Рабочая программа ВУД "Вторая жизнь ненужных вещей". 2 класс.
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа ВУД "Вторая жизнь ненужных вещей". 2 класс. 1час/нед
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2ya_zhizn.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Творческая мастерская «Вторая жизнь ненужных вещей» для 2 класса составлена в соответствии с:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009,
- в соответствии с законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012,
- в соответствии с основной образовательной программой ГБОУ лицей №623 Выборгского р-на Санкт-Петербурга,, утверждённой Приказом директора от 31.08.2018
- на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» (2011г) и материалах рабочей программы Кушнарёвой Н.Н. «Умелые руки»(2013г).
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к прекрасному.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, пластилином, пластиковыми отходами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, помогает становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой,, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желание трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Новизна заключается в том, что программа направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно –экономических условиях.Она развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель программы:
Создание условий для развития экологически-культурной личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Многие задания предполагают разные виды коллективного взаимодействия:
работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект.
Программа рассчитана на детей 8-9 лет ( 2 класс).
Сроки реализации образовательной программы – 1 год - 1 час в неделю - 34 учебных часа в год.
Ожидаемые результаты
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
Общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические :
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Постановка и решение проблемы:
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка результатов работы.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предметные:
-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Данная программа способствует формированию у учащихся следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные УУД
Учащийся научится
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
Учащийся сможет:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Формы подведения итогов
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
- в классе
- в лицее
- Участие в украшении класса к праздникам.
• Участие в городских, областных, всероссийских и международных
( заочных) выставках и конкурсах детских творческих работ.
Содержание программы
№ | Тема | Теория | Практика |
1 | Знакомство с материалами, используемыми на занятиях. | Инструктаж по технике безопасности. Беседа о свойствах и особенностях материалов. | Дети на практике знакомятся с материалами: бумага, фетр, кожа, виды картона и т.д., отмечают их особенности. |
2 | Подготовка рабочего места. | Беседа о правильной организации рабочего места на занятии с различными материалами. | Дети раскладывают материалы, необходимые на занятиях ( клей, ножницы, клеенка, тряпочка, папка и т.д. Учатся самостоятельно надевать форму ( нарукавники и фартук) и аккуратно убирать свое рабочее место после занятия. |
3 | Работа с картоном и природным материалом ( засушенные листья) | Беседа об особенностях работы с картоном. Беседа об особенностях работы с засушенными листьями. | Дети самостоятельно работают с шаблонами, выполняют эскиз работы, оформляют работу. |
4 | Работа с пластиком, тканью и бумагой, особенности выполнения коллективной работы. | Беседа о празднике, обсуждение эскиза работы, распределение действий между детьми. | Дети подбирают материалы для работы, обсуждают, делают эскизы и выполняют работу. |
5 | Особенности работы с пластиком, пуговицами. | Беседа о технике выполнения аппликации с использованием пуговиц. Демонстрация различных видов пуговиц. | Дети рассматривают пуговицы, делают выводы, что для аппликации лучше всего подходят плоские пуговицы без ножки, подбирают различные цветовые сочетания. |
6 | Знакомство с особенностями работы с тесьмой, лентами, нитками. | Беседа о технике работы с данными материалами, демонстрация разных видов тесьмы, лент, ниток. | Дети выполняют аппликацию, используя разные материалы. |
7 | Особенности работы с фетром и кожей. | Беседа о технике работы с фетром и кожей. | Самостоятельная работа с шаблонами и выполнение работы. |
8 | Знакомство с квиллингом. | Беседа о технике работы с бумагой для выполнения простых элементов. | Дети выполняют по образцу основные формы квиллинга: « капля, завиток, спираль, лист». Выполняют простую композицию из данных элементов. |
9 | Приемы торцевания. | Беседа о торцевании и демонстрация приемов в выполнении аппликации. | Самостоятельное выполнение детьми аппликации на свободную тему, применяя технику торцевания. |
10 | Особенности выполнения работы с использованием различных техник. | Обзор материалов и техник, с которыми познакомились на занятиях. | Дети самостоятельно пробуют создать эскиз работы, используя различные материалы: бумагу, ткань, тесьму и природный материал. Выполняют пасхальную открытку. |
11 | Особенности выполнения коллективной работы: панно. | Обсуждение эскиза работы, распределение действий, выбор материалов. | Самостоятельное выполнение работы, оформление панно на весеннюю тематику. |
Таким образом, содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.
Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов.
