Эссе "Я - учитель. Моя педагогическая философия."
материал на тему

Колесникова Оксана Васильевна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«Я – учитель»

Моя педагогическая философия.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым

Ж-Ж. Руссо

     Учитель… Для меня это слово было священным с самого рождения. Дело в том, что моя мама — тоже педагог, и не только по должности, но и по призванию. Я еще совсем маленькой девочкой видела, как мама готовится к урокам, проверяет ученические тетрадки. Видела, как ее уважают и любят дети за отличное знание своего предмета, за ум, за широкий кругозор, а главное — за ее прекрасные человеческие качества: доброту, искренность, терпение и понимание. Именно тогда я твердо решила продолжить дело своей мамы. И вот я – учитель начальных классов в своей родной школе.

Понимаешь, мама, я - учитель!  
Видишь, я вхожу, волнуясь, в класс.
Это мне решили поручить их:   

20 душ и 40 глаз…

      Что важно для меня как для учителя? Прежде всего, личность каждого ребенка, его физическое и нравственное здоровье. Именно поэтому я хочу научить маленького человека учиться, не просто «знать и уметь», а научить пользоваться знаниями во благо себе и тех, кто его окружает, принимать решение и нести ответственность за свои действия. 

     Обучение невозможно без воспитания. Как воспитать настоящего ученика? Ученик формируется не сразу: это процесс долгий и кропотливый, тонкий и неоднозначный.  Кто такой настоящий ученик? В чём его отличия, его ценность. Ученики бывают разные. Почему? От чего это зависит? От выбора. Каждый ученик имеет право выбора, каким ему быть. От выбора зависит результат. Этот выбор я предоставляю ученику через реализацию индивидуального и дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности. Ученики проводят самооценку и взаимооценку своих знаний, рефлексируют свою деятельность. После проверки письменных работ мной также анализируются ошибки, а затем для каждого ученика я подбираю задания, для отработки правила, на которое допущены ошибки. Эта работа помогает определить изменения в знаниях ученика и его индивидуальный рост, поэтому у каждого моего ребёнка есть продвижение, развитие, желание стать еще лучше. Ребята с удовольствием участвуют в различных олимпиадах и конкурсах. Я очень рада, что среди них есть победители и призёры.  В результате такой деятельности происходит осознание ребёнком себя как личности, которая может творить, созидать, приносить радость. Ученик становится более успешным, уверенным в себе. Что может быть важнее для учителя?        

Конечно, есть проблемы. Мы вместе с детьми и родителями преодолеваем их. Я помогаю ребенку найти пути решения проблемы, а выбор он делает сам. Мне нравится каждый день приходить в школу, видеть своих учеников, открывать с ними новые знания. Мы каждый день учимся друг у друга. Они — у меня, я — у них. На каждый урок к нам приходит сказочный герой, приносит задания, с которыми не может справиться, и мы все вместе выполняем это задание. Испытываем при этом радость и удовлетворение. Но однажды одна из учениц, встает и говорит: «Я устала! Мне не хочется помогать Чебурашке». Почему? Я поняла, что сидеть сорок минут для маленьких детей очень тяжело, а одна-две физминутки не решают проблемы.

С тех пор я стала искать и собирать интересные задания и упражнения для снятия усталости различных частей тела у школьников. Так у каждого ребенка появились массажные коврики для ног, подушечки для осанки и развития мелкой моторики пальчиков. Провести разминку для ладошек мне помогают орехи, карандаши. На уроке регулярно стала проводить подвижные и стихотворные физминутки. Наглядный материал располагаю так, чтобы для его использования ученики двигались в разных направлениях. Для этого использую «Сенсорные кресты», «Бельевые прищепки». Это позволяет переключать зрение детей с ближнего на дальнее расстояние и выполнять упражнения для рук и позвоночника. Дети реже стали жаловаться на усталость, у них появилось желание вновь решать задания сказочных героев.

Когда ребенок радуется и улыбается - значит, он здоров! Осознав важность собственного здоровья, многие ребята стали посещать спортивные секции. Своими наработками по здоровьюсбережению на уроках я поделилась с коллегами в школе. С этой же темой выступала на областном семинаре «Здоровьесбережение». Я надеюсь, что мой опыт пригодится учителям. Это тоже счастье, ведь ты смог ещё кому-то помочь.                        

С тех пор все свои уроки стараюсь сделать неповторимыми, интересными, с использованием различных физических упражнений. В следующем своём выпуске столкнулась с другими трудностями. Дети часто во время перерыва дрались, обижали друг друга.  «Что ты с нами сделаешь?» –спрашивали их глаза. Что делать? На помощь пришел Интернет и коллеги. У ребят появились новые подвижные игры, которыми они могут занять себя на перерывах. А как интересно и весело проходят у нас поездки и экскурсии, ведь они не только расширяют детский кругозор, но и помогают ребятам научиться общаться в непринужденной обстановке. Эта работа способствовала сплочению детей. Действительно, атмосфера в классе немного улучшилась, дети стали внимательнее и добрее относиться друг к другу. Снова счастье и радость испытали и я, и мои ученики. Мне очень приятно осознавать, что мой труд не бесполезен.

