Обобщение опыта по теме "Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения"
статья по теме

Яковлева Елена Николаевна

 

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонность уроков. Некоторые дети считают уроки русского языка скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_na_urokah_russkogo_yazyka.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Яковлева Елена Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №6

Отдел управления образования

 Динского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

 У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

                                                                               

Автор опыта:

Яковлева Елена Николаевна,

учитель начальных классов

I категории

ст. Пластуновская

2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение …………………………………………………………………..................  3  

2. Информация об опыте ……………………………………………………...............  4

2.1. Сущность дидактических игр как средства обучения ....................................  4

2.2. Виды дидактических игр, их характеристика, структура, функции ............  5

3. Технология опыта …………………………………………………………............... 7

3.1. Психолого-педагогические условия проведения дидактических игр ........... 7

3.2. Психолого-педагогические особенности дидактических игр

       на уроках русского языка в начальной школе ................................................. 8

3.3. Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр

       на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету .......... 10

4. Результативность опыта …………………………………………………................ 17

5. Библиографический список ……………………………………………….............. 20

6. Приложение ………………………………………………………............................ 21


1.  ВВЕДЕНИЕ

 

С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить свою мысль, чтобы слушающий понял её соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только неумение говорить, но и неумение мыслить. Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.

Русский язык очень сложный, но зато «великий и могучий». По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован. А ведь это не пустяк. Сегодня русский язык является основным экзаменом по окончании школы, результаты  ЕГЭ по русскому языку влияют на поступление в ВУЗы.  К тому же современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.

В стандартах нового поколения прописано, что изучение русского языка основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных  сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонность уроков. Некоторые дети считают уроки русского языка скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

2.  ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Сведения об авторе опыта: Яковлева Елена Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №6 ст. Пластуновской; педагогический стаж 18 лет; контактный телефон: 37-5-45.

Тема работы:  «Формирование познавательного интереса  у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения».

Актуальность опыта.  В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Проблема формирования интереса к изучению русского языка. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным.

Одним из путей решения этих вопросов является  применение современных педагогических технологий в образовательном  процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся.

К таким технологиям можно отнести  игровые технологии. В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм.

Для младшего школьного возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую. Для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Приступая к работе, я познакомилась с работами Д.Б. Эльконина,  П.И. Пидкасистного,  Г.К. Селивко,  Л.С. Выготского.  В ходе работы по теме проанализировала научно-методическую и психолого-педагогическую литературу, систематизировала знания о дидактических играх. Определила классификацию дидактических игр, используемых  в обучении младших школьников, а также цели  дидактических игр в учебном процессе.

Цели дидактической игры:  

  • обучающая  –  формировать мировоззрение, теоретические знания и практические умения, расширять кругозор;
  • развивающая – развивать мышление, активность, память, способность выражать свои мысли, а также развивать познавательный интерес;
  • воспитывающая – воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к оппонентам в игре и к партнёрам;
  • мотивационная – побуждать к применению полученных знаний и умений.

2.1. Сущность дидактических игр как средства обучения

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об этом свидетельствует и тот  факт, что дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  • Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
  • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти. Преобладание наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей психических процессов.
  • Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым  ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

2.2.  Виды дидактических игр, их характеристика, структура, функции

Учёные-дидакты  выделяют следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивость, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры: 

  1. Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.
  2. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
  3. Правила игры.  Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
  4. Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы: это является необходимым условием для реализации следующих функций дидактических игр:

  • функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  • функция формирования психических новообразований;
  • функция формирования собственно учебной деятельности;
  • функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

3.  ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

3.1.  Психолого-педагогические условия проведения дидактических игр

Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога. Выделяют следующие основные условия проведения дидактической игры:

  1. Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр.
  2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными целями, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, лёгкость, непринуждённость.
  5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается чёткой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры.

Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребёнка на учёбу, сделать серьёзный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребёнок. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролёров, судей, т.е. тоже принимать участие в игре.

