Специальная индивидуальная программа развития ребенка (СИПР)
методическая разработка (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
1.2.Психолого-педагогическая характеристика
В 2016-2017 учебном году Алина обучалась на базе ГБУ "Кашаровского детского дома-интерната для детей с серьёзными нарушениями в интеллектуальном развитии".
По заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Вышнего Волочка (протокол заседания ТПМПК №5/634 от 26 июня 2017г.) рекомендовано создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации по СИПР, разработанной на основе АООП, вариант 2 (приказ №1599) с учётом психофизических особенностей и состояния здоровья ребёнка. Форма обучения (в соответствии с рекомендациями ВК) - на дому.
Индивидуальный учебный план составлен в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (вариант 2), на основании рекомендаций школьного ПМПк, протокол № 13 от 29. 05. 2018 года, Положения ГКОУ «Вышневолоцкой школы-интерната № 1» «Об организации индивидуального обучения на дому детей - инвалидов», и согласован с родителями.
С 1 октября 2017 года у девочки изменились условия проживания, она продолжила обучение по месту жительства (в семье): г.ВышнийВолочёк, «Двор ф-киПролетарский Авангард» , д.1, кв.3 Жилищно-бытовые условия удовлетворительные. Семья проживает в деревянном доме с частичными удобствами. Воспитанием девочки занимается бабушка Надежда Витальевна.Члены семьи относятся к ребенку доброжелательно. заботятся о ее здоровье.
У ребёнка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжёлой степени, которое сочетается с системным недоразвитием речи. Алина не умеет играть, речь и жесты не понимает. У нее наблюдаются аффективная вспышка гнева. Проявление физической аутоагрессии: стремление к нанесению себе повреждений (кусает свои запястья). Затруднено взаимодействие с предметами и различными материалами (вода, песок, крупа и пр.) На прикосновения взрослого иногда реагирует криком.
В апреле 2018 года была консультация офтальмолога. Обнаружилось, что у Алины имеется серьёзное нарушение зрения. Ученица плохо фиксирует взгляд на лице человека, не прослеживает взглядом за движущимися предметами, не интересуется игрушками). Не всегда адекватно реагирует на прикосновение к телу рук педагога, на прикосновения к различным материалам, на вибрацию от предмета (начинает нервничать и кричать). При звучании знакомой музыки спокойнее реагирует на тактильные прикосновения. У девочки хорошо развито слуховое восприятие, прислушивается к звучанию человеческой речи и к неречевым звукам к чтению детских стихов ,музыкальных игрушкам, колокольчикам.
Внимательно слушает звучание музыки. Помнит и воспринимает звучания музыки, успокаивается после нервных приступов. Манипуляции с некоторыми инструментами сопряжены только с педагогом (рука в руке). Под звуки музыки, в положении сидя, девочка может спокойно раскачиваться в такт музыке из стороны в сторону при помощи педагога. Алина не может самостоятельно передвигаться, не держит равновесие в положении «сидя», Иногда у нее получается перевернуться в кровати из положения «лёжа»- на бок. Не любит сидеть в кресле (средство технической реабилитации)- начинает кричать, выгибаться, беспорядочно размахивать руками.
Учебный план рассчитан на 34 учебные недели в году, по 20 занятий в неделю, из них аудиторные с учителем – 18 занятий, внеаудиторные с родителями – 2 занятия. При совпадении дня учебных занятий с праздничными датами учитель имеет право (по согласованию с родителями) перенести занятия на другой свободный день. Продолжительность занятия - 20 минут. Продолжительность перемен между занятиями, необходимыми для отдыха, переключения внимания ребенка на другой вид деятельности, – 5 минут. Учебный план содержит перечень основных учебных предметов, освоение которых максимально возможно в условиях надомного обучения, необходимо для полноценного развития ребёнка и соответствует его психофизическим возможностям.
Основные задачи:
1. Формирование учебной мотивации.
2. Совершенствование сенсомоторного и двигательного развития.
3. Развитие коммуникативных навыков с использованием вербальных и невербальных средств.
4. Коррекция нарушений в развитии познавательной сферы.
5. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Считаю целесообразным выбрать для учащейся следующие основные предметы: «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Музыка и движение». И два коррекционных курса : «Сенсорное развитие» и Предметно-практическая деятельность.
Приоритетная задача на следующий учебный год: поддержание развития сенсомоторного потенциала в ситуации взаимодействия со знакомым взрослым.
1.3. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Ребёнок нуждается в постоянной помощи при обучении со стороны родителей.
II. Содержание образования в условиях организации и (или) семьи.
2.1. Индивидуальный учебный план и расписание занятий
Названия предметов. | Кол-во часов в неделю. | Аудиторные занятия. | Внеаудиторные занятия. | Общее кол-во занятий |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. | 3 | 2 | 1 | 99 |
Человек. | 3 | 2 | 1 | 99 |
Музыка и движения. | 2 | 2 | 66 | |
Окружающий природный мир | 2 | 2 | 66 | |
Сенсорное развитие | 6 | 4 | 2 | 198 |
Математические представления. | 2 | 2 | 66 | |
Предметно – практические действия. | 2 | 2 | 66 |
Дни недели. | Названия предметов. | Время проведения. |
Понедельник. | Сенсорное развитие. | 13.20.-13.40. |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. | 13.45.-14.05. | |
Математические представления. | 14.10.-14.30. | |
Окружающий природный мир. | 14.35.-14.55. | |
Музыка и движения. | 15.00.-15.20. | |
Среда | Сенсорное развитие. | 13.20.-13.40. |
Математические представления. | 13.45.-14.05. | |
Человек. | 14.10.-14.30. | |
Предметно - практическая деятельность. | 14.35.-14.55. | |
Музыка и движения. | 15.00.-15.20. | |
Пятница. | Сенсорное развитие. | 13.20.-13.40. |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. | 13.45.-14.05. | |
Окружающий природный мир. | 14.10.-14.30. | |
Сенсорное развитие. | 14.35.-14.55. | |
Человек. | 15.00.-15.20. | |
Предметно – практические действия. | 15.25.-15.45. |
С расписанием учебных занятий ознакомлена_______________________
2.2 Базовые учебные действия.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Цель: развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Основные задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
• направленность слухового внимания (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по инструкции.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия)
Требования устанавливаются к результатам:
- личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.
