Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО (для обучающихся с ОВЗ)
статья

Лисицкая Анна Олеговна

Вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы, главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру. Достижению этой цели способствует разумная организация внеурочной жизни обучающихся. Вопрос в том, как организовать работу, чтобы максимально приблизиться к поставленной цели?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_shkolnikov_seminar.docx106.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

 (Слайд №1)

В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности перед школой стоят особо сложные задачи.

 Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы.

Вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы, главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру. Достижению этой цели способствует разумная организация внеурочной жизни обучающихся. Вопрос в том, как организовать работу, чтобы максимально приблизиться к поставленной цели? Ведь правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание и самореализацию личности.

Главным фактором для развития личности становятся умение ориентироваться в мире информации и способность принимать правильные решения на основании данных из разных источников.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников,  в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. (Слайд №2)

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Целью реализации программ внеурочной деятельности  является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  включение учащихся в разностороннюю деятельность; создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся;  формирование способностей  к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности             и настойчивости в достижении результата.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). (Слайд № 3)

На слайде представлены программы ВУД, реализуемые в нашей школе.

План внеурочной деятельности 1-4 классы.(Слайд № 4)

Направления внеурочной деятельности

Программы внеурочной деятельности

Объем внеурочной деятельности, часов

2-4 классы

в неделю

2-4 классы

в год

1 класс

в неделю

1 класс

в год

Спортивно-оздоровительное

«Театр боевых искусств», «Начальное обучение плаванию», «Спортик», «Азбука спорта», «Баскетбол», «Олимпийцы», «Школа мяча»

1

34

1

33

Духовно-нравственное

«Путешествие по Санкт-Петербургу», «Почемучка», «История СПб», «Мой родной город», «Золотая маска».

1

34

1

33

Социальное

«Я и мои эмоции», «Дорожная азбука», «Рубанок», «Мир профессий», «Азбука безопасности», «УМКА», «Мир вокруг меня», «Я познаю мир», «Актерское мастерство», «Рубанок», «Переплётчик» .

1

34

1

33

Общеинтеллектуальное

«Эрудит», « Умники и умницы» ,« 1000 заданий для будущих отличников», «Занимательная грамматика», «Математика вокруг нас», «Загадочные фигуры», «Занимательная математика», «Волшебная кисточка», «Волшебный мир слов», «Колобок», «Природа и мы»

1

34

1

33

Общекультурное

  «Волшебный английский», «Знатоки русского языка», «Мир глазами художника», «Удивительный мир слов», «Волшебный карандаш», «В мире книг», «Веселые бумажки», « В мире слов», «Как хорошо уметь читать», «Азбука этикета», «Мир музея», «Хочу знать!», «Весёлая грамматика», «Юный читатель»

1

34

1

33

ВСЕГО

5

170

5

165

Также мы реализуем коррекционно-развивающую область за счет ВУД для детей с ОВЗ.

класс

Направление

Внеурочной деятельности

Наименование занятий внеурочной деятельности

1-4

класс

Духовно-нравственное

«Путешествие по Санкт-Петербургу»

Общеинтеллектуальное

Логоритмика

Произношение

Общекультурное

Культура речи

Социальное

Школа общения

На   следующем слайде представлена структура программы внеурочной деятельности.(слайд № 5)

При организации внеурочной деятельности мы используем как программы линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) (программы духовно-нравственного направления)

так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя).

Внеурочная   деятельность  в нашей школе организована  по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная

преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. (Слайд № 6)

        

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Для выявления и оценки результативности внеурочной деятельности мы используем  технологию «Портфолио».

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

           В школе должны быть созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помочь  удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимать  активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимать и принимать экологическую культуру.

Ежегодно, с целью выявления удовлетворенности участников образовательного процесса на последнем родительском собрании  мы проводим анкетирование родителей по  результатам внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности  в школе в 2017-2018 учебном году

Посещает ли Ваш ребенок занятия внеурочной  деятельности?

Какие направления внеурочной деятельности Вы выбираете для своего ребенка?

Как организована в Вашей школе внеурочная деятельность?

Организация внеурочной деятельности способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности

Вопрос: обязаны ли ученики муниципальных и государственных школ РФ участвовать во внеурочной деятельности, если школы, в которых они обучаются, осуществляют образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам?

Ответ: Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение и сообщает.

Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС) (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413) и с учётом примерной основной образовательной программы (статья 12 Федерального закона).

Согласно ФГОС основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.

Состав и структура направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности фиксируются в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей.

