методические материалы
методическая разработка на тему

Методические материалы по практике

«Первые дни ребенка в школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_materialy_1.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Методические материалы по производственной практике

«Первые дни ребенка в школе»

2017 г.

Отчеты о выполнении текущих заданий, в том числе:

- беседа с классным руководителем, выводы; (интервью с учителем)

- анализ программы праздника Дня знаний;

- карты с анализом всех уроков, технологическая карта  анализа   4 уроков (русский язык, литературное чтение, математика, 1 урок – по выбору);

- диагностика учащегося  с обработкой и интерпретацией полученных результатов, характеристика ученика;

- общие выводы об уровне адаптации детей данного класса к школьному обучению в течение 1-ой недели;

- анализ каждого дня.

-  Газета с фотоматериалами по  итогам прохождения практики.

Соблюдение правил трудовой дисциплины

В период  практики в общеобразовательной школе  студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям директора школы, завуча, руководителей практики.

Студент несет ответственность за выполняемую им работу и ее результаты наравне со штатными работниками школы.

Студент обязан соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой педагогической  практики; тщательно готовиться к проведению уроков  и других видов работ; посещать открытые уроки, методические занятия.

Студент обязан ежедневно затрачивать на все виды деятельности (проведение уроков, посещение уроков, проведение мероприятий, написание документации, помощь школе и др.) не менее 6 часов в день.

По результатам  практики студент получает дифференцированную оценку. Для получения положительной оценки  необходимо полностью выполнить программу  практики и своевременно сдать итоговую документацию. Общая оценка работы  студента выводится в  результате обсуждения групповым руководителем, учителем начальных классов, методистом.  Утверждается оценка на защите результатов практики  после проверки документации  руководителем практики.

Примерные вопросы для интервью с учителем класса

Цель: изучить особенности комплектования первых классов и порядок приема детей в школу;  документацию  организационного периода (личные дела учащихся, журнал).

1.Сколько человек в классе (мальчиков, девочек)?

2. Каков порядок приема детей в школу, комплектования первых классов?

3. Какое участие принимали Вы в комплектовании класса?

4.  Насколько дети знакомы друг с другом?

5. Сколько детей посещало дошкольное образовательное учреждение?

7. Как Вы оцениваете уровень  подготовки детей к школе?

8. Есть ли в классе дети с ограниченными возможностями?

9. Есть ли семьи, которые вызывают тревогу? Почему?

10. Понравился ли Вам класс? Почему?

11. Чем отличается этот набор от предыдущего?

12. В какие  документы вносятся данные об учениках? Какие сведения о ребенке помещаются в личное дело ученика, классный журнал, план  воспитательной работы?

13. По какой программе работает учитель, каковы ее особенности?

14. Есть ли методическое обеспечение по данному УМК  (программа, учебники, учебные пособия, методические разработки, литература).

15. Какая педагогическая технология лежит в основе обучения детей? Чем мотивирован выбор этой технологии, каков Ваш опыт работы по ней?

Охарактеризуйте основные особенности данной технологии, ее достоинства, недостатки.

 Каковы особенности работы по данной технологии в первом классе?

Задание:1.По материалам беседы составьте алгоритм приема детей в школу, комплектования классов.

2. Познакомьтесь с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы (в части приема документов при зачислении в школу, комплектовании первых классов).

2. Ознакомьтесь с инструкциями  по заполнению классного журнала, личных дел, портфолио.

3. Окажите помощь учителю в заполнении личных дел учащихся, оформлении тетрадей и др. (по необходимости)

Вывод по выполненному заданию:

Программа наблюдений за особенностями организационно – педагогической деятельности учителя в первые дни

  1. Обстановка в классе: соблюдение санитарно – гигиенических норм, эстетика.
  2. Собранность, внимательность, самообладание учителя, стиль и тон при встрече с учениками и их родителями.
  3. Размещение детей в классе в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями и психолого – физиологическими особенностями первоклассников.
  4. Знакомство детей  с учителем, одноклассниками, правилами поведения в школе.
  5. Знакомство детей со школой, режимом работы школы.
  6. Поведение первоклассников (дисциплина, устойчивость внимания, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д.).
  7. Соблюдение учителем педагогического такта, норм педагогической этики при взаимодействии с родителями первоклассников.