Формирование базовых учебных действий.
Содержание | На начало года | 1 полугодие | 2 полугодие |
Формирование базовых учебных действий | |||
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся | |||
- направленность взгляда: | |||
| |||
| |||
- выполнение инструкций педагога: | |||
| |||
| |||
| |||
- использование по назначению учебных материалов | |||
- выполнение действия | |||
| |||
| |||
| |||
- выполнение задания от начала до конца | |||
Коррекция поведенческих проблем | |||
- коррекция негативизма | |||
- коррекция агрессии и аффективных реакций | |||
- коррекция двигательных и сенсорно – двигательных стереотипий |
Средства мониторинга и оценки динамики обучения (условные обозначения).
Уровни освоения (выполнения) действий/операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) | - |
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком: | |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ди |
- по подражанию или по образцу | до |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использования с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельного использования | + |
2.3 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У ребенка с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи - нарушение всех ее структурных компонентов (фонетико-фонематического, лексического и грамматического), и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей, затрудняется формирование экспрессивных движений (мимика и др.), работа артикуляционного аппарата.
Цель :формирование умения пользоваться доступными для ребенка средствами коммуникации в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка;
- Учить понимать обращённую речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- Учить овладевать умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
- Формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- Обучать чтению в доступных ребёнку пределах, формировать навык понимания смысла узнаваемого слова, копировать с образца буквы.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Программа рассчитана на 99 занятий в год, 2 аудиторных занятий в неделю, 1 внеаудиторное занятие.
1 четверть – 16 занятий; 2 четверть – 14 занятий;
3 четверть – 20 занятий;
4 четверть – 16 занятий.
Календарно-тематическое планирование
«Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация»
№ п/п | Содержание изучаемого материала | Кол-во занятий | Дата | Аудиторно с учителем | Внеаудторно |
Развитие коммуникативных навыков. | |||||
1 | Установление зрительного контакта с собеседником. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Реагирование на свое имя поворотом головы. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Приветствие собеседника пожатием руки. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Прощание с собеседником пожатием руки. | 2 | 1 | 1 | |
5-6 | Выражение своих желаний звуком. | 2 | 2 | 1 | |
7 | Приветствие собеседника мимикой. | 2 | 1 | 1 | |
8 | Прощание с собеседником мимикой. | 2 | 1 | 1 | |
9-10 | Выражение просьбы о помощи звуком. | 2 | 2 | ||
11-13 | Реагирование на свое имя мимикой. | 4 | 3 | 1 | |
14-16 | Реагирование на свое имя звуком. | 4 | 3 | 1 | |
17-19 | Выражение согласия мимикой | 3 | 3 | ||
20-22 | Выражение согласия звуком. | 4 | 3 | 1 | |
23-25 | Выражение несогласия мимикой. | 3 | 3 | ||
26-28 | Выражения несогласия звуком. | 4 | 3 | 1 | |
29-31 | Завершение контакта. Прощание с собеседником мимикой. | 3 | 3 | ||
Коммуникация с использованием невербальных средств . | |||||
32-33 | Указание взглядом на объект. | 2 | 2 | ||
34-35 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. | 3 | 2 | 1 | |
36-38 | Привлечение внимания звучащим предметом. | 4 | 3 | 1 | |
39-40 | Выражения удовольствия мимикой. | 3 | 2 | 1 | |
41-42 | Выражения неудовольствия мимикой. | 3 | 2 | 1 | |
43-44 | Выражения удовольствия звуком. | 2 | 2 | ||
45-46 | Выражения неудовольствия звуком. | 3 | 2 | 1 | |
47-48 | Выражение благодарности звучащим предметом. | 2 | 2 | ||
49-50 | Выражение благодарности Звучащим предметом. | 3 | 2 | 1 | |
51-52 | Выражение благодарности Звуком. | 3 | 2 | 1 | |
53-54 | Выражение благодарности мимикой. | 2 | 2 | ||
55-56 | Приветствие и прощание звучащим предметом. | 3 | 2 | 1 | |
57-58 | Реагирование на свое имя взглядом. | 3 | 2 | 1 | |
59-60 | Указание взглядом на объект. | 2 | 2 | ||
Импрессивная речь. | |||||
61-62 | Понимание слов, обозначающие предмет по теме «Фрукты» Яблоко. Банан. | 3 | 2 | 1 | |
63-64 | Апельсин. Груша. | 3 | 2 | 1 | |
65-66 | Понимание слов, обозначающие предмет по теме «Игрушки». Кукла. Мяч. | 3 | 2 | 1 |
Личностные и предметные планируемые результаты
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- Реагированиенасобственноеимя.
- Узнавание (различение) имёнчленовсемьи, педагога.
Достаточный уровень
- Узнавание действий (пить, есть, спать, гулять, играть.
- Выражение своих желаний жестом, словом, с индивидуальной помощью педагога.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Содержание | На нача ло года | 1 полу годие | 2 полугодие |
Коммуникация. | |||
Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств. | |||
| |||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | |||
Импрессивная речь. | |||
- Транспорт (мотоцикл, велосипед, самокат) - Бытовая техника (фен, утюг, микроволновая печь, холодильник) - Ягоды | |||
Экспрессивная речь. | |||
- спать - гулять - есть - мой - твой | |||
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. | |||
- Транспорт - Бытовая техника |
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение:
- графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативные таблицы и тетради для общения, технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Музыка и движение.
В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать состояние здоровья ученицы. Необходимо переключаться с одного вида музыкальной деятельности на другой, с пения к слушанию музыки. На занятиях развивается способность эмоционально воспринимать музыкальные произведения. Недоступно развитие зрительно-моторной координации движений. Алина не способна самостоятельно передвигаться без помощи взрослого. Поэтому, в учебную программу не включен раздел «Движения под музыку». Весь песенный репертуар подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями речевого развития ребенка.Мелодии песен простые, небольшие по объему- доступны к пониманию обучающейся.
Цель обучения: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни
Задачи обучения:
- Помочь ребенку средствами музыки научиться воспринимать звуки окружающего его мира.
- Формирование знания о музыке с помощью изучения произведений различного жанра.
Коррекционные задачи:
- развивать чувство ритма, речевую активность,
- развитие слухового восприятия,
- развитие произвольного внимания,
- развитие зрительной памяти.
- коррекция эмоционально-волевой сферы.
