Адаптированные программы для детей с ОВЗ 1-4 класс.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и познавательных процессов разработана в связи с включением данного предмета, обусловлена потребностью оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой. Данная программа интегрирует в себе два раздела: психомоторные и познавательные процессы. Психомоторика - совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а также "живые" движения человека, составляющие некое единство с мышечным чувством. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации.
Познавательная сфера лежит в основе развития познавательный функций: восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального опыта, памяти, внимания, мышления и мыслительных операций. Поэтому познавательная сфера является важнейшим механизмом, с помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с ней и становится частью её. Проблема психомоторного и познавательного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из существенных при решении задач социально-трудовой адаптации их в школе и формировании жизненной компетентности. Развитие психомоторики и познавательных процессов у обучающихся, воспитанников создаёт предпосылку для более полноценного участия их в овладении школьной программой и социальной адаптации в целом.
Программа коррекционных занятий по развитие психомоторики и познавательных процессов наиболее востребована в начальной школе, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специальная индивидуальная программа развития
«Коррекционные занятия» 1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант 2)».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант 2).
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.
Ожидаемые личностные результаты:
- Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
- Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
- Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
- Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
- выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
- выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
- узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
- показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
- показывать на себе части тела и лица;
- выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:
- при общении использовать мимику и жесты;
- определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
- понимать и выполнять действия с игрушкой;
- показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
- вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
- повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
- адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
- соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
- использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
- выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель и задачи, поставленные в коррекцонно – развивающей программе реализуются в процессе изучения следующих тем.
«Диагностический этап» (2 часа)
Развитие высших психических функций. Развитие памяти, внимания, логического мышления и восприятия.
«Сенсорное развитие» (16 часов)
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи:
- учить замечать раздражители, создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия;
- учить реагировать на различные раздражители;
-. вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами;
- учить выражать свои ощущения, предпочтения;
-. учить узнавать людей, предметы и ситуации;
- учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха. Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации курса необходимо специальное материально- техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.
«Предметно – практические действия» (16 часов)
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
- формировать и развивать интерес к манипулятивной и предметно-практической деятельности;
- способствовать развитию представлений о возможности взаимодействия с предметной средой;
- способствовать формированию и развитию представлений о свойствах и качествах предметов;
- учить функциональным действиям с предметами на основе их свойств и качеств.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
Действия с материалами. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя 62 руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно- практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
«Коммуникация и развитие речи» (16 часов)
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Задачи:
- учить аккумулировать и актуализировать доречевой и речевой опыт;
- формировать и развивать речевое внимание;
- учить пользоваться мануальными и графическими символами;
- формировать и развивать умение выражать потребности, предпочтения, желания при помощи мануальных и графических символов;
- способствовать созданию условий для формирования и развития эмоционально- личностной активности ученика.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие, а также компьютерные программы и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
«Ознакомление с окружающим миром» (16 часов)
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.). Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы/раздела | Кол. часов |
1 | Диагностическое обследование | 1 |
2 | Сенсорное развитие | 16 |
3 | Предметно – практические действия | 16 |
4 | Коммуникация и развитие речи | 16 |
5 | Ознакомление с окружающим миром | 16 |
6 | Диагностическое обследование | 1 |
ИТОГО | 66 |
Форма организации коррекционной работы: индивидуальные занятия с учителем – дефектологом 2 раза в неделю по 20 – 30 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1.Алябьева Е.А. «Психогимнастика в начальной школе». М: ТЦ Сфера,2005.
2.Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. «Обучающие и развивающие игры:1-4 классы.- М.: Первое сентября,2004.
3.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей?» М.: Издательство «Ось-89»,2005.
4.Голубь В.Т. «Графические диктанты». –М.:ВАКО,2006.
5.Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Чтение. Как преодолеть трудности в обучении детей?» М.:АСТ;СПб.:ПРАЙМ –ЕВРОЗНАК,2008.
6.Матвеева Е.И. «Литературное чтение: учим младших школьников понимать художественный текст». М.:Эксмо, 2006.
