Рабочая программа "Подгрупповая логопедическая работа"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа "Подгрупповая логопедическая работа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_logopunkt_1-4_klassy.docx | 68.94 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО с Методическим Советом руководитель МС | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ №4 Бровко Н.Н. | |
_________________Ф.И.О. | ||
Приказ №____________ от | ||
Протокол № ______________ | «___ » ________________ 2018 г. | |
От «_____» ________________ 2018 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Апатиты Мурманской области
Рабочая программа коррекционного курса
«Подгрупповая логопедическая работа»
Уровень образования: 2 класс для обучающихся с ТНР
Нормативный срок освоения: 1 год
Разработчик рабочей программы: Талых Вероника Юрьевна,
учитель начальных классов СОШ №4
Год составления рабочей программы: 2018 год
Раздел 1. Пояснительная записка
Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера).
На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР). Среди учащихся 2 – 3 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе.
Обследование учащихся проводится по методикам Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.
Общую проблемупри коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.
В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.
Задачи:
- Сформировать полноценные фонематические процессы.
- Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.
- Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
- Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.
На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:
Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
Программирование смысловой структуры высказывания.
Установление связности и последовательности его.
Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Для выявления эффективности данной программы нами в течении года, а именно в середине и конце учебного года будет проводиться повторная диагностика занимающихся на логопункте детей для выявления динамики развития речи и речевых компонентов. Для этого нами будет использоваться методикиФотековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И.
Раздел 3.Содержание учебной программы
Программа включает в себя следующие разделы (этапы):
I этап
Основным содержанием I этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР). I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 01 октября по 13 марта, что составляет, примерно, 50-60 занятий. Количество занятий для детей свыраженным ОНР может быть увеличено, примерно, на 15-20 занятий.
Из общего количества занятий данного этапа особо выделяются первые 10-15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,
5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.
С первоклассниками можно по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.
На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.
Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы:
– развитие фонематических процессов;
– формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;
– формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
– закрепление звукобуквенных связей;
– автоматизация поставленных звуков.
По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.
Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.
В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, согласном. На первых занятиях термины используются только учителем-логопедом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронтальной работой.
II этап
На II этап коррекционной работы отводится обычно 35 – 45 занятий (примерно, с 4-5 марта по 3-4 ноября следующего учебного года), в зависимости от состава конкретной группы.
Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР. Целью – формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов.
Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций; по дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.
Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа логопедических занятий у детей с ОНР формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности построения и свободного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения).
Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР является развитие полноценной речевой деятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап
III этап
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
– программирование смысловой структуры высказывания;
– установление связности и последовательности его;
– отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Эти цели реализуются в определенной последовательности через следующие задачи:
1. Формирование практических представлений о тексте.
2. Развитие умений и навыков анализировать текст.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связно высказывания.
Раздел 4. Тематическое планирование занятий с учащимися 1 класса с логопедическим заключением «ОНР»
Дата | № заня-тия | Тема коррекционного занятия | Пропедевтика русского языка | Речевой материал | Восполнение пробелов в разв. предпосылок к полноцен. овладению чт. и письмом |
1 | Развитие и уточнение временных представлений | Согласование имен существительных с числительными в роде и числе | Час, минута, сутки, день, ночь, вчера, сегодня, завтра, дни недели | Развитие слухового внимания, всех видов памяти, словесно-логического и образного мышления | |
