Инклюзивное обучение.Введение в диссертацию
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шадрина Мария Ильинична

«Каждый ребенок в чем-то талантлив, чем-то одарен».

 

Инклюзивное образование (включение) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых школах).

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равно отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_dissertatsiya.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Бурятский Государственный Университет»

Педагогический институт

Кафедра педагогики начального и дошкольного образования.

Допустить к защите

Директор института

Д.п.н., проф.

________/Дагбаева Н.Г.

«___»_________2017 г.

Шадрина Мария Ильинична

Управление образовательной траекторией учащегося в условиях инклюзивного образования.

(Магистерская диссертация).

Направление: 44.04.41 Педагогическое образование.

Магистерская программа: «Менеджмент в образовании»

Научный руководитель:

К.п.н., доцент

Лыгденова Валентина Базаровна

Даты защиты: «____»___________ 2017 г.

Оценка: _______________________

Работа рассмотрена кафедрой и допущена к защите в ГЭК

Заведующая кафедрой Лопсонова З

Улан-Удэ

2017 г.

Оглавление.

  1. Введение
  2. Глава I. Теоретические основы управления образовательной траекторией учащегося в условиях инклюзивного образования.
  1. Инклюзивное образование.
  2. Индивидуальная образовательная траектория, маршрут.
  3. Управление инклюзивным образованием.
  1. Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности управления процессом инклюзивного образования.

2.1 Анализ состояния процесса управления инклюзивным образованием.

2.2 Разработка и реализация программы системы управления процессом инклюзивного образования.

  1. Заключение.
  2. Библиография.
  3. Приложение.

«Каждый ребенок в чем-то талантлив, чем-то одарен».

Инклюзивное образование (включение) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых школах).

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равно отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Обучение в инклюзивных школах позволяет приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различия.

Происходящие изменения в системе общего образования, обусловленные обьективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. В новом Законе «Об образовании» сказано, что требования к современному образованию и социальный заказ ставят образовательные учреждения перед необходимостью работать в режиме развития (ст. 28 п. 7).

В современном мире существует множество социальных проблем, одной из которых является проблема инвалидности.

Инвалидность – это сложная биосоциальная категория, охватывающая различные уровни развития человека, как существа биологического и социального в его многообразных взаимоотношениях с окружающей средой. Все, кто заинтересован в совершенствовании нашей российской системы образования, заинтересованы вопросом об образовании детей инвалидов.

Инклюзивное образование является своего рода социальной моделью инвалидности. Оно признает, что все дети разные, а школы и общеобразовательная система должны подстраиваться под индивидуальные потребности всех учащихся – с нарушениями в развитии и без них.

Согласно социальному подходу, нужно ликвидировать барьеры и препятствия на пути к достойному образованию для каждого ребенка инвалида.

Если бы мы задумались о том, что каждый ребенок имеет  право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу или детский сад, мы бы стали думать «что не так» со школой и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.

Все отличия заключаются в том, что некоторые части тела или ум несколько ограничены в способностях. Это является нарушением. Однако это не делает из нас нелюдей. К сожалению большинство людей не могут принять такими какие мы есть. Это ваш страх, невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация делает нас инвалидами.

Борьба за инклюзию абсолютно всех детей, включая детей с глубокими нарушениями в одну единую для всех и одинаково доступную и приветливую систему образования невозможна до того, как все мы поймем различия в двух подходах к пониманию инвалидности – медицинском и социальном.

Основным механизмом деятельности развивающейся образовательной организации является поиск и освоение новых подходов, способствующих качественным изменениям в системе управления инклюзивным образованием.

Современная политика в сфере образования требует от образовательных организаций повышения качества образования, готовности выпускников к активному участию в жизни социума.

Современная модель образования  ориентирована на решение задач доступности образования для всех. Образование предусматривает: гибкость и многообразие форм предоставления услуг; поддержка и более полное использование образовательного потенциала семей, индивидуализацию, ориентацию на практические навыки, фундаментальные умения..

Все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии – если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты.

Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для их обучения.

Исходя из актуальности проблемы нами была определена тема исследования «Управление образовательной траекторией учащихся в условиях инклюзивного образования».

Обьект исследования: процесс инклюзивного образования.

Предмет исследования: управление процессом инклюзивного образования.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность модели системы управления процессом инклюзивного образования в условиях образовательной организации.

Гипотеза: управление процессом инклюзивного образования будет эффективным если:

  1. Разработана и внедрена программа, включающая в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и управленческий;
  2. Учебно-воспитательный процесс модернизировать в систему комплексных мероприятий, направленных на инклюзивное образование;
  3. Разработана организационно-управленческая модель инклюзивного образования, обеспечивающая комплексный подход.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

  1. Определить структуру и содержание понятия «инклюзивное образование»;
  2. Проанализировать теоретические и практические подходы к системе управления процессом инклюзивного образования;
  3. Проанализировать программу развития образовательной организации как средство инклюзивного образования;
  4. Провести опытно-экспериментальную работу по управлению процессом инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составляют положения диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; о развитии личности как субьекта познания, общения и трудовой деятельности; об активной роли личности в познании, о диалектической взаимосвязи содержания и формы.