Методы и приемы обучения:
- прием наглядности и иллюстрирования, - беседа, показ, объяснение, - совместные действия ученицы с педагогом по показу.по образцу. по словесной инструкции.
- упражнения на развитие слухового внимания.
- музыкальные дидактические игры с музыкальными игрушками
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Музыка и движение» является частью учебного плана, согласно которому на его изучение в объеме 33 недели, отводится 2 занятия в неделю. ( за год - 66 занятий).
1 четверть - 16 занятий.
2 четверть – 14 занятий.
3 четверть – 20 занятий
4 четверть - 16 занятий.
Программно-методический материал включает 3 раздела:
«Слушание музыки» Слушание аудиозаписи и узнавание различных звуков природы. Совместно с педагогом пропеть под музыку свое имя. Слушание звучащих музыкальных инструментов. Слушание и различение звучание музыкальных игрушек. Слушание аудиозаписи, узнавание разнообразных звуков.
- «Пение».
Совместно с педагогом пропеть под музыку свое имя.
- «Игра на музыкальных инструментах».
Освоение игры на музыкальных инструментах ) барабан, бубен, маракас) на доступном для ребенка уровне.
Календарно – тематическое планирование Музыка и движение»
№ | Содержание изучаемого материала. | Кол-во занятий | Дата |
Слушание музыки. | |||
1-2 | «Слушание музыки» Звуки лесе. | 2 | |
3-4 | «Музыка осени» | 2 | |
5-6 | « Музыка дождя». | 2 | |
7-8 | «Тихие и громкие ладошки». | 2 | |
9-10 | Тихие и громкие звоночки». | 2 | |
11-12 | «Веселый дождик» | 2 | |
13-14 | «Что звучит?» | 1 | |
15-16 | Погремушка »Тихо – громко» | 2 | |
17-18 | Колокольчик. «Тихо - громко» | 2 | |
Пение | |||
19-20 | Колыбельная. Кто как звучит». | 2 | |
21-22 | Музыка в природе Песня комара. | 2 | |
23-24 | Музыка в природе. Песня жука. | 2 | |
25-26 | Пение птиц. | 2 | |
Игра на музыкальных инструментах. | |||
27-28 | Узнавание музыкальных инструментов. | 2 | |
29-30 | Барабан. Бубен. Маракас. Бубенцы. | 2 | |
31-32 | Игра на музыкальном инструменте. Бубен. | 2 | |
33-34 35-36 | Барабан. Маракас. | 2 2 | |
37-38 | Погремушка. | 2 | |
39-40. | Колокольчик. | 2 | |
Слушание музыки. | |||
41-42 | Звуки природы. | 2 | |
43-44 | Пение птиц. | 2 | |
45-46 | Музыка в природе. Песня жука. | 2 | |
47-48 | Тихие и громкие ладошки. | 2 | |
49-50 | Тихие и громкие звоночки. | 2 | |
51-52 | Погремушка «Тихо – громко». | 2 | |
53-54 | Погремушка. «Весело - грустно». | 2 | |
55-56. | Колокольчик. «Тихо – громко» | 2 | |
57-58 | Колокольчик. «Весело – грустно». | 2 | |
59-60 | «Звуки природы» | 2 | |
61-62 | « Звуки водопада» | 2 | |
63-64 | «Пение птиц» | 2 | |
65-66. | Слушание тихой и громкой музыки. | 2 |
Личностные и предметные планируемые результаты.
Минимальный уровень:
- Узнавание музыкальных инструментов (барабан, бубен, колокольчик)
-Выполнение действий с предметами под музыку с индивидуальной помощью учителя.
Достаточный уровень:
- Прослушивание музыкальных произведений.
- Различение громкой и тихой музыки.
Предметные результаты:
- Освоение игры на музыкальных инструментах ( барабан.маракас. бубен) и выполнение совместно с педагогом по принципу «Рука в руке».
Личностные результаты:
- Эмоциональное участие в процессе общения к совместной деятельности с педагогом.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Содержание | На начало | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Слушание | ||||
- узнавание музыкальных инструментов по звучанию: | ||||
| ||||
- различение тихого и громкого звучания музыки - различение быстрого и медленного звучания музыки | ||||
Игра на музыкальных инструментах | ||||
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:
| ||||
- передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте:
| ||||
- сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте:
|
Материально-техническое обеспечение
Дидактический материал:
- картинки музыкальных инструментов: барабан, бубен, маракас. - детские музыкальные игрушки, - платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные.
- Музыкальные инструменты: барабан, бубны, бубенцы, маракас. Оборудование: компьютер.аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов.
Учебно – методическое обеспечение:
Наглядное пособие для педагога «Знакомство с музыкальными инструментами».
Рудякова Е.А.
Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с ТМНР.
/Е.А. Рудякова О.Ю. Сухарева «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» № 3 –с. 20-22, 2014.
Коррекционный курс
«Предметно - практическая деятельность».
Лепка является первым видом занятий . необходимых для глубокой умственной отсталостью ребенка на начальных стадиях формирования ИЗО. Знакомство с пластилином обучающейся усваивает способы передачи основных признаков предмета: формы, величины.
На занятиях по аппликации выполняется работа с бумагой, знакомятся со свойства бумаги.
Рисование воспитывает у обучающейся эмоционального отношения у миру.
Цель обучения: формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
- формирование способов обследования предметов и выделения его формы по показу учителя.
- развитие хватательных функций руки,
- развитие кожаного- мышечного чувства.
Коррекционные задачи:
- развитие зрительного восприятия,
-развитие зрительно - моторной координации,
- развитие тактильных ощущений.пространственной ориентировки,
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
- укрепление мышц рук.
Методы и приемы:
- прием наглядности и иллюстрирования,
- совместные действия ученицы с педагогом,
- выполнение упражнений и заданий по показу, по образцу, по словесной инструкции,
- беседа, показ, объяснение.
Место коррекционного курса в учебном плане.
На изучение коррекционного курса «Предметно-практическая деятельность» рассчитано в объеме 33 недели, 2 занятия в неделю, за год-66 занятий.
1 четверть - 16 занятий, 3 четверть - 20 занятий,
2 четверть – 14 занятий 4 четверть - 16 занятий.
Программа представлена следующими разделами:
- «Действия с материалами»
- « Действия с предметами»
«Действия с материалами».
