Программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная школа Ивачевский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Куккуяново
Рабочая программа по внеурочной деятельности
на 2012-2013 учебный год
Направление внеурочной деятельности : художественно-эстетическое
Наименование внеурочной деятельности : «Умелые руки»
Форма организации : кружок
Класс: 1 и 2
Общее количество часов: 1 кл. – 32 ч, 2кл. - 34ч.
Количество часов в неделю: 1 кл. – 1ч , 2 кл. – 1ч.
Учитель : Гареева Ольга Егоровна
Ивачево - 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов
Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения внеурочной работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы
Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
1 год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами. 3.Научить применять инструменты и приспособления. 4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами. 5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги. 6. Обучить выполнению швов «через край», «петельный» 7. Познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани. 8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина. |
Развивающие | 1.Расширять художественный кругозор. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать внимание, память |
Воспитательные | 1.Воспитывать усидчивость, аккуратность. 2. Адаптировать детей к школе. 3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. |
2 год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями . 3. Научить выполнять «потайной» шов. 4. Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков. 5. Обучать художественному моделированию из бумаги. 6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала. |
Развивающие | 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость. 3.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся. |
Воспитательные | 1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку. 2. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности. |
3 год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями. 3. Научить выполнять швы «козлик», «узелок». 4. Познакомить с техникой бисероплетения. 5. Обучать приемам конструирования поделок из природного материала. 6. Познакомить с приемами художественного моделирования из бумаги. |
Развивающие | 1.Развивать интерес к истории родного края, его культуре. 2. Развивать творческую инициативу, смекалку. 3. Развивать память, воображение, мышление. |
Воспитательные | 1. Воспитывать трудолюбие, 2. Формировать коммуникативные способности личности ребенка. 3.Воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам. |
4 год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями. 3. Обучать бисероплетению. 4. Обучать конструированию поделок из бумаги и бросового материала. 5. Познакомить с основами росписи по дереву. 6. Познакомить с основами выполнения работ в технике монотипии. 7. Обучать соединительным швам «простой соединительный», «соединительный шов на основе петельного» |
Развивающие | 1. Развивать память, любознательность, волю, воображение и фантазию. 2. Развивать эстетический вкус. |
Воспитательные | 1. Воспитывать эстетический вкус. 2. Воспитывать чувство гордости за свой выполненный труд. 3. Формировать потребность в саморазвитии. |
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 -10 лет, на 4 года обучения: 1кл.-32ч., 2-4кл.-34 часа в год, 1 раза в неделю.
Рекомендуемое количество учащихся в группе 12-16 человек.
Планируемые результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов;
- применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- выполнять работу, используя художественные материалы;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
- применение пастели и бисера в окружающем мире.
уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать их
по назначению;
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,
из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- изготовлять изделия из бисера.
К концу 4 года обучения учащиеся должны
знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение линогравюры, монотипии, туши;
- применение чеканки в жизни;
- способы и приемы обработки различных материалов.
уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку,
эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике рисования;
- самостоятельно выполнять чеканку;
- контролировать правильность выполнения работы.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 2 | 1 | 3 |
2 | Работа с природным материалом. | 0 | 6 | 6 |
3 | Работа с бумагой и картоном | 1 | 9 | 10 |
4 | Работа с тканью | 2 | 4 | 6 |
5 | Работа с пластилином. | 2 | 4 | 6 |
6 | Итоговое занятие | 1 | ||
7 | 24 Итого | 32 |
Содержание программы 1 года обучения ( 32 часа)
1 класс
1. Вводное занятие (3час).
Рассказ о работе творческой мастерской, демонстрация образцов поделок. Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности.
Инструктаж по ТБ во время экскурсий в лес. Экскурсия в осенний лес Сбор природного материала.
2. Работа с природным материалом (6 часов).
Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Экспериментирование путём сочетания природных материалов с другими видами материалов. Поиск учащимися новых сочетаний: шишек, каштанов, орехов, листьев, травы, веток. Показ возможных вариантов готовых поделок.
3. Работа с различными тканями (6 часов).
Понятие о ткани. Общие представления о сырье и получении тканей. Виды тканей по происхождению волокон: из хлопка, льна, шерсти животных, шелковых и искусственных нитей. Свойства ткани. Народные традиции в изготовлении изделий из ткани. Знакомство с изготовлением салфеток, фартуков.
Освоение безопасных приемов работы с ножницами и клеем;
4. Работа с бумагой и картоном (10 часов).
Знакомство с элементами графической грамоты: чертёж, эскиз, шаблон. Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев. Оформление поделок.
Изготовление аппликации по образцу.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
5. Работа с пластилином (7 часов).