Теоретическую основу исследования составляют:

  • Социальная работа в Бурятии;
  • «Алфавит инклюзии» Монхорова Ирина Геннадьевна
  • Медицинская и социальная модель (Рихад Райзер) инвалидности (перевод Вячеслава Котова);
  • Что такое инклюзивное образование (альянс противозащитных организаций «Спасите детей»);
  • Мифы об инклюзивных школах (материалы национального института США, перевод О. Дроздовой);
  • Рекомендации учителям (перевод Е. Скачковой);
  • Развитие понятия инклюзивного образования в группах и классах (Сьюзи Барроуз и Анна Салливан, перевод И. Маргулис);
  • О книге Марии Шривер «Что случилось с Тимми?» (консультанты: Моника Л. Фергусон, Майкл Л. Хардман).

Для реализации поставленной цели и решения задач исследования были использованы следующие методы:

  1. Теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, абстрагирование, моделирование;
  2. Эмпирические: наблюдение, опрос, праксиметрический метод (изучение школьной документации и результатов деятельности);
  3. Педагогический эксперимент;
  4. Статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, педагогическое измерение, множественное сравнение.

Исследование осуществлялось в период с 2015 г. по 2017 г. и проходило в три этапа:

  1. На первом этапе – поисково-теоретическом (2015-2016 г.г.) осуществлялись изучение и анализ философской, инклюзивной, психолого-педагогической литературы для обоснования теоретических направлений исследования, была обоснована проблема, изучался уровень ее разработанности в педагогической теории. Определились проблема, цель, задачи, обьект, предмет, рабочая гипотеза исследования. Это позволило сформулировать основные исходные теоретические положения для решения исследуемой проблемы, разработать программу опытно-экспериментальной работы в школах;
  2. На втором этапе – опытно-экспериментальном (2016-2017 г.г.) – опробировалась экспериментальная программа развития педагогических условий эффективности инклюзивного образования. В ходе опытной работы была осуществлена обработка промежуточных результатов эксперимента, подготовлены публикации по теме исследования;
  3. На третьем этапе – обобщающем (2017 г.) – осуществлялась обработка, анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, уточнение теоретическихи экспериментальных выводов, были внедрены практические рекомендации по совершенствованию инклюзивного образования в процессе реализации системы педагогических условий, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что уточнены понятия «инклюзивное образование», определены оптимальные педагогические условия управления процессом инклюзивного образования.

Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем: разработана программа управления процессом инклюзивного образования общеобразовательной организации, определены педагогические условия и технология ее внедрения, а также рекомендации по оптимизации управленческой деятельности в общеобразовательной школе.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные рекомендации достаточно универсальны и могут быть использованы в других МБОУ.

Исследовательская база: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 1», с. Петропавловки, Джидинского района.

Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения.

Во введении обозначена актуальность, особенности управления процессом инклюзивного образования.

Первая глава раскрывает теоретические основы управления процессом инклюзивного образования. Во второй главе описывается экспериментальная деятельность по управлению процессом инклюзивного образования в МАОУ «ПСОШ № 1» села Петропавловки.

В заключении представлены итоги и выводы теоретической и практической работы.

      Список используемой литературы:

  1. Новиков А.М. «Как работать над диссертацией. Пособие для начинающего педагога-исследователя», четвертое издание, переработанное и дополненное. / А.М. Новиков, - М. «Эгвес», 2003 – 104 с.
  2. И.М. Маланов, Ю.Г. Резникова «Методические рекомендации для поступающих в аспирантуру по специальности 13.00.01», Общая педагогика, история педагогики и образования. Улан-Удэ 2011, с.33-50.
  3. Мудрик А.В. «Социальная педагогика» с 8-19 Учебное пособие 5-е издание, дополненное. Москва 2005.
  4. Шарипов Ф.В. Педагогический менежмент: учебное пособие. /Ф.В. Шарипов, - М, Издат. Университетская книга, 2014 – 480 с.
  5. Т.В. Лодкина «Социальная педагогика» Защита семьи и детства. Москва АСАДСМА 2003 г.
  6. Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульгина, И.Ф. Дементьева «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.» Учебное пособие. Москва. 2008 г. с. 72-99.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автореферат к Магистерской диссертации

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...

Магистерская диссертация

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтом...

Магистерская диссертация "Проектирование и реализация ИОП для учащихся начальной школы в условиях инклюзивной практики".

Научно-исследовательская работа по теме "Проектирование и реализация ИОП для учащихся начальной школы в условиях инклюзивной практики"....

Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации (магистерская диссертация)

laquo;Организационно - педагогическое сопровождение формирования  нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации». Объект исследования: образовательный ...

Автореферат магистерской диссертации на тему "Психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития"

     В автореферате рассматривается вопрос актуальности данной проблемы, цели, задачи, организация, основные этапы исследования; научная и теоретическая значимость данного исслед...