Использование проектной методики на уроках английского языка и во внеклассной работе в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
методическая разработка по иностранному языку (2 класс)

Царябина Ирина Геннадьевна

Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например, метод проектов на уроках английского языка. Результатом такого процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя английского языка готового с желанием участвовать в диалоге в современном развивающемся мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование проектной методики на уроках английского языка и во внеклассной работе в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

     В настоящее время проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка  учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС востребована в обучении, способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к  получению учащимися знаний. Проектная деятельность стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность. Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике  как за рубежом, так и в нашей стране.

Теоретическую основу опыта составляют педагогические идеи основоположника метода проектов  американского философа - идеалиста Джон Дьюи ( 1859-1952), его учеников американских педагогов Е.Пархерст и В.Кильпатрика, , которые определили основные подходы к методу проектов, обоснованно доказавших доминирование метода проектов в обучении. «Метод проектов» использовался в России в школьном и вузовском обучении в 20-х годах 20 века. Сторонники его – В.Н. Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. В зависимости от сформированных у учащихся коммуникативных умений и навыков на английском языке типы и содержание проектов варьируются. УМК «Английский  в фокусе» позволяет эффективно применять  проектную  методику , начиная со 2 класса . Её  цель состоит в том , чтобы учащиеся поняли, что от взаимоотношений людей , от умения их сотрудничать друг с другом зависит будущее нашей страны и всей планеты.

Тщательное изучение метода проектов позволило мне разработать названия проектов  в начальной школе.

В начальных классах  учащиеся выполняют следующие  типы  проектов :

Класс

Название проекта

Результативность

2

Книга-азбука на английском языке «Мои буквы !».

«My  letters!».

«Мои любимые   английские буквы!». «My   favourite   English letters!».

Участие в выставке книг-азбук

 « Мои буквы !».

Внеклассное мероприятие «Праздник английского алфавита»,

КВН  « Весёлая английская школа»

2

« Мои животные !»

« My animals !»

Участие в конкурсе  рисунков любимых животных разных видов

2-3

«My family !».

« Моя семья !».

Участие в конкурсе проектов, рисунков на тему : « Моя семья !»

2

Украшение ёлочки

Участие в конкурсе на лучшее украшение ёлочки ( Темы : « Цвета»,

« Игрушки,  ёлочные украшения»)

2

Одень куклу

Участие в конкурсе – показе одетой куклы из бумаги. Рассказ о том, что и почему выбрали, кто что вырезал и

надел на куклу.

2

Давай сделаем маску !

Участие в конкурсе масок для разыгрывания диалогов

2

«Мой дом!»

« My  home !»

Участие в конкурсе на тему : « Мой дом!»

2

« Моя любимая еда!»

« My favourite  food!»

Участие в конкурсе рассказов на тему: « Моя любимая еда!»

2

«Моя любимая игрушка!»

« My favourite  toy!»

Участие в конкурсе рассказов  на тему : « Моя любимая игрушка!»

3

«Menu».

Меню.

Участие в выставке с презентацией составленного меню.

3

«A Happy New Year !

Merry Christmas !»

«С Новым годом!

С Рождеством !»

Участие в конкурсе на лучшее поздравление на новогодней игрушке.

Участие в конкурсе на лучшее исполнение рождественских песен.

2-4

Поздравительная

открытка

(Новый год,

14 февраля-

День святого Валентина, День защитника Отечества, 8 Марта)

Участие в выставке ( экспозиции) лучших проектов , конкурсе поздравительных открыток.

Предъявление : показ открытки- книжечки с рассказом, какой выбрали праздник, что это за праздник и какие атрибуты нужны для этого праздника.

3

Поздравительная

открытка

« Happy Birthday to you!».

 « С днём рождения ! «

Участие в выставке открыток на тему : «С днём рождения».

Исполнение песен и стихотворений , посвящённых дню рождения.

3

« Моя школа!»

« Let’s write a letter  about your  school!»

Участие в конкурсе проектных работ на тему : « Моя школа!»

3

«Моя рождественская ёлка!»

«My Christmas  tree !»

Участие в выставке рождественских ёлок

3

« Моя счастливая семья!»

« My happy  family!»

Участие в конкурсе рассказов о семье

4

Мой лучший друг!

« My best  friend !»

Участие в конкурсе рассказов о своём лучшем друге

4

Кем я хочу быть ?

Участие в защите презентаций на тему : « Кем я хочу быть ?»

4

В зоопарке !

« At  the  zoo !»

