Рабочая программа дополнительного образования "Арттерапия и нетрадиционные техники рисования"
рабочая программа на тему

Нечаева Татьяна Владимировна

Программа для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_artterapiya_17-18.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

«ПРИНЯТО»

на заседании МО учителей

начальной школы

Протокол № 1

от  «_29_» ____08__ 2016 г

Председатель МО

________ Дубовицкая Л.А.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

В. Л. Поляков

____________ ___

«___» _______ 2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Кружка «Арттерапия и нетрадиционные техники рисования»

на 2016-2017 учебный год

Всего часов по программе_66_, часов в неделю    _2.

Составитель:

ФИО учителя

категория

Нечаева Татьяна Владимировна

Первая квалификационная категория

МОСКВА, 2016

Пояснительная записка

         «Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арттерапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.

         Артметоды позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Методы арттерапии позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

         Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

 

Направленность

дополнительной образовательной программы

       Дополнительная образовательная программа «Арттерапия» имеет художественно-эстетическую направленность.

Кружковые занятия по обучению рисованию направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как целостной единицы. Развитие  художественного восприятия  и  практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Программа рассчитана на  обучающихся первой ступени образования, т.е. на младший школьный возраст. Именно в этом возрасте закладываются основы духовной и коммуникативной культуры. В процессе работы учащиеся творчески самовыражаются, развивают свои художественные способности в целом, повышают свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.

     Школа – это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности.

     Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников. Новизна в том, что программа предусматривает различные формы работы с обучающим, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отображающего суть внутриличностного состояния.

             В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями. Поэтому программа предусматривает дифференцированное обучение детей.

 

Актуальность

дополнительной образовательной программы

        Стратегической направленностью школы XXI века  становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, а также продуктивно, осмысленно и творчески реализующего знания в практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений учащихся. 

       Данная программа отвечает этим задачам.

       Кроме этого, программа выполняет социальный заказ родителей и детей на обучение детей данному виду изобразительного и  декоративно – прикладного творчества.

                               

Педагогическая целесообразность программы

       В процессе освоения программы решаются вопросы образования, духовно-нравственного воспитания, приобщения детей к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта.

    В процессе реализации данной программы учащиеся не только обучающегося рисовать, а постигают как, посредством арттерапии, справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.

  

Отличительные особенности программы

        Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное, театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.

 

Цель программы

Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир изобразительного и  декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи программы

Воспитательные:

- привитие интереса к художественному творчеству;

-воспитания эстетического отношения  к действительности;

- трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, доверительного отношения к себе, окружающему миру;

-воспитание коммуникативной культуры.

Обучающие:

-углубление и расширение знаний  в области изобразительного искусства;

-формирование знаний по основам композиции, цветоведения, лепки;

Развивающие:

- ослабление или устранение имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме депрессивных, тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций,  импульсивности, симптомов психосоматических расстройств;

- формирование положительной самооценки;

- реализация творческого потенциала;

- развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.

Возраст учащихся

Данная программа предназначена для детей 6-8 лет.

 

Срок реализации программы

Содержание программы реализуется за один год обучения.

Общий объем реализации программы- 34 часа.

 

Режим занятий

Форма занятий - групповая

Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.

Занятия  проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

 

 

Планируемые результаты освоения программы

-Освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;

-Адекватная самооценка;

-Удовлетворенность собой и своим окружением;

-Свобода творческого самовыражения;

-Умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие и т.д.);

-Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

-Стремление к самопознанию и самовыражению.

-Развитое чувство внутреннего контроля.

    

Формы и методы обучения

  1. Изотерапия — воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
  2. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
  3. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.

 

 Формы подведения итогов

 реализации дополнительной образовательной программы


       1. Составление альбома лучших работ.

        2. Проведение выставок работ учащихся:
       – в классе,
       – в школе.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Аудитор.

Внеаудитор.

Характеристика деятельности учащихся

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

0

Знакомство с членами группы, правилами работы кружка, мерами безопасности

2

Рисование предметами окружающего мира

5

5

0

Использование в ходе рисования предметов, которые окружают нас в повседневной жизни (губки, ватные палочки, листья и др.)

3

Правополушарное рисование

6

6

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

4

Монотипия

2

2

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

5

Пластилинография

2

2

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

6

Декоративное рисование

3

3

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

7

Монотипия

2

2

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

8

Рисование акварелью по мокрому листу

3

3

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

9

Техника «Набрызг»

1

1

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

10

Техника «Гратаж»

1

1

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

11

Техника «Ниткография»

1

1

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

12

Техника «Марание»

1

1

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

13

Рисование манкой

1

1

0

Выполнение работ с использованием манки, как художественного средства

14

Техника «Тинга-тинга»

1

1

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

15

Рисование чаем

1

1

0

Выполнение работ с использованием чая, как художественного средства

16

Рисование мандал

2

2

0

Знакомство с техникой, выполнение работ в данной технике

Итого: 34 часа

34

34

0

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Арттерапия и нетрадиционные техники рисования»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Формы контроля

1

Вводное занятие. Знакомство с правилами группы, установление межличностных отношений.