Знакомство с разными видами лепки (предметной, декоративной, сюжетной, лепкой по замыслу). Общие сведения о свойствах пластилина. Отработка способов и приёмов лепки. Лепка плоскостных и объёмных форм. Составление сюжетов, композиций.
Лепка людей, животных, овощей (по образцу). Пластилиновая аппликация на картоне . Лепка по замыслу детей.
7. Итоговое занятие (1 час).
Теоретические сведения
Подведение итогов. Организация и проведение школьной выставки – поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 0 | 1 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 1 | 7 | 8 |
3 | Работа с тканью, мехом | 1 | 7 | 8 |
4 | Работа с природным материалом. | 0 | 6 | 6 |
5 | Работа с пластилином | 0 | 4 | 4 |
6 | Художественное творчество | 1 | 5 | 6 |
7 | Итоговое занятие | 0 | 1 | 1 |
4 | 30 Итого | 34 |
Содержание программы 2 года обучения (34 часа)
Во втором классе распространяется обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
1.Введение (1 час).
- Введение в образовательную программу I года обучения.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- Работа с бумагой и картоном (8 часов).
- Виды бумаги и картона.
- Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)
- Знакомство с техникой «мозаика»
- Мозаика «Воспоминание о лете»
- Изготовление аппликаций «Осенний лес, «Ракета летит на Луну».
- Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей
- Вырезание снежинок
- Работа с тканью, мехом(8 часов).
- Знакомство с профессией швеи
- Техника выполнения шва «потайной». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Тренировочные упражнения
- Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка
- Изготовление сувениров из меха (брелок, заколка
- Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная)
4.Работа с природным материалом (6 часов).
- Изготовление композиций из засушенных листьев
- Изготовление животных из шишек
- Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа)
- Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев)
5.Работа с пластилином (4 часа).
- Лепка людей, животных по образцу
- Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу)
- Лепка по замыслу детей
6.Художественное творчество (6 часов).
- Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши .Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся
- Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края:
«Летом в лесу» .«На реке Вороне» ,
«Мой сад» ,
«Ромашковая поляна» ,
7. Итоговое занятие (1 час).
Выставка творческих работ
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 0 | 1 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 0 | 6 | 6 |
3 | Работа с тканью, мехом | 1 | 7 | 8 |
4 | Художественное творчество | 0 | 6 | 6 |
5 | Работа с бисером | 1 | 6 | 7 |
6 | Работа с природным материалом | 0 | 5 | 5 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
4 | 30 Итого | 34 |
Содержание программы 3 года обучении (34 часа)
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.
Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
1.Вводная беседа (1 час).
- Введение в образовательную программу 3 года обучения
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
2.Работа с бумагой и картоном (6часов).
- Изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета)
- Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями)
- Аппликации по желанию детей
3.Работа с тканью, мехом (8 часов).
- Из истории мягкой игрушки.
- Знакомство с профессией портной.
- Техника выполнения швов «козлик», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок»
- Изготовление настенного кармашка для мелочей
- Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок» 4.Художественное творчество (6 часов).
- Техника рисования пастелью. Тренировочные упражнения Работа пастелью: «Зимний пейзаж» « Весенний цветок» , «Лунная дорога», работа по замыслу .
5.Работа с бисером (7 часов).
- Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.
- Пробные плетения
- Плетение колец
- Плетение браслетов – «фенечек» из бисера .
6.Работа с природным материалом (5 часов)
- Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве. Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др.
- Изготовление коллективной поделки по замыслу.
7. Итоговое занятие (час).
Выставка творческих работ
Учебно-тематический план 4 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 1 | 0 | 1 |
2 | Работа с бисером | 1 | 5 | 6 |
3 | Работа с тканью, мехом | 0 | 6 | 6 |
4 | Работа с бумагой и бросовым материалом | 1 | 7 | 8 |
5 | Роспись по дереву | 1 | 5 | 6 |
6 | Художественное творчество | 0 | 6 | 6 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
5 | 29 Итого | 34 |
Содержание программы 4 года обучения (34 часа)
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.
Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.
1.Введение (1 час).
- Введение в образовательную программу 4 года обучения
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
2.Работа с бисером (6 часов).
- Просмотр видеофильма «Красота из бисера»
- Плетение брошек (работа по схемам)
- Плетение ажурных браслетов
3.Работа с тканью, мехом (6 часов).
- Техника выполнения швов «простой соединительный», «соединительный на основе петельного шва». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья
- Технология изготовления и шитье мягких игрушек «Собачка» (4 часа)
«Кит» (уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала).
4.Работа с бумагой и бросовым материалом (8 часов).
Лес – наше богатство. Слайдовая презентация и фотоколлаж.
Технология изготовления шкатулок из открыток (подбор открыток,
изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом,
сбор шкатулки) Технология и изготовление поделок из пластиковых стаканчиков, картонных коробок, фантиков, бутылочных крышек и др.
