Обобщение опыта по теме "Развитие познавательного интереса на образно-эмоциональной основе"
статья

Перепелицына Светлана Павловна

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательного интереса на образно-эмоциональной основе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_razvitie_poznavatelnogo_interesa.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Обливская СОШ №2»

Россия, Ростовская обл., ст. Обливская, ул. Грызлова 18а

Опыт работы:  «Развитие познавательного интереса на образно-эмоциональной основе».

Автор - учитель начальных классов  

Перепелицына Светлана Павловна

 (1 слайд) Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,

Когда они в душах кипят и зреют?

Не знаю, смешно это или нет,

Но часто мне кажется, что имеют.

Асадов Э.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Поэт передает свои чувства, используя  художественные образы и приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

Давайте вспомним, как реагирует совсем маленький ребёнок на голоса окружающих: (2 слайд, 1 щелчок)  голос радостный приветливый - на его лице улыбка и он начинает весь светиться;

(2 слайд, 2 щелчок)  в голосе сердитые нотки - улыбка исчезает, в глазах настороженность и страх. Зная, как тонко и быстро дети реагируют на происходящее важно сделать это реагирование правильным.

(3 слайд) Эта проблема актуальна и для учащихся начальных классов. Поэтому, в своей работе я отдаю предпочтение педагогическим приемам, основанным на образно-эмоциональном восприятии.

Вашему вниманию я предоставляю свой опыт работы по данному направлению:

(4 слайд) «Развитие познавательного интереса на образно-эмоциональной основе».

        Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Между тем в рамках существующего учебного процесса имеет место традиция передачи безличностных знаний, недостаточное обращение учителей к образно-эмоциональной сфере ребенка. Парадокс в школьном образовании заключается  в  расхождении  цели  и способов ее достижения. В результате школьного образования мы получаем личность с жестко ограниченными установками, а требуем от неё творческих усилий, новизны, инноваций, что является для неё крайне затруднительным. Следовательно, имеются веские основания для преобразования учебного процесса в сторону повышенного внимания к эмоциональному образу, как  носителю  эмоций, способствующему открытию учащимися собственного личностного смысла в учебной деятельности.

Проблема эмоционально-образного образования и волевого развития ребенка имеет свою историю на всех этапах развития образования и педагогики.

(5 слайд) Вопросы обучения с опорой на образы и эмоции в педагогической науке нашли свое отражение в работах многих исследователей.

Как с современными детьми говорить на современном языке, как обычный урок сделать необычным, как изучаемый материал представить интересным?

(6 слайд) Природа наделила нас стремлением познавать мир, раскрывать его тайны, но мы иногда забываем, что у ребёнка это стремление проявляется, прежде всего, через эмоциональные образы. Эмоции и образы - это то, что позволяет нам найти подход к детям, заглянуть им в душу, найти нужные струнки и затронуть их.

Достигнуть этой цели можно лишь на основе активной деятельности, пробуждающей яркие эмоциональные переживания у учащихся.

Активизации деятельности учащихся способствует применение учебных ситуаций: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия).

(7 слайд) Этапы учебно-познавательной деятельности включают формирование нескольких составляющих процесса познания.

Таким образом, учебная ситуация с образно-эмоциональной основой призвана запустить механизм для возникновения мотивации учащихся к учебной деятельности.

(8 слайд) Образно-эмоциональная педагогическая ситуация может быть создана в начале, в середине, в конце урока, пронизывать содержание теоретического материала и исследовательской деятельности учащихся.

В любом случае образно-эмоциональная основа урока будет побуждать учащихся к поиску, делать изучаемый материал личностно значимым для них, а, следовательно, повышать качество образования школьников.

(9 слайд) Педагогическая идея моего опыта заключается в создании  на уроке   с помощью различных дидактических средств эмоционального образа, способствующего раскрытию личностных смыслов учащихся.

Это могут быть образы живописи; образы, созданные различными музыкальными произведениями; образы литературных персонажей и др.

Так при изучении темы «Рифма» на уроке литературного чтения на этапе погружения в тему можно создать проблемную ситуацию используя  литературный образ героя Незнайки из произведения Н.Носова. (10 слайд, тихо видео)

Проблема состоит в том, что учащиеся сталкиваются с фактом, для объяснения которого у них не хватает знаний и жизненного опыта.

(11 слайд) Большой интерес вызывает у учащихся применение символических образов, например,  при изучении темы "Информация". В этом случае учащиеся выступая в роли великого сыщика Шерлока Холмса – героя рассказов Артура Конан Дойля, с интересом не только расшифровывают заданный текст с помощью таинственного шифра, состоящего из изображения пляшущих человечков, но и составляют свой "алфавит" кодировки.

        (12 слайд) Показать использование художественного образа можно на математических примерах.

        Какие из равенств подходят к рисункам? Почему они подходят? Сделай рисунки к остальным равенствам.

Основная цель данного задания научить ребенка сопоставлять равенства и сюжетные ситуации с математическими отношениями.

         (13 слайд) При изучении геометрии можно, опираясь на жизненный опыт ребенка, рассматривать имеющиеся у него знания с научных позиций.

Так, например, происходит первичное знакомство с простейшими геометрическими фигурами – точкой и линией.

