Конспект занятия: Дифференциация Л-Р.
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Дифференциация сонорных звуков [л] и [р] на слух и букв Л и Р на письме.
Лексическая тема: Посуда. Столовые приборы.
Цель: научить детей различать звуки [л] и [р] на слух и буквы Л и Р на письме.
Задачи:
- Образовательные:
- совершенствовать и закреплять умение определять гласные звуки первого и второго ряда;
- научить определять место звука в слове;
- совершенствовать навыки звуко – слогового анализа;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ли Рв слогах, словах и предложениях;
- соотносить звуки Л и Рс буквами;
- совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков Ли Р;
- активизировать словарь по теме «Посуда. Столовые приборы»;
- обогащать словарный запас учеников путем толкования пословиц;
- развивать навыки чтения (деформированного и обычного текста) и письма;
- формировать грамматически правильную речь (умение согласовывать части речи друг с другом).
- Коррекционно-развивающие:
- развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
- способствовать развитию координации речи с движением;
- способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Оборудование:
- карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор, мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка», компьютеры.
IОрганизационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Сейчас сядет тот, кто назовёт любое слово, которое начинается с гласного звука.
Ученики называют слова.
Учитель-логопед:Откройте свои тетрадки и запишите сегодняшнее число.
IIХод урока.
Задание №1. Слоговой анализ, определение лексической темы урока. (У каждого ученика есть слоговые таблицы). Работа в тетрадях.
Учитель-логопед: Посмотрите на доску. Сейчас мы с вами поиграем в «шифровальщиков». Вам пришла зашифрованная телеграмма. Надо её расшифровать. Возьмите в руки «Слоговички». Приложение №1. Презентация, стр. №2.
На интерактивной/мультимедийной доске зашифрованостихотворение, в котором надо угадать последнее слово:
Ученики расшифровывают стихотворение и отгадывают последнее слово «посуду».
Учитель-логопед:Правильно. Сегодня мы поговорим о посуде и научимся различать звуки и буквы Л и Р.Презентация, стр. №3, 4.
Давайте вспомним, какой буквой обозначается звук [л] на письме и напишем её в тетрадках:
А теперь вспомним, какой буквой обозначается звук [р] на письме и напишем её в тетрадке:
Задание №2. Фонематическое восприятие, анализ.Работа в тетрадях.
Презентация, стр. №5, 6.
Логопед: А теперь, ребята, посмотрите на доску и назовите все предметы посуды и столовые приборы, в которых есть звук [л]:
(на доске изображены: ложка, скалка, вилка, чайник, кружка, половник, солонка, салатник).
То же самое со звуком [р]:
(на доске проектируются картинки: дуршлаг, сахарница, сковорода, стакан, нож, термос, тёрка).
Ученики называют картинки на предложенный звук, говорят, какие картинки лишние. Картинки, в которых нет нужного звука, исчезают. В названиях оставшихся картинок ученики определяют место звука [л] или [р] (начало, середина, конец; какой по счёту), записывают слова в тетрадь.
Задание №3. Дифференциация [л]- [лʼ], [р]- [р']. (Работа по карточкам.)
Логопед: Ребята, давайте вспомним гласные буквы Iи IIряда. Какую роль они играют в жизни согласных?
Ученики: Гласные первого ряда придают согласным твёрдость, гласные первого ряда смягчают согласные.
(На доску вывешивается табличка с гласными Iи IIряда.)Приложение №2.
На доске проектируются группы слогов, которые дублированы в карточках у каждого ученика. Дети читают их, определяют мягкие и твёрдые звуки, обводят нужные.
Логопед: Посмотрите на доску и в карточки. Выполните задание, которое написано в карточках.
После выполнения – проверка.Презентация, стр. №7,8. Приложение №3.
Физкультминутка.
Игра с мячом.
Учитель-логопед говорит предложение, которое построено неправильно и кидает мяч ученику, ученик возвращает мяч, проговаривая правильный вариант предложения, чётко произнося звуки [л] и [р].
- Чашка пьёт чай из Милы.
- Тарелка на колбасе.
- Салатник лежит в салате.
- Сковорода жарится в омлете.
- Вилка ест макароны Ромой.
- Сахарница в сахаре.
- Солонка насыпает Лару из соли.
Задание №4. Звуковая мозайка. Звуковой анализ, дифференциация звуков
[л] и [р] .
У каждого ребёнка звуковое поле из 16-ти квадратов.
Логопед: Посмотрите, ребята. У нас 16 полок, на которые надо расставить посуду и столовые приборы. Если в слове вы услышите звук [л], кладите синий квадратик, а если услышите звук [р], кладите зелёный квадратик.
