Выступление на районном методическом объединении
статья
Обучение детей с особыми образовательными потребностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_s_osobymi_obrazovatelnymi_potrebnostyami.docx | 33.03 КБ |
obuchenie_detey_s_osobymi_obrazovatelnymi_potrebnostyami.ppt | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Обучение детей с особыми образовательными потребностями
СЛАЙД 2
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Дэвид Бланкет
C 01.09.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.
Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями здоровья является основной задачей всей системы коррекционной помощи, конечной целью которой является социальная интеграция, направленная на включение ребенка в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью социальной интеграции, рассматривается как процесс воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с обычными.
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.
СЛАЙД 3
Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:
- с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
- с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
- с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);
- с речевыми нарушениями;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);
- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.
СЛАЙД 4
Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.
• Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)
• Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)
• Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т. п.;
• Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общим образовательным программам и (или) адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимают условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
- специальных образовательных программ;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг тьютора (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых или индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
• Особая организация обучения:
- К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например, дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.
- Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.
- Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
- Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.
• В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
• В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.
• В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др., во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г.Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с особыми образовательными потребностями в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.
Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.
СЛАЙД 5
В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.
Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет возложена слишком большая ответственность за детей с особыми образовательными потребностями в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит, общий уровень образования снизится.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
СЛАЙД 6
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
СЛАЙД 7
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
В определении в Стандарте четыре варианта образовательной программы, которые предполагают увеличение удельного веса компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому, а также, в случае необходимости, пролонгирование (увеличение) календарных сроков обучения.
Подробнее остановимся на основных вариантах образовательных программ:
Образовательная программа | Сопостави мость с образованием здоровых детей | Календарные сроки обучения | Особые образовательные условия | Возможность перехода на другой вариант ОП |
Вариант 1 (вариант А) | Полностью сопоставима | Нормативные | - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ | Предусмотрена |
Вариант 2 (Вариант В) | Полностью сопоставима | Прологнированные | - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов | Предусмотрена |
Вариант 3 (Вариант С) | Частично сопоставима | Прологнированные | - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов | Предусмотрена |
Вариант 4 (Вариант D) | Не сопоставима | Прологнированные | - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов | Предусмотрена |
Первый и второй варианты являются цензовыми. Первый вариант адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить ООП НОО совместно с нормально развивающимися сверстниками, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
В случае обучения по второму варианту образовательной программы обучающиеся получают образование в специальных коррекционных школах или классах, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки. Например, период начального школьного обучения глухого ребёнка составляет 6 лет, а не 4 года; ребенка с ЗПР – 5 лет. Таким образом, обучаясь по первому или второму варианту, ребенок по окончании школы получает документ об образовании – аттестат об основном общем образовании (после 9 кл.) или аттестат о среднем общем образовании (после 11 кл.).
В этом случае выпускник проходит государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) либо государственного выпускного экзамена (ГВЭ) – на выбор обучающегося.
Третий и четвертый вариант образовательных программ являются нецензовыми. Осваивая третий вариант, ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ. При этом образовательная среда организуется таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение особых потребностей каждого обучающегося.
Четвертый вариант - это индивидуальный уровень образования. Содержание образования при четвёртом варианте разрабатывается исключительно с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка (обучающиеся которого осваивают стандарты образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); обучение в классе ведется по двум программам – вариант С и вариант D.
В случае обучения по третьему или четвертому варианту, итоговый документ об образовании – свидетельство об обучении.
При этом следует знать, что:
- согласно разработанному Стандарту и его Концепции отнесение ребенка к тому или иному варианту осваиваемой образовательной программы категорически не является зафиксированной раз и навсегда константой: напротив, предусматривается возможность перехода с одного варианта на другой – с учетом мнения родителей, педагогов и позиции психолого-медико-педагогической комиссии;
- для всех вариантов образовательных программ обязательным является включение в их содержание специальной коррекционной работы, а также специальная организация среды и обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ОВЗ с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Кроме того, реализация второго, третьего и четвертого вариантов образовательных программ предполагает создание на основе Стандарта адаптированных образовательных программ, которые при необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся.
Соответственно, в разработанном Стандарте дифференцированно формулируются требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ.
Для каждой категории обучающихся на основе ФГОС разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы. Ведущим элементом обязательной части АООП является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части образовательных программ обучающихся с ОВЗ выделяется образовательные области, каждая из которых состоит из 2 компонентов: академической и «жизненной компетенции»:
Филология – знания о языке и речевая практика.
Математика и информатика – знание математики и информатики и практика взаимодействия с окружающим миром.
Обществознание и естествознание – знание о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, взаимодействие с близким и дальним социальным окружением.
Искусство – знания и умения в области искусства и практика их применения в быту и творчестве.
Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования.
Технология – основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения.
Основы религиозных культур и светской этики – знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Планируемые результаты освоения АООП предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования:
- что ребенок должен знать и уметь на данном уровне образования;
- что из полученных знаний он может и должен применять на практике;
- насколько активно, свободно и творчески он их применяет.
Из этого следует, что введение ФГОС предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена коррекционно-развивающей областью, состоящей также из академического компонента и компонента «жизненной компетенции». Целевая установка этой части образовательной программы состоит в удовлетворении особых образовательных потребностей каждой категории обучающихся с ОВЗ. Например, содержание коррекционно-развивающей области обучающихся с ЗПР, представлено, следующими коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)» (фронтальные и/или индивидуальные занятия), «Ритмика» (фронтальные и/или индивидуальные занятия).
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.
Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающихся с ОВЗ в процессе восприятия музыки. Занятия ритмикой способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков ЗОЖ у обучающихся с ОВЗ.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Неотъемлемой частью организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения реализуемых АООП. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме урочной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решения задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени.
СЛАЙД 8
Внеурочная деятельность организуется по 4 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, общественно полезные практики и т.д. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Таким образом, мы остановились на отдельных моментах введения ФГОС для обучающихся с ЗПР И УО (интеллектуальными нарушениями). Необходимо подчеркнуть, что введение Стандарта повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально изменились ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ. В настоящее время школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Наш идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. А для этого нам необходимо: продолжить изучение нормативной документации по вопросам внедрения ФГОС; постоянно повышать уровень методической подготовки путем получения дополнительного профобразования; реализации дифференцированного и деятельностного подходов в обучении.
Стандарт для детей с ОВЗ, дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с ОВЗ дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Дети с нарушениями - это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.
СЛАЙД 9
Пусть несет вам Новый год
Процветанье и доход.
Пусть сопутствует успех,
Чтоб ни в чём не знать помех.
Пусть здоровье будет крепким,
Ум же — просветленным, цепким,
В мире — мир, а в семьях — лад.
Повышенья всем зарплат.
Много сил и оптимизма,
Путешествий и туризма,
В душах — солнечной погоды.
Всех, коллеги, с Новым годом!
СЛАЙД 10
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Дэвид Бланкет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента
Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...
Выступление на районном методическом объединении по теме самообразования:" Развитие творческих способностей учащихся I ступени в условиях компетентностного подхода "
Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В это время игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность станов...
"Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС" Выступление на районном методическом объединениии начальных классов
Доклад о нормах и требованиях,определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основных требованиях к...
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов...
Из опыта работы. Выступление на районном методическом объединении. «Одарённый ребёнок. Наши успехи и достижения»
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать з...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРКСЭ ПО ТЕМЕ: "РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ДОКЛАД: "ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ" (МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ")...