СХЕМА АНАЛИЗА ПРАЗДНИКА (УРОКА) ЗНАНИЙ

  1. Общие сведения: школа, класс, дата проведения и продолжительность праздника, ФИО учителя (проводящего).
  2. Тема (название) праздника, его цель, задачи.
  3. Форма проведения (игра-путешествие, театрализованное представление, беседа и др.).

Оправданность и целесообразность выбранной формы, соответствие возраста и уровню развития учащихся.

  1. Оценка подготовительной работы: оформление помещения, создание эмоционального настроя, наличие сценария. Выбор исполнителей ролей, их подготовленность, умение войти «в образ».

Привлечение родителей, старшеклассников.

Подготовленность ведущего.

  1. Продуманность содержательной части праздника: яркость и выразительность, новизна, познавательная ценность, практическая значимость, воспитательная направленность.
  2. Средства художественной выразительности (музыкальное и поэтическое оформление, элементы игры, сказки, театрализация и др.). Их эффективность. Интересные режиссерские находки, способствующие созданию атмосферы праздника.
  3. Организованность и увлеченность детей – участников праздника, их участие в «театральном действе».
  4. Личность учителя (общая культура, привлекательность, праздничный настрой, самообладание в непредвиденных ситуациях, коммуникативная культура и др.).
  5. Общая оценка мероприятия.

10. Выводы и предложения


План для написания вывода по уроку:

1.Организация урока (логическая последовательность этапов и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели)

2. Методика проведения урока (Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Какие методы использовались учителем? Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ. Применение диалоговых форм общения. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. Осуществление обратной свят ученик-учитель. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этаном обучения. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

3. Содержание урока (Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи. Соответствие содержания урока требованиям программы. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.)

4. Соответствие урока требованиям ФГОС (Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.); нацеленность деятельности на формирование УУД; ориентация на новые образовательные результаты)

5. Психологические основы урока (Наличие психологических пауз на разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. Реализация развивающей функции обучения Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшею развития)

Анализ урока

Предмет:

Класс:

Тема урока:

Тип урока:

Планируемые результаты:

  • Предметные
  • Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)
  • Личностные

Формы работы:

Ресурсы:

Основные этапы организации учебной деятельности

Время

Методы и приёмы

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Схема-характеристика личности первоклассника

  1. Параметры педагогической характеристики ребёнка
  1. Общие сведения о ребёнке. Фамилия, имя, дата рождения. Общее физическое развитие (соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы; есть ли отклонения в физическом развитии, дефекты речи, зрения, слуха). Где воспитывался до поступления в 1 класс.
  2. Особенности жизни ребёнка в семьею. Реальный состав семьи, жилищные условия семьи (собственный дом, отдельная квартира, комната в общей квартире) Профессия родителей. Домашние условия труда и отдыха ученика (есть ли своя комната, место для игр, занятий) Взаимоотношения ребёнка с родителями (с кем из родителей ребёнок больше общается, к кому больше привязан, играют ли с ним и во что, помогает ли ребёнок взрослым).
  3. Стартовые возможности к обучению в школе и их проявление.

Характеристика знаний и умений, с которыми пришел ученик:

  • отсутствие или наличие недостатков речи, умение рассказывать; запас стихотворений, сказок, умение их пересказывать и декламировать;
  • знание букв, умение читать, качество чтения;
  • умение писать буквы, слова, предложения, владение печатным или рукописным шрифтом, пишет карандашом или ручкой;
  • умения: считать до 10, 20, 100 и обратно, решать примеры и задачи, сравнивать множество предметов, вычислять, складывать, отнимать, умножать, делить; различать и называть геометрические фигуры;
  • умение различать цвета;
  • умение рисовать.

 Владение  пространственными   и  временными   представлениями:

  • спереди, сзади, сегодня, завтра, вчера;
  • общественными представлениями: где ты живешь?,  название города, улицы; где работают папа и мама?, что они делают на работе?, что нравится в нашем городе?, зачем пришел в школу?, для чего нужно учиться?, что делают крестьяне?, что делают рабочие?, кто защищает нашу Родину?;
  • представлениями о природе: какое время года сейчас?, какое было перед этим?, какое будет потом?, какие цветы ты знаешь?, какие деревья знаешь?, каких животных знаешь?, покажи павлина, сокола;
  •  навыками ручного труда: что умеешь делать?, отношение к труду;
  • навыками культурного поведения: отношение к старшим, младшим, одноклассникам, знание «волшебных» слов и умение ими пользоваться, умение пользоваться носовым платком, салфеткой, столовыми приборами, поведение за столом в столовой;
  • знание песен, танцев.
  1. Отношение к школе, учению. Сформированность мотивационной готовности к обучению, характерные мотивы учения. Стремление выполнять все требования учителя. Подчинение требованиям учителя (охотно, по принуждению; часто ли отказывается выполнять требования, какие именно).  Осознание общественной и личной значимости учения. Взаимоотношения с учителем, какой вид общения преобладает (познавательный, личностный).
  • ходил ли ты в детский сад? Если нет, то с кем был дома?
  • чем тебе больше всего нравилось заниматься до школы? Почему? Хотел ли ты    