2 | Развитие и уточнение временных представлений | Год, календарь, времена года, месяцы | |||
3 | Уточнение пространственных представлений (дифференциация правых и левых частей тела; ориентировка в схеме собственного тела, схеме тела стоящего напротив) | Практическое ознакомление с предлогами, формирование умения правильно употреблять их в речи | Тема: «Части тела» (названия частей тела) + левый - правый, назад - вперед, вверх - вниз, над - под, на, центр-угол, около, напротив. | Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие внимания, слуховой, зрительной и двигательной памяти, мыслительных операций | |
4 | Уточнение пространств.представлений (правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов); графическое воспроизведение направлений | ||||
5 | Звуки речи и неречевые звуки (строение артикуляционного аппарата, образование и дифференциация неречевых звуков) | Звуки речи | Тема «Осень, осенние месяцы, погода осенью» Неречевые звуки: шелест, шуршание листьев, капли дождя. Осень, природа, увядание, листопад, сырость, ненастье, урожай, лужи, дождь, небо, солнце, тучи, туман, изморозь и т.д. Тема «Перелетные птицы» | Развитие слухового внимания, восприятия и памяти. | |
6 | Гласные звуки (а,о,у,э,ы, и), их артикуляция | Гласные звуки | Развитие фонематического восприятия, концентрации слухового внимания, наблюдательности, способности к воссозданию мысленных образов | ||
7-8 | Гласные звуки. Выделение гласных звуков из слогов и слов: - под ударением - в начале и конце слова - в безударной позиции | Образование слов с помощью суффиксов (умен.-ласк.): дождь – дождик, ветер – ветерок | |||
9 | Согласные звуки. Выделение согласных: - из слогов - в начале слова | Образование относительных прилагательных (сок из моркови – морковный) | Тема «Сбор урожая»: огород, теплица, грядка, семена, плоды, овощи. | Развитие фонематического восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики. | |
10 | Согласные звуки. Дифференциация согласных по твердости – мягкости | Мягкие и твердые согласные; образование существительных множественного числа («один-много») | Тема «Растительный мир» (травы, кусты, деревья): лес, бор, чаща, сад, названия деревьев (тополь, дуб, клен, липа, береза, рябина, черемуха), названия частей дерева (крона, ветка, кора, листья, иголки, хвоя, цветки), названия плодов (шишка, сережка, желудь) | Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение - «4-й лишний»), развитие слухового внимания, памяти | |
11 | Согласные звуки. Дифференциация согласных по звонкости – глухости | Звонкие и глухие согласные; согласование прилагательного с существительным в роде (сосновый – шишка, кресло, бор) | Упражнения на увеличение объема внимания, развитие зрительной, слуховой памяти | ||
12 | Дифференциация гласных и согласных звуков | Гласные и согласные звуки; образование существительных множ. числа в родительном падеже «Один-много» | Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбки (аквариум, озеро, река, окунь, акула, карась, щука, плотва, судак, меченосец, сом) | Развитие слухового внимания, логического мышления («Кто лишний?») | |
13-14 | Фонематический анализ и синтез слов | Связь слов по типу управления (войти в класс – выйти из класса) | Тема «Школа, школьные принадлежности» | Развитие фонематических процессов, мелкой моторики | |
15 | Слоговой состав слова. Развитие слогового анализа и синтеза. | Образование существительных с помощью суффиксов (улочка, мостик) | Тема «Наш город» (адрес, улица, дом, мост, вокзал, завод, фабрика, почта, школа, цирк) | Развитие фонематического восприятия, зрительной памяти | |
16 | Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных. | Образование прилагательных в сравнительной степени (этот мост широкий, а тот шире) | Тема«Достопримечательности города» (театр, музей, площадь, памятник, парк) | Развитие наблюдательности, зрительного внимания, фонематического восприятия | |
17 | Слоговой состав слова. Порядок слогов в слове. | Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов (почтовый, газетный) | Тема «Почта» (письмо, конверт, бланк, посылка, адрес, газета, журнал, перевод, телеграмма) | Развитие мыслительных операций (загадки), воображения, слухового внимания и памяти | |
18 | Слоговой состав слова. Ударение. | Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов (овощной, книжный) | Тема «Магазин» (товар, продавец, покупатель, чек, касса) | Развитие наглядно-образного мышления, зрительной восприятия и памяти | |
19 | Слоговой состав слова. Ударение, ударный слог, ударная гласная. | Связь слов в предложении (составление предложений по опорным словам и картинкам) | Тема «Зима, зимние месяцы, зимние забавы» (санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки) | Развитие временных представлений, зрительной и двигательной памяти | |
20-21 | Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. | Подбор однокоренных (родственных) слов (зима - зимний, зимушка, зимовать) | Тема «Погода зимой» (снег, лед, гололедица, узоры, снежинки, холод, мороз, стужа, метель, снегопад) | Развитие фонематических процессов, наблюдательности | |
22 | Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Дифференциация в-ф | Образование существительных с помощью суффиксов (воспитатель - воспитательница) | Тема «Профессии людей» (название разных профессий + назначение) (врач, водитель, воспитатель, фотограф, фигурист, футболист, библиотекарь, банкир, балерина, плотник, парикмахер, повар, портной, пекарь, писатель, певец) | Развитие фонематического слуха, слуховой памяти и внимания, мыслительных операций («Кому что надо для работы?», «Путаница») | |