7.Степанова О.А. «Профилактика школьных трудностей». М: ТЦ Сфера,2003.
8.Строганова Л.В. «Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками»- М., Центр педагогического образования, 2007.
9.Холодова О. «Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей» (3-4 класс)- М.:Росткнига,2007.
10.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно- педагогические аспекты. // Пособие для учителей. Владос., М. 2001
11.Шилова Т.А. Диагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Айрес- пресс, М. 2005
12.Языканова Е.В. «Программа «Учись учиться». Развивающие задания. М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ с умеренной степенью У.О. «Коррекционные занятия» 3 - класс
Пояснительная записка
Индивидуальная программа коррекционных занятий разработана для развития психомоторики и сенсорных процессов обучающейся с ОВЗ с умеренной степенью умственной отсталости в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089;
- Основной образовательной программой НОО, утвержденной приказом № 199 от 20.05.2011г.;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-ЮГРЫ №1087 от 13.08.15г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы НОО, ОО, СОО на территории ХМАО-ЮГРА, для детей с ОВЗ…»;
- Письмо Министра образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики - №437 от 20.05.2013г. «Об утверждении Концепции инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре».
Коррекционно - развивающая работа подразумевает занятия учителя - дефектолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции.
Дети с умеренной степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов младших школьников с умеренной степенью умственной отсталости состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеет свою цель: создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Принципы:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- Входная диагностика;
- Развитие моторики, графомоторных навыков;
- Тактильно-двигательное восприятие;
- Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов;
- Развитие зрительного слухового и сенсорного восприятия;
- Итоговая диагностика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Входная диагностика(1 час)
Развитие моторики, графомоторных навыков
(8часов)
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа ножницами. Сгибание бумаги. Аппликация. Графический диктант по показу.
Тактильно-двигательное восприятие
(8 часов)
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние), игры со средней мозаикой. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий). Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
(8 часов)
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного слухового и сенсорного восприятия
(8 часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3 — 4 изображения). Запоминание 3 — 4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей. Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Коррекционные индивидуальные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 30 минут, один раз в неделю. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Немаловажным фактором успешной реализации программы является профессиональная компетентность учителя-дефектолога. Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.
Итоговая диагностика(1час)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название раздела, тематика занятий | Количество часов | |
1. | Входная диагностика. | 1 |
2. | Развитие моторики, графомоторных навыков. | 8 |
3. | Тактильно-двигательное восприятие. | 8 |
4. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. | 8 |
5 | Развитие зрительного, слухового и сенсорного восприятия. | 8 |
6. | Итоговая диагностика. | 1 |
Всего: | 34 |
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психических процессов обучающаяся должна научиться:
-ориентироваться на сенсорные эталоны;
-узнавать предметы по заданным признакам;
-сравнивать предметы по внешним признакам;
-классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
-составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
-практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
-давать полное описание объектов и явлений;
-различать противоположно направленные действия и явления;
-видеть временные рамки своей деятельности;
-определять последовательность событий;
-ориентироваться в пространстве;
-целенаправленно выполнять действия по инструкции;
-самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
-опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная коррекционно- развивающая помощь обучающейся с умеренной степенью умственной отсталостью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (34 часа)
Название раздела, тематика занятий | Количество часов | |
1. | Входная диагностика. | 1 |
Развитие моторики, графомоторных навыков | ||
2. | Работа в технике рваной аппликации. | 1 |
3. | Сгибание бумаги. Оригами. | 1 |
4. | Графический диктант (по показу; зрительный и на слух). | 1 |
5. | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. | 1 |
6. | Решение задач. Математическая раскраска. | 1 |
7. | Решение примеров. Математическая раскраска. | 1 |
8. | Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи». | 1 |
9. | Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Фрукты». | 1 |
Тактильно-двигательное восприятие | ||
10. | Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький). | 1 |
11. | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | 1 |
12. | Игры с сюжетной мозаикой. | 1 |
13. | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | 1 |
14. | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | 1 |
15. | Дидактическая игра «Собираем ёлочку». | 1 |
16. | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | 1 |
17. | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). | 1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | ||
18. | Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию». | 1 |
19. | Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» | 1 |
20. | Сравнение двух предметов. Узнавание предмета по одному элементу. | 1 |
21. | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. | 1 |
22. | Клякса. Повтори узор. | 1 |
23. | Соедини, чтоб получился рисунок. | 1 |
24. | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы». | 1 |
25. | Дидактическая игра, «Какой детали не хватает». Дидактическая игра «Я все знаю». | 1 |
Развитие зрительного, сенсорного и слухового восприятия. | ||
26. | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, шелест листьев, скрип снега, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух». | 1 |
27. | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 1 |
28. | Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов). Дидактическая игра «Что неправильно нарисовал художник?». | 1 |
29. | Различение наложенных изображений предметов (5-7 изображений). Нахождение нелепиц на картинках. | 1 |
30. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Дидактическая игра «Бывает – не бывает». | 1 |
31. | Дидактическая игра «Повтори узор» (сделай так же). | 1 |
32. | Дидактическая игра «Лабиринт». | 1 |
33. | Дидактическая игра «Расположи верно». | 1 |
34. | Итоговая диагностика | 1 |
УЧЕБНО – МЕТАДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.
- Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. –М.,2000.
- Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А.Стребелева, Ю.Ю.Белякова, И.А.Выродова и др. –М.: Экзамен,2007.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева. – М.: Владос,2007.
- Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика. – М.,2007.
- Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения.- Ростов н/Д.,2006.
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программы для детей с ОВЗ
с умеренной степенью У.О. 4 класс 34 часа (1 раз в неделю).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная программа коррекционных занятий разработана для развития психомоторики и познавательных процессов обучающегося с ОВЗ с умеренной степень умственной отсталости в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089;
- Основной образовательной программой НОО, утвержденной приказом № 199 от 20.05.2011г.;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-ЮГРЫ №1087 от 13.08.15г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы НОО, ОО, СОО на территории ХМАО-ЮГРА, для детей с ОВЗ…»;
- Письмо Министра образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики - №437 от 20.05.2013г. «Об утверждении Концепции инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре».
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и познавательных процессов разработана в связи с включением данного предмета, обусловлена потребностью оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой. Данная программа интегрирует в себе два раздела: психомоторные и познавательные процессы. Психомоторика - совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а также "живые" движения человека, составляющие некое единство с мышечным чувством. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации.
Познавательная сфера лежит в основе развития познавательный функций: восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального опыта, памяти, внимания, мышления и мыслительных операций. Поэтому познавательная сфера является важнейшим механизмом, с помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с ней и становится частью её. Проблема психомоторного и познавательного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из существенных при решении задач социально-трудовой адаптации их в школе и формировании жизненной компетентности. Развитие психомоторики и познавательных процессов у обучающихся, воспитанников создаёт предпосылку для более полноценного участия их в овладении школьной программой и социальной адаптации в целом.
Программа коррекционных занятий по развитие психомоторики и познавательных процессов наиболее востребована в начальной школе, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.
Цель программы:
- Развитие психомоторики и сенсорных функций, познавательных процессов;
- Развитие социально – эмоционального благополучия детей через формирование чувства внутренней устойчивости;
- Содействие успешной и быстрой адаптации обучающихся к учебной деятельности.
Задачи программы:
1.Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
-коррекция недостатков в двигательной сфере;
-развитие мелкой и общей моторики;
-создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
2.Формирование высших психических функций:
-формирование мыслительной деятельности (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарно - умозаключительного мышления);
-развитие творческой активности;
-развитие свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключения, распределения, объёма);
-повышение объёма памяти в зрительной, слуховой, осязательной модальностях;
3.Коррекция эмоционально - личностной сферы:
-развитие способности эмоциональной регуляции своего поведения;
-развитие гибкости поведения, навыков адекватного реагирования на различные жизненные ситуации;
-формирование способов эффективного взаимодействия учащихся (умение договариваться, уступать, видеть успехи других, оценивать свои достоинства).
В рамках мониторинга с учащимися проводится обследование в начале и конце года. Цель обследования – изучение уровня развития высших психических функций, эмоционального развития младших школьников.