   идти в школу? Почему?

  • нравиться ли тебе в школе? Что нравиться? Почему?
  • на каких уроках интересней всего заниматься? Почему?
  • хотел бы ты снова вернуться в д/сад? Почему?
  • хотел бы ты, чтобы учитель приходил к тебе домой и занимался с тобой одним?     Почему?
  1. Особенности развития речи ребёнка. Какая речь преобладает (диалогическая-  наличие элементов указания, оценки, согласования, называния действия; монологическая - построение сообщения, наличие рассуждений по поводу способов выполнения действий). Степень развития фонетической стороны речи: все ли фонемы произносит; если нет, то какие отсутствуют; умеет ли выделять фонемы в слове. Словарный запас (большой, средний, минимальный). Построение предложений (правильное, неправильное).
  2. Особенности интересов ребёнка. Перечислить всё, что его интересует. Как проводит свободное время. Какие секции и дополнительные образовательные учреждения посещает. Культурный кругозор (употребление вежливых слов). Уровень социального развития.
  3. Общая характеристика поведения. Ребёнок спокоен, сдержан или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость. Выполнение режима учебного дня (соблюдает или нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время). Типичные нарушения дисциплины. Отличается ли поведение в разных ситуациях школьной жизни.
  4. Взаимоотношения с детьми. На чём строятся отношения. Отношение детей к ребёнку (любят, равнодушны, не любят).
  5. Особенности характера. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (жизнерадостность, общительность, упрямство). Повышенная обидчивость, агрессивность, скрытность, замкнутость. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное). Устойчивость настроения. Что чаще всего вызывает смену настроения. Отношение к своим успехам и неудачам (в игре, на занятиях).

10. Заключение. Возможные способы воздействия на ребёнка со стороны учителя.

Индивидуальное задание на производственную практику

ПП.01.02 «Первые дни ребенка в школе»

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

_____________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

1.Тема задания « Диагностика учащегося  с обработкой и интерпретацией полученных результатов, составление характеристики на ученика»

2. Исходные данные ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Содержание задания (перечень подлежащих разработке вопросов)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель_______________________________________________________

                                                                           (Подпись) ( ФИО )

Задание принял к исполнению _______________________________________

                                                                             (Подпись) (Ф.И.)

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Отчет

по производственной практике ПП.01.02 «Первые дни ребенка в школе»

 ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования                                       Обучающейся                       Гусаковой Ярославы Викторовны

(Ф.И.О.)

проходил(а) практику с 1.09-7.09.2018                 

в МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской обл.

Директор: Будыкина Светлана Анатольевна


Цели и задачи практики по профилю специальности – Первые дни ребенка в школе

Цели  освоения практики: приобрести опыт взаимодействия с первоклассниками, углубить знания о своеобразии педагогической деятельности учителя начальных классов  в период адаптации ребенка к новым условиям в первую неделю пребывания в школе.

Задачи практики:

1. Ознакомление студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в  первые дни обучения ребенка в школе.

2. Ознакомление студентов с особенностями работы учителя с первоклассниками и их родителями в первую неделю учебного года.

3. Формирование у студентов исследовательских умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе.