Участие в конкурсе на лучший рассказ « В зоопарке!»,

« Моё любимое животное»

4

Программа мероприятий ко Дню города Нижний Новгород

Участие в конкурсе проектов по составлению программы мероприятий ко дню города

4

« We’ll visit fairy land next holidays !»

Участие в конкурсе писем на лучший рассказ о предстоящих каникулах в волшебной стране.

4

Давай напишем

сказку

« Let’s write a fairy tale!».

Участие  в конкурсе на лучшее представление  сказки , иллюстраций к сказке

4

Лучший день в году

Участие в конкурсе рассказов о лучшем дне в году ( использование фотографий , рисунков)

4

« Цветок желаний»

Участие в конкурсе на лучший

« Цветок желаний».

Выставка работ учащихся ( изготовление картинки « Цветок желаний» ( сказка « Цветик-семицветик» по шаблону обводятся и приклеиваются 7 лепестков цветка и сердцевина. Делаются надписи желаний( по 1 желанию на 1 лепесток). На каждом лепестке дети пишут своё желание, о котором рассказывают во время презентации.

Выступление с сообщением о своём желании: назвать его и ответить на вопрос: почему ты выбираешь это желание?

4

« Любимый бутерброд»

Защита « Чей рецепт бутерброда правильный?»

Конкурс рецептов приготовления любимого бутерброда с указанием состава необходимых продуктов

4

«Удивительное путешествие в страну  «Скороговорок»

Защита презентации « Удивительное путешествие в страну «Скороговорок».

Участие в конкурсе рисунков , плакатов, слайд-шоу, web- сайта, газеты, сборника « скороговорок».

4

«Diploma».

Диплом.

Рассказ о себе, семье, питомце, комнате, доме, квартире,

любимом виде спорта, любимом времени года, каникулах, о школе и уроках английского языка, о России и Великобритании.

Метод проектов обладает большим воспитательным воздействием. Он развивает ответственность   и умение доводить начатое до конца. Обучающиеся в рамках проекта находят информацию в различных источниках : в справочниках, учебниках, ресурсах интернета и т.д. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и позволяет создать творческую и исследовательскую атмосферу. Реализация проекта - уникальная возможность социализации обучающихся , где могут проявить себя абсолютно все. Даже самый слабый в языковом плане и менее активный в психологическом плане  ученик имеет возможность проявить фантазию, творческую активность и самостоятельность , участвуя в проектных заданиях. Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и так далее. Представление (презентация) и защита проектов в начальной школе – это красочное представление, проекты  в « картинках». Каждый ученик ( или группа) объясняет актуальность своего проекта, излагает свою точку зрения по решению проблемы. В начальных классах ведущими видами проектной деятельности являются творческий, ролево – игровой . Элементы исследовательского и предметно-содержательного характера также применимы. Работа над проектами имеет своё продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. Я пришла к выводу, что данный метод, несомненно, способствует повышению мотивации изучения английского языка и формированию индивидуальных и творческих способностей. Для подведения итогов проекта провожу  «круглый стол». Учащиеся дают оценку форме , содержанию, оригинальности представления. Для меня особенно важно, насколько проблема задевает самого учащегося , какое происходит движение в его душе.

К творческим  проектам относятся : альбом, самодельные книги и журналы, стенная газета, сценарии различных праздничных шоу. Например, после  изучения алфавита учащимся  2 класса  предлагается сделать  книгу-азбуку на английском языке « Мои буквы!». Дети пишут  английские  заглавные и строчные буквы алфавита  и слова, которые начинаются с этих букв на альбомных листах. Дети пользуются цветными карандашами, фломастерами. Второклассники  принимают участие  в проекте « Моя любимая еда!», иллюстрируют его картинками или своими рисунками, пишут рассказ. При выполнении проекта « Давай сделаем маску!» дети использую рабочую тетрадь , приложение портфолио ( Portfolio Sheets and  Craftwork Sheets) к учебнику « Английский в фокусе»  для 2 класса . Школьники отрезают по пунктирной линии шаблон маски, вырезают её, раскрашивают и прикрепляют на реечку или карандаш. Маску используют на уроках и во внеклассной работе для разыгрывания диалогов.