(На доске проектируется изображение букв Л и Р и квадратики, которые их обозначают) Презентация, стр. №9.
Слова: сковорода, дуршлаг, тёрка, вилка, штопор, ложка, сахарница, половник,
горшочек, самовар, ведёрко, салатник,термос, солонка, скалка, лопатка.
(Если дети все квадратики положили правильно, получится зелёное изображение буквы Р).
Логопед: Молодцы. Вы расставили всю посуду по полкам.
Задание №5. Дифференциация Л и Р. Работа у доски.
Логопед: Посмотрите, ребята. Доска разделена на две половинки. На одной половине написана буква Л, а на другой буква Р. Я буду называть слова, а вы по очереди будете выходить к доске и записывать слова на нужной половине доски.
Слова: торт, салат, колбаса, сыр, ватрушка, мороженое, сахар, пастила, молоко, булка, лапша, пирожное.
Задание №6. Исправление ошибок. Работа по карточкам. Приложение №4.
Логопед:Возьмите карточку с предложениями. Посмотрите, в них есть ошибки. Надо их исправить. Запишите стихотворение правильно.
Меж собой бортают звонко вирки, рожки и соронка,
Шумный, ладостныйналод – разговолов полон лот.
(После выполнения задания – проверка.)
Задание №7. Чтение и толкование пословиц. Презентация, стр. №10.
Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем пословицы и объясним, что они означают.
- Дорога ложка к обеду.
- Ложка дёгтя в бочке мёда.
- Один с сошкой, семеро с ложкой.
Дети объясняют, как они понимают пословицы, называют, в каких словах есть буквы Л и Р.
Задание №8. «Компьютерный практикум для логопеда». Задание проектируется на доске или при помощи «мобильного компьютерного класса».
Игра «Выбери».
Ученики выбирают, какую букву вставить на место пропуска:Л или Р.
Слова: вед . о, ка . ась, . одка, п . акат, крес . о, ва . енки, кук . а, забо . .
Задание №9. «Компьютерный практикум для логопеда». Задание проектируется на доске или при помощи «мобильного компьютерного класса».
Игра «Распознавание звуковЛ и Р в названиях картинок».
Задание №10. Чтение деформированного и обычного текста, письмо; аналитико-синтетическая деятельность. (Работа по карточкам.) Приложение №5.
Логопед: Посмотрите в карточки, в них написан текст. Попробуйте его прочитать. Видите, в некоторых словах не хватает слогов. Какие слоги надо вставить на место пропущенных? Впишите слоги в текст, выпишите слова, в которые вставили вы их вставили.
(Когда текст полностью восстановлен, кто-нибудь из учеников читает его полностью.)
ОднаждымамасказаТолику, чтобыонвымылзасобойгрязнуюпосуду. Толикзнал, чтопосудунужномытьмочалкойсмылом, ноемунехотелосьмочитьки, ионрешилвымытьпосудупо-другому. Сложиввсетарелкиикружкивковину, онналилвнеёжидкогомы,апотомнаполнилковинудоверхагорячейводой. Черезнекотороевремяонслилводу, апосудувынулипоставилрядомсковиной. Толикзаметил, чтонатарелкахосталасьмыльнаяпена, ноемубыленьполоскатьпосуду, и, махнувкой, онпроизнёс: «Сойдётитак! Когдавысохнет, мывиднонебудет».
IIIПодведение итогов.
Логопед: Скажите, ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие звуки учились различать?
Вам понравился урок?
Что вам больше всего понравилось?
Нарисуйте своё настроение. Нарисуйте 2 квадратика. Один раскрасьте красным цветом, если у вас хорошее настроение или синим, если вы чем-то недовольны. Во втором квадратике нарисуйте смайлик: улыбающийся или серьёзный.
Вы сегодня хорошо поработали, мне было приятно вести урок.
На этом наше занятие окончено. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект занятия: "Дифференциация звуков С-Ц". (2 класс)
Занятие является заключительным по теме:"Дифференциация звуков С-Ц.( 2 класс)...
учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект занятия:"Дифференциация звуков К - Г" (2 класс).
Занятие является заключительным по теме:"Дифференциация звуков К - Г"(2 класс)....
Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)
Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным по этой теме....
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»Цели:1. Коррекционно-образовательные:• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, сло...
Конспект занятия "Дифференциация Д-Т, ДЬ-ТЬ"
В конспекте раскрываются этапы работы по дифференциации согласных звуков по звонкости-глухости....
Конспект занятия:"Дифференциация [в ]и [ф ]."
Конспект занятия....
Конспект занятия Дифференциация звуков К и Г
Урок дан учителям-логопедам города...