Интегрированный урок: окружающий мир + математика "Многообразие птиц"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Марина Владимировна Изотова

На уроке учащиеся знакомятся  с экологическими группами птиц, особенностями их образа жизни, строения, питания, размножения; формируется бережное отношение к природе.

Все задания направлены на устные приёмы деления многозначного числа на однозначное число, повторение алгоритмов сложения и вычитания многозначных чисел; совершенствование умения решать составные задачи; развитие математической смекалки; творческого мышления.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_ptits.docx981.63 КБ

Предварительный просмотр:

                  Внеклассное  мероприятие

Тема: Многообразие птиц.                                  

Цели: Познакомить учащихся с экологическими группами птиц, особенностями их образа жизни, строения, питания, размножения, приспособлениями, формировать бережное отношение к природе.

Закрепить устные приёмы деления многозначного числа на однозначное число. Повторить алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел; совершенствовать умение решать составные задачи; развивать математическую смекалку; творческое мышление;

                                      Ход мероприятия

         

    Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем  крошечные,  не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

   Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.

    Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…

Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях

Перечислите признаки класса птиц  

- Чем покрыто тело птиц? (Тело покрыто перьями)

- Во что превращены передние конечности? (Передние конечности превращены в крылья)

 - Часть головы – добывающая пищу? (Клюв без зубов)

-Откуда они берут энергию? (Быстрое пищеварение)

Что вы знаете о скелете? (Облегченный скелет (полости в костях))

- К какой группе относятся по температуре тела? (Теплокровность)

Разминка

Сколько лет живёт беркут?

1. Беркут живёт 104 года, сова на 44 года меньше, а ворона в 2 раза больше, чем сова. Сколько лет живёт ворона? ( сова-60, ворона-120)

2. Высота полёта скворца – 50 метров, голубя в 2 раза больше, журавля в 45 раз больше голубя. Какова высота полёта  журавля? Во сколько раз выше летит журавль, чем скворец?

3. За 2 часа : чайка пролетит-98 км, грач – 144 км, утка – 192  км. Узнайте с какой скоростью они летят. (49 км\ч, 72 км\ч, 96 км\ч)

4. За 10 часов сорока пролетит-560 км, лебедь 880 км, орёл – 1600 км.  Определите скорость этих птиц. (56 км\ч, 88 км\ч, 160 км\ч.)

А теперь "Блиц турнир" - решаем задачи:

  1. Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок , 25 водных крыс, 6 белок. 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам? (85+25+6+3+1+1= 121)
  2. Скворец делает 200 вылетов за один день. Сколько вылетов сделает скворец за 3 дня? ( 200х 3= 600)
  3. На Земле известно 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Сколько видов кукушек строят гнёзда и честно высиживают птенцов? (80)
  4. Птица гагара ныряет на глубину 80 метров. Королевский пингвин – на глубину 220 метров. На сколько больше метров ныряет королевский пингвин, чем гагара? (220 - 80= 140)
  5. Скворец прилетает с кормом к гнезду 200 раз в день, большая синица – 330 раз. На сколько больше раз прилетает к гнезду большая синица, чем скворец? (330 – 200 = 130)      
  6. Дятел за день обрабатывает 70 сосновых шишек. Сколько шишек обработает дятел за 3 суток? (70 х 3=210)
  7. За 5 дней скворчата из одного гнезда съедают 790 майских жуков и 160 их личинок, 25 жуков-щелкунов и 12 их личинок. Сколько всего насекомых съедают скворчата за 5 дней? (790+160+25+12=987)
  8. Скорость полёта ласточки – 150 км/ч. Какой путь проделает ласточка за 3 часа? ( 150х3 =450 км)
  9. Стриж кормит птенцов 20 раз в день и приносит за день 400 насекомых. Сколько насекомых приносит стриж за один раз? (400:20=20)

Я приглашаю Вас совершить экскурсию в город «Птицеград» с целью знакомства с многообразием птиц.

Сообщения  детей о птицах.

 Работа в группах

Всех птиц можно разделить на экологические группы:

  1. По месту гнездования (кроногнездовые, кустарниковые, наземногнездящие, дуплогнездящие, норники);
  2. По способу питания (хищные, кормящиеся в воздухе);
  3. По типу питания (растительноядные, насекомоядные, всеядные, падалееды);
  4. По месту обитания (птицы леса, птицы побережий, птицы открытых пространств, водоплавающие).

В нашем городе «Птицеграде» обитают птицы всех экологических групп.

4 группы – орнитологов отправляются к местам обитания птиц разных экологических групп с целью знакомства с ними. Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.