На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Календарно - тематическое планирование
2 класс
«Творческая мастерская «Вторая жизнь ненужных вещей»
Количество часов всего - 34 часа
№ п/п | Тема | т | п | Дата |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Беседа и демонстрация различных материалов. | 1 | 09 | |
2. | Подготовка рабочего места. Особенности работы с различными материалами. | 1 | 09 | |
3. | «Воспоминания о лете. Коллективная работа «Бабочки на ромашковом поле» из пластика Работа с шаблонами. Выполнение эскиза. | 1 | 09 | |
4. | «Воспоминания о лете. Коллективная работа «Бабочки на ромашковом поле» из пластика | 1 | 09 | |
5. | Стенгазета « С Днем учителя!»- бумага, ткань, пластик- выполнение работы. | 1 | 10 | |
6. | Работа с природными материалами ( шишки, засушенные листья,...) Оформление работы. | 1 | 10 | |
7. | Работа с природными материалами ( шишки, засушенные листья,...) Оформление работы. | 1 | 10 | |
8. | Работа с природными материалами ( шишки, засушенные листья,...) Оформление работы. | 1 | 10 | |
9. | Особенности и техника работы с пуговицами, пластиком, фетром | 1 | 11 | |
10. | Изготовление подарков ко Дню Матери. Работа с шаблонами. | 1 | 11 | |
11. | «Подарок маме»- пластик, фетр, пуговицы | 1 | 11 | |
12. | Аппликация «Елочка»- нитки, тесьма, ленты, бумага. Коллективное панно «Зимний лес». | 1 | 12 | |
13. | «Мастерская Деда Мороза». Изготовление открыток, игрушек-сувениров из пластика, фетра, ткани | 1 | 12 | |
14. | «Мастерская Деда Мороза». Изготовление открыток, игрушек-сувениров из пластика, фетра, ткани Украшение класса к празднику. | 1 | 12 | |
15. | «Мастерская Деда Мороза». Изготовление открыток, игрушек-сувениров из пластика, фетра, ткани. Выставка поделок в классе к Новому году. | 1 | 12 | |
16. | Квиллинг. Техника работы с бумагой | 1 | 01 | |
17. | Цветы в технике квиллинг. | 1 | 01 | |
18. | Квиллинг. Техника работы с бумагой | 1 | 01 | |
19. | Подарок папе. Магнитик «Защитнику Отечества» - пластик, кожа, фетр | 1 | 02 | |
20. | Подарок папе. Магнитик «Защитнику Отечества» - пластик, кожа, фетр | 1 | 02 | |
21. | Подарок любимой маме. Магнитик «Мартовские кошечки»- фетр, кожа | 1 | 02 | |
22. | Подарок любимой маме. Магнитик «Мартовские кошечки»- фетр, кожа | 1 | 03 | |
23. | Приемы торцевания. Аппликация в технике торцевания на свободную тему. | 1 | 03 | |
24. | Приемы торцевания. Аппликация в технике торцевания на свободную тему. | 1 | 03 | |
25. | «Пасхальный зайчик»- бумага, ткань, тесьма, природный материал. | 1 | 03 | |
26. | «Пасхальный зайчик»- бумага, ткань, тесьма, природный материал. | 1 | 04 | |
27. | Панно « Весенняя полянка»- коллективная работа в разной технике. | 1 | 04 | |
28. | Панно «День Победы»- коллективная работа в разной технике. | 1 | 04 | |
29. | Панно «День Победы»- коллективная работа в разной технике. | 1 | 04 | |
30. | Объемная фигура из пластика «Голубь» - коллективная работа | 1 | 05 | |
31. | Объемная фигура из пластика «Голубь» - коллективная работа | 1 | 05 | |
32. | Объемная фигура из пластика «Голубь» - коллективная работа | 05 | ||
33. | Изготовление цветов для участия в благотворительной акции «Белый цветок» - пластик, ткань, кожа, фетр | 05 | ||
34. | Оформление выставки поделок | 05 |
Материально-техническое обеспечение
Печатные средства | Технические средства | Оборудование | Наглядность |
Книги, открытки, журналы, газеты по рукоделию | АРМ учителя – компьютер, проектор, видеоматериалы - диски | Нитки, нитки для вышивки, ткани разной фактуры, бумага для поделок, цветная бумага, картон, пряжа разной фактуры, крючки, иглы, ножницы, карандаши, линейки,пяльцы. Пряжа разной толщины и фасонов. Шелковые ленты различной ширины. Наборы фетра разной толщины и цвета, салфетки из ткани, кожа. ПЭТ-бутылки, стаканчики. Подкладные доски, клей ПВА, клей-карандаш, фартук, нарукавники, влажные салфетки. | Образцы вышивок в технике вышивка лентами. Панно из вязаных косичек. Панно из остатков пряжи. Картины из фетра и кожи. Образцы готовых изделий в натуральном виде. Картины и открытки в технике квиллинг, торцевания. Коллекции разных видов пуговиц. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Для педагогов:
- Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007.
- Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
- Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.
- В.В. Выгонов. Поделки из разных материалов 1-4 классы. Издательство «Экзамен», 2012.
- Сайт Страна Мастеров
Для обучающихся:
- Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
- Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
- Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
- Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Для родителей:
- Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
- 100 поделок из ненужных вещей. Ярославль: Академия Просвещения, 1983.
- Рукоделие для дома: 103 оригинальных идеи. Ростов-н/Д: Феникс, 2004
- Сайт Страна Мастеров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вторая жизнь ненужных вещей"
Ресурс содержит проект, презентацию, методическую разработку внеклассного занятия по окружающему миру для первого класса. Целевая установка на социализацию и воспитание основ экологической культуры об...
Новая жизнь ненужных вещей.
Презентация к классному часу "Сбережём планету от мусора"...
Проект "Вторая жизнь ненужных вещей"
Проект "Вторая жизнь ненужных вещей" подготовлен учащимися 2 класса....
Проект "Вторая жизнь ненужных вещей"
На уроках технологии, внеурочной деятельности в начальных классах, ребята стараются придумать интересные поделки из бросового материала и тем самым уменьшить загрязнение окружающей среды. Так родилась...
Тема: Вторая жизнь ненужных вещей или мастерская «Переработка».
Хочешь знать, что происходит с пустыми консервными банками, стеклянными бутылками из-под варенья, сока и старыми газетами и журналами?сегодня мы попробуем найти ответы на эти вопрос...
Вторая жизнь ненужных вещей
Конспект занятия...
Презентация для защиты проекта "Вторая жизнь ненужных вещей"
Данная презентация подготовлена для проведения защиты проекта обучающейся 6 класса по теме "Вторая жизнь ненужных вещей"...