Ещё мне посчастливилось с детьми готовиться к открытому уроку «Друзья здоровья». Мы вместе много прочитали, переработали литературы. Сколько нового, полезного узнали. А сколько приобрели сил и уверенности!  Однажды в классе между детьми возник спор: «Чипсы – это вредно или полезно?» И тут же они предложили в этом разобраться, так возникла тема для следующего часа общения о здоровье. Ребята сами подготовили материал и распределили роли на этом мероприятии. Был сделан шаг к успешности, как детей, так и моей. Снова я испытала чувство радости и удовлетворения, что я делаю всё правильно.

     Сейчас меня тревожит еще одна проблема. Мне кажется, что наши дети растут потребителями. Хочется задать вопрос нам взрослым: кто их такими сделал? Мы — взрослые, значит, мы в ответе. Что же делать?  И тут мне без родителей не обойтись. Они бывают частыми гостями на наших классных мероприятиях: «Папа, мама я – спортивная семья», «День мамы», «Профессии родителей». Чтобы вырастить доброго, способного сопереживать ребенка, нам нужно приложить старание и свою любовь «Только ею, только любовью движется жизнь» - писал И.С. Тургенев. Если ребенок видит пример недовольного всем и каждым родителя, то чему он может научиться? Только недовольству и негативному взгляду на мир. А если ребенок, видит, что родитель огорчен, но при этом справляется с трудностями, ищет что-то положительное в любой ситуации, то ребенок получает хороший опыт. Положительный пример родителей способствует формированию у ребёнка нравственных качеств: милосердия, отзывчивости, сострадания, доброты. На родительских собраниях рекомендую литературу, которая может помочь в воспитании детей. Однажды ребёнок пришёл и сказал: «А я вместе с родителями был вчера на стадионе. Мы бегали, играли в мяч. Было весело и интересно». Я обрадовалась даже такому маленькому успеху.

В каждом выпуске разные дети: кто-то посильнее, кто-то послабее, но в их памяти, в их сердце, есть место и для меня. Спасибо им за это! Я думаю, что все мои ребята стали настоящими учениками, многие не только приобрели багаж знаний и способов действий в различных жизненных ситуациях, но, что самое главное – отлично усвоили: счастливая жизнь человека невозможна без радостного восприятия мира, доброго отношения к окружающим, без крепкого здоровья. Они знают, что здоровье – это ценность, и поэтому многие свою дальнейшую жизнь хотят связать со спортом, вести активный и здоровый образ жизни, стараться наполнить свою жизнь добрыми и благородными поступками. А мне, глядя на них, снова хочется творить! Я люблю всех моих учеников, их успех – это и есть мой труд! Мне приятно осознавать, что я «сею вечное, разумное, доброе» и «крепкое и здоровое»!...

Учитель начальных классов МБОУ ОСОШ №1

п. Орловского Ростовской области

Колесникова Оксана Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая философия учителя начальных классов Копиной В. А.

НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ТАКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ, ЧТОБЫ УЧАЩИЙСЯ СТРЕМИЛСЯ ПОЛУЧАТЬ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ И БЫЛ АКТИВЕН НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА...

«Моя педагогическая философия» Каким должен быть учитель «Новой школы»?

Каким должен быть учитель «Новой школы»? Задумавшись над этой проблемой, я поняла, насколько данный вопрос необъятен, многогранен и сложен. Мне кажется, что учитель «новой школы»  должен быть про...

Педагогическая философия учителя

Судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом, мастером своего дела, умной, доброй хрупкой женщиной – моей классной руководительницей Фомичевой Мариной Ефимовной. Это удивительный человек, тал...

Моя педагогическая философия "Я - учитель!.."

Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композ...

Эссе «Моя педагогическая философия» на школьный конкурс «Учитель года»

в своей статье я рассказываю о себе, начале своей профессии, поделюсь своими впечатлениями и мечтами...

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»

   Февраль  2010  год. Год,  объявленный  годом  Учителя. Год,  в  котором  моя  дочь   пойдет  в  1  класс. Она...


 

Комментарии

Гуляева Светлана Владимировна

Добрый вечер, Оксана Васильевна! Хотя наши кабинеты находятся по-соседству, и мы часто видимся в школе, но ваше эссе я прочла с большим удовольствием! Вы хороший учитель, отзывчивый товарищ! Желаю вам в вашем труде дальнейших побед, методического роста и интересных учеников.