Нарушение поведения учащихся начальных классов
статья на тему
Понятия: поведение, отклоняющееся поведение, девиация, делинквентность, суицидальное поведение.
Отклоняющееся поведение учащихся начальных классов. Агрессивное поведение. Условия и причины формирования агрессивного поведения делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности. Суицидальное поведение. Концепции формирования суицидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makurova.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение поведения учащихся начальных классов.
Типология отклоняющегося поведения в условиях начальной школы.
Понятия: поведение, отклоняющееся поведение, девиация, делинквентность, суицидальное поведение.
Отклоняющееся поведение учащихся начальных классов. Агрессивное поведение. Условия и причины формирования агрессивного поведения делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности. Суицидальное поведение. Концепции формирования суицидов.
Отклоняющееся поведение учащихся начальных классов.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
По мнению исследователей С.Д. Смирнова, В.П. Серкина, Стрелкова В.В, отклоняющееся поведение детей в данном возрасте может быть обусловлено рядом факторов:
·особенностями индивидуальных, в т. ч. нейродинамических, свойств ребенка - нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью (или расторможенностью);
·неправильным воспитанием;
·особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителя;
·неадекватным (защитным) реагированием ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
·педагогическими ошибками учителей;
·стрессовыми ситуациями в семейном социуме.
В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы отклоняющегося поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр.
Е.В. Змановская объединяет все виды отклоняющегося поведения в три группы:
·антисоциальное (делинквентное);
·асоциальное (аморальное);
·аутодеструктивное (саморазрушительное).
В возрастной категории от 5 до 12 лет к первой группе ученый относит такие формы девиаций, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги; ко второй группе - побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество); к третьей - курение и токсикоманию, но в целом, считает ученый, для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.
Типичными нарушениями поведения детей, по М.Э. Вайнер, являются:
·гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка);
·демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);
·протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство);
·агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);
·инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту);
·конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям - требованиям других людей);
·симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).
Для того, чтобы школа могла выступить в качестве одного из уровней профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, став более привлекательной для учащихся, требуется:
-развитие школьного самоуправления как средства формирования демократического и толерантного уклада школьной жизни;
-изменение институциональных условий жизни школы в сторону большего многообразия и гибкости, увеличения для учащихся ситуаций самостоятельного выбора, вариативности содержания образования;
включение в образовательную программу школы технологий, направленных на формирование социально ответственного поведения и расширения социальной практики учащихся;
расширение возможностей системы дополнительного образования;
создание условий для осуществления детских проектов и инициатив за рамками школы, в реальном жизненном пространстве;
обеспечение возможностей для «встречи» с состоявшимися взрослыми;
развитие социального партнерства школы и уход от практики взаимных претензий: социум - школе и наоборот;
включение в содержание школьного образования программ развития функциональных умений, в том числе практических социальных и коммуникативных умений, необходимых для реализации определенных социальных ролей.
Агрессивное поведение.
Агресси́вное поведение, Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Личностные особенности которые влияют на развитие агрессии:
1) Склонность к импульсивным повадкам;
2) Эмоциональная восприимчивость — склонность испытывать чувство неудовлетворенности, ранимость, дискомфорт;
3) Вдумчивость (инструментальная агрессия) и рассеянность (эмоциональная агрессия);
4) Враждебная атрибуция — интерпретация любых неоднозначных стимулов как враждебности.
Виды агрессии, агрессивности
Басс и Дарке выделяют 5 видов агрессии:
-физическая
-раздражение
-вербальная
-косвенная (направленная и ненаправленная)
-негативизм (оппозиционное поведение)
Причины агрессивного поведения:
-желание привлечь к себе внимание
-ущемление достоинств другого, чтобы подчеркнуть свое превосходство
-стремление защититься и отомстить
-стремление быть главным
-стремление получить желанный предмет»
Суицидальное поведение.
Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.
Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) -- вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.
Можно выделить некоторые факторы риска суицидального поведения личности:
· предшествующие попытки суицида (данного человека);
· семейная история суицида;
· кризисная ситуация (неизлечимая болезнь, смерть близкого человека, безработица и финансовые проблемы, развод);
· семейный фактор (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты, дисгармоническое воспитание);
· эмоциональные нарушения (прежде всего депрессия);
· психические заболевания (алкоголизм, наркомания, шизофрения);
· социальное моделирование (демонстрация суицида СМИ, их изображение в литературных произведениях -- «эффект Вертера»).
Поведение - система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции и требующих его взаимодействия со средой.
Девиантное поведение—поведение индивида в группе или группы лиц, характеризующееся его несоответствием сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.
Девиация –отклонение в поведении человека.
Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Самоубийство (суицид) - это осознанное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Коррекционная школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...
Системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта
В презентации отражается системный подход к обучению пространственной ориентировке учащихся начальных классов с ДЦП и нарушением интеллекта. Овладение способностью ориентироваться и использоват...
Коррекция специфических ошибок в письменной речи учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения на уроках русского языка
Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения...
Нетрадиционные подвижные игры, Футбол сидя и ТиБи, с учащимися начальных классов имеющих нарушение зрения
Нетрадиционные подвижные игры, Футбол сидя и Тиби, разработанные специально для учащихся начальных классов имеющих нарушение зрения. Но в ходе активного применения их в учебно-воспитательном процессе ...
Конспект родительского собрания в начальных классах на тему ««Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь» с применением интерактивных форм взаимодействия.
Данный материал в доступной форме познакомит родителей с причинами и формами нарушения письменной речи, а также простыми приёмами по устранению проблем....
Программа модуля формирования экологических компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе для учащихся начальных классов во внеурочной деятельности через работу объединения «В мире книг»
Формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников...