Педагогическая философия учителя
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_filosofiya_uchitelya.docx | 298.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ УЧИТЕЛЯ
Быть мудрым и добрым наставником, обучая, учиться вместе с детьми, всегда делиться с ними улыбкой и хорошим настроением.
Мне звезда упала на ладошку,
И спросила я: «Откуда ты?»
«Указать хочу тебе дорожку,
По которой вместе нам идти,-
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел,-
Не смотрите, что невелика я,
Я умею делать много дел …»
Никогда не задумывалась, почему стала учителем и только сейчас, вспомнив малоизвестную песню о звёздочке, я поняла, что это произошло не случайно.
Судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом, мастером своего дела, умной, доброй хрупкой женщиной – моей классной руководительницей Фомичевой Мариной Ефимовной. Это удивительный человек, талантливый педагог, сильная личность, строгая, внимательная, требовательная, с огромной силой воли, неиссякаемым чувством юмора и безграничной любовью к детям. Она, как огромная, пылающая ярким огнём звезда, «горела» сама и «зажигала» других. Та деловая атмосфера урока с его проблемными ситуациями, творческим поиском, ожиданием открытия новых знаний вспоминается мне и сейчас и является для меня образцом. А всегда доброжелательный взгляд моего учителя как тёплый лучик солнца, подбадривал, согревал и как бы говорил: «Не бойся, смелее, ты на правильном пути!». Как мне тогда хотелось быть хоть чуть-чуть похожей на неё. Вот так сама, того не зная, Марина Ефимовна, направила меня по пути, ведущему к профессии педагога.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда звездой прекрасной стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
Я понимаю, что вся наша жизнь состоит из выбора. Каждый учитель имеет право выбрать, каким ему быть!
Ремесленником, который по готовым размерам и образцу, вытачивает деталь – ученика, или астрономом, открывающим новую звёздочку. Считать результат в обучении главным критерием оценки своей деятельности, или помочь в раскрытии заложенного в каждом ребёнке потенциала и в обретении им собственного «я». Подтверждать своё превосходство над учеником или положить в основу общения равенство. Принуждать и подавлять или побуждать и уважать. Быть укротителем или Учителем!
Я выбрала всё, что после «или». Думаю, что сделала правильный выбор.
И вот очередной мой первый класс…
Я стою, полная надежд и тревог, смотрю на своих учеников. Какие красивые дети, сколько улыбок! Они ещё не знают меня, но уже посылают очаровательный свет – свет своей чистой, маленькой детской души, смотрят на меня доверчивыми глазами. Мои дети, как маленькие звёздочки. Одни ярко горят-жаждут знаний, другие едва мерцают – тревожатся, переживают.
Моя задача: «зажечь» их так, чтобы все они ярко и уверенно сияли, даря окружающим свет, тепло, радость.
Мы смотрим, друг другу в глаза и понимаем, что первый контакт состоялся: «Я люблю вас, дети, я помогу вам, я подарю вам частичку своей души, а вы? Вы поможете мне?»
Л.В. Занков говорил, что никакая, даже самая лучшая методика не принесёт результата, если нет дружелюбных, уважительных отношений между учителем и учеником. И мне очень близка его позиция.
Решая проблемную ситуацию на уроке, я стараюсь выслушать мнения всех учеников. Они спорят, доказывают, фантазируют, вовлекают в обсуждение всё новых и новых участников. Никто не остаётся равнодушным, даже те, кто молча сидел и с интересом наблюдал за происходящим. И вот все суждения выслушаны, спор закончен. Мои дети замолкают и вопросительно смотрят на меня: «А как же будет правильно, Татьяна Александровна?» Мы принимаем все версии и начинаем доказывать или отвергать каждую. Иногда для этого нужно проделать опыт, провести эксперимент, смоделировать ситуацию, сходить в библиотеку, чтобы посмотреть нужную литературу. Дети загораются и с интересом «докапываются» до сути. Не остаются безучастными и родители, ведь нередко приходится прибегать и к их помощи. Такие уроки требуют огромного количества времени, но они и запоминаются лучше, заставляют детей мыслить, творить, преобразовывать, развивают, учат общаться друг с другом. И я искренне радуюсь. Это мои дети! Они заискрились, засветились, смогли разрешить проблему, совершили свое «открытие», и каждый внёс посильный вклад в понимание истины, и продвинулся на одну ступеньку вперёд в познании, даже самый слабый.
Шаг за шагом, год за годом мы с интересом «открываем» друг друга. Мои маленькие «звёздочки» становятся умнее, сильнее, увереннее в себе. Уже свет и тепло своей души они дарят не только мне, но и друг другу. Они идут дальше, освещая окружающих своим тёплым, добрым сиянием. Я наблюдаю за каждым из них, искренне радуюсь, горжусь и переживаю, ведь в них есть частичка моей души.
Мои дети, вы растёте, каждый из вас талантлив! Летите мои маленькие звёздочки, дарите радость людям. Идите дальше своего учителя. Я же остаюсь, чтобы продолжить свой путь: «…через тернии к звёздам!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая философия учителя начальных классов Копиной В. А.
НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ТАКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ, ЧТОБЫ УЧАЩИЙСЯ СТРЕМИЛСЯ ПОЛУЧАТЬ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ И БЫЛ АКТИВЕН НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА...
Педагогическая философия учителя
Мои размыщления....
«Моя педагогическая философия» Каким должен быть учитель «Новой школы»?
Каким должен быть учитель «Новой школы»? Задумавшись над этой проблемой, я поняла, насколько данный вопрос необъятен, многогранен и сложен. Мне кажется, что учитель «новой школы» должен быть про...
Моя педагогическая философия "Я - учитель!.."
Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композ...
Эссе «Моя педагогическая философия» на школьный конкурс «Учитель года»
в своей статье я рассказываю о себе, начале своей профессии, поделюсь своими впечатлениями и мечтами...
Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»
Февраль 2010 год. Год, объявленный годом Учителя. Год, в котором моя дочь пойдет в 1 класс. Она...