Дифференциация предлогов и приставок у младших школьников (Игры и задания).
статья (1 класс) на тему
Дифференциация предлогов и приставок у младших школьников (Игры и задания).
Целесообразность начать работу над предлогами в первом классе обусловлена потребностями самой учебной практики первоклассников. Уже в букварный период дети составляют предложения из разрезной азбуки или пишут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_predlogov_i_pristavok_u_mladshih_shkolnikov.docx | 61.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация предлогов и приставок у младших школьников (Игры и задания).
Целесообразность начать работу над предлогами в первом классе обусловлена потребностями самой учебной практики первоклассников. Уже в букварный период дети составляют предложения из разрезной азбуки или пишут.. Известно, что учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов:
1) слитное написание предлога со следующим за ним словом («кморю», «срадостью»); 2)графически неправильное написание предлога («ис кувшина», «бес пальто»); 3)пропуск предлога («прыгнул воду»), «подошёл костру»).
Наличие в письме учащихся ошибок того или иного из указанных видов часто зависит от фактической ситуации, в которой оказывается предлог. Поэтому фонетическим трудностям уделяется особое внимание в работе над предлогами в первом классе.
В опыт работы с первоклассниками вводятся написания предлогов как совпадающие, так и не совпадающие с произношением. Трудности постепенно усложняются. Специальные исследования убеждают в том, что навык графически правильного написания предлогов формируется успешнее при условии сопоставления написаний, совпадающих с произношением, с написаниями, которые расходятся с произношением (в лесу – в траве, с подругой – с братом, к морю – к дому). Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе одинаков с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы написать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог пишется всегда одинаково, независимо от его произношения.
Следовательно нужно было создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. С этой целью каждый «новый» предлог, который встречается в тексте букваря или в упражнении, записывается на отдельную карточку и выставляется на наборное полотно. К концу букварного периода на наборном полотне окажутся карточки с предлогами у, на, за, в, во, с, со, к, из, под, над, про, до, без, по, для, о, об. Это элементарная таблица предлогов. К ней учащиеся обращаются во время упражнений, особенно когда нужно записать предложение, в котором написание предлога расходится с произношением. Таблица используется и для составления устных предложений с тем или иным предлогом. Чтобы облегчить первоклассникам запоминание графического образа предлогов, во втором полугодии можно провести классификацию предлогов: предлоги с буквой а, предлоги с буквой о.
на, за | а | над |
во, со, про, до | о | по, о об |
Работу с предлогами целесообразно начать с наблюдения предлогов в предложении, тексте. Например в предложении «Люблю смотреть на синее море» дети видят, что предлог «на» напечатан отдельно, как и другие слова. Ставится вопрос: «Люблю смотреть на что? – на море. Море какое? – синее».
Игры и задания при работе с предлогоми
Нужно не забывать, что любой материал лучше усваивается детьми, если он преподносится в игровой форме. Вот здесь можно использовать такое занимательное стихотворение:
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «ПО»?
Что значит – «ЗА»?
И «ЗА» и «ПО» – предлоги…»
А хорошо бы – ЗА порог
И мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Логопед рассказывает сказку.
Жили в стране Слов предлоги. Они были такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те обиделись на задир. Предлоги смеялись над словами. Когда с предлогами рядом ставили существительные и местоимения, то они так сильно отодвигались от них, что между ними умещались прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Теперь она стали жить в разных домах. Они не стали разговаривать с бывшими соседями.
Предлоги стали отдельными словами.
Тогда решили записать в книгу Правил то, что предлог – это слово; с другими словами он всегда пишется раздельно.
Учитель: Вот так и стали предлоги отдельными словами.
На протяжении многих лет в практике работы находит своё применение метод дидактических игр. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. В игре ребенок выступает активным преобразователем действительности.
Существует большое разнообразие таких игр: различные лингвистические, игры-путешествия, головоломки, лингвистические сказки и др.
Вот пример одной из сказок.
В далекой-далекой стране, в городе Предложенск жили-были слова. Слова были разные и старались между собой не ссориться, но держаться как-то поодаль. Так слова, обозначающие предмет, жили на Предметной улице, слова, обозначающие действие, на Глагольной улице, слова обозначающие признак предмета, на Признаковой улице. Каждое слово что-то обозначало и отвечало на какой-то вопрос. И лишь на маленькой безымянной улице жили маленькие слова: «в», «на», «за» и др. Всего около двухсот. Они не знали, что обозначают, не отвечали ни на какие вопросы. Другие слова над ними смеялись. Как-то на площади встретились слова «книга», «стол», «лежать». Смотрят друг на друга, косятся. А тут из-за угла вывернуло маленькое слово «на». «Книга», «стол», «лежать» начали над ним смеяться: «Что ты такое? Что ты обозначаешь?» Маленькое слово бегало между ними и просило замолчать. И тут неожиданно оказалось оно между словами «лежать» и «стол». Все замолчали: слова поняли, что они не должны ссориться, что они все связаны и помогают им в этом маленькие слова, которые с тех пор стали называться предлогами, а улица – Предлоговая.
