Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе.
учебно-методический материал на тему

Назарова Ольга Геннадиевна

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе»

Разработала: Назарова Ольга Геннадиевна

учитель начальных классов,

МБОУ  СОШ №3  

г.Сасово

 2017-2018 уч.год

 

«Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе»

Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы встают перед каждым учителем. И каждый учитель стремится создать  комфортные условия, для приобретения учениками знаний.

Педагоги постоянно ищут способы оживления урока:  

  1. Увлечённое преподавание
  2. Новизна учебного материала
  3. Связь знаний с судьбами людей
  4. Проблемное обучение
  5. Обучение с компьютерной поддержкой
  6. Взаимообучение (в парах, микрогруппах)
  7. Создание ситуации успеха

  8) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой)

Приёмы, которые  я использую в своей педагогической деятельности :

  • Создание проблемной   ситуации; 

Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.

  •  Групповая работа   полезна для развития  социальных мотивов.

В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.

  • Нестандартные  уроки:
  • Уроки- деловые игры
  • Уроки- соревнования
  • Уроки  КВН
  • Уроки взаимообучения
  • Уроки- аукционы
  • Уроки- зачёты
  • Уроки- игры
  • Уроки- конкурсы
  • Использование ИКТ
  • Активизирует  познавательную деятельность учащихся
  • Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета)
  • Повысить объём выполняемой работы на уроке
  • Повысить эффективность урока

  • Презентация - мощное средство наглядности.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.  

  • доброжелательный настрой урока.

Нужно уделять внимание каждому ученику,  хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь  ребенку.  

      Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

     Одним из средств, для достижения этих целей, являются творческие работы на уроках литературного чтения.

     Считаю, что именно творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге. Ребята очень любят такие задания.  Творчество их безгранично.

При изучении стихотворений я использую  такие задания:

1. Пересказать.
2. Написать мини-сочинение.
3. Придумать загадку.
4. Составить тест.
5. Написать отзыв.

6.Написать мини-рассказ по стихотворению.

    Изучая стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою», ребята писали рассказ на стихотворение, вот что получилось у Ксении:

       Стояла  радостная осень, а через два месяца    выпал снег. Чудно все деревья покрылись снежной бахромой. Лес стоит в глухой нерадостной тишине. Солнце светит своими тусклыми лучами на землю. Все в снегу.

 Некоторые ребята написали просто отзыв, так как такую работу выполняли впервые.

    На уроках использую и различные, ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки. Ребята сами с удовольствием  подбирают загадки, рисуют рисунки, пишут отзывы на прочитанные произведения, эссе, придумывают сказки.

Учатся  составлять синквейн, к рассказам составляют вопросы, готовят тесты.

 

      По следам прочитанного провожу эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки для выражения своего отношения к произведению. Эти карточки вклеены в тетради. Желающие высказать свои мысли всегда найдутся.

Начинаем со слов:
    Я почувствовал (а) …
   Я улыбнулся (ась) …
   Мне стало грустно …
   Я бы продолжил (а) написанное так …
   Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
   Будущее героев я представляю …
   Произведение вызвало у меня чувства…

На уроках чтения на этапе осмысления провожу игру «Свободный микрофон»

Для ответов используем «словами-помощниками»:

- «Впечатление произвел…»;
- «Запало в душу…»;
- «Был поражен…».

     Творческие задания помогают детям раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Речь учащихся становится более образной, интересной. Дети  более глубоко воспринимают  художественный образ, интересуются  книгами. Каждый ребенок с интересом включается в работу.

На уроках русского языка использую    занимательный материал, он  способствует активизации деятельности учащихся,  мотивирует на урочную работу. Выполняя упражнения, ребята творчески мыслят, развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.

1.Работая по теме: «Парные звонкие и глухие согласные  в  корне слова» использую


а)Числовые ребусы: 100Г, па3от, 100 лб,  3котаж,   3умф,   100рож.
б)Слова наоборот: пулут,   дурт,   залг,    зов,   генс,  гарво,   долох,  дярто,  дебо,  дог.

2.По теме «Слог» использую упражнение «Составь слово по опорным словам». 
1)Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.

    Радость, задумал, коряга    - РАДУГА
   Сияние, понедельник, поливает    – СИНЕВА

3.По теме «Предложение» дети с интересом выполняют упражнение «Составь предложение».
2)Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги.

Например:  Петя пошел провожать папу к поезду.


4.Эффективно концентрирует внимание игра «Звери спрятались». 

    Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей.
 

 Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт». 
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!

Еще использую  игры:  «Лото»,   «Верно ли высказывание», «Найди ошибки» и другие.

На уроках математики  формированию положительной мотивации способствуют

1) логические задачи, когда

1. Ответив на вопрос задачи,  дети  могут  сформулировать  тему урока: 

"На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?"

          (Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя).   (Тема: Решение задач.)

2.Провожу уроки-путешествия. 

В путешествиях обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!

3. Математические уроки сказки

На уроках - сказках всегда царит хорошее настроение. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, учит детей быть добрыми и справедливыми.

4. В 1- 2 классе  использую  веселые задачи в стихах

5.Математические загадки

расширяют кругозор, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление, знакомят детей с окружающим миром.

Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.

6. С целью снятия мышечного напряжения на уроках используют различные физминутки, гимнастику для глаз.

  Использование оценочных листов на уроке так же мотивирует ребят к обучению. На уроках с оценочными листами дети более активны,  лучше пишут в тетрадях,  не отвлекаются. Каждому хочется выполнить задания на пять. В конце такого урока могу провести тест и выставить оценки за урок каждому.

     Не следует оставлять без внимания групповую работу на уроке. При работе в группах  повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

   На мотивацию влияет и проводимая в конце урока рефлексия.  Ребята говорят,  начиная со слов:

Я научился…
Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Хочу похвалить…

В конце урока во время рефлексии  использую стратегию: «Две звезды и одно пожелание», ребята дарят 2 звездочки тем, кто, по их мнению, лучше работал  на уроке и одному пишут пожелание.

  Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, хотел учиться, учителям необходимо использовать различные формы и методы работы, на уроках, создавать благоприятную среду, подчёркивать даже самый небольшой  успех, продвижение вперёд. Способствовать развитию учебной мотивации.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка учителю по формированию положительной мотивации к учению

Данная памятка - результат подготовки к тематическому педагогическому совету - подборка конкретных рекомендаций по актуальной проблеме формированию положительной мотивации к учению....

Создание положительной мотивации на уроках в начальной школе

Материал о том, как создать условия для учения с интересом....

Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и ...

Формирование положительной мотивации лыжников на этапе начальной подготовки

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы. Развитие личности средст...

Формирование положительной мотивации к учению

Статья " Формирование положительной мотивации к учению"...