5.Роспись по дереву (6 часов).
- Технология росписи по дереву, показ образцов, иллюстраций.
Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.
- Пробное рисование набросков росписи на листе
- Роспись по дереву (на разделочных досках): виды природы, достопримечательности родного края
6.Художественное творчество (6 часов)
- Выполнение работ в технике монотипии. Тренировочные упражнения (3 часа)
- Работа по замыслу (3 часа)
7.Итоговое занятие (1 час).
Творческий отчет, выставка.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы | Приемы |
Объяснительно- иллюстративные | Рассказ, показ, беседа |
Репродуктивные | Практические занятия |
Эвристические | Творческие задания |
Ожидаемые результаты.
- Укрепление физических и психологических сил детей.
- Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
5. Формирование способности применять теоретические знания на практике
Оценка результатов работы
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Литература для учителя:
- Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
- Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
- Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
- Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
- Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
- Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
- Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
- Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
- Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
- Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.
- Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
- Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.
- Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.
Литература для обучающихся
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
- Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,200
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Тема занятий | Всего кол.ч. | Кол.час. | Оборудование | Универсальные учебные действия | Дата | ||||||||
теория | практика | По плану | Факт. | |||||||||||
1 | Знакомство с содержанием работы.. | 1 | 1 | Учебник по технологии. | Принимать и сохранять учебную задачу; ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · планировать свои действия в соответствии споставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; наблюдать объекты природы; оценивать конкретные примеры поведения в природе. | |||||||||
2 | Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала для занятий. | 1 | 1 | |||||||||||
3 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» | 1 | 1 | Готовые поделки школьников. | ||||||||||
Поделки из природного материала (6ч..) | ||||||||||||||
4-5 | Поделки из природного материала: «Осень в лесу». | 2 | 0 | 2 | Осенние листья, шишки, орехи, плас- телин. | Познавательные: ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Коммуникативные: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; _- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций и сотрудничестве; | ||||||||
6-7 | Поделки из природного материала: «Животные.» | 2 | 0 | 2 | Шишки, орехи, плас- телин,веточки деревьев. | |||||||||
8-9 | Работа с перьями птиц.. Аппликация птицы из перьев | 2 | 0 | 2 | Перья птиц, клей,кар- тон,пластелин. | |||||||||
Работа с бумагой (10ч) | ||||||||||||||
10-11 | Свойство бумаги. Аппликация « Осеннее дерево». | 2 | 1 | 1 | Цветная бумага,клей, ножницы, белый картон. | Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу;учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета Коммуникативные:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций и сотрудничестве; | ||||||||
12 | Аппликация «Кораблик». | 1 | 0 | 1 | Цветная бумага,клей, ножницы, белый картон. | |||||||||
13 | Аппликация «Овощи». | 1 | 0 | 1 | Цветная бумага,клей, ножницы, белый картон. | |||||||||
17 | Аппликация «Снеговик». | 1 | 0 | 1 | Цветная бумага,клей, ножницы, белый картон. | |||||||||
18 | Ёлочные игрушки из бумаги. | 1 | 0 | 1 | Цветная бумага,клей, ножницы, белый картон. | |||||||||
19 | Ёлочные игрушки из бумаги | 1 | 0 | 1 | Цветная бумага,клей, ножницы, белый картон. | |||||||||
14 | Аппликация « В гостях у сказки». | 1 | 0 | 1 | Цветная бумага,клей, ножницы, белый картон. | |||||||||
15 | Мозаика из бумаги «Морская звезда». | 1 | 0 | 1 | Цветная бумага,клей, ножницы, белый картон. | |||||||||
16 | Праздничная открытка для мамы. | 1 | 0 | 1 | Цветная бумага,клей, ножницы, белый картон. | |||||||||
Работа с тканью.(6ч.) | ||||||||||||||
20 | Экскурсия в кабинет технологии старшеклассников. Знакомство со швейными машинками. | 1 | 1 | 0 | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; | |||||||||
21 | Беседа: «Свойство ткани, виды тканей. Работа с тканью. | 1 | 1 | 0 | ||||||||||
22-23 | Изготовление салфетки. Шитьё, вышивка. | 2 | 0 | 2 | Ткань, иголка, нитки,ножницы. | |||||||||
24-25 | Шитьё. Фартук для куклы. | 2 | 0 | 2 | Ткань, иголка, нитки,ножницы | |||||||||
Работа с пластилином(6ч). | ||||||||||||||