Для реализации этой цели были использованы следующие методики:
Исследование особенностей памяти
Методика "Запоминание 10 слов" (А.Р. Лурия). Цель: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов.
Ученику предлагается внимательно выслушивать слова, не связанные между собой по смыслу и затем повторить их. Слова читаются медленно и четко. Замечания и реплики детей не допускаются. Слова прочитываются однократно.
Методика "10 предметов". Цель: исследование особенностей зрительного запоминания. Ребенку предлагается для запоминания 10 карточек, на которых нарисованы разные предметы, достаточно крупные. Время экспозиции карточек 15-30 сек.
Методика "Образная память". Цель: исследование кратковременной памяти на образы. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Учащимся предлагается запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы.
Методика "Опосредованное запоминание" предложена Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, разработана А.Н. Леонтьевым. Цель: исследование уровня опосредованного запоминания. Детям называют слова (15), к которым необходимо подобрать карточки (30), которые помогут припомнить их.
Исследование особенностей внимания
Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона). Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенными в случайном порядке букв. Учащиеся просматривают текст ряд за рядом и вычеркивают определенные указанные в инструкции буквы.
Методика "Узнавание наложенных изображений" (фигуры Поппельрейтора)
Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга контуров и дать каждому из объектов свое название.
Методика "Нахождение недостающих деталей"
Цель: изучение зрительного восприятия и образного мышления. Учащимся предлагается найти недостающие детали (части) на рисунках разных предметов, иногда достаточно важные и хорошо видные, а иногда менее выраженные, хотя и имеющие важное значение для предмета.
Исследование наглядно-образного, вербально-логического мышления
Методика: "Домики на полянке" (лабиринт)
Цель: исследование степенью овладения действиями наглядно-образного мышления. На листах изображены "полянки" с разветвленными деревьями и домиками на их концах. К каждой полянке предлагаются карточки ("письма"), которые изображают условно путь к одному из домиков. Ребятам необходимо найти нужный домик и пометить его.
Методика "Нелепицы" (узнавание конфликтных изображений нелепиц) предложена М.Н. Забрамной. Цель: исследование особенностей зрительного гнозиса, образно-логического мышления, выявление у ребенка чувств юмора.
Учащимся предлагают рассмотреть "нелепые" изображения и определить, что перепутал художник.
Методика «Исключение понятий». Цель: исследование вербально-логического мышления. Ребенок выделяет одно "неподходящее" понятие и объясняет, по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того, он должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово.
11. Методика "Дорисовывание" (авт.: Гилфорд и Торренс)
Цель: исследование образного воображения (образной креативности).
Ребенку предлагают дорисовать картинку, которую "художник" не успел дорисовать. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 3-4 контура (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке.
Программа коррекционных занятий на изучение «Развитие психомоторики и познавательных процессов» в 4 классах выделяется 34 часа (1 раз в неделю) с учетом диагностики обучающихся, которая проводится в течение двух недель в начале сентябре и конце мая.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Диагностика в начале года (1час)
Развитие мелкой моторики (5 часов)
Включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук, кинезиологические упражнения, зрительно – моторной координации.
Развитие зрительного восприятия (5 часов)
Занятия направлены на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина предметов), развитие восприятия предметов в необычном ракурсе (наложенных, зашумлённых, недорисованных изображений), пространственных представлений (упражнение на формирование устойчивой дифференциации левой и правой стороны, употребление предлогов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов) и временных отношений (определение дней недели, части суток, времён года).
Развитие внимания (6 часов)
Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).
Развитие памяти (5 часов)
Данный раздел направлен на развитие зрительного, слухоречевого, образного запоминания, развитие приёмов памяти.
Развитие мышления (6 часов)
Занятия направлены на развитие мыслительных процессов: обобщения, исключения, классификации, сравнения, нахождения простых закономерностей, установление причинно следственных связей, аналогий.
Развитие воображения и мышления (5 часов)
Включает в себя игры и упражнение на развитие невербального воображения, творческого мышления.
Диагностика в конце года (1час)
Программа обеспечивает достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- формирование адекватных представлений о собственных возможностях.