Какие предметы на рисунке похожи на прямую линию? Какие похожи на кривую линию? Какие похожи на точку?

        (14 слайд, тихо видео) Музыкальный образ, созданный песней Гудвина из мультфильма «Волшебник Изумрудного города», можно с успехом применить на уроке окружающего мира при изучении темы «Моя Родина». Герой фильма исполняет песню о родимой стороне, и дети проникаются сочувствием к нему, его тоске  вдали от родины.

Эмоциональное включение в урок путём просмотра  фрагмента из любимого мультфильма заставляет учащихся задуматься, а что такое  родные места?

Образы, созданные с помощью цветовых сочетаний, я использую при определении уровня знаний времен года.

Из предложенных цветовых сочетаний учащимся предлагается выбрать нужный вариант, характерный для изображения их любимого времени года.

(15 слайд) Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?"

Данный прием предполагает возможность выбора учащимся, что немаловажно в условиях реализации ФГОС.

(16 слайд) Особые возможности по применению технологии эмоционально-образного обучения предоставляет мне УМК « Планета знаний». Это использование коллективных, групповых, парных методов работы в рамках каждого предмета. Развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве в контексте УМК «Планета знаний» обеспечивает проектная деятельность.

(17 слайд) Мы осваиваем с детьми проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов до долгосрочных работ. Многие  проекты осуществляются в совместной деятельности учащихся и их родителей.

(18 слайд) Результатом коллективной проектной работы «Народное творчество» стал сборник русских народных сказок, песен, потешек и загадок с детскими иллюстрациями.

(19 слайд)  Авторские рассказы учащихся о круговороте воды в природе появились при реализации индивидуальных проектов «Путешествие капельки воды».

(20 слайд)  Образ березы лёг в основу проекта «Береза-символ России», в результате которого была изготовлена книжка – раскладушка в технике аппликации из природного материала.

(21 слайд) Важное место в моей работе занимают социально - значимые проекты. Особые эмоции у детей вызвала работа над проектом «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…». С чувствами гордости, уважения и почтения были собраны и изучены учащимися старые фотографии, письма, воспоминания о событиях тех лет, которые легли в основу экспозиций Зала Боевой Славы «Победа деда - моя победа» и «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

 (22 слайд) Кроме того, в процессе работы над проектом ребята выяснили интересный факт, прадедушка одного из учеников - Козлов Георгий Фёдорович,  много сделал для развития станицы Обливской. Он организовал работу по созданию парка в центре станицы, а возле реки Чир находится тополиная роща, которую и сейчас называют «Козловская роща».

(23 слайд) Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностных ориентаций и волевого развития.

(24 слайд) Примером игры, стимулирующей учащихся к достижению цели и осознанию пути достижения цели  может служить игра «Звуки природы».

Выбирается аудио фрагмент, который содержит звуки живой и неживой природы. Объединённые в рабочие группы ученики определяют звуки и разделяют их на две категории.

        В результате игровой деятельности возникает ситуация успеха, которая создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.

(25 слайд) Моя методическая разработка ролевой игры «Путешествие в страну дорожных знаков» стала победителем во всероссийском конкурсе  Центра творчества «Мои таланты». А за вклад в воспитание  у детей и подростков культуры безопасного поведения на дорогах я как руководитель отряда ЮИД «Сигнал» в 2014 году была награждена Благодарственным письмом Администрации Обливского района, Отдела образования Администрации Обливского района, и  ОВД Обливского района.

        (26 слайд) Наряду с оцениванием учебных и образовательных результатов учащихся,  сформированности у них универсальных учебных  действий,  немаловажным, я считаю и оценку изменения качеств личности обучающихся.

(27слайд)  Критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.

        Отслеживая динамику развития познавательных интересов моих учеников,  отмечаю:

• сохранение устойчивости внимания на протяжении всего урока;

• стремление к преодолению различных видов познавательных трудностей, с которыми учащиеся сталкиваются в процессе урока;

• желание выполнить задание вновь в случае неудачи, стремление к достижению успеха;

• проявление инициативы, ответственности и старательности в выполнении учебных заданий;

• устойчивое стремление к получению новой информации из дополнительных источников, активное участие и победы учащихся в различных творческих конкурсах

(28 слайд) Моя миссия: помочь ребятам стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Поэтому, я, как учитель, должна быть чуткой, внимательной и восприимчивой к интересам школьников, открытой ко всему новому.

В завершении хочется сказать, что педагог творческий, ищущий пути к детским сердцам и душам знает, что дети это очень тонкая субстанция: можно зажечь, а можно и погасить огонёк в глазах.

(29 слайд) Эх, знать бы нам счастье совсем иное:

                   Когда, задохнувшись от высоты,

                   Ты людям вдруг сможешь отдать порою

                   Что-то взволнованное, такое,

                   В чем слиты и труд, и твои мечты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об а...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Обобщение опыта по теме "Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения"

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонност...

Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов

Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...

Обобщение опыта работы "Развитие познавательной деятельности учащихся путём использования технологии проблемного обучения".

Опыт работы по использованию  в учебном процессе технологии проблемного обучения. Фрагменты уроков с применением проблемного обучения .Приемы создания проблемных ситуаций. Структура проблемного у...