коррекционное занятие
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Путешествие по временам года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnoe_zanyatie_1i_5_klassy.docx | 21.43 КБ |
mo_dmitrieva.docx | 35.7 КБ |
chislo_4.pptx | 1.74 МБ |
zvuk_i_bukva_s.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска
Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов .
«Путешествие по временам года»
1 и 5 классы
Провели: Герасимова Т.С и Дмитриева О.А
121.12.2018г
Коррекционно-развивающее занятие
«Путешествие по временам года»
Цель:
- Обобщение и систематизация представлений детей о характерных признаках времён года;
Задачи:
- Формирование умения узнавать предметы по заданным признакам, путём разгадывания загадок;
- Развитие концентрации внимания, слухового восприятия, путём выполнения интересных и необычных заданий;
- Развитие связной речи, активизация словаря;
- Развитие межполушарного взаимодействия через выполнение кинезиологических упражнений;
- Развитие навыков уверенного поведения учащихся через создание ситуации успеха:
- Формирование позитивного отношения к сверстникам.
Материалы к занятию:
Мультимедийное сопровождение, дидактическая игра «Что перепутал художник», рабочие тетради, таблицы с буквами на каждого ученика, свеча.
План-конспект занятия
Психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
У меня в руках свеча. Посмотрите, как колышется пламя, какое оно красивое. Сейчас мы будем передавать свечу друг другу. Передавая её своему соседу, улыбнитесь ему и скажите, как рады вы его видеть.
Давайте начнём наше занятие с гимнастики для глаз (слайд 2)
(тренажёр Базарного В. Ф.)
— А теперь, послушайте загадку:
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Времена года)Слайд 3
— Ребята, сегодня мы совершим путешествие по временам года.
— А какие времена годы вы знаете?
За короткое время мы побываем в гостях, у зимы, у весны и погостим у летаи осени.
— Вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда отправляемся в путь!
Отгадайте, в какое время года мы с вами отправимся.
— Посмотрите на картинки, по первым звукам слов составьте название времени года (забор, игла, морковь, ананас) – зима. Слайд 4, 5
— С каким цветом у вас ассоциируется слово « зима»? Слайд 6
Перед вами карточки разных цветов. Выберите нужный цвет и покажите. (На партах лежат вырезанные из бумаги карточки белого, жёлтого, красного, зелёного, коричневого цвета).
— Почему, вы выбрали это цвет?
Зима — чудесное время года, много снега, который покрыл поля, леса, крыши домов.
— Назовите признаки зимы (холодно, идёт снег, водоёмы покрыты льдом, морозы, дни короче, а ночи длиннее).
— Ребята, назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
Перед вами картинки: валенки, клубника, подснежник, лист, коньки, снежинка Слайд 7
Выберите те, которые относятся к зиме.
Упражнение «Раздели слова на группы» Слайд 8
Слова: февраль, метель, гололедица, Дед Мороз, декабрь, ель, январь, Снегурочка, мороз.
Разделите данные слова на 3 группы. Объясните принцип деления.
Замечательно, вот мы и побывали в гостях у Зимушки - зимы, пора продолжить наше путешествие!
А теперь отправляемся в гости к следующему времени года, отгадайте к какому:
звучит запись «весенних» звуков (звуки воды, пение птиц).Слайд 9
Ребята, что вы услышали? (птицы поют, ручьи звенят…)
Это звуки, какого времени года? (весны)
Весна - это прекрасное время года.Это время года одно из самых любимых у людей, потому что, весна является символом тепла, радости, пробуждения природы, надежд на хорошую погоду.
— Назовите признаки весны (тает снег, ледоход, ярко светит солнышко, весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую, появляются проталины).
— Перечислите весенние месяцы.
А теперь, попробуйте отгадать загадки: Слайд 10,11,12
Солнце пригревает,
Лед на речке треснул.
Речка зашумела, Льдины подгоняет.
Как это явление весною называют (ледоход)
Первым вылез из землицы.
