Тема урока: «Соломенных дел мастера». Изделия: Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам: лошадка и олень.
план-конспект урока (4 класс) на тему
Изготовление игрушек из соломы или волокнистых материалов на уроках технологии. Данный материал может быть использован для работы во внеурочной деятельности или в группе продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tehnologii_solomennyh_del_mastera.rzaeva_g.a.docx | 251.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Соломенных дел мастера».
Изделия: Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам: лошадка и олень.
Задачи урока:
1.Расширение и углубление знаний о народной культуре и магическом смысле вещей в народном быту.
2.Закрепление и совершенствование знаний приёмов изготовления игрушки из волокнистых материалов по народным образцам.
3. Воспитание уважения к культурным традициям, развитие творчества в рамках изучения канонов и правил ремесла.
Материалы, инструменты, оборудование:
У учителя:
1.Презентация.
2.Правила рабочего человека.
3.Правила работы с ножницами.
4. Нитки для перевязывания пучков. 5. Мочало.
6. Ножницы.
У учащихся:
1. Мочало.
2. Нитки для перевязывания пучков.
3.Ножницы.
Виды работ. | Ход урока | Комментарии |
1.Организационный момент. 2. О народных промыслах.
3. О декоративно – прикладном искусстве 4. Тема урока, цели урока: 5. Ответ ученика словами учебника «Технология Секреты мастеров. Н.М. Конышева 4 класс». Стр. 119.
5. Словарная работа. Толковый словарь русского языка Ожегова Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Слайд «Рисунок дерева липы» 6. Физминутка 7. Определение свойства мочала. 8. Для работы потребуются 9. Практическая работа по изготовлению основы изделия 10. План работы 11. Правила рабочего человека: 12. Техника безопасности при работе с ножницами. 13. Изготовление каркаса изделия под руководством учителя. 14. Анализ приёмов отделки изделия. 15. Для изделий из ниток и шпагата: 16. Отделка изделия, создание образа игрушки. 17. Просмотр и оценка изделий, подведение итогов урока. 18. Слайд « Лошадка и олень» 19. Магический смысл вещей в народном быту. 20.Релаксация урока и выставка работ. | Наша многонациональная страна всегда славилась своими умельцами. Кто не слышал про Левшу, который подковал блоху, и, кто не ел вкусных тульских пряников? (показ пряника) О наших народных промыслах слава разошлась по всему миру. Вот некоторые их них. Выступают дети, демонстрируя предметы народных промыслов.
5. - Я - БАТИК – РОСПИСЬ НА ТКАНИ (платочек над головой девочки ) 6. - Я - РУССКАЯ ИГРУШКА (матрёшка, богородская игрушка, дымковская) Учитель: - До сих пор нас восхищает резьба по кости: - деревянные дома и церкви 1.«Кижи» в Ленинградской области 2.«Теремной дворец Алексея Михайловича», сына первого русского царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича в селе Коломенское под Москвой, родовом имении Ивана Калиты. Ученик: Человек всегда стремился вносить в свою жизнь красоту. Предмет сначала изготавливался для употребления , а затем к нему как бы прикладывался декор (украшение).
Так возникло декоративно – прикладное искусство, к которому относятся предметы народных промыслов. Ученик: Работа из соломки – один из видов декоративно - прикладного искусства. Издавна заметили люди необычные свойства обычной соломы: её эластичность, многоцветность, переливчатый блеск, а главное, материал, который всегда был под рукой. Хлебушком кормились, а сухие стебли – солому использовали как в быту, так и для украшений, игрушек, оберегов от злых духов «Соломенных дел мастера. Изделие: Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам: лошадка и олень. Наша работа будет близка к работам мастеров – умельцев народных промыслов, а делать её будем не из соломки, а из природного материала - мочала. - Почему не из соломки? « Поскольку в наши дни соломка в городских условиях не всегда доступна, мы можем, заменить её другими волокнистыми материалами: нитками, шпагатом, мочалом. При этом будем использовать приёмы, выработанные старинными мастерами. Эти приёмы просты и доступны, в них отразилась мудрость многовековой крестьянской культуры. Слайд «МОЧАЛО» (посмотрите как пишется слово мочало - ед .ч. мочала (мочалы)- мн. ч. « Мочало – вымоченная лубяная часть молодой липы, разделённая на узкие полоски – волокна, идущие на изготовление рогожи, кулей.» «Мочало- мочалка, мочула, мочулка.» От слов мочить, мокрый, потому что мочало производится с помощью вымачивания коры в воде. В быту мочало используют для изготовления малярных и слесарных кистей, а так же для изготовления материала рогожка. - Давайте все встанем со своих мест и вспомним считалочку, в которой говорится о дереве липа, из которого получают мочало: - Заяц белый, куда бегал? - В лес липовый. - Что там делал? - Лыко драл. - Куда клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион. - Родион? Выйди вон. - Давайте вместе с вами определим свойства этого материала. Согните его. Что можно сказать? (Этот материал гибкий.) - Потяните теперь мочало. Что замечаете? (Этот материал в меру прочный.) - У мочала есть сходство с нитками и соломкой. • мочало • нитки для перевязывания пучков • ножницы Обе игрушки изготавливаются почти одинаково. Только у оленёнка ноги и шея подлиннее, чем у лошадки, а туловище короче - он более изящный. Основная форма (каркас) игрушки выполняется из трёх пучков : • пучок для головы; • пучок для шеи и передних ног; • пучок для туловища и задних ног. Лучше взять пучки чуть длиннее, излишки можно будет срезать в конце работы. Толщину пучков придётся определять на глаз. 1.