23 | Дифференциация б-п | Правильное употребление форм имен существительных единственного числа в родительном падеже (ножницы портного) | |||
24 | Дифференциация т-д | Подбор однокоренных (родственных) слов (хлеб – хлебушек, хлебница) Образование относительных прилагательных (каша из риса – рисовая) | Тема «Продукты питания» (творог, тесто, торт, дрожжи, дары моря, говядина, диета, повидло, леденец, пудинг, батон, котлета, селедка, холодец) | Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, памяти | |
25 | Дифференциация к-г | Формирование словообразования с помощью суффиксов («Назови ласково») | Тема «Домашние животные и птицы» (г-к: гусь, гусыня, курица, гребешок, крылья, клюв, крошки, курятник, с-з: селезень, насест, семечки, зерно и т.д.) | Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия, зрительной памяти | |
26 | Дифференциация с-з | Образование существительных множ. числа («Один-много») | |||
27 | Дифференциация ж-ш | Образование глаголов с помощью приставок (шить – пришить, зашить, перешить) | Тема «Одежда» (названия предметов и деталей одежды: шарф, шапка, шуба, шорты, рубашка, жилет, джинсы, пижама), материал (шелк, шерсть, сатин, ситец) | Развитие фонематического слуха, координации движений | |
28 | Дифференциация с-ш | Образование относительных прилагательных, обознач. материал (шерсть-шерстяной) | Развитие фонематического слуха, логического мышления, слухового восприятия и зрительной памяти | ||
29 | Дифференциация з-ж | Формирование словообразования с помощью суффиксов (заяц-зайчик, зайчонок) | Тема «Зоопарк» (животные, звери, зоопарк, зебра, заяц, жираф) | Развитие воображения, зрительной памяти | |
30 | Дифференциация с-щ | Образование существительных с помощью суффиксов (умен.-ласк.) | Тема «Тело человека» (ступня, спина, щиколотка, щека, волосы, нос, пояс) | Развитие пространственных представлений, логического мышления («4-й лишний») | |
31-32 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Образование притяжательных прилагательных («Чей хвост?») | Тема «Дикие животные и их детеныши» (слон, заяц, морж, лиса, еж, зебра) | Развитие слухового внимания, наблюдательности | |
33 | Дифференциация ч-щ | Образование формы множественного числа существительных («Посчитай») | Тема «Предметы быта» (щетка, часы, мочалка, ящик, очки, ключ) | Развитие пространственной ориентировки, зрительной памяти | |
34 | Дифференциация ч-т | Образование формы един.числа творительного падежа имени существительного | Тема «Инструменты» (топор, ключ, тиски, молоток) | Развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха | |
35 | Дифференциация с-ц | Формирование умения правильно употреблять предлоги (у, в, на, над, под, за) Образование глаголов с помощью приставок (двигать-передвигать, задвигать) | Тема «Мебель» (стол, стул, спинка, сиденье, кресло, дверцы) + глагольный словарь | Развитие пространственных представлений | |
36-37 | Дифференциация аффрикат между собой и звуков, входящих в их состав | Согласование прилагательного с существительным в роде, числе | Тема «Посуда» (название видов посуды; предметов: стакан, блюдце, чайник; частей посуды) | Развитие пространственных представлений, логического мышления | |
38 | Дифференциация сонорных звуков: л-р, л’ -р’ | Формирование навыков предложного и беспредложного управления (гладит утюгом, смотрит по телевизору) | Тема «Домашние электроприборы» (радио, лампа, телевизор, пылесос и т.д.) | Развитие наблюдательности, пространственных представлений | |
39 | Дифференциация л’-й | Образование глаголов с пом. приставок (пере-, вы-, за-, об-, на-) | Тема «Транспорт» (виды: троллейбус, автомобиль, самолет, корабль, лодка, трамвай; признаки: легковой, пассажирский, городской, воздушный, водный) | Развитие зрительной и слуховой памяти, пространственной ориентировки | |
40 | Звукобуквенный анализ и синтез слов | Образование формы един.числа творительного падежа имени существительного («Кто чем управляет?») | Развитие мыслительных операций («Назови лишнее»), фонематических процессов | ||
41 | Работа над словом. Слова, обозначающие предметы. | Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов; образование сущ-х с пом. умен.-ласк. суффиксов | Тема «Семья, состав семьи» (название членов семьи и ближайших родственников) | Развитие логического мышления, памяти, развитие мелкой моторики | |
42 | Слова, обозначающие действие | Формирование умения подбирать антонимы к словам | Тема «Обязанности членов семьи» | Развитие внимания, наблюдательности | |
43 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие. Постановка вопросов к словам | Развитие умения подбирать несколько глаголов к одному существительному | Тема «Весна, весенние месяцы, погода весной» | Развитие временных представлений | |
44 | Простое двусоставное предложение. Подбор слов-действий к словам-предметам. Дифференциация понятий «слово» - «предложение» | Согласование глагола с именем существительным в роде, числе | Тема «Весенняя погода» (оттепель, ручьи, ледоход, половодье, капель) | Развитие временных представлений, зрительной памяти | |