Работа с бумагой.
Сминание, разрывание, разглаживание, скручивание листа бумаги одной и двумя руками совместно с педагогом.
«Действия с предметами»
Захватывание, удержание, опускание, встряхивание, вращение, толкание, нажимание одной и двумя руками совместно с педагогом.
Тянуть, толкать.вынимать. складывать, перекладывать, вставлять предметы одной и двумя руками совместно с педагогом.
Календарно - тематическое планированиепо
коррекционному курсу «Предметно-практическая деятельность».
( 2 занятия в неделю) (за год -66 занятий).
№п/п | Содержание изучаемого материала | Кол-во занятий. | Дата |
Действия с материалами. | |||
1 | Сминание салфетки, туалетной бумаги -двумя руками | 1 | |
2 | Сминание салфетки, туалетной бумаги -одной рукой. | 1 | |
3 | Сминание салфетки, туалетной бумаги -пальцами | 1 | |
4 | Сминание бумажных полотенец и газеты -двумя руками | 1 | |
5 | Сминание бумажных полотенец и газеты -одной рукой | 1 | |
6 | Сминание бумажных полотенец и газеты -пальцами | 1 | |
7 | Сминание цветной бумаги двумя руками | 1 | |
8 | Сминание цветной бумаги одной рукой | 1 | |
9 | Сминание цветной бумаги пальцами | 1 | |
10,11,12 | Разрывание бумаги, двумя руками | 3 | |
13,14,15 | Разрывание ваты двумя руками | 3 | |
16,17,18 | Разрывание материала двумя руками | 3 | |
19,20 | Размазывание природного материала листьев двумя руками | 2 | |
21,22 | Размазывание природного материала листьев двумя руками | 2 | |
23,24 | Размазывание природного материала травы двумя руками | 2 | |
25,26 | Разминание материала пластилина двумя руками | 2 | |
27,28 | Разминание материала пластилин одной рукой | 2 | |
29,30 | Разминание материала пластилина двумя руками | 2 | |
31,32 | Разминание материала пластилина одной рукой | 2 | |
33 | Пересыпание материала крупы двумя руками. | 1 | |
34 | Пересыпание материала песка двумя руками. | 1 | |
35 | Пересыпание материала земли двумя руками. | 1 | |
36 | Пересыпание материала мелких предметов двумя руками. | 1 | |
37,38 | Переливание материала воды двумя руками. | 2 | |
39 | Наматывание материала бельевой веревки. | 1 | |
40 | Наматывание материала шпагата. | 1 | |
41 | Наматывание материала шерстяной нитки. | 1 | |
42 | Наматывание материала шнура. | 1 | |
Действия с предметами. | |||
43,44 | Захватывание предмета | 2 | |
45,46 | Удержание предмета | 2 | |
47,48 | Отпускание предмета | 2 | |
49,50 | Встряхивание предмета, издающего звук | 2 | |
51,52 | Толкание предмета от себя | 2 | |
53,54 | Притягивание предмета к себе | 2 | |
55,56,57 | Вращение предмета. | 3 | |
58,59,60 | Вынимание предметов из емкости | 3 | |
61,62 | Складывание предметов в емкость | 2 | |
63,64 | Перекладывание предметов из одной емкости в другую | 2 | |
65,66 | Нанизывание предметов на стержень | 2 |
Личностные и предметные планируемые результаты.
Минимальный уровень:
-узнавание и различение видов бумаги
- Достаточный уровень:
-формирование навыков работы с бумагой по образцу, по показу
Предметные результаты: - Освоение простых действий с предметами на доступном уровне.
- Умение выполнять действия с бумагой по показу, совместно с педагогом по принципу «Рука в руке».
Личностные результаты:
- Наличие мотива к общению с педагогом.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
«Предметно - практические действия».
Содержание | На начало года. | 1 полугодие | 2 полугодие |
Действие с материалами | |||
- Сминание материала (бумага): | |||
- одной рукой -двумя руками | |||
- разрывание материала (бумага) (вата) | |||
Пересыпание материала ( песок). | |||
- пересыпание материала (крупа) | |||
-разминание материала ( пластилин): - одной рукой | |||
-двумя руками. | |||
Действия с предметами | |||
Захват, удержание предметов с помощью. | |||
- отпускание предметов с помощью. | |||
- вынимание предметов с помощью. | |||
- складывание предметов с помощью. | |||
- перекладывание предметов (из коробки в коробку) | |||
- встряхивание предмета (шумящие и звенящие предметы) | |||
- нажимание на предмет всей рукой | |||
- вставление предметов (стаканчиков) друг в друга с помощью. | |||
- вставление в отверстия шариков. | |||
- нанизывание предметов кольца. | |||
- нанизывание предметов шарики. | |||
-Вращение предмета игрушки юла. | |||
- вращение предмета крышка пластиковой бутылки. | |||
- сжимание предмета (резиновые игрушки, губка, прищепки): | |||
одной рукой двумя руками | |||
-встряхивание предмета, издающих звук (бутылки с крупой) | |||
- открывание предмета: коробки с крышкой. | |||
Материальное – техническое обеспечение: - компьютер, видеозаписи, презентации. Оборудование: пластилин.тряпочка для рук, доска для пластилина, карандаши, бумага, салфетки, дидактическое пособие «Виды бумаги» ,игрушки.пластиковая бутылка, песок, вода. крупы, машинка, банка с крышкой. Материалы для пересыпания круп, песка. Емкости разной дины для сыпучих материалов, крупная мозаика, крупные и мелкие предметы.шнур, веревка, туалетная бумага. Шерстяные нитки, пирамидка. Учебно – методическое обеспечение: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. –С -ПТ.-ЦДК, 2011. Рудякова Е.А. «Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с ТМНР» Е.А. Рудякова О.Ю. Сухарева «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 3.-с.20-22. 2014. |
«Человек.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе, становление личности ребенка происходит при условии его активного сознания им окружающего мира В процессе взаимодействия с родными и близкими.
Цель обучения – формирование представления о себе самой и ближайшем окружением.
Задачи программы:
- Формирование гигиенических навыков,
- формирование представления о себе,
- умение соотносить свое имя с своим изображением на фото, отражением в зеркале,
- формирование умения поддерживать режим дня,
- формирование умения определять свое самочувствие, сообщение об этом взрослому..
- Воспитание доброжелательного отношения друг другу при выполнении процессов самообслуживания.