Рассказывание сказки целесообразно сопровождать показом красочных иллюстраций. В конце составляется предложение: «Книга лежит на столе».
Детям предлагается ответить на вопросы к сказке:
- О какой новой части речи мы вспомнили из сказки? (О предлогах)
- Что такое предлог? (Это слово)
- Для чего служит предлог в предложении? (Для связи),)Чтобы помогать)
- Как пишется предлог с другими словами? (Отдельно)
Также можно использовать
дерево с кармашками и отдельно слова: над, на, под, у (предлоги в виде листиков, грибочка, птички, ежика).
Вынимая из кармашка, вставляя и располагая вокруг дерева маленькие слова дети убеждаются, что они «живут» самостоятельно, отдельно от предмета. Затем предлагается записать слова с предлогами и с некоторыми из них составить предложения.
Вторая ступень работы – конструктивная: школьники сами вводят предлоги в составляемые по картинке словосочетания и предложения:
птичка – клеткой (над)
птичка – клетке (в)
птичка – клеткой (под)
птичка – клеткой (за)
мальчик вышел – леса (из)
мальчик вошел – лес (в)
Для закрепления материала целенаправленно использовать такие упражнения: еще один вид упражнения «Помощник». Задание: Помогите вернуть предлоги на свои места.
Я утра лесу гуляю
росы я весь промок
Но зато теперь я знаю
березку и мох,
малину, ежевику,
ежа и ежиху,
которой ежат
Все иголочки дрожат
В работе с детьми можно использовать и такой занимательный материал:
Я колобок, колобок
амбару метен
сусекам скребен,
сметане мешен,
печку сажен
окошке стужен,
Я дедушки ушел,
Я бабушки ушел,
А тебя, зайца,
Не хитро уйти.
Еще вариант конструктивного упражнения: Добавьте необходимые предлоги. Прочитайте, что получилось.
голову
плечи
НАДЕВАЕТ
ноги
пальто
ведра
лейки
ПОЛИВАЕТ
шланга
цветы
лото лапту
мяч ИГРАЕТ гитаре
скрипке пластинке
Можно использовать в работе и другой дидактический материал.
1. Покажи маленькие слова (показываем на грибах)
в
под
за
над
у
С полученными словами составьте предложения и запишите их. подчеркните предлоги.
2. Найдите предлоги, которые можно употреблять с каждым словом (с двумя, одним). Придумайте свои предложения.
на от
у к
с в
дом
перед от
без за
под
девочка стол
Придуманные предложения записываем в тетрадь.
Можно немного усложнять задания.
3. Используя схемы, составьте предложения. Нужные предлоги подберите сами.
Составьте предложения, используя схемы и употребив предлоги.
Таким образом к моменту изучения предлогов во 2 классе дети уже будут знать, что это маленькие слова, которые пишутся отдельно от других.
Одним из этапов работы является работа над приставкой
Рифмовки
1. У-, Вы-, При-, По-, До-, На-, Пере-
Перед корнем пишут, перед!
Под-, За-, Об-, Со-, В-, С-, От-
Знаем мы наперечет.
Перед корнем подставляем
И приставкой называем.
2. Зачитался, засмеялся,
нагулялся, наигрался –
здесь в приставках За- и На-
Буква А стоять должна!
3.Подумал, долил, добежал, сосчитал,
Отвесил, вогнул, обошел, подписал –
в словах здесь приставки на О отыщи,
Запомни и правильно их напиши.
4. Поиграл да поплясал,
почитал да пописал,
приготовился, поел, полежал, пошил, попел,
кошку Мурку рисовал,
а потом пошел поспал…
Все приставки ты узнал?
Можно использовать и такую игру:
- Представьте, что вы сидите перед телевизором.
- Представили.
- Я вам скажу «В». Что вы сделаете?
- Включим телевизор.
- А если я скажу «Пере»?
- Переключим на другую программу.
- А если я скажу «Вы»?
- Значит, надо выключить!
- Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях, на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо»?
- Пододвинемся к вам вместе со стульями.
- А если я скажу «Ото»?
- Тогда отодвинемся.
В результате дети подводятся к выводу, что каждая приставка имеет свое значение.
Навык закрепляется при выполнении упражнения на различение приставок-антонимов.
Так предлагается подобрать слова с приставками с противоположными значениями.
Выехать – въехать
взбежать – сбежать
входить – выходить
завязать – развязать
уплыть – приплыть
унести – принести
запереть – отпереть.