45 | Простое двусоставное предложение. Развитие навыка смыслового и интонационного оформления предложений. | Формирование умения подбирать антонимы к глаголам; правила оформления предложений (заглавная буква, точка) | Тема «Животный и растительный мир весной» (глагольный словарь: просыпаются, прилетают, щебечут, пробиваются, журчит, распускаются) | Развитие логического мышления («Подскажи словечко») | |
46 | Слова, обозначающие признак предмета. Постановка вопросов к словам | Развитие умения подбирать глаголы к существительным («Кто как кричит?»). Формирование умения правильно употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из) | Тема «Перелетные птицы» (названия, внешний вид) Напр.: клюв – короткий, прямой, узкий, длинный, вытянутый и т.д. | Развитие пространственной ориентировки, слуховой памяти и внимания | |
47 | Слова, обозначающие признак предмета. Развитие умения подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | Тема «Фрукты» (названия фруктов, их свойства: форма, величина, цвет, вкус, запах; что можно приготовить из фруктов) | Развитие зрительных представлений, мелкой моторики | |
48 | Развитие умения составлять и анализировать простые распространенные предложения. Выделение слов, обознач. предметы, действия, признаки. | Выделение главных членов предложения; количество слов в предложении | Развитие мыслительных операций («Найди ошибки») | ||
49-50 | Работа над распространением предложения и его грамматическим оформлением | Грамматическое оформление предложений | Тема «Овощи» (названия, внешний вид, запах, на ощупь; что можно приготовить) | Развитие зрительной памяти, мелкой моторики | |
51 | Развитие умений и навыков построения связного высказывания – последовательный пересказ с опорой на картинки и вопросы | Развитие умения грамматически правильно строить предложения | Тема «Домашние птицы» (повторение) Рассказ «На птицеферме» | Развитие логического мышления (последовательность событий) | |
52 | Развитие умений и навыков составления повествовательного рассказа | Развитие умения грамматически правильно строить предложения | Тема: «Дикие животные» (повторение) Рассказ «Зоопарк» | Развитие логического и образного мышления, памяти | |
53 | Развитие умений и навыков построения связного высказывания – пересказ текста описательного характера с опорой на картинки и план | Развитие умения грамматически правильно строить предложения | Тема «Лето, летняя погода» (солнце, небо, деревья и цветы и т.д.) | Развитие и уточнение временных представлений | |
54 | Развитие умений и навыков составления описательного рассказа | Развитие умения грамматически правильно строить предложения | Рассказ о своем домашнем животном (кличка, цвет, шерсть, лапы, уши, хвост) | Развитие способности к воссозданию мысленных образов |
Календарно-тематический план работы с группами учащихся 2-3 классов
№ занятия | Тема коррекционной работы | Цели урока | Дата |
1 | Диагностика письменной речи | Выявить наличие специфических ошибок в письменных работах | |
2 | Диагностика письменной речи | Исследовать состояние навыка чтения | |
3 | Работа над словом | Усваивать понятие слово как части предложения, его лексическое значение. Усваивать слова, обозначающие живые и неживые предметы | |
4 | Слова, обозначающие предмет | Закрепить понятие о словах, обозначающих предметы. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Учить графически изображать слова, обозначающие предметы | |
5. | Слова, обозначающие действие предмета | Учить различать слова, обозначающие действие предмета, слова, отвечающие на вопрос: что делает? | |
6. | Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов | Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Составлять предложения из двух слов: предмет — действие, составление схем. Познакомить с частями речи: существительное и глагол | |
7. | Слова, обозначающие признаки предметов | Учить различать слова, обозначающие признаки предмета. Учить правильно изменять слова по родам. | |
8. | Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов | Закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета. Самостоятельная работа. | |
9. | Работа над слоговым составом слова | Учить делить двух- и трехсложные слова на слоги. Дать представления о слогообразующей роли гласного. Учить выделять гласные из слов. | |
10. | Работа над слоговым составом слова | Учить определять порядок слогов в слове. Выполнять анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов | |
11. | Перенос слов | Упражнять в формировании умения делить слова на слоги для переноса. | |
12. | Ударение, ударный слог | Сформировать навык определения ударного слога в словах. Подчеркивать роль ударения в устной речи. Научить различать значения слов | |
13. | Повторение пройденного материала. Диктант | Проводить проверочную работу. Проводить контрольную проверку. | |
14. | Звуковой состав слова. Понятия звук, буква | Познакомить со способами образования звуков речи. Сформировать понятие о букве, как о графическом образе звука | |
15. | Гласные первого ряда. Выделение из слогов и слов | Учить слышать и выделять гласные звуки первого ряда из звукового ряда, слога, слова | |
16. | Гласные второго ряда. Выделение их из слогов и слов | Познакомить с образованием гласных звуков второго ряда | |
17. | Дифференциация звуков И—[я] | Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в предложениях и текстах. | |
18. | Повторение пройденного материала | Проверочная работа | |