Коррекционные задачи:
- Развитие представлений о себе, о собственном теле,
- узнавать и различать части тела, предметы одежды и обуви.
- Развитие зрительно-слухового восприятия, - развитие мелкой моторики пальцев рук. – развитие произвольного внимания.
- развитие пространственной ориентировки.
Методы и приемы:
- прием наглядности и иллюстрирования, - выполнение действий по подражанию, по показу,
- совместные действия ученицы с педагогом, - игровые приемы.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Человек» является частью учебного плана, согласно которому на его изучение в объеме 33 недели, отведено 2 занятия в неделю с учителем, с родителями – 1 занятие.за год – 99 занятий.
1 четверть – 24 занятия
2 четверть – 21 занятие.
3 четверть – 30 занятий.
4 четверть – 24 занятия.
Основное содержание предмета «Человек».
«Одежда». «Обувь».
«Части тела». «Семья». «Пища».
«Предметы одежды и обуви».
«Предметы санитарии». «Предметы для приема пищи».
Календарно – тематическое планирование по предмету «Человек»
№ | Тематическое планирование. | Кол-во занятий | Дата | Аудиторные с учителем. | Внеаудиторные. |
Представление о себе. | |||||
1-2 | Я - девочка. Узнавание девочки по внешнему виду. | 2 | 1 | 1 | |
3-5 | Части тела человека. Руки. Ноги, Голова. | 3 | 2 | 1 | |
6-9 | Ориентировка в частях тела. Руки Голова, Ноги, Туловище. | 4 | 3 | 1 | |
10-13 | Ориентировка в частях тела. Голова - волосы, Нос, рот, уши. Зубы, глаза. | 4 | 3 | 1 | |
14-15 | Показ частей тела на фотографии. | 2 | 2 | ||
16-18 | Показ частей тела на игрушке. | 2 | 1 | 1 | |
19-20 | Упражнение «Собрать фигуру человека». | 2 | 1 | 1 | |
21-22 | Упражнение «Части тела». | 2 | 1 | 1 | |
23-24 | Части тела: руки, плечи, пальцы, Ногти. | 2 | 1 | 1 | |
25- 26 | Узнавание частей тела туловища- спина, живот. | 2 | 2 | 1 | |
27-28. | Узнавание частей лица человека. Глаза, брови. | 2 | 1 | 1 | |
Гигиена тела. | |||||
29-30 | Предметы санитарии и гигиены. Мыло, полотенце, Туалетная бумага. Зубная паста. Зубная щетка. | 2 | 1 | 1 | |
31-32 | Мытье рук мылом. Вытирание рук полотенцем. | 2 | 1 | 1 | |
Одежда. | |||||
33-35. | Предметы одежды. Платье. Пальто. Кофта. Юбка. Куртка. Рубашка. | 3 | 2 | 1 | |
36-38 | Детали предметов одежды. Молния. Пуговицы. | 2 | 1 | 1 | |
39-40 | Узнавание одежды по картинкам. | 2 | 1 | 1 | |
Обувь. | |||||
41-42 | Предметы обуви. Ботинки. Сапоги. Тапки. | 2 | 1 | 1 | |
43-44. | Узнавание предметов обуви по картинкам. | 2 | 1 | 1 | |
45-46 | Узнавание предметов обуви и одежды. | 2 | 1 | 1 | |
Пища. | |||||
47-48 | Сообщение о желании пить. | 2 | 1 | 1 | |
49 50 | Сообщение о желании есть. | 2 | 1 2 | 1 | |
51-52 | Еда руками банан. | 2 | 1 | 1 | |
54- 56 | Еда ложкой. | 3 | 2 | 1 | |
57-58 | Использование салфетки во время приема пищи. | 2 | 1 | 1 | |
59-63 | Предметы для приема пищи: Ложка, Тарелка. Стакан Кружка. Блюдце. | 5 | 4 | 1 | |
Семья. | |||||
64 66. | Узнавание членов семьи. | 3 | 2 | 1 |
Личностные и предметные планируемые результаты.
Минимальный уровень.
-Узнавание и показывание изучаемых предметов по картинкам и игрушкам.
- Узнавать и показывать предметы одежды и обуви.
- Снятие предметов одежды и обуви с помощью учителя.
- Понимание обращенной речи.
Достаточный уровень:
- Узнавание изученных частей тела человека.
- Узнавание изученных деталей предметов одежды и обуви.
- Узнавание изученных предметов санитарии и гигиены.
Личностные результаты:
- Развитие навыка общения с педагогом.
-Наличие мотивации к обучению.
- Желание выполнять совместные игровые действия с педагогом.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
«Человек».
Содержание | На начало года | 1 полугодие | 2 полугодие |
Представления о себе | |||
- идентификация себя как девочки. | |||
- узнавание (различение) частей тела:
| |||
- знание назначения частей тела | |||
- узнавание (различение) частей лица:
| |||
- знание назначения частей лица | |||
- сообщение о состоянии своего здоровья | |||
- узнавание своего имени | |||
Обращение с одеждой и обувью | |||
- узнавание (различение) предметов одежды:
| |||
Узнавание предметов обуви. | |||
- Сапоги. | |||
- Ботинки. | |||
-Тапки. | |||
-Туфли. | |||
Семья | |||
- узнавание (различение) членов семьи -«мама» «папа» «Бабушка» «Дедушка». |
Материально-техническое обеспечение.
- графические средства: карточки с изображениями объектов, людей, действий, картинки предметов обуви и одежды,
- предметные картинки «Семья», «Части тела», « Предметы для приема пищи»,
- предметы санитарии и личной гигиены,
- информационно-программное обеспечение:
-компьютерные программы для создания пиктограмм,
- компьютерные программы символов,
- компьютерные.- программы для общения, обучающие компьютерные программы,
- аудио и видеоматериалы.
Учебно-методическое обеспечение.
1.Рудякова Е.А.
Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с ТМНР.
Е.А. Рудякова О.Ю. Сухарева «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2011 № 3, с.20-23.
2.Царев А.М. « СИПР – как основа образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС».
/ А.М. Царев «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» - № 3- с. 34-42), 2016..
Окружающий природный мир
Важным аспектом обучения детей с глубокими нарушениями интеллекта и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Данная программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), ТМНР ( вариант 2).
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой
природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи программы являются:
1.формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы.
