Формирование этнокультурной компетенции обучающихся на уроках математики
статья на тему
Стаья .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Токоякова Надежда Николаевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Есинская средняя общеобразовательная школа
Формирование этнокультурной компетенции в начальной школе
В современных многонациональных регионах РФ происходит сложный процесс взаимопроникновения и переплетения культур, что выдвигает перед педагогами задачу реализации поликультурного образования, обеспечивающего становление этнокультуроведческой и поликультурной компетенции школьников, формирование у них опыта сотрудничества с людьми разных национальностей и культур.
Система обучения и воспитания, созданная самим народом и основанная на народных началах, по глубокому убеждению К.Д. Ушинского, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных или заимствованных у другого народа. Формирование этнокультурной компетенции предполагает введение учащихся изначально в родную для него, а затем и иные культуры. «Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою».
Очень важно с раннего возраста проводить ознакомление детей с историей, культурой, природой родного края, формировать внимание к духовной культуре своего народа, интерес и уважение к его историческому прошлому. Возможности для формирования этнокультурной компетенции предоставляются на уроках родного языка, чтения, природоведения, изобразительного искусства и трудового обучения. На уроках математики, в силу специфики предмета, можно включать лишь количественную характеристику этноса, обогащать и закреплять уже приобретённые знания учащихся.
Каждый урок может дать детям лишь какую-то часть необходимой информации о народной культуре, но постепенно из этих отдельных крупиц складывается картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений. При обучении математике, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, целесообразно включать сведения этнического характера в виде пословиц, загадок, считалок и сказок, отражающих многовековую мудрость народа, их быт, обычаи.
Изучая специальную литературу, произведения устного народного творчества хакасов, подбирала материал для использования на уроках математики. Так, при изучении пространственных, временных представлений, изучении чисел, новых для детей счётных единиц (десяток, сотня), можно использовать пословицы (поучения, благожелания): загадки с числами, элементы устного народного счёта, которые помогают стимулировать развитие познавательного интереса, логического мышления, пространственного воображения. Например:
Лучше трижды промолчать,
Чем единожды соврать.
Семь человек не дожидаются одного человека
Сажусь я обедать и предо мной –
Четверо братьев под шапкой одной. (Стол)
Двенадцать братьев – не разлить водой,
По кругу вечно ходят чередой. (12 месяцев)
После работы с каждой загадкой полезно показать детям картинки или, если есть возможность, предметы, для того чтобы они путём пересчёта убедились в правильности отгадки.
Изучение математики в младших классах обедняется, если количественные отношения, числа, действия предлагаются только сами по себе в отрыве от объектов действительного мира. Тем более, что дети воспринимают окружающий мир целостно. Поэтому полезно математические данные увязывать с носителями реальностей, легко воспринимаемых детьми и имеющих определённый для них познавательный интерес.
Например, предметом гордости жителей нашего села является Полтаковский музей наскального рисунка, где собраны 93 изваяний различных культур.
Предлагаю варианты соединения познавательной информации о музее с математическими заданиями.
- назовите число, в котором 2 единицы первого разряда класса тясяч и 3 единицы первого разряда класса единиц и узнаете год открытия музея наскального рисунка. (2003)
- дана числовая последовательность: 13,33,53, 73 … Найдите следующее число и узнайте количество изваяний в нашем музее (ответ: 93 изваяния).
- дана последовательность числе 17, 06, 20, 18, 16, 04, 13, 10, 22, где каждые две цифры определяют букву алфавита. Расшифруйте это слово и узнаете, как называется рисунок на стелах (петроглиф).
Известный психолог Л.С. Выготский когда-то говорил, что только там, где есть движение руки, тела ребёнка, начинается движение его души и ума.
Для массажа пальцев, подготовки их к письменной работе можно использовать потешки, считалки. В нашей школе в условиях двуязычия мы используем тексты на родном языке.
Майтпайах – большой палец;
Мадагор – указательный;
Ортын оол, ондорий – средний;
Оол тибес – туламыр – безымянный;
Пепейек – мизинчик.
Использование этнических материалов на уроках математики способствует формированию этнокультурной компетенции учащихся, их нравственному и духовному обогащению.
Литература:
1. Журнал «Сорока – Белобока». Абакан, 1995
2. История Хакасии. Абакан, 1992
3. Пословицы. Поговорки. Загадки. Абакан, 1990.
4. Хоор – хоор. Абакан, 1992.
5. Фольклор Саянских тюрков Х1Х века.т.2 М. «Новый ключ», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентиров...
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках математики
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках математики...
Дидактический материал по теме самообразования""Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС""
Помощь учителю башкирского языка...
Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества
В настоящее время важно определить перспективные и эффективные подходы в обучении (сочетающие в себе традиционные и инновационные приемы), способствующие включению этнокультурных ценностей в образоват...
Формирование этнокультурной компетенции на уроках гуманитарного цикла.
В процессе глобализации, когда стираются различия между нациями, а уникальные культурные традиции все больше заменяются унифицированной массовой культурой, особенно важным является воспита...
Деятельность учителя по формированию самостоятельной работы обучающихся на уроках математики в начальной школе
Деятельность учителя по формированию самостоятельной работы обучающихся на уроках математики в начальной школе...
Формирование языковой компетенции обучающихся на уроках русского языка в начальной школе
Статья содержит систему работы над безударными гласными, безударными падежными окончаниями имён существительных, безударными падежными окончаниями имён прилагательных, безударными личными окончаниями ...