Выделяют следующий важный этап при организации дидактической игры – подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется чётко спланировать временной параметр игры. В частности, - как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Оценивать следует и быстроту, и, главное, качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно нужно демонстрировать детям их достижения.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, чтобы сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре учитель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с учителем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что учитель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

При объяснении правил, рассказ учителя о содержании игры должны быть предельно кратки и чётки, но понятны детям. Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Учитель с самого начала и до конца игры должен активно вмешиваться в её ход: отмечая удачные решения, находки ребят, поддерживая шутку, подбадривая застенчивых, вселяя в них уверенность в своих силах.

Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто больше назовёт предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, учитель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчает его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.

3.2.  Психолого-педагогические особенности дидактических игр

на уроках русского языка в начальной школе

Основными типами дидактических игр, используемых в начальной школе, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

Как утверждал отечественный психолог Л.С. Выготский, игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса – мышления, внимания, памяти и т. д.

Так как ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.

В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребёнка (роль учителя, роль контролёра, роль оценщика результатов учебной работы).

Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причём, ведущая функция игры определяется её дидактическими целями. Например, функция освоения социальных ролей может реализоваться в большинстве игр, т. к. дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагают то или иное разделение ролей. (Игра «Глагол и рифма» (Приложение №4)).

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия, игры-задачи.

По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения учащихся в учение, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, т. е. игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический приём. Иллюстрацией этого являются такие игры: «Кто больше подберёт слов?», «Забей гол», «Вставь слово», «Молчанка». (Приложение №4.)

Особым видом игр, реализующих функцию включения учащихся в учение, являются разнообразные игры-соревнования и эстафеты, в которых предлагается, например, подобрать и написать слова с непроизносимой согласной в корне слова (кто больше запишет), или вставить пропущенную букву, слово и др. («Кто скорее», «Ералаш», «Типография» (Приложение №4)). Но к таким играм следует относиться с осторожностью: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьёзным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует чётко учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективистической, а не конкурентной направленности учебной работы.

Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определённый уровень сформированности у учащихся механизмов мышления, памяти и т. д. Примерами таких игр являются игра «Дежурная буква», игры с мячом на развитие внимания «Мячик-согласователь», «Разноцветные мячики», кроссворды, ребусы, игра «Буква заблудилась» и т. д. (Приложение №4.)

Использование таких игр позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими особенностями.

Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса как частного вида дидактической игры. Это подразумевает введение на отдельных этапах урока игры «Учитель-ученик».

В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие оценщика, третьи — контролёра. Ученики пробуют свои силы: необходимо так провести урок, чтобы было интересно и чтобы тебя слушали. При этом всё многообразие деятельности учителя распределяется между самими учениками.

Система дидактических игр в процессе обучения позволяет решать всё многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.

3.3.  Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр

на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету

Игра может быть проведена на любом этапе урока.  В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока игра включает разные виды деятельности детей. Она используется также на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров.

В системе уроков по теме можно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Учитывая основы изученных теоретических подходов передовых педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам русского языка у школьников, с опорой на педагогические условия организации и проведения педагогических игр на уроках русского языка, способствующих повышению интереса к данному предмету, я стремлюсь включать в урок различные дидактические игры.

Фрагмент урока русского языка № 1.

Тема: «Повторение состава слова».

Этап урока – повторение изученного.

Дидактическая игра «Убери лишний вагон».

Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

- Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу  (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.

Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1.

забег, заплыв, закон, запуск.

-На каком вагоне слово здесь лишнее?

-Лишнее слово закон, на третьем вагоне?

-Почему?

-Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.

-Верно, ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.

Поезд № 2.

чайник, кофейник, молочник, веник.

-Какое слово лишнее?

-Лишнее слово веник, так как оно в отличие от остальных слов не имеет суффикса.

-Запишите слова с суффиксами.

-Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.

Поезд № 3.

посмотреть, победить, подумать, погрустить.

-Какой вагон здесь лишний?

-Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.

-Запишите слова с приставками.

Анализ фрагмента урока.