2. формирование временных представлений.
3.формирование представлений о растительном и животном мире.
Коррекционные задачи: - развитие зрительно - слухового восприятия.
-развитие произвольного внимания. –коррекция мышления и речи.
Методы и приемы обучения:
- беседа, показ, объяснения, экскурсия, наглядное иллюстрирование материала,
- совместные действия с ученицей и учителем по показу .по словесной инструкции.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебная программа по предмету «Окружающий природный мир» рассчитана на 66 занятий. ( 2 занятия в неделю).
1 четверть – 16 занятий;
2 четверть - 14 занятий;
3 четверть - 20 занятий;
4 четверть - 14 занятий.
Программа представлена следующими разделами:
1.«Растительный мир».
2.«Животный мир».
3.«Временные представления».
4.«Объекты н неживой природы».
«Окружающий природный мир».
Количество занятий - 66 ( 2 занятия в неделю)
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во занятий. | Виды деятельности |
Временные представления. | (8) | |||
1-8 | Осень. Признаки осени. Осенняя экскурсия в парк. Листопад. Признаки листопада. Экскурсия в парк. «Наблюдения за изменением окраски листьев.» | 2 2 4 | Признаки осени. Сбор листьев. Загадки. Стихи про «Осень.» Листопад.. | |
9-13 | Живой мир. | (37) | ||
Домашние животные. Кошка. Внешний вид. | 5 | Узнавать по картинке, фото, в игрушке, звукоподражание | ||
14-18 | Собака. Внешний вид. Домашние животные. | 5 | Узнавание по внешнему виду. | |
19-23 | Корова. Внешний вид. Домашние животные. | 5 | Узнавание по внешнему виду. | |
24-28 | Курица. Внешний вид. Домашние птицы. | 5 | Узнавание по внешнему виду. | |
29-33 | Дикие животные: заяц. Внешний вид. | 5 | Узнавание по внешнему виду. | |
34-38 | Лиса. Дикие животные. Внешний вид. | 5 | Узнавание по внешнему виду. | |
39-42 | Волк Дикие животные. Внешний вид. | 4 | Узнавание по внешнему виду. | |
43-45 | Медведь. Внешний вид. | 3 | Узнавание по внешнему виду. | |
Фрукты и ягоды. | ||||
46-48 | Яблоко. | 3 | Узнавать по цвету. Форме, вкусу и запаху. | |
49-50 | Груша | 2 | Работа с картинками. | |
51-52 | Банан | 2 | Работа с картинками. | |
53-54 | Апельсин | 2 | Работа с картинками. | |
55-56 | Арбуз | 2 | Муляжи фруктов. | |
57-58 | Овощи: | (4) | Узнавание по форме, цвету. | |
Огурец | 2 | |||
59- | Помидор | 1 | Узнавание по форме, цвету. | |
60 | Морковь | 1 | Узнавание по форме, цвету. | |
Неживая природа | ( 6) | |||
61 | Вода | 1 | Состояния воды. | |
62-63 | Земля, камни. | 2 | Определение на ощупь. | |
64 | Небо и солнце | 1 | Значение воздуха и солнца | |
65-66 | Земные сутки: день и ночь | 2 | Работа по картинкам. |
Планируемые результаты
Минимальный уровень.
- Умения выполнять задания по показу, образцу .словесной инструкции. - Овладение навыками адаптации в образовательной организации. - Социально- эмоциональное участие в процессе общения и игровой деятельности.
Достаточный уровень.
- Имеет представления об объектах неживой природы. (Вода, воздух, река.земля.) – Имеет представление о временах года, характерных признаках. (Осень .Зима, Весна. Лето.) - Имеет представления о растительном мире. (Овощи. Фрукты и ягоды ) – Имеет представления о живом мире. (Домашние животные. Кошка. Собака ) (Дикие животные. Медведь. Волк.)
Личностные результаты:
-Проявление интереса к изучению окружающего природного мира. - Наличие мотивации к обучению.
Средства мониторинга и оценка динамики обучения.
« Окружающий природный мир».
Содержание | На начало года. | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Животный мир | ||||
Дикие животные. | ||||
Узнавание по картинкам. | ||||
Показывание по картинкам. | ||||
| ||||
| ||||
Домашние животные. | ||||
Узнавание по картинкам. | ||||
Показывание по картинкам. | ||||
| ||||
| ||||
Растительный мир | ||||
Фрукты. | ||||
Узнавание и показывание по картинкам. | ||||
- Яблоко. | ||||
- Банан. | ||||
Овощи. | ||||
Узнавание и показывание овощей. | ||||
по картинкам. | ||||
| ||||
| ||||
Объекты природы. | ||||
- узнавание солнца | ||||
- узнавание воды | ||||
- различение земли, неба | ||||
Временные представления. | ||||
- узнавание частей суток: | ||||
| ||||
| ||||
- различение времен года: | ||||
|
Материально-техническое обеспечение:
- графические средства: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм,
-индивидуальные карточки, картинки. Раскраски по изученным темам, - муляжи овощей, фруктов, - фигурки домашних и диких животных.
- аудио и видеоматериалы.
Учебно - методическое обеспечение
Литература для учителя.
1.. Наглядное пособие для педагогов «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
2.. «Ознакомление с окружающим миром», Л.В.Кмытюк, А.В. Усвайская, Москва «Просвещение» 1998 г.
Математические представления.
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении.
Цель обучения математике- формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи обучения: формировать временные, количественные, пространственные отношения, представления о форме и величине, учить решению повседневных практических задач
Коррекционные задачи: - развитие зрительно-слухового внимания, - развитие мелкой моторики пальцев руки. – развитие произвольного внимания. – развитие пространственных и временных представлений о предметах.
Методы и приемы обучения:
- совместные действия ученицы с педагогом по показу, по образцу, по словесной инструкции. – приемы наложения и приложения, - обводка трафаретов. шаблонов, - счетные действия с множественными предметов. – прием наглядности и иллюстрирования.
Место учебного предмета в учебном плане. На изучение учебного предмета «Математические представления» отведено 33 недели, 2 занятия в неделю. ( за год – 66 занятий). 1 четверть – 16 занятий. 2 занятия – 14 занятия. 3 четверть - 20 занятий. 4 четверть - 16 занятий.
Основное содержание предмета «Математические представления».