26 | Беседа: « Пластилин – волшебник». | 1 | 1 | 0 | Поделки из пластелина. | Познавательные: ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Коммуникативные: _- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций и сотрудничестве; | ||||||||
27 | Беседа: «Дымковская игрушка» | 1 | 1 | 0 | Иллюстрации дымковской игрушки. | |||||||||
28-29 | Лепка игрушки «Звери в лесу». | 2 | 0 | 2 | Пластилин, Крахмал, краски. | |||||||||
30-31 | Знакомство с тестопластикой. «Весенний букет». | 2 | 0 | 2 | Тесто, краски. | |||||||||
32 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | ||||||||||
Итого: | 33час. |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п |
Тема занятий | Всего кол.ч. | Кол.час. | Характеристика деятельности | Дата | ||
теория | практика | По плану | Факт. | ||||
1. | Ведение | 1 | 1 | 0 | Рассказ о работе творческой мастерской, демонстрация образцов поделок. Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. | ||
Работа с бумагой и картоном | 8 | 1 | 7 | Знакомство с элементами графической грамоты: чертёж, эскиз, шаблон. Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев. Оформление поделок. Изготовление аппликации по образцу: «Осенний лес», «Ракета летит на Луну». Изготовление поздравительных открыток (по образцу). | |||
2 | Виды бумаги и картона | 1 | 1 | ||||
3 | Знакомство с техникой «мозаика» | 1 | 0 | 1 | |||
4 | Мозаика «Воспоминание о лете» | 1 | 0 | 1 | |||
5-6 | Изготовление аппликаций «Осенний лес» | 2 | 0 | 2 | |||
7 | Изготовление аппликаций «Ракета летит на Луну» | 1 | 0 | 1 | |||
8 | Изготовление поздравительных открыток | 1 | 0 | 1 | |||
9 | Вырезание снежинок | 1 | 0 | 1 | |||
Работа с тканью, мехом | 8 | 1 | 7 | Понятие о ткани. Общие представления о сырье и получении тканей. Виды тканей по происхождению волокон: из хлопка, льна, шерсти животных, шелковых и искусственных нитей. Свойства ткани. Народные традиции в изготовлении аппликации из ткани. Знакомство с различными образцами аппликации. Порядок проектирования плоской аппликации на клею. Технология кройки заготовки различных деталей аппликации из ткани. Освоение безопасных приемов работы с ножницами и клеем; ознакомление с возможным цветовым оформлением плоской аппликации на клею | |||
10 | Знакомство с профессией швеи | 1 | 1 | 0 | |||
11 | Повторение изученных способов и приёмов шитья | 1 | 0 | 1 | |||
12-14 | Шитьё мягкой игрушки «Обезьянка» | 3 | 0 | 3 | |||
15 | Изготовление сувениров из меха (брелок, заколка) | 1 | 0 | 1 | |||
16-17 | Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) | 2 | 0 | 2 | |||
Работа с природным материалом | 6 | 0 | 6 | Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Экспериментирование путём сочетания природных материалов с другими видами материалов. Поиск учащимися новых сочетаний: шишек, каштанов, орехов, листьев, травы, веток. Показ возможных вариантов готовых поделок. Сбор природного материала для работы над аппликациями | |||
18 | Изготовление композиций из засушенных листьев | 1 | 0 | 1 | |||
19 | Изготовление животных из шишек | 1 | 0 | 1 | |||
20-21 | Составление композиции «животные нашего леса» (коллективная работа) | 2 | 0 | 2 | |||
22-23 | Мозаика «весёлые узоры» (исполь.семян, камешек , листьев) | 2 | 0 | 2 | |||
Работа с пластилином | 4 | 0 | 4 | Знакомство с разными видами лепки (предметной, декоративной, сюжетной, лепкой по замыслу). Общие сведения о свойствах пластилина. Отработка способов и приёмов лепки. Лепка плоскостных и объёмных форм. Составление сюжетов, композиций. Лепка людей, животных, овощей (по образцу). Лепка по замыслу детей. | |||
24-25 | Лепка людей, животных по образцу | 2 | 0 | 2 | |||
26 | Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» | 1 | 0 | 1 | |||
27 | Лепка по замыслу детей | 1 | 0 | 1 | |||
Художественное творчество | 6 | 1 | 5 | Беседа о цветных карандашах , акварели, гуаши. Беседа о растительном мире и лесных дарах местности. Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края | |||
28 | Красота вокруг нас | 1 | 1 | 0 | |||
29-30 | Сюжетное рисование с элементами аппликации «Летом в лесу» | 2 | 0 | 2 | |||
31 | Сюжетное рисование с элементами аппликации «На реке» | 1 | 0 | 1 | |||
32 | Сюжетное рисование с элементами аппликации «Мой сад» | 1 | 0 | 1 | |||
33 | Сюжетное рисование с элементами аппликации «Ромашковая поляна» | 1 | 0 | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | Подведение итогов. Организация и проведение школьной выставки – поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ | |||
34 | Выставка творческих работ | 1 | 1 | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...
Программа Умелые руки
Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая....
Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"
Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....
Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...
Календарно - тематическое планирование по технологии для 3 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.
Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...
Календарно - тематическое планирование по технологии для 4 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.
Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...