Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii_k_ucheniyu_v_nachalnoy_shkole.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Коновальцева Л.В.
«Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе»
2018
1
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, которые проявляются, например, в повышенной тяге к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимулирования учения. Большую роль играют широкие социальные мотивы (получить хорошую профессию, быть уважаемым в обществе, приносить пользу людям), наличие которых свидетельствует об осознании учеником своей жизненной перспективы и возможности самореализации в будущем. В ходе учебного процесса (особенно в первом классе) каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объёму и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одной из причин этой проблемы, является различный уровень сформированности учебной мотивации. Так как, ведущей деятельностью первоклассников является игра, многие дети, приходя в школу не имеют более или менее чёткой позиции «будущего ученика» из-за так называемой «утомлённостью учёбой». У таких детей наблюдается скрытый негативизм к учёбе или они уже слишком много знают (по их собственному мнению), и им неинтересно учиться. Причина кроется в том, что многие дошкольные образовательные учреждения, родители будущих школьников не дают детям возможности «наиграться» в дошкольном детстве, нагружают детей непосильными для них обязанностями (учат читать, писать, причём, в большом объёме, стараются нагрузить досуг детей, водят не в один, а во много кружки – лишь был занят чем-то) несвойственными для возраста старшего дошкольника. Многие родители боятся, что если их ребёнок при зачислении в школу не будет уметь читать и писать, то он будет отстающим в классе, забывая при этом, что главными для ребёнка являются знания об окружающем мире, развитие как общей, так и мелкой моторики, развитие навыков самообслуживания, соблюдения режима дня, достаточное общение со сверстниками и т.д.
Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы встают перед каждым учителем. И каждый учитель стремится создать комфортные условия, для приобретения учениками знаний.
Педагоги постоянно ищут способы оживления урока:
- Увлечённое преподавание
- Новизна учебного материала
- Связь знаний с судьбами людей
- Проблемное обучение
- Обучение с компьютерной поддержкой
- Взаимообучение (в парах, микрогруппах)
- Создание ситуации успеха
8) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой)
Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
2
1.Создание проблемной ситуации;
Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.
2. Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.
В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
3.Нестандартные уроки:
- Уроки- деловые игры
- Уроки- соревнования
- Уроки КВН
- Уроки взаимообучения
- Уроки- аукционы
- Уроки- зачёты
- Уроки- игры
- Уроки- конкурсы
4.Использование ИКТ
- Активизирует познавательную деятельность учащихся
- Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета)
- Повысить объём выполняемой работы на уроке
- Повысить эффективность урока
5.Презентация - мощное средство наглядности.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
6.Доброжелательный настрой урока.
Нужно уделять внимание каждому ученику, хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь ребенку. Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-действующими, нужно вести работу по их формированию.
Целью моей работы является: формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.
Работая над формированием положительной мотивации учения, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.
2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.
3
Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться повысить удельный вес внутренних мотивов.
Создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.
Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:
– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;
– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;
– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях
– создание ситуации успеха через выполнение заданий;
– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, экологические марафоны, игровые программы, выставки, детские научно-практические конференции, экскурсии заочные и настоящие по городам России.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его».
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса
4
противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
В разработанные уроки и внеклассные мероприятия стоит включать загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой.
Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя).
Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение.
Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
Источники:
- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=519822
- https://infourok.ru/formirovanie-polozhitelnoy-motivacii-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-1105402.html
- https://infourok.ru/formirovanie-polozhitelnoy-motivacii-ucheniya-mladshih-shkolnikov-930905.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка учителю по формированию положительной мотивации к учению
Данная памятка - результат подготовки к тематическому педагогическому совету - подборка конкретных рекомендаций по актуальной проблеме формированию положительной мотивации к учению....
Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе.
Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе....
Создание положительной мотивации на уроках в начальной школе
Материал о том, как создать условия для учения с интересом....
Выступление на методическом совете "Формирование положительной мотивации к учению у первоклассников"
Выступление на методическом совете...
Презентации к семинару РМО «Использование системно – деятельностного подхода в обучении по ФГОС как важный фактор формирования положительной мотивации к учению младших школьников»
Презентации отражают работу учителей начальных классов по теме районного дистанционного семинара....
Формирование положительной мотивации лыжников на этапе начальной подготовки
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы. Развитие личности средст...
Формирование положительной мотивации к учению
Статья " Формирование положительной мотивации к учению"...