Предметные результаты:
Развитие зрительного восприятия
Учащиеся должны знать:
последовательность времён года и их признаки;
названия пространственных отношений;
названия месяцев и их последовательность.
Учащиеся должны уметь:
определять противоположные качества предметов;
моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям;
различать предметы в необычном ракурсе;
анализировать конкретные предметы, определять его свойства.
Развитие памяти
Учащиеся должны уметь:
запоминать до 8 предметов и порядок их размещения
выполнять определённое задание по словесной инструкции
удерживать в памяти до 8 слов, предметов и воспроизводить их спустя, некоторое время
Развитие внимания
В процессе коррекционной работы с обучающимся 4 класса развиваются такие свойства внимания, как объём, концентрация, распределение, переключение, устойчивость при постановке и решений посильных задач
Развитие мышления
Учащиеся должны уметь:
уметь сравнивать предметы, выделяя существенные признаки;
устанавливать простые аналогии;
устанавливать причинно – следственные связи (с помощью взрослого);
использовать родовидовые понятия при обобщении предметов и явлений;
находить противоположные признаки предметов;
Развитие воображения
Учащиеся должны уметь:
Сопоставлять предметы и явления, устанавливать их сходства и отличия;
Видеть объект в многообразии его признаков, наличие нескольких точек зрения на объект.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы | Количество часов |
1. | Диагностика в начале года. | 1 |
2. | Развитие мелкой моторики. | 5 |
3. | Развитие зрительного восприятия. | 5 |
4. | Развитие внимания. | 6 |
5. | Развитие памяти. | 5 |
6. | Развитие мышления. | 6 |
7. | Развитие воображения и мышления. | 5 |
8. | Диагностика в конце года. | 1 |
9. | Всего: | 34 |
Программа коррекционных занятий по Развитие психомоторики и познавательных процессов учитывает особенности обучающегося. Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. При умственной отсталости оказывается нарушенной уже первая ступень познания - восприятие. Темп восприятия замедлен, объем узкий. Они с трудом выделяют главное или общее на картинке, в тексте, выхватывая лишь отдельные части и не понимая внутренней связи между частями, персонажами. Также характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает этим детям ориентироваться в окружающем. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении (особенно словесного материала). У детей с нарушением интеллекта, внимание неустойчивое, переключаемость его замедленна.
Программа рассчитана для обучающегося 4 класса и включает в себя задания на активизацию познавательной деятельности, пальчиковые игры, упражнения, игры на развитие коммуникативных навыков.
Занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учётом возрастных особенностей ребёнка и степени выраженности дефекта. В процессе занятия у детей развивается речевая деятельность, активизируются познавательные процессы, обогащается эмоциональный опыт, нивелируются негативные тенденции.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик –ученик, ученик – класс, учитель − класс);
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (34часа)
№ | Тематика/Разделы | Количество часов |
1. | Диагностика в начале года. | 1 |
Развитие мелкой моторики | ||
2. | Совершенствование точности движений. | 1 |
3. | Графический диктант. | 1 |
4. | Вычерчивание геометрических фигур. | 1 |
5. | Дорисовывание симметричной половины изображения. | 1 |
6. | Графический диктант. | 1 |
Развитие зрительного восприятия | ||
7. | Времена года, их закономерная смена. | 1 |
8. | Дидактическая игра «Когда это бывает». | 1 |
9. | Восприятие времени суток. | 1 |
10. | Восприятие пространства. | 1 |
11. | Восприятие целостного образа предметов. | 1 |
Развитие внимания | ||
12. | Упражнения на развитие способности к переключению внимания. | 1 |
13. | Упражнения на развитие способности к переключению внимания. | 1 |
14. | Развитие концентрации внимания и его устойчивости | 1 |
15. | Развитие произвольного внимания. | 1 |
16. | Развитие объёма внимания. | 1 |
17. | Тренинг внимания. | 1 |
Развитие памяти | ||
18. | Развитие зрительной памяти. | 1 |
19. | Развитие слуховой памяти. | 1 |
20. | Развитие смысловой памяти. | 1 |
21. | Развитие вкусовой памяти. | 1 |
22. | Развитие осязательной памяти. | 1 |
Развитие мышления | ||
23. | Загадки для умственной зарядки. | 1 |
24. | Сходство и различие. Что лишнее. | 1 |
25. | Логически – поисковые задачи. | 1 |
26. | Выделение существенных признаков. | 1 |
27. | Поиск закономерностей «Что сначала, что потом». | 1 |
28. | Простые аналогии. | 1 |
Развитие воображения и мышления | ||
29. | Развиваем воображение и фантазию. | 1 |
30. | Волшебные картинки. | 1 |
31. | Поможем художнику. | 1 |
32. | Мастерская форм. | 1 |
33. | Цепочка занимательных заданий. | 1 |
34. | Диагностика в конце года. | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.
- Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
- Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976..
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
- Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
- Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
- Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
- Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
- Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
- Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
- Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". - Чебоксары: "КЛИО", 1994.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997
- Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.
- Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
- Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
- Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989
- Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.
- Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
- Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Адаптированной рабочей программы для детей с ОВЗ
с умеренной степенью У.О. 4 класс 34 часа (1 раз в неделю).
№ | Дата | Тематика | Кол. часов |
1. | 5.09. | Диагностика в начале года. | 1 |
2. | 12.09. | Совершенствование точности движений. | 1 |
3. | 19.09. | Графический диктант. | 1 |
4. | 26.09. | Вычерчивание геометрических фигур. | 1 |
5. | 3.10. | Дорисовывание симметричной половины изображения. | 1 |
6. | 10.10. | Графический диктант. | 1 |
7. | 17.10. | Времена года, их закономерная смена. | 1 |
8. | 24.10. | Дидактическая игра «Когда это бывает». | 1 |
9. | 7.11. | Восприятие времени суток. | 1 |
10. | 14.11. | Восприятие пространства. | 1 |
11. | 21.11. | Восприятие целостного образа предметов. | 1 |
12. | 28.11. | Упражнения на развитие способности к переключению внимания. | 1 |
13. | 5.12. | Упражнения на развитие способности к переключению внимания. | 1 |
14. | 12.12. | Развитие концентрации внимания и его устойчивости | 1 |
15. | 19.12. | Развитие произвольного внимания. | 1 |
16. | 9.01. | Развитие объёма внимания. | 1 |
17. | 16.01. | Тренинг внимания. | 1 |
18. | 23.01. | Развитие зрительной памяти. | 1 |
19. | 30.01. | Развитие слуховой памяти. | 1 |
20. | 6.02. | Развитие смысловой памяти. | 1 |
21. | 13.02. | Развитие вкусовой памяти. | 1 |
22. | 20.02. | Развитие осязательной памяти. | 1 |
23. | 27.02. | Загадки для умственной зарядки. | 1 |
24. | 6.03. | Сходство и различие. Что лишнее. | 1 |
25. | 13.03. | Логически – поисковые задачи. | 1 |
26. | 27.03. | Выделение существенных признаков. | 1 |
27. | 3.04. | Поиск закономерностей «Что сначала, что потом». | 1 |
28. | 10.04. | Простые аналогии. | 1 |
29. | 17.04. | Развиваем воображение и фантазию. | 1 |
30. | 24.04. | Волшебные картинки. | 1 |
31. | 8.05. | Поможем художнику. | 1 |
32. | 15.05. | Мастерская форм. | 1 |
33. | 22.05. | Цепочка занимательных заданий. | 1 |
34. | 29.05. | Диагностика в конце года. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП для адаптированной программы для детей с умственной отсталостью (лёгкой) 4 класс
КТП для адаптированной программы для детей с умственной отсталостью (лёгкой) 4 класс: математика, русский язык, окружающий мир, технология, литературное чтение....
Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ
Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ...
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....
Рабочая программа по русскому языку для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Рабочая программа по русскому языку для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....
Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....
Адаптированная программа для детей с ОВЗ 1 класс
Программа создана для детей с ОВЗ обучающихся в традиционной школе...
Адаптированная программа для детей ЗПР, 1 класс
Адаптированная программа для детей ЗПР, 1 класс. Программа сопровождения детей с задержкой психического развития...