Для проведения игры использовались наглядные средства. В данном случае изображение трех поездов со словами на каждом вагоне. Это способствовало привлечению внимания учащихся к выполнению игрового задания.

Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу.

Работа по группам способствовала сплочению коллектива учащихся, т.к. они были объединены общей задачей, важным условием было то, что ребята работали все вместе, выслушивалось мнение каждого. Работая в группе, ребята могли распределить свои обязанности, например, каждый член группы  разбирал свое слово по составу, а тот, кто лучше всего овладел этим материалом, проверял разбор данных слов. Ребятам также необходимо было выбрать того человека, который будет отвечать на вопрос учителя и сможет толково выразить мнение всей команды.

В процессе игры ребята повторили состав слова, потренировались в разборе слова по составу, тем самым закрепив эту тему у себя в памяти. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее. Школьники учились сопоставлять, сравнивать, анализировать предоставленный им учебный материал, а затем делать  соответствующие выводы. Также игра позволяет формировать устную речь учащихся через высказывание своего мнения. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде.

Игра проводится на завершающем этапе урока, что способствует активизации учащихся в конце урока, стимулированию их деятельности, игра способствует также снятию напряжения, усталости, т.к. на этом этапе усталость школьников особенно ощущается, они хуже работают, внимание становится рассеянным. Игра же, в свою очередь, способствует концентрации внимания на учебной задаче, позволяет школьникам сосредоточиться на сложном материале даже в конце урока, не требуя от них особого напряжения (процесс игры позволяет это осуществить).

Фрагмент урока русского языка № 2.

Тема: «Правописание частей слова (повторение)».

Этап урока  - актуализация знаний.

Дидактическая игра «Мостик». (Приложение №3.)

Цель игры: создать условия для повторения суффиксального способа словообразования, правописания суффиксов -ик-, -ек-.

-Ребята, у нас в стране «Словообразование» случилось несчастье. На пути к Суффиксному полю разрушился мостик через речку. По одну сторону оврага остались суффиксы по другую – слова, чтобы восстановить мостик надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут сочетаться.

На слайде изображена река, мостик через которую разрушен. По одну сторону реки находятся суффиксы: -к-, -н-, -ик-, -ек-, -ник- – по другую сторону – слова: замок, палец, дом, гном, ель, ключ, ягода, трава, вода, листок.

-Ребята, сегодня вы будете работать в парах, побеждает та пара, которая образует наибольшее количество новых слов. Образовывая новые слова, вы, ребята, поможете построить новый мостик через реку.

-Ребята прочитайте слова, которые у вас получились.

Учащиеся читают слова: домик, ключик, замочек, ягодка, ключник, елка, листочек, гномик, травка, травник, водный, ельник, пальчик и т.п.

-Молодцы, ребята, вы составили много слов. Теперь объясните, почему вы написали в слове ключик суффикс –ик-, а в слове замочек суффикс -ек-.

-Чтобы правильно написать суффиксы -ек- и -ик-. Нужно изменить форму слова. Если при склонении гласный «убегает», то пишется суффикс -ек-. Например, замочек (замочка). А если гласный « не убегает», то пишется суффикс -ик-. Например, ключик (ключика).

-Молодцы. Мы с вами вспомнили не только правило, но и, посмотрите внимательно на доску, построили новый мостик. Теперь слова  снова могут образовываться с помощью суффиксов.

-Ребята, а возникли ли у вас какие либо трудности, при образовании новых слов.

-Некоторые согласные чередовались, например, к//ч  в словах замок – замочек.

-Хорошо, справились вы и с этими трудностями. Теперь посмотрим, кто же у нас победитель, какая пара у нас образовала больше новых слов.

Анализ фрагмента урока.

Для проведения игры были использованы наглядные средства: река, мост через реку, также слова и суффиксы, находящиеся по разным берегам реки. Наглядные средства использовались для привлечения внимания учащихся к игровому действию, для обрисовки ситуации игры, для большего понимания действий, которые необходимы для решения игровой задачи.

