Эссе «Моя педагогическая философия» Во имя добра…
материал
Эссе «Моя педагогическая философия»
Во имя добра…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_gorbunovoy_a.v.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Во имя добра…
«Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться,
гордая спина согнётся, чёрная борода поседеет,
кудрявая голова облысеет…
но доброе сердце, подобно солнцу,
никогда не изменяется и всегда следует верным путём».
У. Шекспир
У каждого человека в жизни наступает момент, когда ему нужно сделать выбор профессии и определить свою дальнейшую судьбу. Видимо моя судьба была предрешена уже днём моего рождения – 1 сентября. Может быть поэтому, ещё в дошкольный период своего детства, в отличие от своих сверстников, которые играли в «дочки – матери», «продавцов», «врачей», я всегда выбирала роль УЧИТЕЛЬНИЦЫ. Учила своих подруг, младших братьев, кукол,.. Учила их и не предполагала, что мои детские игры через много лет станут реальностью.
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, почему меня так привлекала эта роль. Она давала мне возможность, хотя бы на время игры, изменить окружающий мир, сделать его добрее.
Сожалению, часто нас окружают такие люди, которые с лёгкостью обижают и унижают тех, кто не может себя защитить. А самые беззащитные в мире людей – дети. Они не могут оправдаться за, казалось бы, правильный с их точки зрения поступок, потому что у взрослых свои аргументы; им не дают выражать свою точку зрения, потому что у взрослых свои правила; они не могут самостоятельно принимать решения, потому что ещё «не выросли»; они не имеют права на ошибки, потому что их «хорошие родители» такими не были; они не имеют права на … Всё это порождает море противоречивых чувств в душе ребёнка. Он разрывается между желанием быть самим собой и угодить взрослым. А придя в детский сад, затем в школу, ребенок много не понимает. Он не понимает, почему одному ребенку можно шалить, а другому нельзя. Почему за один и тот же поступок одного наказывают, а другого – нет. Почему одного хвалят за правильный ответ на уроке, а к ответу другого остаются равнодушными. Почему одного называют по имени, а другого по фамилии. Почему хороший поступок одного ставят всем в пример, а другого не замечают. Почему после ссоры с другом, одного выслушают, а другому не дадут сказать ни слова? Почему? Почему? Почему?
Как бы ни пытался ребенок разобраться в этом, понять и объяснить мотивы взрослых, его вопросы остаются без ответов. Очень часто. И я тогда не находила ответов на многие подобные вопросы. А дальше что? Дальше из маленького ребенка вырастет взрослый человек, у которого в душе накопились обида, злоба, зависть. И будет этот человек щедро «дарить» плоды своей души окружающим.
Кто поможет ребёнку, если он не такой, как все? Кто услышит и поймёт каждого ребенка? Кто сможет изменить внутренний мир человека? Кто должен сеять в души маленьких людей «разумное, доброе, вечное?» Эти вопросы волновали меня и будоражили моё сознание до тех пор, пока не наступил момент выбора профессии.
И уже тогда, по окончании школы, я твёрдо знала, чему будет посвящена моя дальнейшая жизнь. Я стала учительницей начальных классов. Начиная работу в школе, я знала, что кроме преподавания школьных предметов, мне предстоит учить детей жить. Жить так, чтобы ценить добро, любовь, заботу окружающих и платить им тем же. Жить, не замечая зависти, мелочности, обид. Жить, умея прощать и любить. Учить этому, вопреки истеричным заявлениям о том, что ничего сделать нельзя, обвиняя во всем семью, улицу, СМИ! Я верю в возрождение в душе человека доброты, отзывчивости, взаимопонимания. И всем скептикам я говорю, что этому учить можно и нужно!
Как самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жёсткую землю, через трещины скал, так и доброта всегда найдёт свой путь к самому черствому, злому, равнодушному сердцу человека. А сердце ребёнка открыто для мира, оно впитывает всё – и плохое, и хорошее. Нужно только помочь ребенку разобраться в этих чувствах, помочь ему постичь духовные ценности, расставить жизненные приоритеты, научить верить в то, что добро может существовать без зла. НО только, чтобы поверить в добро, надо начать делать его. И я его делаю. Делаю, когда мои ученики непослушны, когда не учат уроки, когда ссорятся, когда проигрывают в соревнованиях, когда обижают младших и слабых… Удивительно, но чтобы делать добро не нужно заканчивать институты. «Доброе – это прекрасное в действии». (Ж.-Ж Руссо) А дети – это и есть то единственное ПРЕКРАСНОЕ на земле, ради которого мы, взрослые, живём, совершаем подвиги, жертвуем собой. Именно эти ПРЕКРАСНЫЕ ДЕТИ «поднимают» нас на вершины и «бросают» в бездну, заставляют рыдать от счастья и смеяться наперекор неудачам. ОНИ – наше счастье. А чтобы испытать это чувство нужно растить детей в добродетели.
Американский писатель Марк Твен сказал: «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». Трудно с этим не согласиться. А для меня, как для матери двух сыновей, учителя начальных классов - это жизненное кредо. С первых дней встречи со своими учениками, я не устаю внушать детям, что добро, которые мы делаем другим, добром послужит нам самим. А девиз наших взаимоотношений такой: «Если ты сделал добро – промолчи, а если тебе сделали добро – расскажи всем!»
Преподавая своим детям эти уроки добра, замечаю, что с каждым днём всё чаще слышатся вежливые слова, всё реже и реже дети жалуются на обидчиков, всё чаще лица детей озаряют счастливые улыбки и уже никто не смеётся над неудачами одноклассников, а наоборот, переживают и сочувствуют. И нет больше в классе разногласий, не звучат обидные слова и насмешки, а тому, кто нуждается в помощи, всегда помогут. И я ловлю себя на мысли, что уроки добра и добродетели на «отлично» усваивают все ученики без исключения. И даже больше – ученики, которым труднее даются школьные предметы, быстрее своих «более успешных» одноклассников, постигают эти истины. И я верю, что мои ученики и в будущем не сойдут с этой дороги, ничто не сможет изменить их внутренний мир, как бы ни была узка эта тропинка добродетели, ведь «…доброе сердце, подобно солнцу, никогда не изменяется и всегда следует верным путём».
Теперь, я могу ответить на вопросы, которые волновали меня с детства. Теперь я знаю, кто может изменить внутренний мир человека, кто может услышать и понять каждого ребёнка, кто может вдохнуть в отчаявшееся сердечко маленького человека надежду, уверенность в себе. Этот человек - УЧИТЕЛЬ. Просто надо уметь замечать в каждом ребенке робкие ростки доброты, «поливать» их, «лелеять», чтобы они превратились в огромное дерево под названием «Добродетель». И пусть вырастет лес таких деревьев и всем будет уютно и тепло под их кронами.
«Верю я, придёт пора-
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра», - сказал Б. Пастернак, русский писатель.
И я верю…
Горбунова МКОУ «СОШ № 7» г.п. Талинка
Алла
Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...
Эссе. «Моя педагогическая философия».
Эссе Паненко И.Н....
Эссе "Моя педагогическая философия"
Мои размышления о профессии учителя. Статья была написана для участия в конкурсе "Учитель года Подмосковья"...
Эссе моя педагогическая философия
Эссе моя педагогическая философия...
Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»
Февраль 2010 год. Год, объявленный годом Учителя. Год, в котором моя дочь пойдет в 1 класс. Она...