Презентации к семинару РМО «Использование системно – деятельностного подхода в обучении по ФГОС как важный фактор формирования положительной мотивации к учению младших школьников»
презентация к уроку
Презентации отражают работу учителей начальных классов по теме районного дистанционного семинара.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета” К.Д.Ушинский
потребность общения, или коммуникации; создание речевой среды; речевая активность самого ребенка. Условия речевого развития
обучение нормам литературного языка; работа по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося; развитие их связной речи. Содержание работы по развитию речи :
-развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе); -различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям; -записи по наблюдению, ведение дневников погоды, другие дневники; -устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах); -устный рассказ учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу и т.п.; -рассматривание художественных текстов, заученных на память; Упражнения по развитию речи):
- импровизация сказок, зачатки литературно - художественного творчества; -письменные изложения образцовых текстов; -перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценировка рассказов и пр. (как устно, так и письменно); -диалоги - пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно); -различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов; Упражнения по развитию речи):
- письменные сочинения разнообразных типов; -статьи в газетах, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, то есть в сущность сочинения особых жанров; -письма; -деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и др. Упражнения по развитию речи):
работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью. Три направления развития речи:
толкование лексемы с помощью толкового словаря: показ самого предмета или его изображения; этимологический анализ или этимологическая справка; использование ребусов; составление логической цепочки слов; Использование кроссвордов и чайнвордов; Методические приёмы работы со словом
Методика скороговорения . Формы работы со скороговоркой: Обыгрывание скороговорок ; Игра “Скороговорный круг” ; Игра “Скороговорная лента; Скороговорки с продолжением . Методические приёмы работы со словом и предложением:
Примеры скороговорных комплектов: Проще простого простаку Прохору – просыпать просо просто так, – пройти по проволоке, – провести праздничный прием, – приобрести прибор для причесывания ... Скороговорки с продолжением .
Расшалившийся малыш – шипел на кошку, – шлепнул Шурика шелковым шарфом, – смешивал вермишель с шоколадом , – навешивал вермишель на уши щенку, – швырял шишки в шкаф ... Скороговорки с продолжением .
использование пословиц и поговорок. Даны пословицы: Мал золотник, да дорог. Друзья познаются в беде. Доброе дело и в воде не тонет. Задания могут быть такими: Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему. Отталкиваясь от данного предложения, “разверни” свою мысль в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст. Методические приёмы работы со словом :
Игра “Переведи на русский язык”. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.) Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.) Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия.) Сын леопарда – тоже леопард. (Африка.) Куда лопата ведет, туда вода течет. (Тибет.) После обеда приходится платить. (Англия.) Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.) Игровые технологии:
Примерные варианты ответов: Семь раз отмерь, один раз отрежь. Шило в мешке не утаишь. Мал золотник, да дорог. Яблоко от яблони недалеко падает. Куда иголка, туда и нитка. Любишь кататься, люби и саночки возить. Игровые технологии:
– умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся; – умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; – умение устного словесного описания предмета. Словесное рисование
Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. Для усиления эмоционального восприятия необходимы такие задания: - Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг? - Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты. - Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора. - Придумайте ( подберите) мелодию к этому стихотворению. Существуют четыре группы упражнений:
Задания: - Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д. - Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему; - Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”? - Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку. - Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации? Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).
- Задания: Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими. - Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору. - Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору. - Найдите эпитет и слово, которое он определяет. Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.
- Какие настроения автора вы почувствовали? - Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном. - Выразите возникшие у вас чувства. - Расскажите о своем отношении к воображаемой картине. Четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения:
«Выворачивание сказки наизнанку» ; Решение сказочных задач ; - Пересказ сказки с опорой на схему – загадку; -Сказка, у которой три концовки; Сказочные истории; Сочинение сказок
Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся младших классов: 1. Подробный : свободный, художественный - близкий к тексту автора. 2. Краткий (сжатый) . 3. Выборочный. 4. Пересказ с изменением лица рассказчика . Приёмы по развитию речи
Сообщения (доклад) ; Сочинения: Творческие, репродуктивные, фантограммы , сочинения – рассуждения сочинения описания 1.Творческие: - Что такое доброта? Мои три желания . Чтобы я рассказал африканским детям о зиме. - Путешествие осеннего листочка 2.Репродуктивные: -Мой верный друг. - Как зимуют звери. - Мои игрушки. - Наша дружная семья.
3) Фантограммы : Что было бы, если бы: - я увидел, что книга плачет? - авторучка подсказывала ? дорога поднялась в небо? 4) Сочинение- рассуждение: - Говорят, под Новый год… - Почему меня так назвали? - Почему нужен друг? 5) Сочинение- описание: - Мой любимый учитель. - Начало зимы. - Новогодняя
Составление словосочетаний; 1. Составление словосочетаний из данных слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова: а) День, солнце, ночь, река, птицы \\ певчие, теплая, лунная, яркое, летний. б) Теплый (ночь), привязать (дерево), скакать (трава), звонкое (смех), заглянуть (окно), встретить (друг), встретиться (друг). в) Писать, идти, читать, грести \\ бегло, быстро, сильно, красиво. Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
2. Составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов. а)Путь (какой?); дорога (какая?); событие (какое?); сирень (какая?); лось (какой?); мышь (какая?). б) хорошо обращаться (с кем? с чем?); хорошо относиться (к кому? к чему?); любить (кого? Что?) 3. Составление словосочетаний по данному зависимому слову путем подбора главного слова. а) Товарища (увидел, встретил, заметил, обидел). Товарищу (рад, сказал, передал), с товарищем (шел, говорил, поссорился), о товарище (написал, подумал, сказал) б) Топкое, вязкое, лесное …; горячее, вкусное …; чистая, глубокая, тихая…; огромное, теплое, синее …. в) Быстро (бежал), медленно (шел), тихо (говорил), редко (ошибался), высоко (летал).
4. Составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имен существительных в разных падежах. а) благодарить — кого? За что?, благодарность — кому?, уважать — кого?за что?, уважение к кому?, возвратить -что? Кому?, возвращение — кого? б) хвалить -кого?, хвалиться -чем? , сердить -кого?, сердиться - на кого? 5. Составление словосочетаний , в которых главное слово требует употребления определенного предлога Любовь к...., интерес к …, ненависть к …, отчет о …, заявление о …, мечта о …, надежда на …, наступление на... . 6. Составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке Войти в …, забежать за …, отплыть от …, вклеить в …, доставить до
а) Составление полного ответа на вопрос учителя. б) Распространение предложений по вопросам при помощи данных слов. в) Составление предложений из данных слов, словосочетаний. г) Восстановление деформированного текста. д ) Подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слова. е) Составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений. ж) Составление предложений на определенную тему, по картинкам, по наблюдениям за погодой, замена формы одного предложения формой другого. Упражнения в составлении предложений.
Сочинения- описания ; Сочинения-рассказы ; Сочинения-сказки ; Сочинения-загадки . Математическая речь.
объяснительно-иллюстративный метод обучения. Используется: 1. Для обозначения темы 2. Как сопровождение объяснения учителя 3. Как информационно-обучающее пособие. 4. Для контроля знаний. 5. Для организации проектной деятельности младших школьников. Использование ИКТ
информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность , мобильность П реимущества:
Адрес коллекции в Интернет : http://school-collection.edu.ru Единая коллекция ЦОР. Сайты для учителей начальной школы.
Uroki.net (Для учителей начальной школы): http ://www.uroki.net/docnach.htm В помощь учителю: http://school-ppt.3dn.ru/ Газета "Начальная школа" http://nsc.1september.ru/ Газета "Педсовет", газета "Последний звонок", газета "Педагогическое творчество": http://www.ped-sovet.ru/Default.aspx Журнал "Начальная школа": http://n-shkola.ru/ http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html - "Русский медвежонок": http ://www.rm.kirov.ru/index.htm "Кенгуру" - международная олимпиада по математике: http://center.fio.ru/som/RESOURCES/KARP ... ENGURU.HTM Познавательный портал: http://clow.ru/ Сайты для учителей начальной школы
Спасибо, коллеги, за внимание !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
урок «открытия» нового знания; урок рефлексии; урок общеметодологической направленности; урок развивающего контроля. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
1. Мотивирование к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Этапы урока
Фрагмент урока русского языка 2 класс
Цель урока : ознакомление с особенностями написания в словах сочетаний чн, чк Формы работы : фронтальная, парная, дифференцированная Методы: наглядный, словесные (диалог, беседа), методы письменного и устного контроля (практическая работа, самостоятельная работа) Тип урока: урок «открытия» нового знания Форма: Классно – урочная. Технологии: технология системно - деятельностного обучения, развивающая, личностно – ориентированная, здоровье – сберегающая. « Слова с сочетаниями чк, чн»
Не кричи Не перебивай Выслушивай мнение других
Шиповник, крыша, лыжи, часы, мыши, груша, стрижи, ошибка, машина.
Допишите свои два слова на это правило. Ту.., добы.., ро.., ..сы , встре.. , ..вель, пло..дь
Щюка, чюгун, чюдо, ищю, чюлан, кричю.
Выступление. У нашей пары было задание……. Мы записали слова…….. (правильно) И дописали два своих слова………….
РуЧКа, руЧНая, ёлоЧКа, ёлоЧНые.
Тема урока: Написание в словах сочетаний чн, чк
Цель: -узнать правило написания в словах сочетаний чк, чн -научиться правильно писать слова с сочетаниями чк, чн
Фотографии с урока
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Что общего у разных растений? Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями. Форма урока: П роблемно – диалоговый урок Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление Методы: Технология системно – деятельностного обучения, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества
Структура урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Целеполагание и мотивация 4. Изучение и первичное закрепление изученного материала 5. Самостоятельная работа, взаимопроверка 6. Включение в систему знаний и повторение 7. Рефлексия
Актуализация знаний 1 . Масляна головушка, летом в огороде, Светит, словно солнышко, при любой погоде? 2. Сладок он, друзья, на вкус. А зовут его… 3. Что за куст – ни с кем не знается. Не собачка, а кусается. 4. Стоит Алёна: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. 5. В сенокос – горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка?
М отивация 1 карточка: листья берёзы, крапивы 2 карточка: плоды рябины, арбуз 3 карточка: цветы ромашки, подсолнечника
Целеполагание У всех растений есть : 1. Листья, 2 . Плоды с семенами, 3. Цветы, 4. Стебель – ствол 5. Корень
Фото с урока
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
В статье описаны сущность деятельностного подхода в обучении, технология деятельностного метода, методы и приёмы для формирования деятельностных способностей у учащихся начальной школы при изучении ру...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться
В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...
Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
Использование системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников...
Использование системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников
в данном материале представлена информация об Использовании системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников (из опыта работы).Надеюсь, материал будет для вас полезен....
«Использование системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников»
Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деят...