Для выполнения задания игры, учащиеся были разделены на пары. Задачей учащихся было образовать как можно больше новых слов суффиксальным способом. Для этого школьникам нужно было посмотреть, какие суффиксы подходят к предложенным словам, имеют ли полученные слова смысл. Также учащимся необходимо было вспомнить определение суффикса, его местоположение в слове. Задача учащихся была осложнена тем, что правописание таких суффиксов, как -ик, -ек-, требует выполнения определенного правила, которое учащиеся изучали несколько уроков назад. Таким образом, игра работает еще и на память учащихся, воспроизведение определения, правила, на умение применять свои знания на практике. Игра была осложнена еще и тем, что учащимся встретились слова, в которых при присоединении суффикса происходило чередование согласных звуков, например, палец – пальчик, замок – замочек (чередование ч//ц, е// нуль звука, к//ч), изменение некоторых звуков, например, ель – елка ([л‘]//[л], исчезает ь). Задачей для учащихся было не только количество образованных слов, но и правильность их написания.

Работа в парах способствовала организованной работе. В парах учащиеся высказывали свое мнение, помогали друг другу, исправляли ошибки. Работа в парах позволила активизировать работу слабых учащихся, способствовала проявлению их возможностей. Работа в паре способствовала активизации всего класса, организовался процесс обмена мнениями, проявлялись творческие способности. Для сильных учащихся данная работа способствовала тренировке в образовании  новых слов.

Игра с множеством трудных случаев способствовала развитию мышления учащихся. Слабым учащимся она позволила реализовать себя, почувствовать свои потенциальные возможности. Момент соревнования  дал пищу для более сильных учащихся, которые стремились образовать как можно больше количество слов, тем самым повышая их активность.

Проведение игры на начальном этапе урока, во-первых, способствовало актуализации знаний, учащиеся вспомнили суффиксальный способ словообразования; во-вторых, игра способствовала подготовке учащихся непосредственно к повторению того материала, который предлагался программой на данном уроке, а именно, правописание частей слова, в данной игре учащиеся повторили правописание выше указанных суффиксов. Игра также способствовала активизации деятельности учащихся на уроке, стимулировала их в начале урока на дальнейшую работу. Подготовила к воспроизведению ранее изученного материала, его повторению. Также игра способствовала формированию интереса у учащихся к русскому языку за счет необычного подхода к актуализации знаний. В игре учащиеся чувствуют себя более свободно, непринужденно.

Фрагмент урока русского языка № 3.

Тема: «Текст. Заголовок».

Этап урока – актуализация знаний.

Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».

Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

Анализ фрагмента урока.

Для данной игры класс разделился на две команды, в которой верность и точность ответа зависела от знаний каждого участника. В зависимости от того, насколько правильно отвечает каждый член команды, ей присуждаются очки. Работа команды зависит от ее сплоченности. Таким образом, класс активируется весь, учитель видит, насколько учащиеся усвоили данный материал, кто делает больше ошибок, кто меньше, с кем необходимо поработать.

Задача учащихся – правильно уловить интонацию и понять, какой знак, твердый или мягкий, нужно писать в данном случае.

Проведение игры позволяет максимально развивать память учащихся, т.к. им необходимо вспомнить правила, с помощью которых они распознают правописание того или иного знака, также игра позволяет довести навык написания в этих словах твердого и мягкого знаков до автоматизма, т.к. эти слова учитель читает, они не написаны на доске. В данном случае учащимся необходимо быстро вспомнить правило. Игра способствует развитию особого чутья к русскому языку, формированию навыка орфографически грамотного письма.

Игра проводилась на этапе актуализации знаний, что способствовало повторению вышеуказанного правила, стимулированию деятельности учащихся, их подготовке к написанию текстов упражнений, в которых могли встретиться слова на данные правила. Игра настроила учащихся на дальнейшую работу на уроке, повысила их активность в начале урока, что часто бывает проблематично на данном этапе. Таким образом, игра подготовила учащихся к дальнейшей работе на уроке.

