Мотивирующая роль оценки в начальной школе
презентация к уроку (2 класс) на тему

Антипова Татьяна Владимировна

Презентация выступления на педагогическом совете "Мотивирущая роль оценки в начальной школе". Данный материал содержит не только теоретические основы педагогических знаний, но и примеры из личного опыта работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Поваровская СОШ Педагогический совет Тема: «Мотивирующая роль оценки в начальной школе» Учитель начальной школы Антипова Т.В 01.11.2017

Слайд 2

Одним из результатов освоения основной образовательной программы начальной школы должен стать высокий уровень сформированности у детей мотивации к обучению и познанию.

Слайд 3

Формированию мотивации к обучению и познанию способствует правильная организация учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов интерес к учебной деятельности умело подобранный материал к уроку задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности должны приобрести значимость для учащегося

Слайд 4

Этапы формирования мотивации к обучению и познанию на уроке: Организация учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов Этап вызывания исходной мотивации Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации Рефлексивно-оценочный этап

Слайд 5

Оценка - это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся. Но достижимо это только тогда, когда оценка будет иметь высокий престиж вообще и особенно в создании учащихся. К сожалению в настоящее время вследствие ряда неправильных приемов пользования оценкой и престиж значительно снизился. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Рефлексивно-оценочный эта п

Слайд 6

Значение оценки в учебной деятельности младшего школьника. В начальной школе перед педагогом стоит проблема формирования мотивации , так как в силу своих возрастных особенностей дети младшего школьного возраста часто отвлекаются, не следят за объяснениями учителя, не прилагают необходимых усилий для выполнения заданий. Мотивация – это и есть то условие, которое запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности и формирование стойкого интереса к обучению. Учебная мотивация младших школьников характеризуется неустойчивостью или ситуативностью, быстро удовлетворяется и без поддержки учителя может угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают у него утомление).

Слайд 7

В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности. Порой до конца обучения в начальной школе у школьника не формируется воля к преодолению трудностей в учебной работе

Слайд 8

Понятие «отметка» и ее отличие от «оценки » Два термина «отметка» и «оценка» имеют сходное, но не тождественное лексическое значение, которое даже учителя не всегда различают. «Оценка» — значительно более широкое понятие, чем «отметка». Оценка предполагает содержательный анализ результатов труда ученика, в том числе и затраченных им усилий, а также отношения к учебному заданию, и в этом смысле она предшествует отметке развернутой системой оценочных взаимоотношений ребенка и взрослого, учитель создает условия для развития у школьников способности самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Шкала отметок более жестка, формализована. Ее главная задача - установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она изначально должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства. Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов.

Слайд 9

Эмоциональное восприятие отметки: « Торжествующая пятерка ». «Обнадеживающая четверка». « Равнодушная тройка». «Уничтожающая двойка». Оценка должна быть справедлива. Оправдана как с точки зрения качества ответа, так и понятности ее для ученика . умение учесть индивидуальные особенности ученика при основании оценки. Можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждением. умение найти верный тон для высказывания оценки. Выбранный тон дожжен быть ситуативно оправдан, не должно быть никакого сравнения с более успешным учеником.

Слайд 10

Нередко учителя, оценивая ответы, ограничиваются отметками, а если иногда высказывают какие-либо суждения, то лишь как некоторый «довесок» к отметке. На самом деле все должно быть наоборот . Оценивать надо начинать с положительного в работе учащегося, обратив тактично внимание на недочеты, и как итог сказанного должна быть выставлена отметка. Такой подход к выставлению отметок создаёт условия для формирования ощущения успеха и мотивирует к учебной деятельности. При подготовке к уроку, учитель должен запланировать опрос, исходя из уровня подготовки учащихся и поставленных целей урока, чтобы максимальное количество учеников могло получить положительные оценку учителя и максимальный балл.

Слайд 11

На всех этапах урока используются приемы создания ситуации успеха : Авансирование Персональная исключительность Усиление мотивации Высокая оценка детали Скрытая инструкция «Ты же помнишь, что...» «У тебя получится...» «Только у тебя может получиться...» «Нам это нужно для..» «Вот эта часть у тебя замечательна…»

Слайд 12

Приемы формирования оценки учащимися ответа своего товарища. После того, как учащиеся ознакомятся с критериями оценки, на примере оценивания учителем работы учеников класса, у учащихся начинаю формировать способность давать качественную оценку работы своих одноклассников.

Слайд 13

Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ, предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображе­ния относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения; Взаимопроверка служит хо­рошей школой воспитания са­моконтроля - ведь обнару­жить ошибки в работе това­рища гораздо легче, чем в соб­ственной, а полученные навы­ки контроля ученик переносит на свою деятельность, формируется самоконтроль.

Слайд 14

Методические приёмы формирования навыков самооценки у учащихся. - приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала, сопоставлять но­вую информацию с ранее изученной; - вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные ре­зультаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы и критерии; - не торопиться учителю с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ , а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать; - не спешить с упреками, не обвинять учащегося в стремлении завы­сить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке.

Слайд 15

Рефлексивно-оценочный этап Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Цветовая методик а: в конце урока каждый ученик оценивает свои достижения и рисует (показывает) цветной символ , например зеленый смайлик который может обозначать «знаю, умею, уверен, получилось», желтый – «получилось, но не все, что задумал», красный – «пока многое не получается, нужна помощь». Использование сигнальных карточек.

Слайд 16

Построение на полях страницы графиков: Т П К Лестница успеха:

Слайд 17

Оценка жестами.

Слайд 18

Самооценка п плану:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы оценок в начальной школе

Нормы оценок в начальной школе за контрольные работы по математике и русскому языку. ...

Нормы оценок в начальной школе

Эффективность использования десятибалльной шкалы оценивания ЗУНов учащихся:1.    Повышается надёжность процедуры определения фактической степени обученности учащихся.2....

Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.

Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников....

«Мотивирующая роль оценки»

Выступление на ГМО учителей начальных классов....

Критерии оценивания в начальной школе. Нормы оценок в начальной школе.

Критерии оценивания в начальной школе.Нормы оценок в начальной школе....