Программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности" 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности" 4 класс составлена на основе требований ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_deyatelnosti1.docx | 43.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Городского округа Подольск
Согласовано Зам. дир. по УВР ___________ Куликова Л.А. «29» августа 2018 г. | Утверждено: Директор МОУ СОШ № 17 _____________ Е.П.Митина Приказ № 306 от 30.08.2018 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Мир деятельности»
Класс - 4 «А»
Учебных недель - 34
Количество часов в год -34
Составитель: Кувыкова Н.В.
учитель начальных классов
высшей категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 30.08.2018
2018-2019 учебный год
2018 г.
Аннотация
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» социального направления составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Курс «Мир деятельности» предназначен, прежде всего, для учителей начальной школы, реализующих ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), он сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться».
На изучение программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Диагностическая база
В соответствии с целями надпредметного курса «Мир деятельности», система диагностики результатов его изучения направлена на выявление уровня освоения каждым учеником и классом в целом формируемых в данном курсе УУД.
В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:
1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;
2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.
Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных умений ребенка.
Прежде всего, это знания о способах выполнения универсальных действий, без которых, как отмечалось выше, надежное формирование любых умений невозможно. Поэтому, естественным образом, в систему мониторинга метапредметных умений мы включаем контроль знания детьми способов выполнения универсальных учебных действий.
Однако знание само по себе не гарантирует того, что ребенок сможет его применить. Поэтому детям предлагаются специально разработанные практические работы, где они должны проявить умение выполнять изученные УУД.
Вместе с тем, правильное выполнение одного практического задания может иметь случайный характер. Оценка будет более точной, если она коррелирует с систематическими наблюдениями учителя и родителей за соответствующими универсальными умениями детей. Поэтому в комплексный мониторинг включены и эти показатели.
Устойчивость личностных качеств, ценностных установок и метапредметных умений школьников значительно больше влияет на жизненный успех и развитие общества в целом, чем простые знания детей по предметам. Поэтому в систему комплексного мониторинга результатов обучения включены показатели уровня владения учителем ТДМ (насколько системно ученик тренирует свои деятельностные умения на предметных уроках), а также сами установки и принципы взаимодействия с ребенком, как учителя, так и родителей (насколько полученные детьми метапредметные знания и умения подкрепляются жизненной практикой).
При формировании у учащихся метапредметных умений и личностных качеств большое значение имеет также психологическое состояние детей. Поэтому разработанную систему диагностики мы рекомендуем проводить в корреляции с результатами психологических исследований по системе, разработанной в Центре СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО.
В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:
тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
психологическое исследование.
Формы организации занятий:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки построения системы знаний;
уроки развивающего контроля.
Результаты освоения курса
«Мир деятельности», 4 класс
Основные требования к метапредметным результатам к концу
четвертого года обучения
Знать два основных этапа учебной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при открытии нового знания под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.
Иметь представление о правилах мотивации себя к учебной деятельности, опыт их выполнения.
Иметь представление об основных областях применения знания в науке и жизни, опыт установления связей между новым и имеющимися знаниями по предмету, опыт выявления межпредметных связей и возможностей применения нового знания в различных жизненных ситуациях.
Знать алгоритм подведения итога работы собственной учебной деятельности, уметь его выполнять.
Знать два основных этапа коррекционной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Приобрести опыт осознанного осуществления данных шагов при коррекции своих затруднений под руководством учителя, а также опыт самооценки выполнения этих шагов.
Знать алгоритм самостоятельного выполнения задания, уметь его применять.
Иметь представление о проекте и проектной деятельности, уметь выполнять основные этапы проектирования под руководством учителя.
Знать основные правила сотрудничества, приобрести опыт их применения в совместной работе со сверстниками.
Знать основные правила ведения дискуссии, приобрести опыт их применения, уметь строить дискуссию со сверстниками.
Иметь представление о правилах поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Иметь представление о правилах поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Иметь представление о цивилизованном способе выхода из конфликтной ситуации в ходе общения, понимать способ создания договоренностей и приобрести опыт его применения.
Иметь представление о способе поиска информации, приобрести опыт его применения.
Знать основные правила подготовки пересказа текста, уметь их применять.
Иметь представление об алгоритме классификации объектов, приобрести опыт его применения.
Иметь представление о действии по аналогии, приобрести опыт его применения.
Иметь представление о саморазвитии как общемировой ценности жизни, приобрести позитивный опыт развития своей личности в выбранных направлениях.
Уметь принимать каждого ученика в коллективе как личность, терпимо и уважительно относиться к его качествам, поступкам и суждениям.
Иметь представление о качестве личности «самокритичность», которое помогает ученику успешно учиться: приобрести позитивный опыт его проявления в учебной деятельности.
Содержание тем учебного предмета
Организационно-рефлексивная линия (6 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации к учебной деятельности, включения в систему знаний и рефлексии учебной деятельности. Особое внимание уделяется формированию умения строить и реализовывать проекты в урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с основными этапами выполнения проекта и выясняют, что на уроках открытия нового знания они фактически выстраивают проект выхода из затруднения, возникающего при выполнении пробного действия; также учатся пользоваться построенным алгоритмом во внеурочной деятельности как индивидуально, так и в группах. Осуществляется подготовка к включению учащихся не только в проектную, но и в учебно-исследовательскую деятельность. Данное требование ФГОС будет реализовано в полной мере позднее в основной школе. Для всех вводимых понятий учащиеся строят соответствующие способы действий (правила, алгоритмы, …), а затем системно применяются их в ходе предметных уроков и во внеурочной деятельности.