Фрагмент урока русского языка № 4.

Тема:  «Правописание. Словообразование».

Этап урока – повторение изученного.

Дидактическая игра «Чудо–дерево».

Цель игры: создать условия для комплексного повторения способов словообразования.

-Сегодня, ребята, мы должны с вами вырастить  дерево. Посмотрите оно еще совсем маленькое. А чтобы деревце выросло красивое, большое и крепкое, нам нужно, ребята, образовать новые слова и записать их в свою тетрадь. Подсказка у вас уже есть. Вам даны словообразующие части слова и корни, от которых нужно образовать новые слова. Разделимся с вами на 3 команды. Первая команда образовывает слова с корнем –шум-, вторая команда образовывает слова с корнем –зверь-, а третья команда рассказывает нам, какой способ словообразования использовался при получении новых слов. Каждый член команды образовывает по одному слову.

-Ребята, прочитайте, какие слова у вас получились.

-Слова с корнем –шум-: бесшумно, слово образовано с помощью приставки и суффикса, способ словообразования приставочно-суффиксальный; шумный, слово образовано с помощью суффикса, способ словообразования приставочно-суффиксальный и т.д. Аналогичная работа со словом зверь, например, зверушка, звериный. Третья команда рассказывает о способе словообразования.

-Молодцы, ребята! Посмотрите, какое дерево мы с вами вырастили. Красивое дерево у нас получилось, потому что мы работали все вместе, дружно и, конечно, хорошо усвоили материал. За работу вы получаете жетончики: первая и вторая команда награждаются за то, что они образовали много новых слов, а третья команда – как лучшие эксперты в области словообразования.

Анализ фрагмента урока.

Для данной игры использовались наглядные средства: маленькое дерево и макет большого дерева со словообразовательными частями, которые могут помочь ребятам образовать новые слова. Когда учащиеся образуют новое слово, учитель убирает его схему и присоединяет к стволу дерева ветку с готовым словом, таким образом получается новое дерево. Это привлекает внимание учащихся, им интересен сам процесс игры, образовывая новые слова, они вносят изменения в рисунок на доске, они сами его создают.

Задачей учащихся было образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Причем некоторые части слова были уже даны в готовом виде, а некоторые учащиеся должны были подобрать сами, что осложняло их работу, но в то же время давало им возможность получить больше новых слов. Например, от слова шум при помощи приставки и суффикса можно образовать следующие слова: пошуметь, зашуметь, нашуметь и т.д.  Учащимся не дана конкретная приставки и поэтому они могут выбрать любую из них. У другой же команды в буквенной записи слова зверь при образовании нового слова буква мягкий знак исчезает. Ребятам необходимо было верно выполнить запись данных слов. Группа экспертов – третья команда – выполняла задачу контроля, она выражала свое мнение по поводу того, верно ли образовано слово, и называла способ его образования. В этой команде разместились сильные ученики, игра позволила им реализовать свои возможности и повторить ранее изученный материал, довольно сложный по своему содержанию. Таким образом, эти ребята учились высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя различные доводы и аргументы.

Слабым ребятам игра также помогла реализовать свои возможности, в каких-то случаях проявить свои творческие способности.

В игре были задействованы все ребята, обучающиеся в классе. Игра позволила также увидеть, насколько ребята ориентируются в данном довольно сложном материале, насколько они им владеют. Ведь чтобы образовать новые слова, им необходимо было вспомнить, какие способы словообразования существуют, какие части слова являются словообразовательными.

Игра способствовала развитию памяти, мышления, творческого воображения. Так как ребята работали в группах, игра способствовала сплочению коллектива, образованию в классе дружеской, рабочей атмосферы.

Игра проводилась на этапе закрепления ранее изученного материала. Она позволила активизировать работу учащихся в середине урока, способствовала стимулированию их деятельности, помогла созданию  атмосферы, развивающей как психические процессы, так и личностные качества детей, настроила их на дальнейшую работу. Игра способствовала продуктивному закреплению материала, так как закрепление проходило в ситуации игры, непринужденной обстановки, тем самым повышая интерес к русскому языку как одному из самых сложных предметов.

