Магистерская диссертация
материал на тему
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dlya_dissertatsii.pptx | 223.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы внеурочной деятельности по профилактике адддиктивного поведения для формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе профилактики аддиктивного поведения .
Гипотеза: уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий повысится, если в учебный процесс внедрить программу внеурочной деятельности по профилактике аддиктивного поведения.
Задачи исследования: 1. Рассмотреть содержание и структуру коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 2. Рассмотреть аддиктивное поведение как психологический феномен, его причины и виды. 3. Обосновать возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе профилактики аддиктивного поведения. 4. Экспериментальным путем проверить эффективность программы внеурочной деятельности по профилактике аддиктивного поведения для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят: • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; • позитивное отношение к процессу сотрудничества; • ориентация на партнера по общению; • умение слушать собеседника.
Базовые виды коммуникативных универсальных учебных действий: коммуникация как взаимодействие (интеракция ); коммуникация как кооперация ; коммуникация как условие интериоризации.
Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций (Ц.П. Короленко)
Причины аддиктивного поведения: дисфункциональность семьи; личностные особенности (возрастные, характерологические); психические особенности; школьная дезадаптация; воздействие асоциальной неформальной среды.
Профилактическая работа должна включать три обязательных компонента: о бразовательный; п сихологический; с оциальный.
Для изучения уровней сформированности коммуникативных универсальных действий мы применили следующие методики: •« Рукавички» (Г. А. Цукерман) •« Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») •« Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
Распределение баллов по уровням Низкий уровень Ниже среднего Средний уровень Выше среднего Высокий уровень 2-3 балла 4-5 балла 6 баллов 7-8 баллов 9-10 баллов
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы
Распределение испытуемых по уровням сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлению сотрудничества
Распределение испытуемых по уровню сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий
Распределение испытуемых по уровню сформированности действий, направленных на учет позиций собеседника (партнера )
Программа внеурочной деятельности по профилактике аддиктивного поведения «Мы и наше здоровье»
Задачи курса: 1 . создание условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек; 2. формирование ценностных установок на здоровый образ жизни; 3. формирование отрицательного отношения к вредным привычкам; 4. выявление трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и оказание своевременной социальной помощи и поддержки младшим школьникам.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы
Распределение испытуемых по уровням сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлению сотрудничества
испытуемых Распределение испытуемых по уровню сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий
поз Распределение испытуемых по уровню сформированности действий, направленных на учет позиций собеседника (партнера) партнера ).
Сравнительный анализ исходных и итоговых результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах. Уровень Констатирующий этап Контрольный этап ЭГ КГ ЭГ КГ Z % Z % Z % Z % Низкий 3 11,1 _ _ 1 3,7 1 3,7 Ниже среднего 5 18,5 3 11,1 1 3,7 1 3,7 Средний 5 18,5 3 11,1 3 11,1 5 18,5 Выше среднего 9 33,3 18 66,6 11 40,7 17 62,9 Высокий 5 18,5 3 11,1 11 40,7 3 11,1
В результате внедрения программы во внеурочную деятельность уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий повысился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автореферат к Магистерской диссертации
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
Инклюзивное обучение.Введение в диссертацию
laquo;Каждый ребенок в чем-то талантлив, чем-то одарен». Инклюзивное образование (включение) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общ...
Магистерская диссертация "Проектирование и реализация ИОП для учащихся начальной школы в условиях инклюзивной практики".
Научно-исследовательская работа по теме "Проектирование и реализация ИОП для учащихся начальной школы в условиях инклюзивной практики"....
Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации (магистерская диссертация)
laquo;Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации». Объект исследования: образовательный ...
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (Диссертация).
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...
Автореферат магистерской диссертации на тему "Психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития"
В автореферате рассматривается вопрос актуальности данной проблемы, цели, задачи, организация, основные этапы исследования; научная и теоретическая значимость данного исслед...