Комбинированное занятие

1

Диагностика

2

Рисование осенними листьями

«Корзина с листьями»

Практическое занятие

1

Выставка

3

Рисование мятой бумагой «Поле маков»

Практическое занятие

1

Выставка

4

Рисование по мокрому листу акварелью «Утро»

Практическое занятие

1

Выставка

5

Монотипия «Утренний пейзаж»

Практическое занятие

1

Выставка

6

Монотипия «Бабочка» (с использованием гелиевой ручки»

Практическое занятие

1

Выставка

7

Декоративное рисование «Натюрморт»

Практическое занятие

1

Выставка

8

Техника набрызг. Рисование осенних листьев

Практическое занятие

1

Выставка

9

Декоративное рисование «Букет ромашек»

Практическое занятие

1

Выставка

10

Рисование предметами окружающего мира «Наварили мы компот»

Практическое занятие

1

Выставка

11

Рисование по мокрому листу акварелью «Горы»

Практическое занятие

1

Выставка

12

Гратаж «Корзина»

Практическое занятие

1

Выставка

13

Декоративное рисование «Зимний пейзаж»

Практическое занятие

1

Выставка

15

Ниткография «Волшебная игра ниток»

Практическое занятие

1

Выставка

15

Техника марания «Веселые кляксы»

Практическое занятие

1

Выставка

16

Рисование предметами окружающего мира «Зима» (с использованием ламинированной карточки»

Практическое занятие

1

Выставка

17

Рисование манкой «Березки в снегу»

Практическое занятие

1

Выставка

18

Рисование по мокрому листу акварелью «Пейзаж»

Практическое занятие

1

Выставка

19

Гратаж «Подводный мир»

Практическое занятие

1

Выставка

20

Правополушарное рисование «Вечер в саванне»

Практическое занятие

1

Выставка

21

Правополушарное рисование «Океан»

Практическое занятие

1

Выставка

22

Правополушарное рисование «Цветущее дерево»

Практическое занятие

1

Выставка

23

Правополушарное рисование «Маки»

Практическое занятие

1

Выставка

24

Правополушарное рисование «У пруда»

Практическое занятие

Выставка

25

Правополушарное рисование «Одуванчики»

Практическое занятие

1

Выставка

26

Декоративное рисование «Портрет мамы»

Практическое занятие

1

Выставка

27

Пластилинография «Виноградная гроздь»

Практическое занятие

1

Выставка

28

Рисование предметами окружающего мира «Коровки на лугу»

Практическое занятие

1

Выставка

29

Техника тингатинга «Тукан»

Практическое занятие

1

Выставка

30

Рисование чаем «Сирень»

Практическое занятие

1

Выставка

31

Пластилинография «Божья коровка»

Практическое занятие

1

Выставка

32

Рисование предметами окружающего мира «Космос» (губки)

Практическое занятие

1

Выставка

33-34

Рисование мандал

Практическое занятие

2

Выставка

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Печатные пособия:

Копытин А.И. Арттерапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

Лебедева Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.

Аметова Л.А. "Формирование арттерапевтической культуры младших школьников. Сам себе арттерапевт". М., 2003.

Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

   2. Дидактический материал

- наглядный материал;

- пособия по художественному творчеству;

- справочная литература.

  3.Учебно-материальная база

Для занятий по профилю данной программы необходимо иметь:

- помещение с хорошим освещением

- рабочие столы, стулья, доска

- материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, листы формата А4,пластилин, цветная бумага и картон, клей, крупа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Программа по ознакомлению младших школьников с нетрадиционными техниками рисования

Программа может применяться как в массовой школе, так и в коррекционных школах....

Программа по ознакомлению младших школьников с нетрадиционными техниками рисования

Программа может применяться как в массовой школе, так и в коррекционных школах....

Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования по теме "Рисование осенних листьев"

Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования отпечатком губки для детей со сложными дефектами.Тема: «Рисование осенних листьев».Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников:...

Конспект занятия с применением нетрадиционной техники рисования (техника «набрызг»). Тема: «Зимний пейзаж».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Задачи:- образовательные:• Дать представления о нетрадиционной технике рисования «набрызг».&bull...

Методическая разработка. Рисование ластиком и карандашом (нетрадиционные техники рисования) "Очарование зимы"

Методическая разработка проведения занятия во внеурочное время, с использованием нетрадиционной техники рисования.  Определены цели, задачи, материал занятия и этапы рисования.Занятие направлено ...