Фрагмент урока русского языка № 5.

Тема: «Учимся озаглавливать текст».

Этап урока – повторение изученного.

Дидактическая игра «Рассыпанный текст».

-К нам на урок, ребята, сегодня пожаловал гость по имени Незнайка. Он хотел попросить вас помочь озаглавить его сочинение, т.к. Незнайка слышал, что вы большие профессионалы в подборе заголовков к текстам. К сожалению, у Незнайки, пока он до нас добирался, случилось несчастье. Все слова в его предложении перепутались, рассыпались. Незнайка не может вспомнить, в каком порядке они находились в предложении.

-Ребята, давайте поможем Незнайке вернуть его сочинение в прежнее состояние.

В его тексте пять предложений. Вам необходимо составить цельный текст. Знайте, слова в предложении перепутаны, и предложения в тексте тоже.

-Прошу вас разделиться на пять групп. Каждая группа получит свое «рассыпанное» предложение.

Учащиеся получают следующие наборы слов.

Первая группа: стоял, денёк, морозный, зимний.

Вторая группа: получилась, горка, хорошая.

Третья группа: во, строили, дворе, горку, ребята.

Четвертая группа: с, весело, дети, на, катались, горки, санках.

Пятая группа: день, трудились, целый, дети.

-Ребята, прочитайте, какие предложения у вас получились.

Учащиеся читают предложения, учитель вывешивает составленные верно предложения на доску.  Затем учащиеся смотрят, в каком порядке лучше всего разместить эти предложения. Объясняют, почему получившийся набор предложений является текстом. Затем учащиеся подбирают заголовок к сочинению Незнайки.

Пример получившегося текста.

Отличная горка.

Стоял зимний морозный денек. Ребята строили во дворе горку. Дети трудились целый день. Хорошая получилась горка! Дети весело катались с горки на санках.

-Ребята, Незнайка говорит вам огромное спасибо за помощь, которую вы ему оказали. Теперь он точно получит пятерку за сочинение. В благодарность вам он оставляет жетончики самых мудрых и творческих ребят.

Анализ фрагмента урока.

Для проведения игры использовался персонаж из произведений Носова Незнайка. Привлечение в игру персонажа способствовало настрою ребят на игру, сконцентрировало их внимание. Для игры были использованы конверты с рассыпанными словами из предложений, и такие же слова учитель помещал на доске, когда ребята составляли предложения. Использование данного раздаточного материала способствовало быстрой организации работы учащихся, экономии времени.

Задача была следующая: ребятам необходимо было составить целостный текст из перепутанных слов и предложений, а также подобрать к получившемуся тексту заголовок.

Для того чтобы решить поставленную перед школьниками задачу, ребятам пришлось применить знания, полученные как на данном уроке, так и на предыдущих уроках. Учащимся необходимо было вспомнить, что такое предложение, текст. Следовательно, игра позволяет учащимся совершенствовать умение применять свои знания на практике, подтверждая их  теоретическими знаниями через доказательство своих доводов, подтверждая свои слова неопровержимыми фактами. Игра учит ребят работать самостоятельно.

В процессе игры учащиеся были объединены в группы. Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам была предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то – нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Предложения были разные по степени распространенности, это позволило объединить ребят в группы разные по способностям. Анализируя игру, можно сказать, что она увлекает детей, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

Игра способствовала более продуктивному повторению изученного материала, учащиеся наглядно увидели, что не каждый набор слов является предложением, и не каждый набор предложений является текстом, т.е. важна логическая последовательность, как в предложении, так и в тексте. Данная игра подготавливает учащихся к написанию собственного сочинения.

Проведена она на завершающем этапе урока, что способствовало повышению активности именно в конце урока. Обычно внимание ребят на данном этапе снижено, но в процессе игры можно было заметить, что деятельность учащихся активизировалась, тем самым последние минуты урока не прошли впустую, а способствовали созданию развивающей, рабочей атмосферы.