Значения слов с разными приставками сравниваются.
Для обобщения полученных знаний можно предложить такую работу. На доске записывается стихотворение.
Заболел сегодня слон,
Написал записку он,
Небольшой листок бумаги
Обписал со всех сторон:
Записал температуру,
Попросил прислать микстуру
Подписал конверт с тревогой
И отправил в путь-дорогу.
Слон письмо отдал Кроту,
Чтоб отправили Коту,
Кот послал Слону пакет,
Отписал ему ответ,
Что лекарство посылает
И ещё большой привет.
Подписал, устал немножко,
Посмотрел потом в окошко,
Описал ещё погоду,
Прописал бочонок мёду
Дописал привет друзей,
Подписался
Кот Матвей
Детям предлагается прочитать его и выписать однокоренные слова с разными приставками. Корень и приставка выделяются. Получается следующая запись:
Написал
Обписал
Записал
Подписал
Отписал
Подписал
Описал
Прописал
Дописал
Подписался
Дети объясняют, как изменилось значение слова с изменением только одной его части – приставки.
(Написал – закончил писать;
Обписал – написал со всех сторон, не оставил свободного места;
Записал – написал о чём-то ещ1;
Прописал – добавил к уже написанному и т.д.)
С 2-3 словами (по выбору) составляются предложения.
Чтобы облегчить детям запоминание приставок, целесообразно использовать рифмованные упражнения.
Например, такие:
При- или Пре-? Пре- или При-?
Это совсем не секрет.
Ты на значение слова смотри –
Сразу получишь ответ
Приставка При-
(приближение)
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при-, несомненно.
(присоединение)
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело.
Пишем мы при-, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
(нахождение около)
На пригорке, придорожье,
В пригороде приморском,
На пришкольном участке пригожем
Даже привередливому – приволье.
(незакончен. неполнота действия)
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.
(объяснить правописание трудно – следует запомнить)
С детских лет, признаюсь вам,
Всё привык я делать сам,
Каждый день трудился,
И – скажу на милость-
В пятницу со мною
Чудо приключилось.
Приставка Пре-
( в значении очень)
Предлинный достанет до крыши рукой
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
Пре- мы напишем при этом.
(искл.: прискорбный, причудливый)
(сходна с пере-)
Дожди проливные льют в октябре,
Но грамотный дождь – не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- там надо.
(объяснить правописание трудно – следует запомнить)
Словам преследовать, презрение
Ты не найдешь здесь объяснения.
Пренебрегать, преследовать, презрение.
Запомнить их – разумное решение!
Учащиеся заучивают рифмовки наизусть.
Практика показала, что хороший результат дает такая форма работы:
1. «Цветок»
В серединку цветка вставляются слова, при помощи данных приставок нужно образовать новые.
2. «Кораблик»
От данных слов образуй однокоренные слова с помощью приставок.
Каждую группу однокоренных слов запиши с новой строчки.
3.
Запиши предложение в четыре стихотворные строки. В однокоренных словах выделите приставку и корень.
Широкое распространение таких игр способствует повышению интереса к этой работе.
На занятии целесообразно составить алгоритм различения предлога и приставки. Здесь можно использовать тот же алгоритм..
Алгоритм распознавания предлога
1 шаг | Обозначает предмет, признак или действие Д2 Д2: это не предлог |
2 шаг | Можно ли поставить вопрос от предлога? Да: это предлог Нет: это не предлог |
3 шаг | Указать какие слова связывает предлог |
Образец рассуждения: Проверим написание слов «влетела в комнату». Слово «влетела» обозначает действие, предлог при таком слове не употребляется, писать надо слитно.
«В комнату» – обозначает предмет, значит «в» может быть предлогом. Проверим, поставим вопрос: во что? – «в комнату»; в какую комнату? – «в большую». «В» – это предлог, отдельное слово; оно связывает слова «влетел» и «комнату».
Второй алгоритм позволяет проверить написание предлога:
1 шаг | Есть ли ударение на предлоге, или он безударный? Без ударения Под ударением. Пиши как слышишь. |
2 шаг | Проверь написание предлога по словарю |
Вариант алгоритма для случаев типа «от дома» [ домъ]
1 шаг | Произнеси отдельно «слово-предмет» и предлог; поставь вопрос от предлога к «слову» |
2 шаг | Проверь предлог, его написание по словарику предлогов. Напиши предлог и «слово-предмет». |
Р азвитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их.
I. Выборочный диктант на правописание гласных и согласных в приставках.
Сошлись как-то четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше нарисует? Спорили-спорили и порешили в судью выбрать Красное Солнышко. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима. Покрыла Зима землю свежим пушистым снегом. Побелели поля. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
- Напишите только слова с приставками. (Повторно читает текст)
Последние три предложения записывают полностью.