19. | Дифференциация гласных звуков [о]—[ё] | Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в предложениях и текстах. | |
20. | Повторение пройденного материала | Проверочная работа | |
21. | Дифференциация звуков [у]-[ю] | Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в предложениях и текстах | |
22. | Повторение пройденного материала | Проводить проверочную работу | |
23. | Дифференциация звуков [и]-[ы] | Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в предложениях и текстах. | |
24. | Повторение пройденного материала | Проводить проверочную работу | |
25. | Дифференциация звуков [э]-[е] | Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах | |
26. | Контрольное списывание | Проводить контрольную работу | |
27. | Дифференциация звуков [э]-[е] | Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах | |
28. | Согласные звуки, буквы. Способы образования согласных звуков | Учить узнавать согласный звук на слух и по артикуляции. Учить вычленять согласный звук из слова | |
29. | Твердые и мягкие согласные | Учить различать твердые и мягкие согласные | |
30. | Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([е]) | Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда Проводить контрольные упражнения | |
31. | Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ё]) | Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда Проводить контрольные упражнения | |
32. | Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и]) | Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда | |
33. | Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и]) | Проводить контрольные упражнения | |
34. | Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю]) | Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда | |
35. | Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю]) | Проводить контрольные упражнения | |
36. | Диктант | Проводить контрольную проверку | |
37. | Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака | Учить обозначать мягкость согласных в конце слова с помощью мягкого знака | |
38. | Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака | Проводить самостоятельные контрольные упражнения | |
39. | Обозначение мягкости согласных в середине слова с помощью мягкого знака | Учить обозначать мягкость согласных между двумя согласными с помощью мягкого знака | |
40. | Обозначение мягкости согласных в середине слова с помощью мягкого знака | Проводить самостоятельные контрольные упражнения | |
41. | Повторение пройденного материала | Проводить проверочные работы | |
42. | Диктант | Проводить контрольную проверку | |
43. | Дифференциация понятий предложение, слово | Уточнить понятия предложение, слово. Формировать навык определения количества и последовательности слов в предложении | |
44. | Прописная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения | Учить определять границы предложения и интонационно их оформлять | |
45. | Имена собственные | Обучать практическому усвоению написания имен собственных | |
46. | Предложение и его грамматическое оформление | Учить согласованию глагола с именем существительным в роде и числе Учить согласованию имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | |
47. | Распространение предложения | Учить распространять предложения дополнением | |
48. | Распространение предложения | Учить распространять предложения дополнением | |
49. | Предлоги | Дать понятие о предлоге как самостоятельном слове. Формировать навык раздельного написания предлога со словом | |
50. | Предлоги | Проводить самостоятельные контрольные упражнения | |
51. | Составление предложений по опорным словам и схемам и описательного рассказа | Закреплять умение согласовывать слова в предложении | |
52. | Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок | Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание) | |
53. | Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок | Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание) | |
54. | Контрольное списывание с рукописного текста | Проводить итоговые проверочные работы. Оценивать динамику работы с учащимися. Выполнять количественный и качественный анализ ошибок | |
Контрольный слуховой диктант | Проводить контрольную проверку |
Календарно-тематический план работы с группами учащихся 4 классов
Номер занятия | Тема занятия | Количество занятий | Дата проведения |
1 | Обследование устной речи | 1 | |
2 | Обследования письма и чтения | 1 | |
3 | Буквы и звуки русского языка | 2 | |
4 | Согласные и гласные | 1 | |
5 | Единицы языка: текст, предложение, словосочетание, слово и звук | 1 | |
6 | Употребление относительных прилагательных | 1 | |
7 | Согласование количественных числительных с существительными в роде, числе и падеже | 3 | |
8 | Работа над техникой чтения | 1 | |
9 | Усвоение родительного падежа существительных | 1 | |
10 | Словообразование | 3 | |
11-12 | Практическое усвоение сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы» | 2 | |
13 | Изменение формы глагола (я катаюсь, он катается) | 2 | |
14 | Практическое усвоение приставочных глаголов | 2 | |
15 | Префиксальное словообразование | 2 | |
16 | Диктант | 1 | |
17 | Работа над ошибками | 1 | |
18 | Чтение и пересказ | 1 | |
19 | Состав слова | 1 | |
20 | Согласование существительных с прилагательными в роде и числе | 1 | |
21 | Образование слов-паронимов | 1 | |
22 | Слогообразующая роль гласных | 1 | |
23 | Образование прилагательных | 1 | |