4.  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

С первых уроков обучения грамоте для поддержания интереса к обучению я использую разнообразный игровой материал. Мною собрана «Копилка дидактических игр и занимательных упражнений по русскому языку». (Приложение №4.)

Для знакомства с учебным заданием использую разных персонажей, с помощью которых создаётся игровая ситуация. Это и сказочные персонажи: Буратино, Незнайка, Угадайка, Хрюша  и  Степашка, Чип и Дейл, Весёлые человечки, и просто дикие и домашние животные, которые приносят в конвертах интересные задания от девочки Запятой, от Вопросительного знака и т. д. Человечек Словарик приходит в класс с новым словом, которое необходимо запомнить. Систематически провожу внеклассные занятия по русскому языку с использованием дидактических игр и игровых приёмов. (Приложение №1.)

В последние два года большим подспорьем при проведении дидактических игр стали мультимедийные презентации, где на замену самодельным пособиям и иллюстрациям пришли красочные слайды со звуком и анимацией. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, да и общества в целом. Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны.

 Я разрабатываю и свои уроки, сопровождаемые презентациями, интерактивными таблицами и тренажёрами (Приложение №3), а также использую ресурсы Интернета. Использование Интернет-ресурсов, включение в процесс обучения аудио- и видеосредств позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает познавательную активность.  Использование ИКТ преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимает на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

В моём четвёртом классе двадцать четыре человека, из них 12 мальчиков и 12 девочек. Одна девочка из класса находится на домашнем обучении. Четыре человека имеют VII вид. В целом класс активный. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках, активно принимают участие в различных общешкольных мероприятиях.

Успеваемость класса средняя: отличников двое, шесть ударников, достаточно большое количество учащихся имеет по одной – две тройки. У некоторых ребят возникают проблемы с учёбой. На уроках ребята работают активно, с интересом. Основная масса учащихся данного класса к учебе относится ответственно, многие готовят по теме урока дополнительный материал.

На уроках русского языка, хотя материал курса сложен,  ребята стремятся овладеть теми знаниями, которые им предложены учебной программой, многие проявляют интерес к этому предмету, активно работают на уроке. Но проблема повышения интереса к русскому языку в классе есть. Сложные темы не всегда интересны ребятам. Слабоуспевающие учащиеся быстро устают и не могут долго сосредоточить свое внимание на изучаемом материале.  Использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников активизирует их интерес к учению. Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной.

Большое значение в активизации познавательной деятельности учащихся имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Недаром говорится: «Шутка – минутка, а заряжает на час».

Игра как эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся занимает прочное место на моих уроках и внеклассных занятиях по русскому языку. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти.

Как правило, такие игры не велики и состоят из нескольких слов (от четырёх до десяти). Методика составления кроссвордов общеизвестна. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтической выдумки. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала, в частности, важнейших орфограмм начального курса русского языка. Как показывает практика, вводить игры можно с первого класса, т.к. опыт работы с кроссвордами у большинства детей уже есть.

Метод наблюдения показал, что использование дидактических игр (кроссвордов) способствует лучшему усвоению материала, пробуждает интерес к занятиям, способствует лучшему запоминанию темы.

Значительного образовательного эффекта можно достичь в случае, когда учебная задача так сочетается с игрой, что ученик совершенно определённо воспринимает её именно как задачу, т. е. подходит к её решению сознательно, но при этом всё-таки играет. Учащимся со стойкой неуспеваемостью предлагались обычные упражнения, с которыми они до сих пор не справлялись, но перед этим договаривались с ними, что это игра, которая заключается в следующем: за каждый правильный ответ ученик получает определённое количество цветных картинок, в случае ошибочного ответа картинки надо возвращать. Результаты были поразительны. Так, например, ученица, для которой были характерны отсутствие интереса к учебным занятиям, стойкая неуспеваемость, в игровой ситуации обнаружила не только способность к интеллектуальным операциям, но и ярко выраженную умственную активность. Игровая ситуация, органично сочетаясь с учебной, явилась средством повышения умственной активности. Дидактические игры, сконструированные по этому принципу, наиболее удачны, и их можно применять на всех уроках, причём игровые элементы могут заключаться не только в формулировании тех или иных правил, но и в принятии какой-либо роли, соответствующей выполняемому заданию.

