«Формирование познавательной учебной деятельности на учебных занятиях с применением метода кластер технологии развития критического мышления»
методическая разработка (4 класс) по теме

Михальченко Нина Васильевна

Применение метода Кластер технологии РКМПЧ на учебных занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Мугунская СОШ»

Семинар по теме:

 «Формирование познавательной учебной деятельности на учебных занятиях  с применением метода кластер технологии развития критического мышления»

Цель: обобщение педагогического опыта использования приёма кластер технологии развития критического мышления на учебных занятиях для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

  • Раскрыть сущность применения метода «Кластер» технологии развития критического мышления.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
  • Показать результативность использования приёмов  технологии развития критического  мышления  для формирования      познавательной деятельности обучающихся.

Участники:  педагогические работники.

Форма проведения: семинар-практикум в технике «Кластер».

План

I. Информационный блок

II. Практический блок

1 группа

  • Составляет кластер по русскому языку

2 группа

  • Составляет кластер по математике

3группа

  • Составляет кластер по окружающему миру

III. Подведение итогов

  •  Составление кластера

Ход семинара

Вступление

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности

 Формирование познавательной учебной деятельности на учебных занятиях  с применением метода кластер  технологии развития критического мышления»

Для начала предлагаю упражнение:

«Разогревка - самооценки»

-если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

-если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

-если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

-если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

-ели вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, стукните кулаком по столу

-если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

-если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

-если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

-если вы верите в то, что эмоции ваших учеников зависят от того эмоциональны ли вы, потопайте ногами.

1. Информационный блок

В своей деятельности  постоянно ищу пути для того, чтобы  развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

  Обучая по УМК «Гармония» учебный материал в рабочих тетрадях представлен в виде таблиц, которые позволяют прочитывать большой объём информации и запоминать. Это помогло мне сделать первый шаг для методической разработки. Второй шаг - технология РКМПЧ  метод  «Кластер»  над ней я работаю третий год.

  Данную  технологию  начали  использовать  в России в 1997 году, и на сегодняшний день она является относительно новой, но достаточно эффективной. Прежде всего, РКМПЧ формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными процессами, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, анализе и ранжировании всей полученной  информации. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и устная  речь говорящего, а также видеоматериалы.
Основные принципы составления кластера

  «Кластер» — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Кластер оформляется в виде «грозди». В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг центрального понятия могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Применение метода кластер

Кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

    Составление моей методической копилки  идёт в три этапа.

  Первый этап - произвольный.

 Ребята сами составляют кластер, используя свои знания, он  может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания . Выбирается самый лучший вариант и закрепляется на втором этапе.

  Второй этап - рабочий.

 Учащимся раздаются карточки с пустыми кластерами, они должны их заполнить. При закреплении работают индивидуально, при повторении работают в группах и парах. Можно готовый  кластер разрезать и дать задание для групповой работы составить по заданной теме.  

Третий этап – «Кластер-памятка»!

Готовый Кластер вставляем в «копилочку» и пользуемся на уроках.  

 Кластер ввожу с первого класса.

По мере поступления информации графический рисунок добавляется.

2. Практический блок 

- У вас у каждого на столах раздаточный материал

I группа

  • Составляет кластер по русскому языку

II группа

  • Составляет кластер по математике

III группа

  • Составляет кластер по окружающему миру

(Материал представлен в методической разработке

(приложение 1-14)

Педагоги составляют кластеры на заданную тему

III. Подведение итогов

  •  Составление кластера

Давайте подведём итог в виде кластера.

           

Познавательная учебная деятельность учащихся

Внеурочная  деятельность

2015 2016

2016 -2017

секции

14%

конкурсы

21%

секции

21%

Конкурсы

75%

Качество обучения

2015-2016  начало года

2015-2016 конец года

14%

55%

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе с использованием приемов технологии развитие критического мышления

Важной задачей начальной ступени современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьникам этой возрастной категории - умен...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....

Формирование учебно –познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.

Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования ученик должен уметь самостоятельно мыслить...