4. Раскрытие преемственности в работе с детьми дошкольных учреждений, семьи и школы.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и следующими профессиональными компетенциями:

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования,

обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;
  • определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;
  • проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
  • составления педагогической характеристики обучающегося;
  • наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
  • ведения учебной документации;

уметь:

  • находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
  • определять цели и задачи урока с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
  • планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями; планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
  • использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения  с обучающимися;
  • проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
  • интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
  • оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;
  • анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
  • анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

знать:

  • особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
  • требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
  • программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
  • вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • воспитательные возможности урока в начальной школе;
  • методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
  • особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
  • основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
  • основы обучения и воспитания одаренных детей;
  • основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
  • содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания: русского  языка, детской литературы, начального курса математики, естествознания, физической культуры;  элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;
  • требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
  • методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
  • методику составления педагогической характеристики ребенка;
  • основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
  • педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
  • логику анализа уроков; виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

В первый день практики посетили торжественную линейку, посвящённую 1 сентября. Линейка была хорошо организованна и интересна. В начале ведущие поздравили всех с началом учебного года. Особенно было много уделено внимания первоклассникам, так как для них это была первая линейка, первый звонок. Было предоставлено слово директору школы, который давал напутствия будущим выпускникам, а также поздравил учеников 1-ых классов и их родителей. На протяжении практики из беседы с учителем начальных классов познакомилась с особенностями организации работы учреждения образования, требованиями к трудовой дисциплиной, инструкцией по организации жизни и здоровья детей в школе, документацией, регламентирующую воспитательную работу в школе.
Познакомилась с педагогическим коллективом школы, учебным кабинетом и учащимися класса. Наблюдали за учениками класса, беседовала с администрацией школы. Анализировали посещаемые  уроки, изучали структуру педагогической деятельности учителя, изучали работу классного руководителя. Также изучили общие сведения о классе: сведения о учителях, годовые задачи работы класса, список детей, режим работы класса.

За время прохождения практики мною было просмотрено и проанализировано 11 уроков. Проведено и обработано 6 диагностических методик, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе. Проведено 5 подвижных игр во время организации динамических перемен.

Во время наблюдения за уроками  наблюдали за тем, как учитель планировал и организовывал свои уроки, как правильно рассчитывал время на выполнение всех запланированных им заданий В начале каждого урока учитель проверял готовность учащихся к уроку. В середине каждого урока проводились маленькие физкультминутки для того, чтобы ребята немного отдохнули и дальше продолжали работать с новыми силами. В своей педагогической деятельности учитель постоянно осуществлял изучение своих учеников. Осуществлял он это через проведение с учащимися различного рода бесед, анкет, с помощью индивидуальных заданий. Полученные результаты своего исследования он применял на каждом своем уроке. 

Производственная практика оказалась для меня очень познавательной и поучительной, в плане организации работы с младшими школьниками, организации общение с родителями и проведения родительского собрания. В ходе прохождения практики для меня интересным оказалась работа с ученическим коллективом, для меня это оказалось неотъемлемым опытом.  Самостоятельность проявилась в помощи классному руководителю, в подготовке раздаточного материала, проведению диагностических методик.

За время педагогической практики  выполняли конкретные задания, которые помогли мне глубже познакомиться с содержанием, организацией и методикой проведения подготовительной работы школы к первому сентября, с системой работы учителя с родителями учащихся; с особенностями игровой и учебной деятельности первоклассников; со стилем общения учителя с учащимися.
Выполняя задания,  закрепили навыки изучения особенностей психики и индивидуальных проявлений учащихся, определила уровень их психологической готовности к школьному обучению.
            В ходе прохождения практики  поближе познакомились с опытом работы школьных учителей, адаптировались к условиям и режиму работы школы, сформировали первоначальные педагогические умения. Также  научились планировать свою деятельность как будущего педагога. Научились наблюдать и анализировать педагогическую деятельность учителей. Научились выделять применяемые учителем методы, средства и формы организации воспитательной работы со школьниками.
          За все время прохождения педагогической практики  достигли поставленной цели, а именно ознакомилась с основными направлениями работы учителя с учащимися первого класса и их родителями; изучила уровень готовности учеников к обучению в школе.

Проблем в овладении способами и тактикой общения с детьми не возникало.

На протяжении практики между учителями и детьми строились тёплые, доверительные отношения. Преобладал демократический стиль общения. Учитель умело управлял деятельностью детей, используя сопряжённые и отражённые действия. У них возникали проблемы в обучении, но благодаря высокой квалификации педагога, все эти проблемы были решены.

Общая оценка по производственной практике:

Руководитель практики от Организации ____________ Сурина А.Д.

Руководитель практики от колледжа   ___________ Быкова О.В.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и т.д.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно - познавательное напрвление) «Мир профессий» для 1 класса. Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познават...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплекс,разработать учебно - методические материалы...