«Проектные задачи в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
статья на тему

Юркина Лариса Михайловна

В разработке раскрываются особенности и структура проектных задач в начальной школе, предлагаются упражнения по созданию проектных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектные задачи 30.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектные задачи  в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось? (В.Берестов)

 

     Ни для кого не секрет, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к учению и интерес к получению новых знаний.

     Поэтому в современном образовании,  в связи с введением     ФГОС    начального   общего   образования,  актуальными  становятся:

  • общие учебные действия;
  • самостоятельная творческая учебная деятельность;    
  • деятельностно - ориентированное обучение;
  • проектные формы организации обучения.

      Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

     А.Б. Воронцов определяет ПЗ как задачу, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер»  .

      Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Вполне логично, что решая Проектные Задачи в группах, дети постепенно переходят к индивидуальным проектам. Как сказал Л. Выготский:

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

     Таким образом, особенность проектных задач в том, что: 

  • проектные задачи связаны с жизнью, бытом, интересами учащихся
  • решаются в малых группах
  • не содержат четких формулировок о том, что необходимо выполнить (необходимо додумать самим)
  • в условии задачи данные необходимые для решения "зашумлены" лишней информацией
  • в условии задачи содержатся не все данные, их надо найти в справочной информации (в приложении к задаче), в учебнике, открытых источниках
  • в начале решения проектной задачи никто из учащихся не знает, каким будет результат решения
  • при этом в самом начале известен продукт (таблица, ролик, график...)
  • до решения проектной задачи продукта не существовало

.Проектная задача может быть предметная и межпредметная, одновозрастная и разновозрастная.

 Педагогическая цель ПЗ:

  • в1-3 классах способствовать  формированию разных форм учебного сотрудничества;
  • в 4 – 5 классах выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную, модельную ситуацию.  ( квазиреальная ситуация – это проблемная ситуация, в которой намеренно скрыта учебная задача).

Структура проектной задачи  

  1. описание ситуации, содержащей проблему
  2. в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
  3. задание (или несколько заданий)
  4. описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть несколько промежуточных продуктов и один итоговый)
  5. решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов". Продукт может быть реальным и нематериальным
  6. итоговый продукт презентуется и оценивается публично.

Предлагаем вам 2 задачи. Одна из них является проектной задачей. Проанализируйте обе задачи по предложенным четырем параметрам:

I. Основной предмет, связанные предметы 

II. Педагогическая задача (например, рассчитать площади фигур и сравнить)

III. Как сформулировано условие задачи для учащихся (например, Школе выделили 10 литров краски. В каком школьном помещении можно окрасить стены этой краской) 

IV. Соответствие структуре: 

  1. описание ситуации, содержащей проблему
  2. в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности
  3. задание (или несколько заданий)
  4. описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть несколько промежуточных продуктов и один итоговый)
  5. решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов"
  6. итоговый продукт презентуется и оценивается публично.

Задача 1

В городе Дарвина в Австралии среднегодовая температура +30 градусов Цельсия. Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города? Данные о месте обитания 4 видов пингвинов и среднегодовой температуре этих мест представлены в таблице.      

Виды пингвинов 

Место обитания

Среднегодовая температура 

Императорский пингвин

Антарктида

-30

Королевский пингвин

Субантарктика

-25

Очковый пингвин

Южное побережье Африки

+25

Галапагосский пингвин

Галапагосские острова

+35

 

Задача 2

Зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Но прежде чем совершить такую дорогостоящую покупку, необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии. Составьте рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.

Задача 1

Задача 2

I. Основной предмет, связанные предметы 

II. Педагогическая задача

III. Как сформулировано условие задачи для учащихся

В городе Дарвине в Австралии среднегодовая температура +30 градусов Цельсия. Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города? Данные о месте обитания 4 видов пингвинов и среднегодовой температуре этих мест представлены в таблице.

Зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Но прежде чем совершить такую дорогостоящую покупку, необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии. Составьте рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.

IV. Соответствие структуре: 

1.     описание ситуации, содержащей проблему

2.     в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности

3.     задание (или несколько заданий)

4.     описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть несколько промежуточных продуктов и один итоговый)

5.     решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов"

6.     итоговый продукт презентуется и оценивается публично.

Задача 1

Задача 2

I. Основной предмет, связанные предметы 

Окружающий мир, математика

Определить сложно

II. Педагогическая задача

Определить, какие виды пингвинов могут жить в зоопарке г.Дарвина.

Составить рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.

III. Как сформулировано условие задачи для учащихся

В городе Дарвине в Австралии среднегодовая температура +30 градусов Цельсия. Какие виды пингвинов могут жить в зоопарке этого города? Данные о месте обитания 4 видов пингвинов и среднегодовой температуре этих мест представлены в таблице.