Департамент обращает Ваше внимание на то, что согласно статье 43 Федерального закона учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. (Заместитель директора Департамента Жанна Витальевна Садовникова)

Районный семинар «Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника»

Тема вступления: «Роль школы в развитии и самореализации личности младшего школьника» Есипенко Марина Александровна

*** Я расскажу вам одну легенду. Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил. - А как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным. Сегодня, уважаемые коллеги, на данном семинаре также все в ваших руках, как эта бабочка, если вам понравится семинар и вам пригодится наш опыт - это будет значить, что наши труды не напрасны. ***

Тема сегодняшнего семинара: «Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника». Мы коснемся таких тем, как «Роль школы в развитии и самореализации личности младшего школьника». «Особенности организации внеурочной деятельности в школе», «Содержание разделов рабочей программы внеурочной образовательной деятельности», «Программы внеурочной деятельности, реализуемые в школе», а также побываем на Дне рождении. ***

Внеурочная деятельность сегодня – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности перед школой стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы, главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру. Достижению этой цели способствует разумная организация внеурочной жизни обучающихся. Вопрос в том, как организовать работу, чтобы максимально приблизиться к поставленной цели? Ведь правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно 2 максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание и самореализацию личности. Перед образовательной системой стоит нелегкая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Главным фактором для развития личности становятся умение ориентироваться в мире информации и способность принимать правильные решения на основании данных из разных источников. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание и самореализацию личности. Не секрет, что целью внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также развитие учащихся, создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. В школе для работы применяем следующее деление форм внеурочной деятельности: индивидуальные, кружковые, массовые. Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от учителей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, изучения их интересов. Кружковая я работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции. В кружках проводятся занятия разного типа. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, 3 *** Организация внеурочной деятельности в школе №436 Методическое объединение учителей начальных классов нашей школы пришло к выводу, что целесообразно строить работу таким образом, чтобы развитие ученика во внеучебное время представляло собой совокупность внеурочной деятельности (через организацию кружков, студий, проектной деятельности), работы классных руководителей и деятельности методического объединения учителей начальных классов. При организации и проведении каждого мероприятия задействованы силы и классных руководителей и педагогов дополнительного образования, реализующих внеурочную деятельность посредством кружков, студий, объединений, проектной деятельности. Координирует всю работу методическое объединение учителей начальных классов. План организации и проведении мероприятия мы следуем четкому алгоритму: 1 шаг – заседание методическое объединение учителей начальных классов, на котором в соответствии с планом работы на год, обсуждается регламент проведения мероприятия, распределяются функциональные обязанности. 2 шаг – подготовка (совместная работа классных руководителей и педагогов дополнительного образования) 3 шаг – проведение мероприятия 4 шаг – подведение итогов на традиционных школьных линейках, посвященных окончанию четверти. Приведу примеры подобного рода мероприятий за этот учебный год: 1. Праздник осени (художественная студия «Волшебная кисточка» - выставка творческих работ – слайд 2; Хоровая студия «Веселые нотки» - выступление на празднике – слайд 3; Кружок «Юный журналист» - издательство газет – слайд 4; Кружок «Ритмика» - подготовка танца для праздника – слайд 5; Проектная деятельность «Твори добро» - изготовление памятных медалей для церемонии посвящения в первоклассники – слайд 6; Кружок «Ладушки», «Увлекательный английский» - выступления на празднике – слайд 7; Деятельность классных руководителей – организация выступлений и проведение конкурсов – слайд 8). 2. Праздник День матери (художественная студия «Волшебная кисточка» + классные руководители - выставка творческих работ; Хоровая студия «Веселые нотки» - выступление на празднике; Кружок «Юный журналист» - издательство газет, афиша к концерту; Кружок «Ритмика» - подготовка танца для праздника; Проектная деятельность «Твори добро» - изготовление пригласительных билетов для родителей; Деятельность классных руководителей – организация выступлений (сценки, песни, чтение стихотворений, танцы). *** Кроме творческих были и другие мероприятия, традиционно в начальной школе проводятся предметные декады, в которых принимают участие все ученики 1-4 классов (по своему желанию) – слайды 9-13. 4 Проведение Декады математики: Конкурс «Ребусы» Конкурс «Орнамент из геометрических фигур» Конкурс «На что похожа цифра» Конкурс плакатов «Задачи в стихах» Олимпиада по математике Проведение Декады литературного чтения: Смотр сохранности учебников Конкурс «Самый быстрый читатель» Смотр-конкурс «Иллюстрация к сказке на зимнюю тематику» Литературные викторины по классам Инсценировки отрывков произведений на новогоднюю тематику Проведение Декады русского языка. Конкурс «Лучший каллиграф» Конкурс «Грамматический бой» Конкурс «Веселая грамматика» Итоги подводятся на традиционных школьных линейках, посвященных окончанию четверти – награждение победителей – вручение уникальных дипломов, сертификатов (изготавливаем их сами с эмблемой школы – слайд 14). Также наши дети участвуют конкурсах (первый всероссийский метапредметный конкурс «Успевай-ка», олимпиад «Плюс» по математике и т.д.) *** Организация внеурочной деятельности способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время (слайд 15). Рефлексия («Свободный микрофон») Я предлагаю оценить сегодня работу семинара. Перед вами торт. Украсим его бабочками: - Понравился семинар. Будете применять рефлексию в своей работе. Прикрепите бабочек жёлтого цвета. - Неплохо было. Но о том, будете ли применять рефлексию среди детей, не знаете. Прикрепите бабочек красного цвета - Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета. (Пока приклеивают бабочек, звучит музыка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в 1 классе.

Данная презентация может быть исполбзована для выступления на ШМО или на педсовете....

Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Реализация внеурочной деятельности через такие формы работы, как экскурсия, выставка, работа с социумом и т.д....

"Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

Статья содержит информацию о целях, задачах, формах и принципах реализации внеурочной дятельности,краткую характеристику  основных направлений. А также обобщается опыт работы учителя по нескольки...

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО

   Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательной деятельности в образовательной организации, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных об...

Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе            -...