Разметка 2.Раскрой 3.Сборка: 1) сборка головы; 2) сборка шеи и передних ног; 3) сборка туловища и задних ног; 4.Отделка изделия. 1. Держи рабочее место в порядке. 2 .Береги инструменты, экономь материалы. 3. Думай, как сделать работу лучше. 4. Закончил работу - убери рабочее место. 5. Главное правило - работай дружно! У детей на партах инструкционная карта «Последовательность изготовления каркаса» Лошадки, барашки и олени являются традиционными образцами народной игрушки. В разных местностях их изготавливали из самых различных материалов: лепили из глины, вытачивали из дерева, а также делали из соломки. Современные мастера, следуя народным традициям, умеют создавать удивительные по выразительности образы в соломенных игрушках и передают в них самые характерные черты и особенности облика животных». У тебя получилась основа игрушки, которую ты можешь превратить либо в сказочного огненного Сивку - Бурку, либо в стремительного, гордого оленя. Чтобы сделать гриву коню, небольшие пучки или отдельные волокна туго обматываем вокруг шеи игрушки и перевязываем ниткой. Плотно придвигаем пучки друг к другу, край гривы аккуратно подрезаем. Чтобы ноги или шея получились более стройными, их можно обмотать ниткой. Только постарайтесь делать витки ровными ритмичными. Каждый ученик работает в соответствии с замыслом, используя рекомендуемые приёмы. Учитель оказывает помощь при необходимости. Готовые изделия выставляются для просмотра. Ученики обсуждают изделия друг друга. Отмечают аккуратность и тщательность работы. Прочитай стихи. Конь бежит, земля дрожит, грива по ветру летит! Видно, то не просто конь, а небесный свет – огонь! Как корона, рога у оленя, В них и сила его, и краса, И для многих людских поколений Держит солнце олень в небесах.
Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Конь - это одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. С далёкого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нёс с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь - это образ всякой беды, демон, служащий тёмной силе. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, ЧЕРЕПА считались могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия. Время коня - конец весны. КОНИ СРАВНИВАЛИСЬ с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамичного, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудно укротима Усмирить дикого коня означает приручить саму природу. Пословицы и приметы: * Конь споткнулся на пороге – к беде. *Конь воина нюхает – к гибели. * Ржание коня – к добру, но при расставании – к долгой разлуке. Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских Рожениц, рожающих всё живое. 2 августа отмечается праздник Перуна, последний летний день, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в воду и охлаждает её. Перун связан с оленем.
-Что вам понравилось больше всего на уроке? -Что для вас было наиболее сложным? | ( слайд – ваза, чайник) слайд « Трон Ивана IV (Грозного) слайд слайд слайд ложка без росписи слайд ложка с росписью Слайды «Изделия из соломки» 1)аппликация из соломки; 2)одежда (платья, шляпы, лапти) 3)скульптурки из соломки. слайд «рогожа» Дети выполняют движения вместе с учителем. Слайд • гибкий • в меру прочный • имеет сходство с нитками и соломкой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики в 4 классе Тема урока: Развитие логического мышления при работе с геометрическим материалом
Цели урока: обучающие-обобщение знаний, полученных на уроках математики;формирование навыков сложения и вычитания с многозначными числами;умение выделять главное, существенное в изучаемом м...
Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)"
Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)" 2 класс...
Урок 21. Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)
Цели: познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; обучить приему плетения в три нити (косичка); закрепить навык сос...
Конспект урока по технологии Тема урока: "Конструирование. Модель дома". Изделие: макет дома по шаблону, 4 класс
Цели деятельности учителя: закреплять умение конструировать из бумаги, соблюдать последовательность технологических операций; развивать мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью ...
Технологическая карта урока по технологии. Тема урока "Освоение техники оригами. Изделие "Птица счастья" УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Дата: 27.04.2022Школа: №95Класс: 2-3Урок: 4Время: 10:35-11:35 Каб...
Технологическая карта урока технологии Тема урока «Оригами из салфеток» Изделие: Модели «бабочка», «рубашка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока «Оригами из салфеток»Изделие: Модели «бабочка», «рубашка»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: освоение технологии складывания бумаж...
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги
Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...