Программно-методический материал включает следующие разделы: «Количественные представления». (18 занятий) Понятие о количестве «Много» ,«Один». «Пусто». Выделение количества предметов из группы. По образцу, по показу, по словесной инструкции Выделение одного, двух одинаковых предметов из группы. «Представления о величине ». (12 занятий)- Понятия «Большой-маленький», «Длинный-короткий», - Соотнесение предметов путем наложения при помощи учителя,
«Представления о форме». (16 занятий). – Узнавание и показывание геометрических фигур. Круг. Квадрат. Треугольник. Обводка геометрических фигур по трафарету, используя помощь учителя.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления».
Количество занятий - 66 ( 2 занятия в неделю)
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | ||
Количественные представления | 18 | |||||
1-3 | Одинаковые предметы | 3 | Работа со счетным материалом | |||
4-6 | Одинаковые изображения | 3 | Нахождение одинаковых предметов | |||
7-10 | Множества: один | 4 | Работа со счетным материалом | |||
11-14 | Множества: много | 4 | Работа со счетным материалом | |||
15-18 | Множества: пусто | 4 | Работа со счетным материалом | |||
Пространственные представления | 12 | |||||
19-22 | Ряд из однородных предметов | 4 | Собрать ряд | |||
23-26 | Разрезные предметы из 2 частей | 4 | Собрать предмет | |||
27-30 | Разрезные предметы из 3 частей | 4 | Собрать предмет | |||
Представления о форме | 16 | |||||
31-34 | Группировка предметов по форме | 4 | Разделить по форме | |||
35-38 | Круг | 4 | Найти предметы и карточки с кругом | |||
39-42 | Квадрат | 4 | Найти квадрат на карточках | |||
43-46 | Предметы и геометрические фигуры | 4 | Найти предметы определить фигуры | |||
Представление о величине | 12 | |||||
47-50 | Величина предметов | 4 | Сравнение предметов | |||
51-54 | Большой предмет | 4 | Выбрать все большие | |||
55-58 | Маленький предмет | 4 | Выбрать все маленькие | |||
Повторение изученного материала | (8) | |||||
59-60 | Геометрические фигуры. Круг. Квадрат. Треугольник. | 2 | Работа с геометрическими фигурами. «Геометрическое лото». | |||
Количественные представления. | ||||||
61-62 | Нахождения одинаковых предметов. | 2 | Работа с игрушками. | |||
63 | Нахождения одного предмета. | 1 | Выделение одного предмета. | |||
64 | Нахождение несколько предметов. | 1 | Выделение нескольких предметов. | |||
65 -66 | Представление о величине. Сравнение предметов. Большой – маленький. | 2 | Работа с игрушками. Сравнение по величине. Большой -маленький. |
Личностные и предметные планируемые результаты.
Минимальный уровень:
-Узнавать и показывать изученные предметы с индивидуальной помощью учителя,
- Узнавать и показывать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник по показу и образцу.
- Уметь выделять один и несколько предметов из группы.
- Соотнесение геометрической формы с геометрическими фигурами.
-узнавание геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат.
Личностные результаты:
- Формирование интереса к действиям с предметами.
- Желание выполнять совместные игровые действия с педагогом.
Средства мониторинга и оценка динамики обучения
«Математические представления».
Содержание | На начало года. | 1 полугодие | 2 полугодие |
Количественные представления | |||
- нахождение одинаковых объектов: | |||
| |||
| |||
- различение множеств | |||
| |||
| |||
| |||
Пространственные представления. | |||
- определение предметов близко – далеко | |||
- составление предмета с помощью. | |||
| |||
Представления о форме. | |||
- группировка предметов по форме с помощью. | |||
- различение предметов по форме.
| |||
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами | |||
Представления о величине | |||
- группировка предметов по величине «Большой-маленький». «Длинный-короткий». | |||
- различение предметов по величине
|
Материально-техническое обеспечение:
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
-Конструктор «Лего»;
- набор предметов для группировки по цвету, форме и величине - ,набор геометрических фигур, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, счетные палочки.
Учебно-методическое обеспечение.
«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.» Под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной - С.-ПБ, 2001.
Коррекционный курс « СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ». Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. У детей с ТМНР сенсорный опыт с трудом формируется. Чем тяжелее нарушение у ребенка, тем значительнее развитие чувственного опыта: ощущения, восприятия. Поэтому, педагогический продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия на развитие обучающихся.
Цель программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Реализация данной цели позволит вооружить различными вариантами установления контакта с окружающим миром и различными способами его познания.
Задачи программы:
1. Усвоение сенсорных эталонов.
2. Развитие мускулатуры тела, общей и мелкой моторики.
3. Развитие всех видов восприятия: зрительно-слухового, тактильного.обонятельного и кинестетического
4. Формирование пространственных и временных представлений. Коррекционные задачи. – развитие зрительного восприятия ( фиксация взгляда на объекты и предметы.) - коррекция зрительно - моторной координации, - формирование целенаправленных движений и действий. Методы и приемы обучения. –Совместные действия педагога и ученика. – выполнение действий по подражанию и образцу. по словесной инструкции, - через применение игровых приемов.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программой предусмотрено на обучение коррекционного курса «Сенсорное развитие» в объеме 33 недели, 6 занятий в неделю, ( из них- 4 занятия с учителем, с родителями – 2 занятия ( за год- 99.) 1 четверть – 48 занятий. 2 четверть - 42 занятия. 3 четверть - 60 занятий. 4 четверть – 42 занятия.
Разделы:
1.«Зрительное восприятие». 2. «Слуховое восприятие» 3. «Кинестетическое восприятие». 4. «Восприятие запаха».
Календарно – тематическое планирование по коррекционному курсу «Сенсорное развитие».
