

       - оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

       - самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

        О трудолюбии.

       Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

       Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

       Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

       Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

       Универсальные учебные действия

       - проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

       - оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств;

       Культура внешнего вида.

       Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

       Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

       Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

       Универсальные  учебные действия

       - воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в  практических и жизненных ситуациях;

       - оценивать внешний вид человека.

       Внешкольный этикет.

       Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

       Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

       Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

       Универсальные учебные действия

       - использовать доброжелательный тон в общении.

       - оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки планируемых результатов освоения программы возможно использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). Наблюдения педагогов и родителей.

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела и тем занятий

Характеристика основной деятельности ученика

Дата план.

Дата факт.

Школьный этикет (5ч)

Правила поведения в школе

Инструктаж по ТБ.

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

04.09-08.09

Перемена с увлечением

Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих

11.09-15.09

Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять

Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях

18.09-22.09

Взаимопомощь: учёба и труд

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

25.09-29.09

Школьное имущество надо беречь

Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом

02.10-06.10

Правила общения (11ч)

Добрый день. Здравствуйте

Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации

09.10-13.10

По стране вежливых слов

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми

16.10-20.10

Поговорим о доброте

Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

23.10-27.10

Без друга в жизни туго

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

06.11-10.11

Порадовать близких — как это просто!

Уметь проявлять внимание и заботу к другим

13.11-17.11

Можно и не ссориться

Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками

20.11-24.11

Большое значение маленьких радостей

Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова

27.11-01.12

Этикет познавая, дружно, весело играем!

Уметь практически применять правила коллективных игр

04.12-08.12

Время надо беречь

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его

11.12-15.12

Слово лечит, слово ранит

Употреблять в различных ситуациях вежливые слова

18.12-22.12

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

Инструктаж по ТБ.

Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины)

09.01-12.01

О трудолюбии (8ч)

09.01-12.01

Твой труд дома

Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности

15.01-19.01

Учись учиться

Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться

22.01-26.01

Ответственность

Анализировать и оценивать свои действия

29.01-02.02

Труд кормит, а лень портит

Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека

05.02-09.02

Как организовать свой труд

Анализировать и оценивать свои действия

12.02-16.02

Даже будни может труд сделать праздничными днями

Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности

19.02-22.02

Цена ломтика

Обосновывать необходимость уважения к труду людей

26.02-02.03

 Профессии людей

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

05.03-09.03

Культура внешнего вида (4ч)

Уход за своими вещами

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности

12.03-16.03

Одежда будничная и праздничная

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях

19.03-23.03

По одёжке встречают

Определять оптимальные правила внешнего вида

02.04-06.04

Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать

Применять основные правила Мойдодыра

09.04-13.04

Внешкольный этикет (6ч)

Разговор по телефону

Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону

16.04-20.04

Поведение в гостях

Воспроизводить правила поведения в гостях

23.04-27.04

Я пишу письмо

Воспроизводить правила написания письма

30.04-04.05

Правила безопасности при общении с животными

Уметь применять правила поведения с животными

07.05-11.05

Поведение на природе

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе

14.05-18.05

Я в роли прохожего. Путь от дома до школы

Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего

21.05-25.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Программа «Этика: азбука добра». И.С. Хомякова, В.И. Петрова. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2015

Программа включает основное содержание и тематическое планирование, которые могут быть скорректированы с учётом интересов учащихся.

Печатные пособия

Детские книги, раскрывающие духовно-нравственное воспитание из круга детского чтения.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой (в том числе в цифровой форме).

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок.

Магнитная доска.

Настенная  доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Ноутбук.

Экранно-звуковые пособия

Электронное издание «Уроки тётушки Совы»

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания ШМО № 1 от «30» августа 2018г.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР _______________ Т. Г. Юшакова

« 30 » августа 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...