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей (грач)
— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются у нас зимовать? (Перелетные и зимующие).
Математические действияСлайд 13
Выполните математические действия и отгадайте слова.
ЛА+СМ - М+ ТО+Ч+КА=
СОГ-Г+ ЛОЗ - З+ВЕ+Й=
СК + ВОЛ – Л – РЕ + Ц =
ГР + А+Т – Т +Ч =
— Как называются эти птицы (перелётные).
Физминутка
Дидактическая игра «Что перепутал художник»Слайд 14
Ребята, посмотрите на картинки, всё ли правильно нарисовано здесь?
Что неправильно нарисовал художник?
Ну, а мы завершаем наше путешествие, и отправляемся в гости к осени Слайд 15
— К как называется первый месяц осени? А последний?
— как называется осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)
— Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Расскажите, что вы знаете об осени (листья меняют окраску и опадают, идёт дождь, птицы улетают на юг).
— Ребята, сейчас, мы будем украшать ель новогодними шарами.
Вот и завершилось наше путешествие. Мы побывали во всех временах года.
— Какое время года вы любите и почему? (Я люблю лето, потому что лето – чудесное время года, тепло, всё вокруг зелёное, яркое, пёстрое)
— Любое время года прекрасно по – своему!
Итог занятия
— Наше занятие подошло к концу.
—Чем мы сегодня занимались?
— Что больше запомнилось?
Молодцы! Вы замечательно сегодня работали!
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска
Применение информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: Дмитриева О.А
01.11.2018 г.
… Мы вступаем в новую эру воспитания,
целью которой является скорее открытие,
нежели обучение.
Маршалл Маклюэн (известный канадский философ, филолог и литературный критик)
Применение информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система образования, лежит системно - деятельностный подход, идеи Выготского, Гальперина, Леонтьева. Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии. Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ), которым в настоящее время уделяют огромное внимание.
Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,
его следовало бы изобрести
специально для целей образования.
Энтони Маллан
(известный английский педагог)
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией значит научить учиться. Новые требования ФГОС одной из важнейших задач ставят: «Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ - компетентность)», что является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающим его результативность. Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ. В этой связи актуализируются вопросы поиска средств и технологий воспитания, позволяющих добиваться высоких результатов развития компетенций в коммуникативной, социально - правовой, информационной, культурно - досуговой и других сферах жизни современного человека. Координационную роль при этом в школе-интернате выполняет воспитатель. Воспитание и обучение детей с ограничениями слуха отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению любого материала вне специальных условий обучения. У детей с ОВЗ низкая мотивация, они не могут организовать свою деятельность, многие из них, в силу своих индивидуальных особенностей, не могут самостоятельно выполнять задания, внимание у таких детей неустойчивое, непроизвольное, необходимо постоянное повторение материала, существует ряд трудностей на занятиях по внеурочной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Работая с такими детьми, целесообразно использовать приемы, которые способствуют повышению активности. Учащимся следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать деятельность, поощряя даже незначительные успехи. Несмотря на все позитивные изменения, которые произошли в последние годы, общество слышащих людей ещё не готово принять глухих и слабослышащих людей. Наши воспитанники не всегда чувствуют своё единство с остальными людьми, что затрудняет их социализацию. И здесь очень органично вписывается во внеурочный процесс использование ИКТ. Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Информационные технологии выступают как универсальный инструмент, который способен помочь детям в решении самых разнообразных проблем современного человека, так же поможет им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Включение в педагогический процесс компьютерных технологий способствует достижению одной из поставленных целей образования – формированию творческого мышления учащихся. Для меня, как педагога и воспитателя детей с ограниченными возможностями слуха, достоинства использования ИКТ во внеурочной деятельности неоспоримы. Технические достоинства ИКТ: быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прочитывания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства: создание эффекта присутствия "Я это видел!", у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Но в то же время я понимаю, что каждая из образовательных технологий включает в себя:
- целевую направленность
- научные идеи, на которые опирается
- системы действия учителя и ученика
- критерии оценки результата
- результаты
- ограничения в использовании
Во внеурочной деятельности можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть использование готовых программ, имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов; работа в Интернет.