А кто такой орнитолог? (Орнитолог — биолог, специализирующийся на изучении птиц.)

Группы:

  1. Птицы леса.
  2. Водоплавающие птицы.
  3. Птицы водоёмов и болот.
  4. Птицы-хищники

Задание 1.

Из списка птиц выбрать тех, которые относятся к вашей экологической группе.

дятел                                                                                     утка-кряква                                                                                                                                                                             утка 2дятел

                                                   

                         

гусь                                                                               серая цапля                                                                                              

гусь                                        серая цапля

Свиристель                                                                       соколсвиристель

                                       сокол

                                                                                                                                                                                                   

аист                                                                                     лебедь                                                                                                                  

аист                                                                                                                       лебедь                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

черный журавль                                                                    сова

чёрный журавль                                                          сова                                                                             

                                                                                                     поползень  

      филин                                                                                                                                                                        филин                               поползень

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                       

Остановка «Птичья столовая».

Задание: Перед вами «меню» для птиц.

Выберите пищу для птиц вашей группы.

Расскажите, чем питаются ваши птицы, где добывают пищу, какие приспособления есть к этому.

Меню: рыба, черви, семена растений, мыши, лягушки, моллюски, насекомые, растения, орехи, ящерицы, ягоды, плоды.

Восстановите цепи питания

…               …              сова,    …           …           воробей,  

 комар             лягушка             …,    ветки осины              заяц               …,

…            рыбы             …

Есть ли птицы - которые не летают?

  • Его рост 2м 60см= …..см. Сколько это см?
  • Его масса 1 ц35 кг = …кг. Сколько это кг?
  • По массе одно страусиное яйцо =18 куриным яйцам.
  • Сколько весит яйцо страуса, если одно куриное яйцо весит 90 г.
  • Чтобы сварить страусиное яйцо всмятку, потребуется 40 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 12 яиц?

В семействе пингвиновых – 18 видов. Масса самого большого вида- королевского –до 45 кг. , а хохлатого в 3 раза меньше. Чему равна масса тела хохлатого пингвина?

Охрана

В Италии для приготовления кулинарных блюд ежегодно вылавливают 40 млн. птиц; ещё 30 млн. ловят с помощью специального клея, которым обмазывают ветки деревьев и кустарников; 170 млн. пернатых гибнет от пуль и зарядов охотников. Сколько всего птиц гибнет ежегодно в Италии?

На нашей планете примерно 230 стран. Сколько птиц, в среднем,  погибает на Земле  за год?

А что может произойти на Земле через несколько лет? Как этого избежать?

В маршрутном листе запишите свои рекомендации.

 

Урок хотелось бы закончить стихотворением поэта М. Джангазиева:

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поёт весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

А вы знаете, что:

1.Куры видят все цвета радуги.

2.Глаз страуса больше, чем его мозг.

3. Страус Struthioniformes – единственная птица, имеющая мочевой пузырь.

4. При помощи клюва дятлы-самцы, барабаня по стволу дерева, передают самкам послания и предупреждения соперникам.

5. Экспериментально доказано, что, например, большие морские птицы глупыши и буревестники чувствуют запах рыбы за три километра. А вот альбатросы чувствуют запах приманки (кусок сала) аж за тридцать километров! Но морские птицы - не единственные представители пернатых, обладающих такими необычно чувствительными носами.

6.С помощью обоняния скворцы великолепно различают виды растений. А зачем им это нужно?

Оказывается, они вплетают в свои гнезда стебли тысячелистника, грубого золотарника, дикой моркови и других растений, обладающих токсичностью по отношению к бактериям и насекомым. Эти травы могут уменьшить количество паразитов в гнезде на 80 процентов!

Викторина

Кто летает быстрее: пингвин или киви? (обе не летают.)

Чем отличается журавлиный клин от утиного косяка? (косяк напоминает острый угол с равными лучами, а у клина один луч длинный, а другой короткий)

косяк напоминает острый                            

 угол с равными лучами

                                                                      клина один луч длинный,

                                                                         а другой короткий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (окружающий мир + математика) во 2 классе. Тема: "Певчие птицы. Закрепление изученного.".

На этом уроке ребята не только закрепляют умения решать примеры, уравнения, задачи изученных видов, но и получают возможность прикоснуться к тайнам природы. Выполняя математические задания, ученики уз...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Интегрированный урок: Окружающий мир, технология "Как помочь птицам зимой?"

Интегрированный урок "окружающий мир + технология", 1 класс....

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....