Рабочая программа
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
144010, Московская область, г. Электросталь, ул. Ялагина, 22А, тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ№ 5»
_______________ О.Н.Сахарова
Приказ № 206-ОД от 01.09.2018 года
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»
(базовый уровень)
3 «Б» классе
Составитель: Ионенко Людмила Николаевна
воспитатель ГПД высшей квалификационной категории
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Этика: азбука добра» составлена в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
- Приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении ФГОС НОО»;
- Образовательной программой МОУ «СОШ №5» г.о. Электросталь Московской области;
- Учебным планом МОУ «СОШ №5» г.о. Электросталь на 2018-201 уч. г.
Рабочая программа по курсу «Этика: азбука добра» составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой и ориентирована на учащихся 3 класса. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по курсу «Этика: азбука добра» И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.
Программа по курсу «Этика: азбука добра» разработана в соответствии с целями МОУ «СОШ № 5» и образовательными запросами обучающихся, родителей.
Реализация программы осуществляется в рамках УМК «Школа России».
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека – добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
- воспитание уважения к людям, традициям;
- усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Формы проведения занятий:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах, игра, наблюдение.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Этика: азбука добра»
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Содержание учебного курса «Этика: азбука добра»
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств;
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
- использовать доброжелательный тон в общении.
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки планируемых результатов освоения программы возможно использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). Наблюдения педагогов и родителей. |
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела и тем занятий | Характеристика основной деятельности ученика | Дата план. | Дата факт. | |||
Школьный этикет (5ч) | ||||||
Правила поведения в школе | Инструктаж по ТБ. Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками | 04.09-08.09 | ||||
Перемена с увлечением | Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих | 11.09-15.09 | ||||
Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять | Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | 18.09-22.09 | ||||
Взаимопомощь: учёба и труд | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | 25.09-29.09 | ||||
Школьное имущество надо беречь | Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом | 02.10-06.10 | ||||
Правила общения (11ч) | ||||||
Добрый день. Здравствуйте | Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации | 09.10-13.10 | ||||
По стране вежливых слов | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми | 16.10-20.10 | ||||
Поговорим о доброте | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | 23.10-27.10 | ||||
Без друга в жизни туго | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | 06.11-10.11 | ||||
Порадовать близких — как это просто! | Уметь проявлять внимание и заботу к другим | 13.11-17.11 | ||||
Можно и не ссориться | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками | 20.11-24.11 | ||||
Большое значение маленьких радостей | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова | 27.11-01.12 | ||||
Этикет познавая, дружно, весело играем! | Уметь практически применять правила коллективных игр | 04.12-08.12 | ||||
Время надо беречь | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его | 11.12-15.12 | ||||
Слово лечит, слово ранит | Употреблять в различных ситуациях вежливые слова | 18.12-22.12 | ||||
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | Инструктаж по ТБ. Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) | 09.01-12.01 | ||||
О трудолюбии (8ч) | 09.01-12.01 | |||||
Твой труд дома | Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности | 15.01-19.01 | ||||
Учись учиться | Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться | 22.01-26.01 | ||||
Ответственность | Анализировать и оценивать свои действия | 29.01-02.02 | ||||
Труд кормит, а лень портит | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека | 05.02-09.02 | ||||
Как организовать свой труд | Анализировать и оценивать свои действия | 12.02-16.02 | ||||
Даже будни может труд сделать праздничными днями | Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности | 19.02-22.02 | ||||
Цена ломтика | Обосновывать необходимость уважения к труду людей | 26.02-02.03 | ||||
Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | 05.03-09.03 | ||||
Культура внешнего вида (4ч) | ||||||
Уход за своими вещами | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности | 12.03-16.03 | ||||
Одежда будничная и праздничная | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях | 19.03-23.03 | ||||
По одёжке встречают | Определять оптимальные правила внешнего вида | 02.04-06.04 | ||||
Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать | Применять основные правила Мойдодыра | 09.04-13.04 | ||||
Внешкольный этикет (6ч) | ||||||
Разговор по телефону | Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону | 16.04-20.04 | ||||
Поведение в гостях | Воспроизводить правила поведения в гостях | 23.04-27.04 | ||||
Я пишу письмо | Воспроизводить правила написания письма | 30.04-04.05 | ||||
Правила безопасности при общении с животными | Уметь применять правила поведения с животными | 07.05-11.05 | ||||
Поведение на природе | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе | 14.05-18.05 | ||||
Я в роли прохожего. Путь от дома до школы | Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего | 21.05-25.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | |
Книгопечатная продукция | ||
Программа «Этика: азбука добра». И.С. Хомякова, В.И. Петрова. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2015 | Программа включает основное содержание и тематическое планирование, которые могут быть скорректированы с учётом интересов учащихся. | |
Печатные пособия | ||
Детские книги, раскрывающие духовно-нравственное воспитание из круга детского чтения. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой (в том числе в цифровой форме). | ||
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. Магнитная доска. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Ноутбук. | ||
Экранно-звуковые пособия | ||
Электронное издание «Уроки тётушки Совы» |
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО № 1 от «30» августа 2018г.
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР _______________ Т. Г. Юшакова
« 30 » августа 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...