Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
рабочая программа (1 класс)
Составлена на основе примерной программы: «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_sotsiokulturnye_istoki_1-a.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов организации
внеурочной деятельности:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников от 28 декабря 2010 г № 2106.
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Общая характеристика курса.
Курс направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.
Учебный предмет «Истоки» в 1 класс позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки.
В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в:
а) уме (рациональном, интеллектуальном начале в человеке);
б) воле (психическом, иррациональном начале);
в) чувствах (чувственном, эмоциональном начале),
и составляющих в совокупности душу человеческую.
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию.
Формы и методы работы: парная, групповая, индивидуальная формы работы; словесные, наглядные, поисковые методы, метод проектов, игровые, контроль и взаимопроверка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Истоки».
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности,
- Чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
- Осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- Формирование ценностей многонационального российского общества;
- Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Активное использование речевых средств информационных и средств коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- Формирование знаний о традициях, верованиях, укладе жизни русского народа.
Планируемые результаты освоения курса
В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 классов. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 33 часа в год.
Содержание программы
Солнышко, мама и папа. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
Мир и лад. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою первую книгу. В первой книге запечатлена душа семьи.
Истоки и школа. Истоки глазами детей. Рождественский дар.
Истоки и радуга. Живительная сила истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ истоков, соединяющий, небо, землю и человека.
Сказки Пушкина. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
Родной край. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
Щит и герб. Духовный защитник нашего отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о змее. Святыня России. Герб.
Илья Муромец. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.
Слово проверяется делом.
Весна и слово. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?
Каждый год весна напоминает о жизнеутверждающей силе слова.
Золотое сердечко. Пять талантов золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.
Серебряное копытце. Добро. Доброе слово. Доброе дело.
Добрыня Никитич. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.
Слово о родителях. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.
Алеша попович. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.
Чаша жизни. Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Родник. Род, родник, родное слово, родная земля, родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
Образ родины. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ родины.
Защитник отечества. Святой Александр невский – солнце земли русской. Защитник отечества. Ангел-хранитель русского народа.
Образ праздника. День великой победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Книга. Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.
Книга книг. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
Живое слово книги. Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.
Первая книга. Мир книги. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Календарно-тематическое планирование
1 класс.
№ п/п | Дата занятия | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля | |
план | факт | ||||
1 четверть 8 ч | |||||
1 | 06.09 | Вводный урок Мир и лад | Математическая игра | Олимпиадные задания | |
2 | 13.09 | Радуга дружбы | Круглый стол | Конструирование | |
3 | 20.09 | Мои близкие и родные люди. Солнышко, мама и папа. | Практическое занятие | Текущий контроль | |
4 | 27.09 | Семейный праздник | Практическое занятие | Текущий контроль | |
5 | 04.10 | Слово Жить | Групповая | Математическая газета | |
6 | 11.10 | Моя Родина. | Групповая | Математическая газета | |
7 | 18.10 | Щит и герб. Образ защитника Отечества. | Урок-проект | Наблюдение | |
8 | 25.10 | Обобщение к разделу «МИР» | Групповая | Наблюдение | |
2 четверть 8 ч | |||||
1 | 08.11 | Слово. Бесценный дар. | Групповая | Наблюдение | |
2 | 15.11 | Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение. | Игра | Составление ребусов, кроссворда | |
3 | 22.11 | Золотое сердечко. Талант. Честное слово. Труд и подвиг. Слово о родителях. | Игра | Наблюдение | |
4 | 29.11 | Серебряное копытце. Добро. Доброе дело. | Игра | Интеллектуальный конкурс | |
5 | 06.12 | Честное слово. Подвиг. Добрыня Никитич, родительское благословение | Круглый стол | Наблюдение | |
6 | 13.12 | Слово о родителях. Родительское слово. Уважение и почитание | Игра | Наблюдение | |
7 | 20.12 | Святое слово. Алеша Попович. Богатырская доблесть. Чаша жизни. Жизнь. Любовь. Добрые дела | Игра | Математическое соревнование | |
8 | 27.12 | Обобщающий урок по разделу «СЛОВО» | Групповая | Составление сборника числового материала | |
3 четверть 9 ч | |||||
1 | 17.01 | Родник. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. | Заочное путешествие | Взаимный контроль | |
2 | 24.01 | Образ Родины. Родная земля. Отечество. Святая земля. | Групповая | Составление карты путешествий | |
3 | 31.01 | Образ защитника Отечества Солнце земли русской. | Игра | Составление ребусов | |
4 | 07.02 | Святой Александр Невский. Ангел –хранитель русского народа | Практическое | Математическая газета | |
5 | 14.02 | Образ праздника (День Победы) | Практическое | Математическая газета | |
6 | 28.02 | Покровительство Георгия Победоносца. | Практическое | Наблюдение | |
7 | 07.03 | Покаяние и любовь | Игра | Конструирование | |
8 | 14.03 | Повторение к разделу «ОБРАЗ» | Практическое | Взаимный контроль | |
9 | 21.03 | Книга – живое существо. Книга. Добро и красота. Творец. | Круглый стол | Взаимный контроль | |
4 четверть 8 ч | |||||
1 | 04.04 | Святые Кирилл и Мефодий | Групповая работа | Наблюдение | |
2 | 11.04 | Книга книг. Библия. | Групповая работа | Наблюдение | |
3 | 18.04 | Библиотека. Собрание библиотеки. Связь поколений. Книга. | Игра | Составление ребусов | |
4 | 25.04 | Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. | Игра | Интеллектуальный конкурс | |
5 | 02.05 | Практическая работа «Моя Первая Книга» | Групповая работа | Составление числовой таблицы | |
6 | 16.05 | Дом. Книга. Добро. Истоки. Мир книги. Слово. Образ. | Круглый стол | Наблюдение | |
7 | 23.05 | Знания и мудрость Обобщение к разделу «Книга» | Практическое | Составление сборника занимательных заданий. | |
8 | 30.05 | Годовой обобщающий урок. Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово. | Игра | Интеллектуальный марафон |
Список литературы.
