Статья "Самообразование педагога- как объект самоуправления"
статья на тему
Чтобы учить других - преподаватель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком - в широком смысле этого слова!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_samoobrazovaniyu_pedagoga.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование педагога - как объект самоуправления
«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться».
А.С. Макаренко
Чтобы учить других - преподаватель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.
Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование.
Когда речь идёт о педагогах, то привычный термин «самообразование» трактуется широко, что оправдано: не только как приобретение новых знаний путём самостоятельной работы, но и как самовоспитание, саморазвитие, самосозидание, самооценка, и как самостроительство собственной личности .
Главным в самообразовании является наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности. Это то (мотив), что является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, и он всегда связан с удовлетворением потребностей как субъекта в своём развитии, то есть в профессионально-личностном росте.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности.
Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию.
Если говорить об источниках самообразования, то в литературе нет какого-либо их полного перечня.
Источником самообразования педагога, в широком смысле этого слова, является вся его жизнь.
Это и его детство, отрочество, юность.
Жизненный опыт педагога, прочитанные книги, телевидение, общение с разными людьми, театр, спорт, размышления.
Это все способы самопознания (созерцание, медитация), пережитое (счастье, горе, удачи, неприятности).
Выбор профессии, друга, спутника жизни, решения, поступка, позиции, ценностей, идеалов.
Анализ своей профессиональной деятельности, способов разрешения конфликтных ситуаций, размышления о каждом удавшемся и неудавшемся уроке.
И, преподаватель сам выбирает, какие из источников для него приоритетные, какие дополнительные, какие второстепенные.
Выбирает из того, что он больше любит, из имеющихся возможностей, из мотивов, цели .
Способы самоорганизации самообразования у всех складываются по-разному.
От анализа практики. Всех педагогов и управленцев в сфере образования по тому, как они реализуют самообразование, как используют источники, можно (условно, конечно) дифференцировать.
Одни - «люди, укоренённые в культуре», никак не планируют своё саморазвитие и специально о нём не думают вообще, специально его не организуют, но…заняты самообразованием постоянно. Эту часть их жизни стихийной назвать нельзя. Они читают заинтересовавшие их серьёзные книги, ходят в театр. В телепередачах их больше интересует канал «Культура». У них широкий круг самого разнообразного общения, они учатся не только друг у друга, но и у детей. Для них «думанье» (размышление, анализ, рефлексия, медитация) - естественный процесс, они жить без всего этого не могут, это образ их мыслей и чувствований, то есть образ их жизни, выражающий их естественную потребность в саморазвитии. Без которой их жизнь была бы не полной.
Другие - «рационалисты-алгоритмистыи», тоже понимают самообразование как профессиональную необходимость в освоении достижений науки, культуры, прогрессивного опыта, но им необходимо предварительно продумывать и, возможно, письменно планировать всю эту работу, в чём ничего плохого нет. Просто, это другой психотип педагогов.
Есть и те, кто совмещает в себе черты представителей названных групп.
Есть и те, кому ничего не нужно. Им просто не следует заниматься педагогической деятельностью.
Формы самоорганизации самообразования.
Наиболее часто используемые формы организации самообразования, их преимущества и недостатки.
- Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
- эпизодичность прохождения курсов;
- время проведения – в учебный период, что влечёт большие изменения в режиме работы школы или детского сада;
- качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьёзного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учётом потенциала слушателей.
- Получение высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т.к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
- система «учёный-учитель», при которой обучение ведут учёные-специалисты.
Недостатки:
- нехватка у педагогов свободного времени;
- дороговизна обучения.
- Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
- дистанционные курсы проводятся на платной основе;
- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т.е. их не учитывают при прохождении очередной аттестации.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
- научно-исследовательскую работу по определённой проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую пробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.
Причины, которые чаще всего называют педагоги - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
Поэтому - каждый педагог определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Презентация для урока информатики в 4 классе на тему: "Повторение по теме "Объекты. Свойства и признаки объектов""
Урок повторения материала по теме "Объекты. Свойства и признаки объектов" проводится перед новогодними праздниками. Это нашло свое отражение в презентации....
Тест по информатике для 3 класса по теме: «Объект, функции объекта».
Данный тест разработан для учащихся 3 класса с целью проверить знания учащихся по теме: «Объект, функции объекта»....
Загадки по теме "Объекты природы и объекты, созданные руками человека."
окружающий мир 1 класс...
Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления в классе
Презентация на тему Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления....
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ...
«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.
На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...