Основные цели, которые я ставлю при использовании ИКТ:
- Сделать мероприятие, занятие современным (с точки зрения использования технических средств)
- Приблизить данное занятие, деятельность к мировоззрению современного ребенка
Цели, с которыми я использую ИКТ на внеклассных мероприятиях, занятиях
- Демонстрация и объяснение
- Привлечение внимания
- Создание проблемной ситуации
- Усиление мотивации к познанию нового
- Расширение словарного запаса
- Проверка уровня запоминания
Использование ИКТ на любом этапе мероприятия высвобождает время для другой работы и помогает решать проблемные задачи.
Постараюсь рассказать, какие формы ИКТ использую, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят.
Презентации Младшим школьникам нравятся задания, где нужно вставить пропущенные буквы, выбрать правильный рисунок, рассмотреть устройство инструмента, игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.). Для старших использую конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы или правила, схемы, рисунки.
Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:
• придаёт занятию эмоциональную окрашенность
• психологически облегчает процесс усвоения
• возбуждает живой интерес к предмету познания
• расширяет общий кругозор
• повышается производительность труда педагога
интеллекта.
Фоторепортажи
Невозможно представить внеурочную деятельность без использования сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото копилку. Начиная с 1 класса, дети с помощью телефонов стараются запечатлеть тот или иной момент своей школьной жизни и деятельности. На основе этих фото, создали рубрику в классном уголке «Фото одного дня», ведем летопись класса, делимся этой информацией на образовательном сайте своей школы-интерната с родителями, педагогами и учениками.
Основные плюсы и положительные стороны этого направления ИКТ: наглядность, доступность, относительно низкие затраты на оборудование, вовлечение всех учащихся класса в увлекательный процесс «стоп- кадра», а результат: сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность и др.
Электронные музыкальные физкультминутки
В младших классах, дети во время занятий быстро утомляются, а дети с ограниченными возможностями здоровья в два раза быстрее. Поэтому неотъемлемой частью любого мероприятия или занятия являются физкультминутки, гимнастика для глаз. Периодически использую на уроках электронные музыкальные физкультминутки, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и снимают усталость и нервное напряжение, помогают предупреждению и снятию умственного утомления, способствуют восстановлению физических и духовных сил, совершенствованию общей моторики. Зрение является самым важным инструментом для успешного обучения в школе. Гимнастика для глаз – это лучший способ сохранить хорошее зрение, избежать развития различных заболеваний и снять усталость с глаз. С этой целью использую компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка. Выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, а также для укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого неба. Эту задачу решает моя копилка анимационных артикуляционных гимнастик, дети повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране.
Маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, которые приносят эти электронные зарядки. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Тренажеры, тесты
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения и воспитания. Качество обучения и воспитания - это, то для чего мы работаем. Использование тестов и тренажёров позволяет психологически подготовить детей к экзаменам. При подготовке домашних заданий, на занятиях использую тесты и простые в виде текстов или вопросов, предусматривающие несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать один правильный, и в виде картинок или изображений. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на различные темы.
Применяя информационные технологии, мне удалось соблюсти принцип индивидуальности: уровень обучения слабых учеников при этом поднялся, сильные ученики сохранили высокую мотивацию и продуктивность работы.
Проектная деятельность
Успех обучения и воспитания сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать – это то, чем должен обладать современный человек.
В процесс поиска информации к проекту, ее обработке и правильному эстетическому оформлению включились не только дети, но и их родители. Оказывая помощь друг другу, между родителями и детьми формировались отношения, основанные на взаимоуважении, общей заинтересованности. Участие в данном проекте обогатило личный опыт старшеклассников, их знания о разнообразии человеческой деятельности, формировало необходимые практические умения и навыки.
