Формирование учебно –познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
- дополнительного профессионального образования
- (повышения квалификации) специалистов
- Городского округа Пушкинский Московской области
- «Методический центр»
Тема выступления: «Формирование учебно –познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.»
Подготовила:
Данилова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
учитель высшей категории
МБОУ г. Ивантеевка
«Образовательный центр №2»
Ивантеевка, 2023-2024 учебный год
Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования ученик должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути их преодоления, чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены.
Идеи технологии критического мышления заключаются в том, что дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. Таким образом, критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребёнка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети не являются пассивными слушателями, а активно включаются в работу.
Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Чтение и письмо – это инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут на них ответы, определяют пробелы в тексте.
Примеры приёмов и стратегий технологии развития критического мышления.
- Стадия вызова:
- мозговая атака
- ключевые слова (словосочетания, предложения)
- перепутанные логические цепочки
- разбивка на кластеры (смысловые блоки)
- таблица «толстых» и «тонких» вопросов
2. Стадия реализации смысла:
- чтение с остановками
- таблица «Плюс – минус – интересно»
- система маркировки текста
3. Стадия рефлексии:
- групповая (парная) мозговая атака; групповое (парное) подведение итогов
- мини-сочинения (отзыв на прочитанное произведение)
- синквейн
- перекрёстная дискуссия
- «Шесть шляп мышления»
- возвращение к приёмам применяемым на стадии осмысления.
Приём, который я чаще других использую в своей работе, это составление кластера. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединённые с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значимые смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Правила оформления кластера на уроке.
Составляя кластер на доске или в тетради, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определённые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера.
При создании кластера не стоит бояться излагать и фиксировать всё, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа всё систематизируется и встанет на свои места.
Форма работы при использовании данного метода может быть как индивидуальной, так и групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и учащихся. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создаёт в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания.
Достоинства использования метода кластера огромны:
- он позволяет охватить большой объём информации
- вовлекает всех участников класса в обучающий процесс, им это интересно
- учащиеся активны на уроке и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируется умение ставить вопросы и отвечать на них; выделять главное в тексте; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии. Приём кластера развивает системное мышление, учит учащихся систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят высказывать своё мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.
В целом технология развития критического мышления с чёткой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью её приёмов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:
- формировать новый стиль мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность);
- развивать базовые качества личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, самостоятельность, ответственность);
- формировать умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
-формировать культуру чтения и письма;
- стимулирует к самостоятельной поисковой творческой деятельности, запускает механизмы самообразования и самоорганизации.
Использование технологии критического мышления на уроках повышает мотивацию учащихся, формирует обстановку сотрудничества и воспитывает в учащихся чувство собственного достоинства, дарит им ощущение творческой свободы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-213283-1362152233.jpg)
Тема : "Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение.»
Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы,сбора информации и проявления определенного упорства,когда решение не...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-213283-1362152233.jpg)
Презентация "Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии "Развития критического мышления через чтение"
Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы,сбора информации и проявления определенного упорства,когда решение не...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/13/picture-456879-1402671243.jpg)
Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1179996-1571999266.jpg)
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/22/picture-972234-1674389771.jpg)
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках...
Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549402-1418455605.jpg)
«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления».
В статье рассказывается о технологии развития критического мышления....