- Что вы знаете о правописании приставок?
- Что вам известно о предлогах?
II. Сравнение предлогов и приставок.
1. Образуйте слово с корнем –кат- и приставкой с-. Слово должно отвечать на вопрос что делали? или что сделали?
2. Составьте предложение с этим глаголом и употребите предлог с. Запишите предложение. (Например: Дети весело скатились с горы).
Аналогичное задание: 1) корень –бег-, приставка по-, предлог по; 2) корень –лёт-, приставка в-, предлог в.
III. Для закрепления игра
ты - волшебник
Преврати слова с приставками в слова с предлогами.
нарукавная повязка повязка
календарь настенный календарь
подземный переход переход
камни подводные камни
предрассветный час час
Составьте предложения со словами с предлогами.
Закреплению изученного материала способствуют следующие упражнения.
1. Найдите в стихотворении С.Есенина слова с приставками и запишите их в тетрадь.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Приставки выделите. С 1-2 словами составьте предложения.
Выпишите из текста слова с приставками.
В далёкие времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмет. Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы и лапы, и уверяла, что она зверь и зверей любит.
2. Пользуясь «колесом приставок» образовать возможные слова от корней, которые вставляются в центр круга: «плыл, бросил, качает, клею, свистеть, копать, грузить, смотреть».
В центр колеса поочередно вставляются слова, а учащиеся при помощи приставок образуют новые слова.
3. Изложение (2 кл.)
Ручная белка
Жила у Вовы ручная белка. Она свила себе гнездо на лыжах. Лыжи были подвешены к стене. Хорошо устроилась белочка в своем гнезде.
Изложение (2 кл.)
Три котёнка
Три серых котенка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. А из банки вылезли три белых котенка.
Занимательный материал по данной теме.
Вставь предлоги
Слезть . . . крыши
Полезный . . . здоровья
Автобус . . . кондуктора
Отрывок . . . рассказа
Смеяться . . . клоуном
Ах, эти приставки
под придумай сам
подпилить
подстричь
Игра «Нужный предлог»
- Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с существительными в родительном падеже
уехал . . . мамы
позвонил . . . города
доехал . . . деревни
пришёл . . . тетради
стоял . . . дороги
посылка . . . друга
стоял . . . электровоза
С полученными словосочетаниями составьте предложения.
Дательного падежа требуют предлоги к, по. Рассмотрим занимательное упражнение по этому вопросу.
Игра «Кто первый достигнет вершины?»
Учащимся раздаются карточки (отдельно: существительные в разных формах и различные предлоги).
Задание такое: кто первый выберет все слова и предлоги стоящие в дательном падеже. (Например)
в на
за по
по парку к по о
по суше от до
к маме для
к дороге
к другу
по улице маме суше парку
алле папы
улице другу
дороге
Тот, кто первый достиг вершины, составляет словосочетания с данными словами с предлогами. И ему, как покорителю вершины, вручается карточка-приз с предлогами.
в, за
на,по
от,до
для
Винительного падежа требуют предлоги про, через (чрез).
При изучении этой темы можно использовать такой занимательный материал: «Собери букеты».
Задание: Соберите нужные «цветы» в вазу.
сказка улицу землю
щуку машины песенку
речку мышка
про
через
- С 2-3 существительными с предлогами составьте предложения.
С формой творительного падежа употребляются предлоги над, перед (пред), с.
Можно в этой теме использовать такой игровой материал.
Игра «Найди нужного жителя»
Дан домик, в котором живут предлоги, найди слова в творительном падеже и посели в домик.
морем другом мамой лесом
над перед с судьбой ракета река
утку родиной
С формами предложного падежа употребляется предлог при, а также на, в, о.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. "Дифференциация предлогов и приставок"
Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: Обучающая - формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать...
Дифференциация предлогов и приставок и адекватное их употребление
Данный конспект урока может заинтересовать учителей-логопедов , работающих на логопедическом пункте общеобразовательной школы....
"Дифференциация предлогов и приставок"
Занятие способствует закреплению навыка дифференциации предлогов и приставок, развитию способности словообразования, расширению словарного запаса, развитию связной речи уч-ся; а также, совершенствован...
Методическая разработка - презентация к логопедическому занятию по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
Дифференциация предлогов и приставок - одна из важнейших тем логопедической коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, которые часто допускают ошибки на слитное написание предлогов. В презентации предста...
Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...
Дифференциация предлогов и приставок.Логопедическое занятие .
Цель: развивать слуховую память и слуховое восприятиеразвитие навыков звукового анализа в процессе упражнений на дифференциацию предлогов и приставок...
Задания для самостоятельной работы по теме:"Дифференциация предлогов и приставок в словах и предложениях"
quot;Дифференциация предлогов и приставок в словах и предложениях"...