Даже самые инфантильные или расторможенные дети становились ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, настойчивыми и трудолюбивыми, что обеспечивало положительный эмоциональный настрой, создавало ситуацию успеха в классе, школе и за ее пределами.
Но наличие ИКТ ещё не делает мероприятие, занятие хорошим. Если педагог не вкладывает в него индивидуальность, душу, то и мероприятие с применением ИКТ получится скучным и посредственным. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить хорошего педагога, живое слово, непосредственное общение. Учитель, воспитатель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий, но только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.
Конечно, подготовка мероприятий с использованием ИКТ требует много времени при систематизации и оформлении информации, но вложенный труд надолго остаётся в виде целых циклов и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство педагога. Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся, благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой деятельности.
Но, учитывая психологические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием информационно-коммуникационных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.
Использование ИКТ – это требование времени, позволяющее вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.
Список литературы
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 2004
- Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. –321с.
- Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания / Н.Ф. Бабина. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2013.
- Профессиональные педагогические проекты: сборник педагогических проектов педагогов высшей квалификационной категории Центрального
- района. Выпуск III. Новосибирск. 2011.
- Ресурсы Интернет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ц Ф А И Р
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 0
Сколько моркови съел зайчик? Сколько было моркови? 1 4
ТЕ ЛЕ ФО Н АЛЁ
В садике гулял павлин Словно важный господин. И три павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
1 + 3 = 4
2 мяча у Вани, 2 мяча у Ани. Два мяча да два. Малыш! Сколько их сообразишь?
2 + 2 = 4
Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке, Тут одна к ним прибежала - Сколько вместе кошек стало?
3 + 1 = 4
3 1 2 4 Образование числа 4
Состав числа 4 4 1 0 2 3 2
ЧЕТЫРЕ 4
За тремя идут четыре, Острый локоть оттопыря. 4 0 2 1 3 4
4 3 2 1 Состав числа 4 Игра «Назови соседа» дом № 4 назовём жителей этого дома 1 2 3
Магия числа А теперь опять заглянем на минутку в наши магические книги. Итак, древние считали четверку символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду. А что означает четверка как число имени? Ани, Вадики, Пети, Светы и Зои! Знайте, что вас ждет успех в науке и технике. Вы трудолюбивы, надёжны, стойки и честны. На вас можно положиться в трудную минуту, так как именно тогда раскрываются с лучшей стороны качества вашего характера. Так что постарайтесь, чтобы волшебное предсказание древних магов стало явью!
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М И Р В А П Д Х У Т Л Е С С С С С С С Ф А И Ы У Ш
С С С А О У
С С С А О У
С С С А О У
С С С А О У
Сад
Сани
Сапог
Сапоги
Сова
Сода
Сок
Сом
сопка
соты
судак
сумка
суп
С середине слова
Бусы
Касса
Носок
Носки
Опоссум
Оса
Осы
Песок
Посуда
Поясок
Пустыня
Усы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса обязательных групповых коррекционных занятий "Логопедические занятия" 1-3 класс
Структура рабочей программы по курсу «Логопедические занятия» предусматривает следующие разделы:1. Пояснительная записка2. Основное содержание тем предметного курса, практические работы3. Т...
коррекционное занятие по русскому языку во 2 классе по программе специального (коррекционного) обучения. Тема:"Написание слов с большой буквы"
Цели: 1. Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся. 2. Обогощать словарь учащихся....
план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"
Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"...
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"...
Рабочая программа коррекционного курса: «Коррекционные занятия (логопедические)» для 0-6 классов
Данный курс способствует формированию у обучающихся навыков правильного звукопроизношения и развитию фонематических процессов, которые лежат в основе становления навыков чтения и письма, системы знани...
Коррекционный курс "Индивидуальные коррекционные занятия по русскому языку" 1-4 класс (вариант 6.1)
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия», реализуется в 1-4 классах в рамках внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающее направление&ra...