Зоопарк города Дарвина в Австралии собирается закупить четыре вида пингвинов: императорского, королевского, очкового и галапагосского. Но прежде чем совершить такую дорогостоящую покупку, необходимо изучить оценить - смогут ли эти пингвины жить в Австралии. Составьте рекомендации зоопарку по покупке пингвинов.

IV. Соответствие структуре: 

1.     описание ситуации, содержащей проблему

Нет

Да

2.     в описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности

Нет

Да

3.     задание (или несколько заданий)

Да

Да

4.     описание конечного «продукта» (если заданий несколько, то должно быть несколько промежуточных продуктов и один итоговый)

Нет

Да

5.     решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов"

Нет

Да

6.     итоговый продукт презентуется и оценивается публично.

Нет

Да

 Таким образом, проектной задачей является Задача 2.

  1. Создание проектной задачи.

Попробуйте преобразовать предложенную задачу в проектную. Например:

Условие задачи. Для празднования юбилея лицея по выбранным макетам изготовить 100 открыток.

Является ли данная задача проектной? Нет:1) Задача содержит чёткую формулировку.  2) Результат прогнозируем и одинаков для всех .

Изменённое условие. Для празднования юбилея лицея по выбранным макетам нужно изготовить 100 открыток. Сколько денег нужно потратить вашей группе на приобретение цветной бумаги и картона, чтобы изготовить открытку по выбранному вами макету, если каждой группе необходимо изготовить 25 открыток?

Класс(ы): 3 - 4 класс

Предмет: Технология

Тема: работа с картоном и бумагой. поздравительная открытка

Связанные предметы: математика

Задачи

Условие задачи. Запишите состав чисел 15, 18, 13

Является ли данная задача проектной? Нет:1) Задача содержит чёткую формулировку.  2) Результат прогнозируем и одинаков для всех .

Изменённое условие. Дети, нам пришло письмо. “Дорогие ребята второго класса! Мы, ученики первого класса, просим вас помочь нам. Скоро мы будем изучать состав чисел. Мы знаем, что это очень трудно. А нам  тоже хочется быстро и правильно считать как вы. Помогите нам быстрее запомнить состав чисел и научиться считать правильно. Ваши первоклассники”. Нужно создать учебное наглядное пособие “Состав чисел второго десятка”.

Условие задачи. Найти периметр и площадь прямоугольника со сторонами 5 м и 4 м.

Является ли данная задача проектной? Нет, так как 1) в задаче имеются все необходимые данные для решения, их не нужно искать; 2) задача и её решение не будут восприняты учащимися как важная индивидуальная, личная для них ситуация, так как все данные отвлечённые; 3) ответ задачи прогнозируем и одинаков для всех.

Изменённое условие.  Разработайте макет спортивной площадки.

Класс(ы): 4 класс

Предмет: математика

Тема: Периметр и площадь  прямоугольника

Условие задачи. Купили 5 луковиц тюльпанов по 7 рублей  и 10  луковиц лилий по 9 рублей за штуку.Чему равна стоимость покупки?

 Является ли данная задача проектной?  Нет,  так как: 1) в задаче имеются все необходимые данные для решения, их не нужно искать; 2) задача и её решение не будут восприняты учащимися как важная индивидуальная, личная для них ситуация, так как все данные отвлечённые; 3) ответ задачи прогнозируем и одинаков для всех.

Изменённое условие. Разработайте проект благоустройства территории  школьного двора (предложите вариант размещения клумб), рассчитайте необходимое количество и стоимость  посадочного материала.

Класс(ы): 4 класс

Предмет:  математика

Тема: Решение составных задач на нахождение цены, количества, стоимости.

Этапы организации деятельности учащихся и учителя на уроке

  • 1-й этап – мотивационный (погружение в проектную задачу)
  • 2-й этап – деятельностный (организация и осуществление деятельности)
  • 3-й этап –рефлексивно – оценочный (презентация результатов)

Листы наблюдений.

      Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения.

       На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата. Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах решения. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных экспертизы позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе и вносить коррективы в свои педагогические действия.

Критерии оценки проектной задачи

Перед решением проектной задачи необходимо обсудить с учащимися, по каким критериям они будут оцениваться. Например:

  • соответствие утверждённому плану;
  • обоснование выбранного способа решения;
  • логичность решения;
  • убедительность выступления;
  • целостность результата;
  • творческий подход.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

     Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Материал представлен в виде презентации, где описывается опыт работы по данной теме....

Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы в условиях внедрения ФГОС

В данной статье рассматривается вопрос об использовании ИКТ на уроках в начальной школе...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Введение ФГОС внесло существенные изменения в работу учителя. В данной статье рассказывается об особенностях использования ИКТ на уроках в начальной школе, актуальности, основных направлениях работы и...

Использование проектной методики на уроках английского языка и во внеклассной работе в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например, метод ...