ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дорофеева Галина Анатольевна

Введение ФГОС внесло существенные изменения в работу учителя. В данной статье рассказывается об особенностях использования ИКТ на уроках в начальной школе, актуальности, основных направлениях работы и значении для достижения конечного результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Аннотация

Введение ФГОС внесло существенные изменения в работу учителя. В данной статье рассказывается об особенностях использования ИКТ на уроках в начальной школе,  актуальности, основных направлениях работы и значении для достижения конечного результата.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. В  рамках  Концепции  новых  ФГОС  говорится: «целью и смыслом современного  образования  является  развитие  личности». Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для ее реализации  возникает необходимость применения в практике работы учителя информационно-коммуникативных технологий.

Почему уроки с применением ИКТ особенно актуальны в начальной школе? Ученики младших классов (дети 7-10 лет) имеют наглядно-образное мышление. А это значит, в процессе восприятия нового надо вовлекать не только слух, но и зрение, эмоции, воображение. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда» - гласит древняя мудрость. Её подтверждают и современные исследования:  в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала, ½  часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Применение ИКТ на уроках в начальных классах помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным и позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями.

В начальной школе можно использовать информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, занятий по внеурочной деятельности и др. Ребенок становится  активным, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Но важно помнить, что ИКТ должно выступать как вспомогательный элемент, а не основной. Работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Так, например, при создании презентации к уроку надо помнить:

  • на каждом слайде должно быть не больше двух картинок;
  • размер шрифта должен быть не менее 24-28 пунктов;
  • нельзя загромождать слайд большим количеством информации;
  • вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: неяркий фон, название, размер, шрифт, цвет и толщина линий и т.п.)

Кроме того, важно помнить, чтобы работа с использованием ИКТ длилась не более 10-15 минут за урок.

Итак: планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Не забывать уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Основные направления использования ИКТ в моей работе:

  • оформление основной документации в электронном виде: рабочие программы по учебным предметам, во внеурочной деятельности;
  • работа с электронным журналом, электронной почтой;
  • использование готовых мультимедийных продуктов на уроках;
  • создание методических копилок в воспитательной работе, в работе с родителями, уроков-презентаций по предметам;
  • использование сети Интернет для участия в работе профессиональных форумов, сетевых сообществ, участия в дистанционных конкурсах и конференциях разного уровня;
  • организация участия детей в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что информационно-коммуникационные технологии позволяют обеспечить:

  • положительную мотивацию обучения;
  • высокий эстетический и эмоциональный уровень урока (музыка, анимация);
  • высокий уровень дифференциации обучения;
  • эффективную организацию контроля знаний (сократить время контроля, учить навыкам самоконтроля)

Так же ИКТ позволяет рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;  формировать навыки  исследовательской деятельности; обеспечить доступ учащихся к различным информационным ресурсам.

Используемые источники:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации. – М. : Просвещение, 2010.  

Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.//kexter.ru

Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru

Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.//natalirudenko.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Материал представлен в виде презентации, где описывается опыт работы по данной теме....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях внедрения ФГОС...

Использование проектной методики на уроках английского языка и во внеклассной работе в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например, метод ...

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...