В целях интенсификации обучения и повышения активности школьников  вводились на уроках ситуации моделируемого обучения (ролевые игры), в которых дети должны были что-то рассказать по теме не виде формального «ответа у доски», а объяснить это воображаемому собеседнику. Элементы ролевой игры не заслоняют учебной задачи, а обостряют интерес к ней.

Ещё более возрастает активность учащихся при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму наиболее органично связаны с процессом познания, с мышлением. К этой категории относятся ребусы, шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Следует подчеркнуть особо, что интерес этот сугубо интеллектуального свойства, т.е. не зависит от внешних стимулов, а определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Это обстоятельство очень важно, его можно считать одним из убедительных оснований для включения интеллектуальных игр в учебный процесс.

Анализируя результаты за последние два года обучения, можно сделать вывод, что интерес к русскому языку у ребят повысился, на 11% улучшилось качество знаний. Об этом свидетельствуют показатели успеваемости детей по предмету и результаты олимпиад и конкурсов. (Приложение №2.)

Благодаря проведенным исследованиям и анализу практической деятельности  с использованием  дидактической игры  как средства обучения, можно говорить о том, что  дидактическая игра повышает интерес к русскому языку, стимулирует деятельность школьников. Игра воспитывает желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание учебного материала.

Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык – это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения легче и интереснее происходит при использовании на уроке игровой деятельности. Только систематическое использование игровых приемов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным.

Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов-новаторов, современных педагогов, психологов и, конечно, свой педагогический опыт по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении младших школьников. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.


5.  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – Санкт-Петербург: Литература, 2005.
  2. Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать // Начальная школа. - № 9, 1998.
  3. Волина В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Издательство АРГО, 1996.
  4. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка // Начальная школа. - №11, 2001.
  5. Каменева Н.Н., Новикова О.А., Романычева Т.К. Творческая игра по русскому языку // Начальная школа. - № 10, 1994.
  6. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников // Начальная школа: плюс «до» и «после». - № 2, 2005.
  7. Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения // Популярное пособие «Академия развития». – Ярославль, 1997.
  8. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка // Начальная школа. – №11, 1988.
  9. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. - № 11, 2004.
  10. Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе // Начальная школа. - № 1, 1999.
  11. Конышева Н.М. Игры в учебном процессе // Начальная школа. - №5, 1984.
  12. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка // Начальная школа. - № 4, 2002.
  13. Минский Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  14. Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка // Начальная школа. - №5, 1997.
  15. Сергеева Л.Н., Иванова Т.И. Кроссворды по русскому языку // Начальная школа. – №6, 1986.
  16. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа: плюс «до» и «после». - № 8, 2003.
  17. Тырычева Л.А. Занимательные упражнения на уроках русского языка // Начальная школа. - №5, 1994.
  18. Фролова Л.А., Котельникова Е.А. Использование дидактической игры при обучении орфографии // Начальная школа. - №10, 2009.

6.  ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Приложение №1 – Разработки уроков и внеклассных занятий по русскому языку с использованием дидактических игр.
  2. Приложение №2 – Материалы, подтверждающие результативность опыта.
  3. Приложение №3 – Компьютерные презентации уроков и опыта.
  4. Приложение №4 – Копилка дидактических игр и занимательных упражнений по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка.

Аттестационная работа по профессиональной переподготовке содержит теоретический и практический материал....

ВКР "Обучающие компьютерные игры как средство развития учебно-познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка"

Использование информационно-коммуникационных технологий дает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления. Повышается...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок является основной организационной формой обучения в школе. Это не только важная организационная единица процесса обучения и воспитательного процесса, но, прежде всего, педагогическая. Каждый урок...