«Формирование познавательной учебной деятельности на учебных занятиях с применением метода кластер технологии развития критического мышления»
методическая разработка (4 класс) по теме
Применение метода Кластер технологии РКМПЧ на учебных занятиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Мугунская СОШ»
Семинар по теме:
«Формирование познавательной учебной деятельности на учебных занятиях с применением метода кластер технологии развития критического мышления»
Цель: обобщение педагогического опыта использования приёма кластер технологии развития критического мышления на учебных занятиях для формирования познавательной деятельности обучающихся.
Задачи:
- Раскрыть сущность применения метода «Кластер» технологии развития критического мышления.
- Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
- Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятельности обучающихся.
Участники: педагогические работники.
Форма проведения: семинар-практикум в технике «Кластер».
План
I. Информационный блок
II. Практический блок
1 группа
- Составляет кластер по русскому языку
2 группа
- Составляет кластер по математике
3группа
- Составляет кластер по окружающему миру
III. Подведение итогов
- Составление кластера
Ход семинара
Вступление
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности
Формирование познавательной учебной деятельности на учебных занятиях с применением метода кластер технологии развития критического мышления»
Для начала предлагаю упражнение:
«Разогревка - самооценки»
-если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
-если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
-если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
-если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
-ели вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, стукните кулаком по столу
-если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
-если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
-если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
-если вы верите в то, что эмоции ваших учеников зависят от того эмоциональны ли вы, потопайте ногами.
1. Информационный блок
В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
Обучая по УМК «Гармония» учебный материал в рабочих тетрадях представлен в виде таблиц, которые позволяют прочитывать большой объём информации и запоминать. Это помогло мне сделать первый шаг для методической разработки. Второй шаг - технология РКМПЧ метод «Кластер» над ней я работаю третий год.
Данную технологию начали использовать в России в 1997 году, и на сегодняшний день она является относительно новой, но достаточно эффективной. Прежде всего, РКМПЧ формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными процессами, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, анализе и ранжировании всей полученной информации. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и устная речь говорящего, а также видеоматериалы.
Основные принципы составления кластера
«Кластер» — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Кластер оформляется в виде «грозди». В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг центрального понятия могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Применение метода кластер
Кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Составление моей методической копилки идёт в три этапа.
Первый этап - произвольный.
Ребята сами составляют кластер, используя свои знания, он может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания . Выбирается самый лучший вариант и закрепляется на втором этапе.
Второй этап - рабочий.
Учащимся раздаются карточки с пустыми кластерами, они должны их заполнить. При закреплении работают индивидуально, при повторении работают в группах и парах. Можно готовый кластер разрезать и дать задание для групповой работы составить по заданной теме.
Третий этап – «Кластер-памятка»!
Готовый Кластер вставляем в «копилочку» и пользуемся на уроках.
Кластер ввожу с первого класса.
По мере поступления информации графический рисунок добавляется.
2. Практический блок
- У вас у каждого на столах раздаточный материал
I группа
- Составляет кластер по русскому языку
II группа
- Составляет кластер по математике
III группа
- Составляет кластер по окружающему миру
(Материал представлен в методической разработке
(приложение 1-14)
Педагоги составляют кластеры на заданную тему
III. Подведение итогов
- Составление кластера
Давайте подведём итог в виде кластера.
Познавательная учебная деятельность учащихся
Внеурочная деятельность | 2015 2016 | 2016 -2017 | ||
секции 14% | конкурсы 21% | секции 21% | Конкурсы 75% | |
Качество обучения | 2015-2016 начало года | 2015-2016 конец года | ||
14% | 55% |
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе с использованием приемов технологии развитие критического мышления
Важной задачей начальной ступени современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые призваны сформировать главное умение школьникам этой возрастной категории - умен...
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Статья оо особенностях развития младших школьников и необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже в начальной школе....
«Роль технологии «Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературного чтения в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников»
Выступление по обобщению опыта работы...
Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....
Мастер-класс «Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. Метод «Кластер»
Педагогические приемы (лайфхаки) на конкурс "Творческий дуэт"...
Формирование учебно –познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.
Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования ученик должен уметь самостоятельно мыслить...