К праздничным дням обучающиеся  3 класса создают поздравительные открытки (День рождения, Новый год, 14 февраля ,8 марта ) .  Дети любят подбирать материал на тему : « Особенности празднования Нового года в Великобритании и России», « Традиции празднования Рождества в Великобритании и России» , вспоминают традиционные песни, которые люди поют, празднуя Новый год и Рождество. Третьеклассники используют в своей работе рабочие тетради , приложение портфолио ( Portfolio Sheets and  Craftwork Sheets) к учебнику « Английский в фокусе»  для 3 класса . Школьники отрезают по пунктирной линии страницу « Merry  Christmas , everybody!». Они вырезают изображение ёлки по контуру, а также игрушки и коробки с подарками. Изображения коробок и игрушек учащиеся приклеивают на ёлку а также пишут имена тех, кому будут предназначены новогодние подарки. В классе  дети  принимают участие в выставке рождественских ёлок. Им нравится поздравлять друг друга поздравительными открытками в праздничные дни , в день рождения на английском языке. Школьники находят материал о том, как в Великобритании дети отмечают свой день рождения, организуют выставку открыток, сделанных учащимися.

Четвероклассники с удовольствием принимают участие  в проектной работе на тему: « Мой лучший друг!».  Дети используют в своей работе рабочие тетради , приложение портфолио ( Portfolio Sheets and  Craftwork Sheets) к учебнику « Английский в фокусе»  для 4 класса . Школьники отрезают по пунктирной линии страницу « Мой лучший друг!», приклеивают фотографию или рисуют рисунок лучшего друга в выделенном поле и пишут рассказ о своём друге. При выполнении проектной работы на тему : « Кем я хочу быть ?» учащиеся пишут о том , кем они хотят быть и почему? Дети красиво оформляют работы , сопровождают их рисунками или фотографиями , выполняют презентацию. Особый интерес у четвероклассников вызывает проект « В зоопарке!», « Моё любимое домашнее животное». Дети подбирают информацию о животных, заповедниках России, Всемирном фонде дикой природы.  На уроках провожу беседы с учениками о животных, которые нуждаются в охране, о том, как люди могут помочь животным. Особый интерес вызывает у четвероклассников участие в проектной работе по составлению программы мероприятий ко Дню города. Проектная работа выполняется как индивидуально, так и в группах. В 4 классе детям нравится принимать участие в конкурсе проектов написания сказки. Учащиеся читают свою сказку, разыгрывают её с помощью пальчиковых кукол.

К исследовательским проектам я привлекаю детей через формы анкетирования. Например, во время изучения темы « Еда», « Продукты», « Покупки в магазине» « Еда в разных странах» провожу анкетирование «Что любят дети есть в России и Англии ?» , « Почему вредно есть много сладкого». На уроках использую картинки с изображениями продуктов, карточки с названиями продуктов и изображения ценников.

При изучении темы « Одежда» провожу анкетирование  « За и против школьной формы». Ролево – игровые проекты  - театрализованные проекты , например , постановка сценок, которые создают прекрасные условия для овладения языком .В процессе работы я убедилась , что использование метода проектов позволяет формировать в процессе самостоятельной и групповой работы индивидуальное восприятие мира , использовать английский язык как средство познания и общения.

В ходе бесед с учителями английского языка  мне удалось проследить позитивное отношение коллег к  проектной методике как педагогической  технологии. Среди положительных факторов были названы развитие познавательных интересов школьников, а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам .

Результативность опыта : стабильные результаты педагогической деятельности.

Результатом педагогической деятельности  является то, что  учащиеся имеют достаточно глубокие знания по предмету, 100 % успеваемость в каждом классе.

Результаты  административных контрольных работ показывают глубокие и прочные знания учащихся.

Годы

Количество учащихся, обучаемых данным преподавателем

Качество знаний, %

Уровень обученности , %

2016-2017

135

80 %

100 %

2017-2018

131

82 %

100 %

Опыт приемлем для творчески работающего учителя, имеющего определённый опыт педагогической практики и в совершенстве владеющего содержанием программы по  английскому языку.

Адресная направленность опыта:

Данный педагогический опыт может быть использован учителями иностранных языков для эффективного формирования социокультурной компетенции школьников при использовании методики проектной деятельности. Использование проектной методики позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для учащихся. Идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию в учебной деятельности и различный уровень подготовки.

Оптимальность опыта состоит в том, что требует минимальных трудозатрат для подготовки со стороны учителя и учащихся, но по их желанию учитель может превратить урок в праздник. Опыт доступен в освоении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Введение ФГОС внесло существенные изменения в работу учителя. В данной статье рассказывается об особенностях использования ИКТ на уроках в начальной школе, актуальности, основных направлениях работы и...

Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школев условиях внедрения ФГОС»...