Методика "Составь рассказ по картинке"
методическая разработка на тему

Цель: Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать присинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Учебно методические материалы30.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Автор: Зверева И.В.                                                          

Учитель

г. Нефтеюганск

Методика «Составь рассказ по картинке» |

Цель: Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по содержанию возрасту детей. Можно использовать «Рисунки в картинках» Радлова или «Забавные истории» Сутеева.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4–7 лет. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные карточки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда – третью, сюда – последнюю».

После того, как ребенок разложит все картинки, в протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображенных событий, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом делается вторая попытка выполнить задание. Если она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий. Затем, вновь перемешав все карточки, предлагают ребенку разложить их.

Если дошкольник устанавливает правильную последовательность лишь в третий раз, ему предлагают другую серию картинок такой же сложности, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждений на новую ситуацию.

Если ребенок выполнил задание с первого раза или после вопросов экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию картинок.

Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, наглядно представленных в серии картинок. Такая способность должна быть хорошо развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности (на уровне мышления) к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям: верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; какой объем последовательности событий понимает, удерживает ли в поле зрения 5–6 картинок или только 3, а также с какими по степени трудности заданиями справляется; допускает ли ошибочную версию при повторном раскладе или вносит коррекции; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания экспериментатора – считается ли с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или не понимает ее. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многословность, лаконичность или тенденция к излишней детализации, эмоциональность, влияние прошлого опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2классе Составление устного рассказа по картинкам

учить детей видеть изученные орфограммы и делать самостоятельные выводы; обобщить знание детей о видах текстах;развитие умения составлять текст сообщение из трёх частей (по трём кар...

Развитие речи. «Рассказы по картинкам о погоде и природе в разные периоды весны»

Тема: «Рассказы по картинкам о  погоде и  природе в разные периоды весны»...

КТП кружка "Детская риторика в рассказах и картинках"

ФГОС. Внеурочка. Календарно-тематическое планирование кружка "Детская риторика в рассказах и картинках"  составлено Финько Ниной Николаевной, учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петр...

Составление устного рассказа по картинке. 3 класс

Конспект урока русского языка 3 класс (УМК " Школа России") Составление устного рассказа по картинке. Озаглавливание  текста, связь предложений в тексте....

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ...

Устное составление рассказа по картинке

Конспект урока по развитию речи...

Составление рассказов по картинкам

Презентации для работы над развитием речи....