- Асов А. Меч Сварога. Мифы славян, рассказанные для детей. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010.
- Былины. Сказания о богатырях земли Русской. М.: Самовар, 2007.
- Волков В. Русская деревня. Труд, быт и нравы наших предков. – М.: Белый город, 2004.
- Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. М.: Культура и традиции, 2007.
- Даль В. И. 1000 русских пословиц и поговорок. М.: Рипол Классик, 2010.
- Запецкий В. М, Улыбышева М. А. Русское застолье. – М.: Белый город, 2009.
- Илья Муромец. – М.: Белый город, 2003.
- Калашников В. И. Боги древних славян. – М.: Белый город, 2008.
- Калашников В. И. Добрыня Никитич и Алёша Попович. – М.: Белый город, 2003.
- Калашников В. И. Легенды Древней Руси. – М.: Белый город, 2002.
- Калашников В. И. Славянская мифология. – М.: Белый город, 2002.
- Каштанов Ю. Е. Русский костюм. С Древней Руси до наших дней. – М.: Белый город, 2005.
- Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2008.
- Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.
- Короткова М. В. Традиции русского народа. М.: Дрофа, 2008.
- Крутогоров Ю. Крещение Руси. – М.: Белый город, 2004.
- Костомаров Н. И. , Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М.: Просвещение, 1996.
- Лаврова С. А. Русские игрушки, игры и забавы. – М.: Белый город, 2010.
- Межиева М. Праздники на Руси. – М.: Белый город, 2010.
- Меньшов В., Филякова Е. Русская письменность. – М.: Белый город, 2002.
- Нечаев А. Н. Былины. М.: Фортуна ЭЛ, 2007.
- Орлова Н. Г. Герои русских былин. – М.: Белый город, 2011.
- Русские героические сказки. – М.: Белый город, 2009.
- Русские народные сказки. Собраны Афанасьевым А. Н. М.: Альфа-книга, 2010.
- Садко. – М.: Белый город, 2003.
- Сиповский В. Д. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинках. – М.: Белый город, 2006.
- Скоробогатько Н. Русская православная культура. – М.: Белый город, 2006.
- Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М.: АСТ, 1998.
- Юрина Н. Куклы. Серия «Что есть что». М.: Слово, 2002.
Аудиокниги.
- Асов И. А. Песни птицы Гамаюн. М.: Говорящая книга, 2005.
- Былины. М.: Союз, 2009.
- В гостях у русской сказки. М.: Мелодия, 2006.
- Даль В. И. Сказки, пословицы, скороговорки. М: АРДИС, 2008.
- Исаев О. Русские былины. М.: Равновесие, 2006.
- Как жили на Руси. Аудиоэнциклопедия. М.: Елена, 2006.
- Карнаухова И. В. Русские богатыри. М.: Деоника, 2005.
- Леса России. Аудиоэнциклопедия. М.: Елена, 2007.
- Наша страна Россия. Аудиоэнциклопедия. М.: Елена, 2011.
- Путешествия растений. Аудиоэнциклопедия. М.: Елена, 2005.
- Русские былины. Золотая коллекция сказок. М.: ТВИК-ЛИРЕК, 2006.
- Русские народные сказки. М.: МедиаКнига, 2012.
Интернет-сайты.
- http://www.itishistory.ru/
- http://summercamp.ru/ Русские-народные подвижные игры.
- http://www.byliny.ru/ Всё о русских былинах.
- Алконост, Сирин, Гамаюн... Райские птицы Древней Руси. http://dreamworlds.ru
- Всё о русской традиционной кукле. rukukla.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа внеурочной деятельности детей по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Истоки. 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности . Истоки. 2 класс....
Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"
Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ»
Курс " Истоки" реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают культурные ценности личности с приоритетом ду...