Систематизируются знания о коррекционной деятельности. Ученики обобщают изученные алгоритмы самопроверки и исправления ошибок. Данное умение имеет принципиальное значение для качественного усвоения предметных знаний, которое остаётся одной из важных образовательных целей ФГОС.
Я учусь с радостью. Мотивация к учебной деятельности. Личностное самоопределение.
Как самостоятельно выполнить и проверить задание.
Учусь делать проект. Основные этапы проекта: замысел, реализация и защита проекта. Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Новое знание – часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Где и как я могу использовать новое знание?»
Учусь подводить итог работы. Алгоритм проведения рефлексии учебной деятельности.
Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся. У учащихся формируются основы культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Ученики знакомятся с правилами ведения дискуссии и приобретают опыт их применения. Уточняются правила командной работы (правила сотрудничества). Учащиеся знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: «критик» и «организатор», фиксируют их цели и основные правила выполнения данных ролей при общении. При этом роль «организатора» в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильные стороны каждого ученика, а также умении договариваться. Это даёт возможность спокойно и грамотно выходить из конфликтных ситуаций в общении.
Что такое сотрудничество. Основные правила сотрудничества. Как добиться успеха в коллективной работе. Мой вклад в работу группы.
Роль критика в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила конструктивной критики.
Что такое дискуссия. Основные правила ведения дискуссии.
Как научиться договариваться. Алгоритм выхода из конфликта.
Роль организатора в структуре коммуникативного взаимодействия. Цель организатора и шаги по достижению этой цели.
Познавательная линия (4 часа). Большое внимание уделяется работе с информацией. Школьники учатся различным способам поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), учатся выбирать необходимую информацию, готовить пересказ текста. Расширяется представление о новых операциях – классификация и аналогия − и о способах развития своего мышления как инструмента познания. Продолжается формирование представлений о способах исследования. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.
Учусь искать информацию. Способы поиска информации.
Учусь работать с текстом. Как подготовить пересказ текста.
Учусь классифицировать. Алгоритм классификации объектов.
Действую по аналогии. Алгоритм действий по аналогии.
Ценностная линия (3 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Ученики рассматривают такое понятие как «саморазвитие», определяют его значимость в жизни людей. Выделяют направления для собственного развития, ставят личностно значимые цели и учатся их достигать. Большое внимание уделяется уважительному отношению к окружающим, то есть принятию их суждений, качеств, поступков. Рассматривается такое важное качество для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни как «самокритичность», раскрываются способы формирования у себя этого качества.
Ценности нашей жизни: саморазвитие. Основные направления для саморазвития.
Ценности нашей жизни: уважение и терпимость к другим.
Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.
Обобщение и систематизация знаний (2 часа).
Диагностика (4 часа).
Закрепление (10 часов).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Сроки планируемые | Сроки корректировка |
I четверть (8 часов) | |||
1 | Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие» | 03-07 сент. | |
2 | Урок диагностики знаний № 1 (входное тестирование) | 10-14 сент. | |
3 | Тема: «Я учусь с радостью» | 17-21 сент. | |
4 | Тема: «Как самостоятельно выполнить задание» | 24-28 сент. | |
5 | Тема: «Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим» | 01-05 окт. | |
6 | Тема: «Учимся дружно. Сотрудничество» | 08-12 окт. | |
7−8 | Закрепление (2 урока) | 15-26 окт. | |
II четверть (8 часов) | |||
9 | Тема: «Учусь искать информацию» | 06-09 нояб. | |
10 | Тема «Учусь работать с текстом» | 12-16 нояб. | |
11 | Тема: «Учусь классифицировать» | 19-23 нояб. | |
12 | Тема: «Учусь действовать по аналогии» | 26-30 нояб. | |
13-14 | Тема: «Учусь делать проект» | 03-14 дек. | |
15-16 | Закрепление (2 урока) | 17-28 дек. | |
III четверть (10 часов) | |||
17 | Тема: «Учимся дружно. Я − критик» | 14-18 янв. | |
18 | Тема: «Личностные качества. Самокритичность» | 21-25 янв. | |
19 | Тема: «Учимся дружно. Дискуссия» | 28 янв.- 01 февр. | |
20 | Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться» | 04-08 февр. | |
21 | Тема: «Учимся дружно. Я − организатор» | 11-15 февр. | |
22 | Тема: «Новое знание – часть целого мира» | 18-22 февр. | |
23 | Тема: «Учусь подводить итог работы» | 25 февр. – 01 март. | |
24-26 | Закрепление (3 урока) | 04-22 март. | |
IV четверть (8 часов) | |||
27 | Урок диагностики знаний №2 (итоговое тестирование) | 01-05 апр. | |
28-29 | Урок диагностики умений № 1–2 (практические работы) | 08-19 апр. | |
30 | Тема: «Я ученик. Мои сильные стороны как ученика» | 22-26 апр. | |
31-32 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей) (2 урока) | 29 апр. – 10 мая | |
33–34 | Закрепление (2 урока) | 13-24 мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Программы ФГОС внеурочная деятельность 1 класс (2012-2013 уч.год)
Представляю Вашему вниманию: 4 программы внеурочной деятельности ( час здоровья, социальная деятельность, проектная деятельность, предметная деятельность ) для учащихся 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Программа по внеурочной деятельности 2 класс.
Программа по внеурочной деятельности, тематическое планирование 2 класс....