Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на музыкальных занятиях.
статья

Лукьянова Ульяна Валерьевна

В этой статье говорится об особенностях развития художественно творческих способностей обучающихся с  нарушением слуха на музыкальных занятиях. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с                                           нарушением слуха на музыкальных занятиях.

   

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию остаточного слуха  детей, развитию слухового восприятия речи, обогащению  представлений детей о звуках окружающего мира, ориентировке на звук, которая является  одной из важнейших характеристик предметов и явлений живой и неживой природы.

   Музыкальные упражнения и игра на музыкальных инструментах предоставляют детям с нарушением слуха возможность получить правильное представление о силе и высоте звука, а пение активизирует  голосовые связки, всё вместе это  способствует развитию интонированной и  выразительной речи.

   Сейчас развивается новая ветвь сурдопедагогики, реабилитирующая музыкальный слух и вокальные данные, движение, а самое главное – эмоции и интеллект глухого ребёнка путём общепринятых музыкальных занятий в системе детского образования. Музыкальный звуковой поток воспринимается через слуховой аппарат и оказывает мощное влияние на эмоциональную сферу детей. Обучение слуховому анализу выразительных средств музыки на занятиях, игра на музыкальных инструментах, а также пение  укрепляет связи  центров головного мозга. Звуковые импульсы, идущие по нервным волокнам в центры движения и музыки, передаются в системы слуха и речи, включая их в общую работу. Важной задачей  курса музыкально-ритмических занятий является развитие слуховых представлений на основе понимания музыкального языка и обучение тому, что принято называть музыкальной грамотой. Знание элементарных музыкальных понятий  необходимо, потому что художественно-образный язык музыки подразумевает различение на слух длительности нот и формы произведения, восприятие средств музыкальной выразительности  динамики и темпа, звуковедения, тембра и интонации. [16] На   музыкально-ритмических занятиях проводится активный анализ музыки. В зависимости от степени нарушения слуха детей и этапа обучения речевой материал на занятиях может сообщаться в устной, письменной (таблички) и устно-дактильной форме. Для  поддержания внимания и облегчения усвоения различных понятий может использоваться мнемотехника (схемы, дорожки, таблицы), благодаря чему  быстрее происходит запоминание новых понятий, и наиболее полно раскрывается музыкальный образ. Также  важно обеспечивать понимание предлагаемых слов и фраз, их смысловой стороны для дальнейшего использования их в процессе действий детей и устной речи.

На занятиях также  применяется метод графического изображения музыки. В его основе лежит принцип наглядности, которая связана со зрительной формой восприятия. Невидимые явления, такие как динамические процессы отображаются в виде графиков:

   На уроках детям предлагается зарисовать впечатления от прослушанного музыкального произведения, рисунки учеников представляют собой своего рода "документ", позволяющий учителю  судить о степени усвоения детьми данного музыкального произведения. А также  такие зарисовки музыкальных произведений, созданные  учениками в процессе осознанного переживания музыки,  cлужат для детей изобразительным знаком, с помощью легче вспомнить музыку, её форму в целостном виде. Это помогает при повторном прослушивании точнее и быстрее восстанавливать все особенности ритмического, темпового и динамического её строения. Это в значительной степени способствует воспитанию восприятия музыки. В музыкальном образовании детей с нарушениями слуха применение "музыкальной графики"  помогает стимулировать интерес учащихся к музыкальному искусству, активизировать их мыслительную деятельность, и, конечно, способствует развитию интонационного мышления и творческой фантазии.

   В школе-интернате №1 Выборгского района Санкт-Петербурга организована студия жестового пения «Поющие руки», в которой занимаются учащиеся 1-11 классов. Нужны большое терпение, настойчивость и месяцы упорного труда, прежде чем ребята выходят на сцену – ведь жестовый язык  не всегда соответствует  разговорному. В нем отсутствуют, например, образных выражения, метафоры, грамматически он также строится иначе. Часто жест обозначает понятие, явление, действие или даже целую жизненную ситуацию, и дословно перевести на него песню не получится. Она должна строиться как история, которую неслышащий певец переживает и рассказывает зрителям руками, мимикой, движениями тела. В жестовой песне есть элементы танца, пантомимы, и «поется» она душой.  Ребята исполняют лирические, народные, шуточные песни и романсы, зажигательные танцы и пантомимы. Это оригинальное пение является настоящим искусством, которое заинтересовало таких народных артистов нашей эстрады, как Зара и Елена Ваенга. Студия жестового пения «Поющие руки» уже не первый год активно сотрудничает с Зарой и участвует во многих ее проектах, и администрация школы-интерната и родители воспитанников очень благодарны певице Заре за сотрудничество с неслышащими детьми. Учащиеся приобретают огромный незабываемый  опыт, уверенность в своих силах, участвуя в совместных проектах и концертах певицы, а это, безусловно, способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. За исполнение песен на различных концертных площадках воспитанники, занимающиеся в школьной студии «Поющие руки», заслужили немало престижных наград. Их приветствовали зрители в Москве, Франции, Катаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения"

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле бо...

Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения. Работа с фольгой"

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Жизнь станови...

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на уроках изобразительного искусства.

В данной статье изложена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на уроках изобразительного искусства....

Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей

В статье дается описание методов работы с детьми посредством лепки, развитие творческих способностей, работа с внутренним миром ребенка....