24 | Правописание имен собственных и образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса | 1 | |
25 | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака | 1 | |
26 | Обобщающее занятие по теме «Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда и мягким знаком» | 1 | |
27 | Чтение и пересказ | 1 | |
28 | Ударение.Ударные и безударные гласные | 1 | |
29 | Проверка написания безударных гласных | 1 | |
30 | Словообразование и употребление относительных прилагательных | 1 | |
31 | Согласование слов, обозначающих предметы и действия | 1 | |
32 | Образование сложных слов | 1 | |
33 | Работа над техникой чтения | 1 | |
34 | Предлоги до, без, под, из-под, над, около, перед | 1 | |
35 | Дифференциация предлогов и приставок | 1 | |
36 | Образование притяжательных прилагательных | 1 | |
37 | Работа с деформированным текстом | 1 | |
38 | Составление рассказ по сюжетной картинке | 1 | |
39 | Изложение с опорой на картинку | 1 | |
40 | Работа над ошибками | 1 | |
41 | Междометия | 1 | |
42 | Корень слова. Однокоренные слова | 1 | |
43 | Образование существительных единственного и множественного числа именительного падежа | 1 | |
44 | Образование существительных единственного и множественного числа винительного падежа | 1 | |
45 | Образование существительных единственного и множественного числа творительного падежа | 1 | |
46 | Образование существительных единственного и множественного числа дательного падежа | 1 | |
47 | Образование существительных единственного и множественного числа родительного падежа | 1 | |
48 | Образование существительных единственного и множественного числа предложного | 1 | |
49 | Образование глаголов | 1 | |
50 | Образование существительных от глаголов | 1 | |
51 | Времена глаголов | 1 | |
52 | Работа с деформированными предложениями | 1 | |
53 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | 1 | |
54 | Работа над техникой чтения | 1 |
Раздел 5. Требования к уровню подготовленности учащихся
При завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания даного этапа. К этому времени у учащихся должны быть:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
поставлены и от дифференцированы все звуки;
уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.
По истечении 2 этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны уметь:
ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. определять посредством каких частей слова, состоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;
активно пользоваться различными способами словообразования;
правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
К концу 3 этапа у учащихся должны быть:
сформированы практические представления о тексте;
развиты умения и навыки анализирования текста;
развиты умения и навыки построения самостоятельного высказывания.
Дети должны иметь представление:
- о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;
- о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак);
- о различии предложений по цели высказывания, по интонации;
- о признаках текста и его оформлении; отличать текст от предложения, предложение от слова;
Раздел 6. Программно-методическое обеспечение программы
Программа составлена согласно:
1.Инструктивному письму № 2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» утверждённым Министерством образования РФ.
2. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.
4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.
7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.
Раздел 7. Список литературы учителя-логопеда
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
- Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. - М., 1995.
- Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Издательство «Наука», 1981. – 140с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. – 472 с.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351, [1]с. – (Высшая школа).
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим ре¬чевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практи¬кующего логопеда).
- Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)
- Логопедия. Учебник для студентов дефектол.фак.педвузов. /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., "Владос”, 1999.– с.584-586.
- Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМЦентр, 2000.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на- Дону, "Феникс”, 2001.– с.226-227.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
- Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно - логопедической работы начального общего образования на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа коррекционно - логопедической работы начального общего образования на 2014 – 2015 учебный год...
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год
Рабочая программакоррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознаванияна 2016/17 учебный год...
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детейс фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования ...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...
Рабочая программа логопедической работы по коррекции заикания с обучающимися с ОВЗ
программа для школьного логопеда по коррекции заикания...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Индивидуальная логопедическая работа для обучающегося с ТНР"
Рабочая программа для обучающегося 1 класса, вариант 5.2...