№ | Содержание изучаемого материала. | Кол-во занятий | Дата | Аудиторные с учителем. | Внеаудиторные |
Слуховое восприятие | |||||
1-6 | Умения локализовать неподвижный источник звука. | 6 | 4 | 2 | |
7-11 | Формирование соотносить звук с его источником. | 5 | 3 | 2 | |
12-16 | Одинаковые по звучанию объекта. | 5 | 3 | 2 | |
Зрительное восприятие. | |||||
17-21 | Фиксация взгляда на лице человека. | 5 | 3 | 2 | |
22-25 | Нна расстоянии вытянутый руки. | 4 | 2 | 2 | |
26-30 | С использованием интонации. | 5 | 3 | 2 | |
31- 34 | С использованием тембра голоса. | 4 | 2 | 2 | |
35-38 | На светящем предмете. фонарик. Музыкальная игрушка. | 4 | 2 | 2 | |
Кинестетическое восприятие. | |||||
39-42 | Формирование адекватной реакции: на прикосновение человека. | 4 | 2 | 2 | |
43-47 | С различными материалами. | 5 | 3 | 2 | |
48-52 | На положение тела. | 5 | 3 | 2 | |
53-57 | На изменение положения тела. | 5 | 3 | 2 | |
58-62 | На изменение положения частей тела. | 5 | 3 | 2 | |
63-67 | На различные материалы. | 5 | 3 | 2 | |
68-72 | На прикосновения человека. | 5 | 3 | 2 | |
Восприятие запаха. | |||||
73-77 | Формирование адекватной реакции на запахи ароматических масел. | 5 | 3 | 2 | |
78-82 | На запахи парфюмерии. (духи) | 5 | 3 | 2 | |
83-87 | Мыло | 5 | 3 | 2 | |
88-92 | Зубная паста. | 5 | 3 | 2 | |
93-97 | Запахи растений. Цветы. | 5 | 3 | 2 | |
98- 102 | Запахи фруктов и овощей. | 5 | 3 | 2 | |
99- 103 | Запахи продуктов питания. | 5 | 3 | 2 | |
Слуховое восприятие. | |||||
104-110 | Умения соотносить звук с его источником. | 7 | 5 | 2 | |
111- 115 | Умения находить одинаковые по звучанию объекты. | 5 | 3 | 2 | |
116- 120 | Умения соотносить звук с его источником. | 5 | 3 | 2 | |
Зрительное восприятие. | |||||
121- 125 | Фиксация взгляда на лице человека . | 5 | 3 | 2 | |
126-130 | На расстоянии вытянутой руки. | 5 | 3 | 2 | |
131- 135 | С использованием тембра голоса. | 5 | 3 | 2 | |
136- 140 | На светящиеся игрушки. | 5 | 3 | 2 | |
Восприятие запахов. | |||||
141-145 | Формирование адекватной реакции на запахи духов. | 5 | 3 | 2 | |
146- 150 | На ароматические масла. | 5 | 3 | 2 | |
151- 155 | На запахи цветов. | 5 | 3 | 2 | |
156-159 | на запахи ароматических масел. | 4 | 3 | 1 | |
Зрительное восприятие. | |||||
160- 163 | Фиксация взгляда на лице человека: -на музыкальные игрушки. | 4 | 2 | 2 | |
164-168 | С использованием интонации. | 5 | 3 | 2 | |
169- 173 | С использованием тембра голоса | 5 | 3 | 2 | |
174 178 | На расстоянии вытянутой руки. | 5 | 3 | 2 | |
179 183 | С использованием мимики. | 5 | 3 | 2 | |
184 188 | На светящие игрушки. | 5 | 3 | 2 | |
189 193 | На музыкальные игрушки. | 5 | 3 | 2 | |
Повторение изученного материала. | |||||
Восприятие запаха. | |||||
194- 198 | Формирование адекватной реакции на запахи парфюмерии. | 5 | 4 | 1 |
Личностные и предметные планируемые результаты .
Минимальный уровень: - умение выполнять задания по образцу, показу, по словесной инструкции. – социально-эмоциональное участие и процессе общения игровой деятельности.
Достаточный уровень:
- умение фиксировать взгляд на лице человека, - умение определять продуктов питания, ароматические масла,
овощи и фрукты по запаху, - реагирование на звуковые источники на расстоянии вытянутой руки. – формирование интереса к действию с предметом.
Личностные результаты:
- Наличие мотивации к обучению. – Проявление желания к выполнению совместных действий с педагогом.
Средства мониторинга и оценка динамики обучения .
Содержание. | На начало года | 1 полугодие | 2 полугодие |
Зрительное восприятие. | |||
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа: - на уровне глаз -выше уровня глаз -ниже уровня глаз. Фиксвция взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева: - на уровне глаз - выше уровня глаз - ниже уровня глаз. | |||
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенном предметом - по горизонтали( вправо, влево) - по вертикали ( вверх, вниз) - по кругу. | |||
Слуховое восприятие. | |||
Локализация неподвижного источника звука, расположенном на уровне уха. -справа - слева | |||
Кинестетическое восприятие. | |||
Адекватное эмоционально-двигательные реакцию на прикосновения человека. Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи парфюмерии. |
Материально – техническое оснащение. Игрушки, предметы со световым .звуковым сигналами, - образцы материалов, различные по форме, цвету, вязкости, температуры, плотности, набор ароматических масел .Учебно – методическое обеспечение.- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой/-С. П., 2011.
III. Содержание внеурочной деятельности и программа сотрудничества с семьей.
3.1 Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с годовым планом мероприятий ГКОУ «Вышневолоцкая школа – интернат №1».
При участии обучающейся в мероприятиях необходимо учитывать его индивидуальные психо-физические особенности.
3.2 Программа сотрудничества с семьей (законным представителем) обучающегося
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающейся в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.
Задачи:
- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение единства требований к обучающейся в семье и на занятиях;
- обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.
Мероприятия:
- Психокоррекционные занятия.
- Индивидуальные консультации родителей со специалистами (логопед, педагог – психолог, социальный педагог).
- Консультации педагога, работающего с ребенком, по вопросам обучения и воспитания.
- Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.
- Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке и реализации СИПР в интересах ребенка.
- Посещение родителями индивидуальных занятий, проводимых с ребенком.
- Лектории для родителей по плану работы школы.
IV. Результативность прохождения СИПР
4.1 Психолого – педагогическая характеристика на конец учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТМНР.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ....
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...
Инструктивно-методическое письмо «О разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ и ФГОСО УО (ИН) в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Основные рекомендации при разработке СИПР...
Специальная индивидуальная программа развития ребенка (СИПР)
Рабочие программы по предметам...
Специальная индивидуальная программа развития ребенка (СИПР)
Рабочие программы по предметам...
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
методические рекомендации по составлению Специальной Индивидуальной Программы Развития ребенка (СИПР)
Эт презентация содержит рекомендации по составлению СИПР, таблицы, графики и т.д....